Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ДЕТСКОГО САДА.


Автор: Серова Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 953
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: опыт работы
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ДЕТСКОГО САДА.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент Образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Города Москвы школа № 953, дошкольное отделение №3

ОПЫТ РАБОТЫ

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ

СПЕЦИАЛЬНОГО ДЕТСКОГО САДА.

Составила

Воспитатель:

Серова Валентина Николаевна,

Высшая квалификационная категория.

2017 год

Разработка технологии формирования нравственных представлений у

детей

с

ЗПР

младшего

дошкольного

возраста

в

условиях

специального

детского сада вызвана отсутствием программы по данному направлению

воспитания

для

детей

с

ЗПР,

а

также

невозможностью

использования

в

полном

объеме

существующих

технологий

для

общеобразовательных

детских садов из-за своеобразия формирования нравственных представлений

у детей с ЗПР.

Организационной

особенностью

этой

работы

в

данном

возрасте

является отсутствие специально организованных занятий (они появляются

только в старшем дошкольном возрасте). Все задачи решаются во время

проведения

режимных

моментов.

Чтения

и

обсуждения

художественных

произведений.

Начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а

затем и развивают у них начала коллективизма: умение совместно и дружно

играть

и

трудиться,

проявлять

сочувствие

друг

другу,

ответственность

за

у ч а с т и е

в

о б щ е м

д е л е ,

о к а з ы в ат ь

в з а и м н у ю

п о м о щ ь ,

б ы т ь

дисциплинированными.

Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в

процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений

необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку

взрослыми

и

сверстниками,

бережного

отношения

к

игрушкам

и

вещам,

находящимся в общем пользовании.

Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности.

Она

вызывает

у

детей

эмоциональную

отзывчивость,

ответную

доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе чувства -

жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.

По мере того как навыки нравственного поведения детей постепенно

переходят

в

привычку,

становятся

естественной

потребностью,

-

дети

овладевают

элементарными

представлениями

о

нравственности,

гуманном

отношении к людям. Для убыстрения этого процесса необходимо наряду с

показом образцов поведения детей в различных ситуациях, следует специально

упражнять их в нравственных поступках.

Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе и

этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи

с

обязательной

оценкой

их

поступков,

чтение

произведений

детской

художественной литературы.

Эти приемы помогают осознанию детьми общепринятых норм и. воз-

действуя

на

эмоциональный

и

волевой

действенно-практичный

компонент

личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно.

Специально

организованная

игровая

деятельность

способствует

со-

вершенствованию

интеллектуальной

и

эмоциональной

сфер

дошкольников,

развивает нравственные мотивы поведения.

Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки,

анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.

В

инсценировках

дети

разыгрывают

коммуникативные

ситуации,

связанные с применением правил этикета.

Особое

место

среди

личностных

свойств

занимают

нравственные

качества - доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и

принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых.

Эти

качества

необходимы

для

того,

чтобы

ребенок

научился

жить

в

обществе по законам нравственности, т.е. на основе согласования собственных

потребностей

с

потребностями

и

стремлениями

взаимодействующих

с

ним

людей.

Во все времена взрослые пытались обучить малышей элементарным

правилам,

регулирующим

их

отношение

к

природе

и

близким

людям.

Это

соблюдение порядка, умение элементарно обслуживать себя, оказывать помощь

близким людям в делах, по-доброму относиться к животным и растениям, быть

вежливыми

и

внимательными

при

общении

с

незнакомыми

людьми.

В

условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно

находится

с

другими

детьми,

вступает

с

ними

в

разнообразные

контакты,

складывается

детское

общество,

где

ребенок

приобретает

первые

навыки

поведения

в

коллективе,

установление

взаимоотношений

с

окружающими,

которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной

жизни.

В

совместной

деятельности

детей

непрерывно

возникают

ситуации,

требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения

к сверстникам, умением отказаться от личных желаний ради достижения обшей

цели.

В

этих

ситуациях

дети

далеко

не

всегда

находят

нужные

способы

поведения.

Нередко

между

ними

возникают

конфликты,

когда

каждый

отстаивает

свои

права,

не

считаясь

с

правами

сверстников.

Вмешиваясь

в

конфликты, улаживая их, воспитатель учит детей осознанному выполнению

норм поведения.

Оценка со стороны группы особенно важна для детей. Они стараются

воздерживаться

от

поступков,

вызывающих

неодобрение

сверстников,

заслужить их положительное отношение. Малыш чувствует похвалы и радость

родителей, когда он пытается делать первый шаг, когда выговаривает что-то

похожее на первое слово, когда сам держит ложку; и это одобрение взрослых

делается

важным

элементом

его

жизни.

Существенно

для

нравственного

развития сознания ребенка.

Одной из основных задач нравственного воспитания детей младшего

дошкольного возраста (3-5 лет) заключается в развитии и поощрении в них

способности

сочувствовать,

т.е.

способности

представить

себе,

что

и

как

чувствуют

другие.

Это

чувство

формируется

во

время

заботы

о

любимых

животных, приготовления подарков для других детей и членов семьи, заботы о

больном.

Своим

отношением

к

детским

проступкам

взрослые

постепенно

воспитывают в детях понимание добра и зла, учат их правдивости.

Следующим

этапом

детского

нравственного

развития

является

их

способность к дружбе, к личным отношениям с другими детьми. Способность

понимать, что чувствует твой друг, сочувствовать ему, простить ему его вину,

уступить ему, радоваться его радости, уметь

мириться после ссоры - все это

связанно с самой сутью нравственного развития. Родителям, надо - заботиться,

чтобы

у

детей

были

друзья,

товарищи,

чтобы

развивались

их

дружеские

отношения с другими детьми . Выработать у ребенка эти простейшие навыки

всегда нелегко.

В играх, в быту, труде и на занятиях постоянно возникают ситуации, которые

следует использовать для упражнения детей в добрых делах и поступках.

Педагогу следует тактично и ненавязчиво, избегая прямого морализирования

направлять

поведение

воспитанников,

учить

их

быть

справедливыми,

добрыми, отзывчивыми.

Воспитатель должен видеть, как проявляет себя

р е б е н о к ,

п о о щ р я т ь

д р у ж е с к и е

в з а и м о о т н о ш е н и я ,

д о б р о т у,

самостоятельность,

своевременно

оказывать

помощь

в

разрешении

конфликтов.

При работе в этом направлении с детьми 4-5 лет мы предлагаем выделить 4

блока задач:

I. Повышение культуры общения со взрослыми:

- близкими;

- чужими.

II. Повышение культуры общения со сверстниками.

III. Освоение навыков бережного отношения к предметам и игрушкам.

IV. Освоение навыков бережного отношения к живой природе.

Образовательно

воспитательную

работу

по

данному

направлению

мы

предлагаем строить по типу усвоения правил поведения:

1.

Говори людям вежливые слова.

2.

Будь внимательным к людям.

3.

Уступай место старшему, слабому, малышу.

4.

Помоги другому, если ему тяжело или он что-то уронил или рассыпал.

5.

Успокой товарища если он чем – то огорчен.

6.

Всегда старайся делать другому приятное.

7.

Извинись, если ты огорчил кого-то.

8.

Бережно обращайся с игрушками и вещами.

9.

Люби все живое – это часть нашей природы.

10.Важно, чтобы ребенок не просто механически выучивал правило, а

понимал суть нравственного поведения, которое подчиняется этому

правилу.

Педагог

постепенно

подводит

ребенка

к

восприятию

и

усвоению этого правила.

Работа над каждым блоком ведется по 4 этапам.

На

первом

этапе

детям

дается

новое

правило.

Дети

воспринимают

информацию (беседа, демонстрация ситуации с последующим разбором).

На втором этапе дается игровая ситуация на это правило. Дети ее оценивают,

анализируют с помощью взрослых, ориентируются в правиле (дидактическая

игра, художественная литература).

На

третьем

этапе

дается

повторная

ситуация

на

это

правило.

Дети

самостоятельно производят выбор формы поведения в предложенной игровой

ситуации

(режиссерские

моменты,

художественная

литература,

самостоятельный показ инсценировок)

На

четвертом

этапе

самостоятельное

поведение

и

соблюдение

правил

(сюжетно – ролевые игры). На этом этапе дети не только видят нарушения

правил поведения у другого ребенка. Но и сами стремятся их выполнять.

Для

более

успешного

решения

задач

по

формированию

нравственных

представлений необходимо выполнять ряд правил:

1.

Никогда никого не наказывать.

2.

Не сравнивать детей друг с другом.

3.

Не осуждать детей в присутствии других.

4.

Не жаловаться на них родителям.

5.

Хвалить от души.

6.

Верить и доверять.

7.

Искренне поощрять.

8.

Договариваться и находить общий язык.

Всю

работу

по

формированию

нравственных

качеств

необходимо

вести

вместе

с

родителями:

сообщать

им

о

достижениях

и

проблемах

детей,

консультироваться

с

ними

об

индивидуальных

особенностях

ребенка.

Выявлять происхождение тормозящих факторов, обучать самих родителей

приемам и методам нравственного воспитания в семье.



В раздел образования