Напоминание

"Выбор ИУП – выбор своего будущего".


Автор: Вигонт Елена Петровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3"
Населённый пункт: город Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Выбор ИУП – выбор своего будущего".
Раздел: полное образование





Назад




«Выбор ИУП – выбор своего будущего».

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Выбор индивидуального учебного плана для учащегося становится не единичной акцией, а

последовательно развертываемым событием, ценностно-ориентированной деятельностью. Для

успешного выбора необходимо четкое понимание собственных целей и задач, определение методов

и способов их достижения. Эта работа начинается с поступления в гимназию, видоизменяется в

подростковом возрасте, ее итог, проверка и проба собственных сил - индивидуальные учебные

планы в старшем звене.

Работа с учащимися осуществляется в диагностическом, просветительском и

консультативном направлениях.

С 5 класса начинается первый (подготовительный) этап к осуществлению выбора. На данном

этапе проводятся психологические занятия, направленные на адаптацию гимназистов к средней

школе, занятия по развитию креативного и системного мышления; которые развивают у детей

навыки конструктивного общения (включая и развитие эмоционального интеллекта), формирование

адекватного представления о себе, обучение приемам саморегуляции, проводятся тренинги

уверенности в себе (для снятия личностной и школьной тревожности, - одного из неизбежных

спутников подросткового возраста). Диагностическая работа данного периода предполагает

групповую психологическую диагностику личностной сферы детей. Для этого используются

следующие методики

- цветовой тест М.Люшера,

- тест на тревожность Филлипса (ежегодно проводится в рамках КОК),

- анкета школьной мотивации,

- метод социометрии М.Битяновой.

На втором этапе (7 -9 классы) проводится работа по формированию положительной Я-

концепции взрослого человека - "Самопознание", "Психология времени", «Развитие навыков

общения и позитивного отношения к себе», «Формирование позитивных жизненных целей» и

других. Эта работа предусматривает проведение индивидуальных и групповых консультаций,

занятий, тренингов, а так же профориентационное просвещение через информирование о мире

профессий, рынке труда, профессиографические встречи с представителями различных профессий,

профессиографические экскурсии на предприятия города, профориентационные уроки, посещение

городских мероприятий, посвященных профориентации, таких как «День открытых дверей». Все

это оказывает помощь и психологическую поддержку учащимся в соответствии с их

особенностями, способностями, склонностями и интересами в дальнейшем профессиональном и

личностном самоопределении.

В 7 - 8 классах основными задачами психодиагностики являются: 1) выявление внутренних

ресурсов личностного и психологического развития школьников, самопознания ( «Определение

направленности Личности Б.Басса); 2) отслеживание уровня умственного развития - ШТУР, тест

Амтхауэра; диагностика уровня развития отдельных способностей «Тип мышления», «Ваш

темперамент», используется методика А. Е. Голомштока в модификации Е. И. Фадеевой "Карта

интересов" ; 3) первичная диагностика профессиональных интересов и подготовки к предметно –

поточному обучению в 9 классе: методика «Профиль», «Диагностика профессиональных

склонностей респондентов», «Ваши профессиональные предпочтения» по методике Дж. Голланда,

которая помогает выявить тип личности и по индивидуальному коду ознакомиться с

рекомендуемыми профессиями. С результатами – в виде памяток, могут ознакомиться не только

учащиеся, но и их родители. Диагностическая работа помогает детям определиться с тем, какой вид

деятельности в будущем может являться для них предпочтительным в соответствии с

особенностями их личности (характера, темперамента, мотивации и т.д.) и какие, следовательно,

учебные предметы могут составлять индивидуальный профиль обучения.

Одной из составляющих модели психолого-педагогической подготовки к выбору

направления предметно – поточного обучения в 9 классе является экспертиза профориентационной

компетенции, своего рода, результат всей предшествующей работы. Полученные данные

необходимы для организации помощи в правильном выборе направления. По результатам данного

обследования мы можем судить об

- уровне мотивации;

- уровне понимания личностного смысла (это внутренне пристрастное отношение школьника

к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему опыту и к своей жизни);

- уровень целеполагания (практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их

достижение).

А так же уровень преобладание внутренней мотивации над внешней (Внутренние мотивы

характеризуются интересом к самому процессу и его результату, стремление развить какие-либо

умения и качества).

В рамках диагностического направления в 9 классах проводится диагностика, направленная

на выявление склонностей, предпочтений в тех или других областях, интеллектуальных и

личностных особенностей. В работе используется достаточно широкий и разнообразный спектр

методик для решения этой задачи: диагностический пакет тестов Г. В. Резапкиной "Тип личностной

направленности" (изучение преобладающего направления в профессиональной деятельности),

"Анкета изучения жизненных потребностей", методика Е. А. Климова "Дифференциально-

диагностический опросник". С помощью этих материалов проводится исследование

интеллектуального потенциала детей и применение ими собственного интеллектуального

потенциала в учебной деятельности; комплексное исследование творческого мышления,

креативности, умения самостоятельно создавать новое, оригинальное; комплексная диагностика

личностного развития, диагностика уровня развития высших психических функций. По итогам

мониторинга вырисовывается индивидуальная картина профессиональной предрасположенности

конкретного учащегося к определенному профильному направлению.

Информационно-просветительская работа в этот период направлена на развитие

психологической культуры, углубление знаний по индивидуальной психологии, формирование

адекватной самооценки, ценностных ориентаций, жизненных перспектив; на оказание помощи в

самопознании. Эти задачи решаются посредством уроков психологии, тематических классных

часов, ведения тренингов профориентационной направленности. Широко используются

информационные стенды, лекции, развернутые памятки, советы и рекомендации по выбору

индивидуальных учебных планов и др. Умение делать осознанный, ответственный выбор - одна из

составляющих личностного самоопределения, именно личностного, а не профессионального, т. к.,

выбирая индивидуальный учебный план, гимназист не выбирает профессию.

Личностное самоопределение включает потребность в формировании системы смыслов (о

мире и себе в этом мире); целостное восприятие прошлого, настоящего, будущего; формирование

позиции "я взрослый", то есть принятия ответственных решений и возможности несения

ответственности за их последствия

Э. Эриксон считал, что цивилизованные народы дают подросткам право на неизбежные

ошибки - это время "психосоциального моратория", когда взрослые помогают делать выбор, но с

пониманием относятся к экспериментированию и неизбежным ошибкам. Следовательно, одна из

установок психологической подготовки к выбору - это право на ошибку.

Важнейшей составляющей психологического сопровождения ИУП является работа с

родителями. Она предполагает изучение запросов родителей, проведение консультаций, чтение

лекций с приглашением представителей различных учебных заведений профессионального

образования, информирование взрослых на родительских собраниях о психологических

особенностях детей, дни открытых дверей, совместная внеурочная деятельность, информационные

сайты, информационно-просветительскую и психологическую работу с родителями по поддержке

детей в выборе индивидуального плана. Необходимо особенно отметить фактор разделения

ответственности между образовательной организацией, с одной стороны, и учащимся и его

родителями – с другой. Образовательная организация несет ответственность за качество

образовательного процесса по предметам и уровням, выбранным учащимся, освоение им базового

минимума, формирование ключевых компетентностей. Учащийся и его родители несут

ответственность за сделанный выбор будущего. Ответственное отношения проявляется в

организации условий для занятий дома, контролем за выполнением домашних заданий и

обеспечение явки ребенка на занятия.

Психологическое сопровождение обучения по ИУП предполагает работу и с учителем,

ориентированную на развитие его психологических компетенций, расширение и углубление

психологических знаний (так как приходится преподавать в больших и малых группах с различной

наполняемостью, разным уровнем мотивации учащихся, что требует гибкости и способности

быстро переключаться). Проведение психолого-педагогических консилиумов, индивидуальное

консультирование педагогов по вопросам, связанным с психологическими особенностями

подростков.

Учитель в условиях индивидуального учебного плана оказывается в непривычной для себя

роли: его выбирает ученик. Учащийся, ранее "обреченный" на конкретного педагога, получает

возможность выбора. Это снимает определенную напряженность в отношениях и предотвращает

возможные конфликты, подобная ситуация оказывает колоссальное стимулирующее воздействие на

самих учителей. Происходит быстрая смена ролей, трансакция. Позиция, в которой оказывается

педагог, выходит за рамки стереотипов школьных отношений учитель-ученик и, безусловно, требует

психологической поддержки. Более глубокая рефлексия дает взрослому возможность побыть в роли

ребенка, что значительно расширяет его личностные и профессиональные границы.

На протяжении всего срока обучения в основной школе выбор каждого ученика отслеживается по

следующим параметрам:

* успешность обучения (используется метод экспертов психолог-педагог-родитель-учащийся);

* психологический комфорт учащегося в группе (метод наблюдения, тест школьной тревожности

Филипса);

* устойчивость интересов в соответствии с выбранным направлением (беседа, экспертные оценки,

повторное использование методики "Карта интересов", проекционной методики, предполагающей

написание сочинений на тему "Мое будущее", "Я через 10 лет" и др.).

Становление навыка выбора проходит тот же алгоритм, что и любого навыка деятельности:

получение информации -переработка информации - выполнение системы упражнений - контроль

усвоения. В роли контрольной работы выступает выбор индивидуального учебного плана в 10

классе. Приходя в 10 класс, школьник должен определить свои жизненные цели, уметь планировать

пути их достижения, осуществлять выбор содержания изучаемых предметов, определять учебное

учреждение и форму изучения предмета.

Создавая возможности для самореализации и саморазвития, новая образовательная

технология индивидуальных учебных планов требует от 15 - 16-летних детей принятия взрослого и

ответственного решения: каждый должен выбрать вариант индивидуального плана, при реализации

которого достигается оптимизация учебной, психической и физической нагрузок и удовлетворяются

познавательные потребности, интересы, амбиции. Для подростка такая ситуация - зачастую первый

серьезный жизненный выбор, во многом предопределяющий успешность дальнейшего

профессионального пути.

Десятиклассникам нужно представлять цели и планы, знать законы, нормы, правила, по которым

осуществляется данная деятельность; они должны уметь пользоваться ими при ее осуществлении;

обладать эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешного достижения цели или

отказа от нереальных планов - это качества субъекта.

Результатом работы с позиции деятельностного подхода является сформированность у

ребенка качеств субъекта актуальных для него видов деятельности. При этом знания служат основой

для самостоятельного творческого осуществления деятельности. У школьника начинает

формироваться практическое мышление: способность применять знания на практике для решения

различных жизненных ситуаций, рефлексия.

Еще одна важнейшая функция психологической службы в школе - отслеживание степени

удовлетворенности новыми условиями образовательного процесса со стороны учащихся. Данное

диагностическое исследование проводиться в начале обучения по ИУП. В процессе осуществления

выбора учащиеся отвечают на вопрос - насколько выбранное содержание индивидуального плана

соответствует их ожиданиям, и насколько они оказались успешными в своем выборе.

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с

одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию

социально адаптированной личности, а с другой стороны, происходит социальное,

профессиональное и гражданское самоопределение обучающихся. Исходя из этого, формируются

новые принципы и методология организации образовательного процесса в старшей школе, которые

заключаются, прежде всего, в предоставлении учащимся возможности спроектировать свое будущее

на основе осознанного выбора профиля обучения в рамках индивидуального учебного плана (ИУП),

в соответствии с прогнозируемым выбором уровня продолжения образования, видением будущей

профессии.

Таким образом, обучение по индивидуальным учебным планам вводится в целях создания

условий для увеличения возможностей выбора учащимися моделей своего дальнейшего

образования, более полного удовлетворения их познавательных потребностей и интересов,

обеспечения индивидуализации обучения. Эффективность использования ИУП подтверждается

заключительной диагностикой по определению общей удовлетворенностью обучения по ИУП.

Чем тебе помог ИУП

Нравилось ли тебе заниматься по ИУП?

Сталкивался ли ты с какими – либо трудностями?

Объем домашних заданий соответствовал твоим способностям?

Расписание уроков было удобно для тебя?

Нравилось ли тебе преподавание по ИУП?

Что хотел бы поменять в организации обучения по ИУП?

Помогла ли тебе обучение по ИУП с определением в выборе профессии?

Таким образом, индивидуальный учебный план выполняет две важные функции: функцию

прогнозирования («Я выбираю предметы для изучения») и функцию самоопределения (выбор

своего будущего).



В раздел образования