Автор: Вигонт Елена Петровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3"
Населённый пункт: город Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Выбор ИУП – выбор своего будущего".
Раздел: полное образование
«Выбор ИУП – выбор своего будущего».
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека
Выбор индивидуального учебного плана для учащегося становится не единичной акцией, а
последовательно развертываемым событием, ценностно-ориентированной деятельностью. Для
успешного выбора необходимо четкое понимание собственных целей и задач, определение методов
и способов их достижения. Эта работа начинается с поступления в гимназию, видоизменяется в
подростковом возрасте, ее итог, проверка и проба собственных сил - индивидуальные учебные
планы в старшем звене.
Работа с учащимися осуществляется в диагностическом, просветительском и
консультативном направлениях.
С 5 класса начинается первый (подготовительный) этап к осуществлению выбора. На данном
этапе проводятся психологические занятия, направленные на адаптацию гимназистов к средней
школе, занятия по развитию креативного и системного мышления; которые развивают у детей
навыки конструктивного общения (включая и развитие эмоционального интеллекта), формирование
адекватного представления о себе, обучение приемам саморегуляции, проводятся тренинги
уверенности в себе (для снятия личностной и школьной тревожности, - одного из неизбежных
спутников подросткового возраста). Диагностическая работа данного периода предполагает
групповую психологическую диагностику личностной сферы детей. Для этого используются
следующие методики
- цветовой тест М.Люшера,
- тест на тревожность Филлипса (ежегодно проводится в рамках КОК),
- анкета школьной мотивации,
- метод социометрии М.Битяновой.
На втором этапе (7 -9 классы) проводится работа по формированию положительной Я-
концепции взрослого человека - "Самопознание", "Психология времени", «Развитие навыков
общения и позитивного отношения к себе», «Формирование позитивных жизненных целей» и
других. Эта работа предусматривает проведение индивидуальных и групповых консультаций,
занятий, тренингов, а так же профориентационное просвещение через информирование о мире
профессий, рынке труда, профессиографические встречи с представителями различных профессий,
профессиографические экскурсии на предприятия города, профориентационные уроки, посещение
городских мероприятий, посвященных профориентации, таких как «День открытых дверей». Все
это оказывает помощь и психологическую поддержку учащимся в соответствии с их
особенностями, способностями, склонностями и интересами в дальнейшем профессиональном и
личностном самоопределении.
В 7 - 8 классах основными задачами психодиагностики являются: 1) выявление внутренних
ресурсов личностного и психологического развития школьников, самопознания ( «Определение
направленности Личности Б.Басса); 2) отслеживание уровня умственного развития - ШТУР, тест
Амтхауэра; диагностика уровня развития отдельных способностей «Тип мышления», «Ваш
темперамент», используется методика А. Е. Голомштока в модификации Е. И. Фадеевой "Карта
интересов" ; 3) первичная диагностика профессиональных интересов и подготовки к предметно –
поточному обучению в 9 классе: методика «Профиль», «Диагностика профессиональных
склонностей респондентов», «Ваши профессиональные предпочтения» по методике Дж. Голланда,
которая помогает выявить тип личности и по индивидуальному коду ознакомиться с
рекомендуемыми профессиями. С результатами – в виде памяток, могут ознакомиться не только
учащиеся, но и их родители. Диагностическая работа помогает детям определиться с тем, какой вид
деятельности в будущем может являться для них предпочтительным в соответствии с
особенностями их личности (характера, темперамента, мотивации и т.д.) и какие, следовательно,
учебные предметы могут составлять индивидуальный профиль обучения.
Одной из составляющих модели психолого-педагогической подготовки к выбору
направления предметно – поточного обучения в 9 классе является экспертиза профориентационной
компетенции, своего рода, результат всей предшествующей работы. Полученные данные
необходимы для организации помощи в правильном выборе направления. По результатам данного
обследования мы можем судить об
- уровне мотивации;
- уровне понимания личностного смысла (это внутренне пристрастное отношение школьника
к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему опыту и к своей жизни);
- уровень целеполагания (практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их
достижение).
А так же уровень преобладание внутренней мотивации над внешней (Внутренние мотивы
характеризуются интересом к самому процессу и его результату, стремление развить какие-либо
умения и качества).
В рамках диагностического направления в 9 классах проводится диагностика, направленная
на выявление склонностей, предпочтений в тех или других областях, интеллектуальных и
личностных особенностей. В работе используется достаточно широкий и разнообразный спектр
методик для решения этой задачи: диагностический пакет тестов Г. В. Резапкиной "Тип личностной
направленности" (изучение преобладающего направления в профессиональной деятельности),
"Анкета изучения жизненных потребностей", методика Е. А. Климова "Дифференциально-
диагностический опросник". С помощью этих материалов проводится исследование
интеллектуального потенциала детей и применение ими собственного интеллектуального
потенциала в учебной деятельности; комплексное исследование творческого мышления,
креативности, умения самостоятельно создавать новое, оригинальное; комплексная диагностика
личностного развития, диагностика уровня развития высших психических функций. По итогам
мониторинга вырисовывается индивидуальная картина профессиональной предрасположенности
конкретного учащегося к определенному профильному направлению.
Информационно-просветительская работа в этот период направлена на развитие
психологической культуры, углубление знаний по индивидуальной психологии, формирование
адекватной самооценки, ценностных ориентаций, жизненных перспектив; на оказание помощи в
самопознании. Эти задачи решаются посредством уроков психологии, тематических классных
часов, ведения тренингов профориентационной направленности. Широко используются
информационные стенды, лекции, развернутые памятки, советы и рекомендации по выбору
индивидуальных учебных планов и др. Умение делать осознанный, ответственный выбор - одна из
составляющих личностного самоопределения, именно личностного, а не профессионального, т. к.,
выбирая индивидуальный учебный план, гимназист не выбирает профессию.
Личностное самоопределение включает потребность в формировании системы смыслов (о
мире и себе в этом мире); целостное восприятие прошлого, настоящего, будущего; формирование
позиции "я взрослый", то есть принятия ответственных решений и возможности несения
ответственности за их последствия
Э. Эриксон считал, что цивилизованные народы дают подросткам право на неизбежные
ошибки - это время "психосоциального моратория", когда взрослые помогают делать выбор, но с
пониманием относятся к экспериментированию и неизбежным ошибкам. Следовательно, одна из
установок психологической подготовки к выбору - это право на ошибку.
Важнейшей составляющей психологического сопровождения ИУП является работа с
родителями. Она предполагает изучение запросов родителей, проведение консультаций, чтение
лекций с приглашением представителей различных учебных заведений профессионального
образования, информирование взрослых на родительских собраниях о психологических
особенностях детей, дни открытых дверей, совместная внеурочная деятельность, информационные
сайты, информационно-просветительскую и психологическую работу с родителями по поддержке
детей в выборе индивидуального плана. Необходимо особенно отметить фактор разделения
ответственности между образовательной организацией, с одной стороны, и учащимся и его
родителями – с другой. Образовательная организация несет ответственность за качество
образовательного процесса по предметам и уровням, выбранным учащимся, освоение им базового
минимума, формирование ключевых компетентностей. Учащийся и его родители несут
ответственность за сделанный выбор будущего. Ответственное отношения проявляется в
организации условий для занятий дома, контролем за выполнением домашних заданий и
обеспечение явки ребенка на занятия.
Психологическое сопровождение обучения по ИУП предполагает работу и с учителем,
ориентированную на развитие его психологических компетенций, расширение и углубление
психологических знаний (так как приходится преподавать в больших и малых группах с различной
наполняемостью, разным уровнем мотивации учащихся, что требует гибкости и способности
быстро переключаться). Проведение психолого-педагогических консилиумов, индивидуальное
консультирование педагогов по вопросам, связанным с психологическими особенностями
подростков.
Учитель в условиях индивидуального учебного плана оказывается в непривычной для себя
роли: его выбирает ученик. Учащийся, ранее "обреченный" на конкретного педагога, получает
возможность выбора. Это снимает определенную напряженность в отношениях и предотвращает
возможные конфликты, подобная ситуация оказывает колоссальное стимулирующее воздействие на
самих учителей. Происходит быстрая смена ролей, трансакция. Позиция, в которой оказывается
педагог, выходит за рамки стереотипов школьных отношений учитель-ученик и, безусловно, требует
психологической поддержки. Более глубокая рефлексия дает взрослому возможность побыть в роли
ребенка, что значительно расширяет его личностные и профессиональные границы.
На протяжении всего срока обучения в основной школе выбор каждого ученика отслеживается по
следующим параметрам:
* успешность обучения (используется метод экспертов психолог-педагог-родитель-учащийся);
* психологический комфорт учащегося в группе (метод наблюдения, тест школьной тревожности
Филипса);
* устойчивость интересов в соответствии с выбранным направлением (беседа, экспертные оценки,
повторное использование методики "Карта интересов", проекционной методики, предполагающей
написание сочинений на тему "Мое будущее", "Я через 10 лет" и др.).
Становление навыка выбора проходит тот же алгоритм, что и любого навыка деятельности:
получение информации -переработка информации - выполнение системы упражнений - контроль
усвоения. В роли контрольной работы выступает выбор индивидуального учебного плана в 10
классе. Приходя в 10 класс, школьник должен определить свои жизненные цели, уметь планировать
пути их достижения, осуществлять выбор содержания изучаемых предметов, определять учебное
учреждение и форму изучения предмета.
Создавая возможности для самореализации и саморазвития, новая образовательная
технология индивидуальных учебных планов требует от 15 - 16-летних детей принятия взрослого и
ответственного решения: каждый должен выбрать вариант индивидуального плана, при реализации
которого достигается оптимизация учебной, психической и физической нагрузок и удовлетворяются
познавательные потребности, интересы, амбиции. Для подростка такая ситуация - зачастую первый
серьезный жизненный выбор, во многом предопределяющий успешность дальнейшего
профессионального пути.
Десятиклассникам нужно представлять цели и планы, знать законы, нормы, правила, по которым
осуществляется данная деятельность; они должны уметь пользоваться ими при ее осуществлении;
обладать эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешного достижения цели или
отказа от нереальных планов - это качества субъекта.
Результатом работы с позиции деятельностного подхода является сформированность у
ребенка качеств субъекта актуальных для него видов деятельности. При этом знания служат основой
для самостоятельного творческого осуществления деятельности. У школьника начинает
формироваться практическое мышление: способность применять знания на практике для решения
различных жизненных ситуаций, рефлексия.
Еще одна важнейшая функция психологической службы в школе - отслеживание степени
удовлетворенности новыми условиями образовательного процесса со стороны учащихся. Данное
диагностическое исследование проводиться в начале обучения по ИУП. В процессе осуществления
выбора учащиеся отвечают на вопрос - насколько выбранное содержание индивидуального плана
соответствует их ожиданиям, и насколько они оказались успешными в своем выборе.
Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с
одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию
социально адаптированной личности, а с другой стороны, происходит социальное,
профессиональное и гражданское самоопределение обучающихся. Исходя из этого, формируются
новые принципы и методология организации образовательного процесса в старшей школе, которые
заключаются, прежде всего, в предоставлении учащимся возможности спроектировать свое будущее
на основе осознанного выбора профиля обучения в рамках индивидуального учебного плана (ИУП),
в соответствии с прогнозируемым выбором уровня продолжения образования, видением будущей
профессии.
Таким образом, обучение по индивидуальным учебным планам вводится в целях создания
условий для увеличения возможностей выбора учащимися моделей своего дальнейшего
образования, более полного удовлетворения их познавательных потребностей и интересов,
обеспечения индивидуализации обучения. Эффективность использования ИУП подтверждается
заключительной диагностикой по определению общей удовлетворенностью обучения по ИУП.
Чем тебе помог ИУП
Нравилось ли тебе заниматься по ИУП?
Сталкивался ли ты с какими – либо трудностями?
Объем домашних заданий соответствовал твоим способностям?
Расписание уроков было удобно для тебя?
Нравилось ли тебе преподавание по ИУП?
Что хотел бы поменять в организации обучения по ИУП?
Помогла ли тебе обучение по ИУП с определением в выборе профессии?
Таким образом, индивидуальный учебный план выполняет две важные функции: функцию
прогнозирования («Я выбираю предметы для изучения») и функцию самоопределения (выбор
своего будущего).