Автор: Тухова Евгения Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №13 "Дельфин" им. Л.И. Васильева
Населённый пункт: город Валдай, Новгородская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Логоритмическое занятие в старшей группе для детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование
Логоритмическое занятие в старшей группе (сентябрь )
Занятие № 1.
Тема: «Осень в лесу».
Задачи:
- активизировать словарь детей по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»,
«Птицы»;
- развивать общие речевые навыки;
- развивать умение сочетать движения и речь с музыкой;
- развивать слуховое внимание;
- развивать мимические движения;
- развивать темпо-ритмические и мелодико-интонационные характеристики
речи;
- развивать умение выражать свои эмоции в мимике и в пантомимике
- развитие произвольного дыхания;
- развивать способность произвольно передвигаться в пространстве;
- создавать положительный настрой, желание двигаться, взаимодействовать с
товарищами;
- воспитывать навыки взаимоуважения, привычку выполнять необходимые
правила самостоятельно.
Оборудование: картины с изображением осени; разноцветные осенние листья
из бумаги к песне-танцу «Падают, падают листья»; картинки с изображением
перелетных птиц (аист, журавль, дикая утка, дикий гусь, грач).
1. Разминка. Логопед предлагает детям отправиться в лес, в гости к Осени –
посмотреть, как изменилось все в лесу с ее приходом. Логопед объясняет, что
дорога в лес будет необычной.
Дети учатся двигаться в соответствии с музыкой:
- марш;
- танцевальный шаг;
- бег парами («летят листья»);
- скользящий шаг («листья шуршат»).
2. Упражнение, регулирующее мышечный тонус «Станем мы деревьями».
Логопед. А вот и лес. Здесь растет много разных деревьев. Мы
превращаемся в деревья. Располагайтесь по всей лесной чаще.
(Дети разбегаются, останавливаются на месте, лицом к педагогу и выполняют
упражнение).
Станем мы деревьями
Станем мы деревьями (Дети стоят прямо, руки на поясе)
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире. (Ноги расставляют на ширину плеч)
Чтоб держали дерево,
Падать не давали, (Кулачок упирается в кулачок на уровне груди)
Из глубин далеких
Воду добывали. (Наклоняются вперед с вытянутыми руками)
Тело наше – ствол могучий. (Сжатые в кулачки руки опустить вниз)
Он чуть- чуть качается (Легкие покачивания влево-вправо)
И своей верхушкой острой (Кисти рук соединяют уголком на уровне груди)
В небо упирается. (Поднимают руки вверх)
Наши руки – это ветви. (Развести руки над головой, растопырить пальцы)
Крону вместе образуют.(Соединяют кисти рук над головой, образуя «крону»)
Вместе им совсем не страшно, (Покачивают головой вправо-влево)
Когда ветры сильно дуют. (Покачивают «кроной», руки над головой)
Пальцы –веточками будут.(Руки в стороны,сжимают и разжимают кисти рук)
Листья закрывают их. (Попеременно поглаживают кисти рук)
Как придет
За летом осень, (Поднимают правую руку вверх, затем левую)
Разлетятся листья вмиг. (Приседают, раскрывают руки в стороны)
3. Упражнение «Будь внимательным».
Логопед сообщает, что в лесу надо быть внимательным. На пути могут быть
лужи, ямки, кочки, камни, ветки. Их надо перешагивать.
Дети идут друг за другом под музыку. На паузы – останавливаются и
перешагивают через воображаемую лужу, ямку, кочку, камень, ветку. Звучит
музыка – дети продолжают движение.
4. Упражнение,регулирующее мышечный тонус «Цветок».
Дети увидели на лесной полянке увядший цветок – как грустно!
Логопед предлагает вспомнить, как рос и распускался цветок весной и летом,
как увядал осенью.
Под музыку и комментарии педагога дети выполняют пантомиму.
5. Песня – танец «Падают, падают листья».
Логопед: Праздник осенью в лесу –
И светло, и весело.
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила!
(Логопед обращает внимание детей на осеннее убранство леса, показывает
бумажные листья и просит детей назвать цвет осенних листьев)
Логопед предлагает детям превратиться в осенние листья и исполнить танец,
ведь осенние листья так красиво кружатся в воздухе, словно танцуют.
Логопед: Налетел ветерок, зашумели листочки, полетели на землю.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
Вьются по ветру, летят …
(Звучит вальс. Дети импровизируют – выполняют плавные легкие движения -
кружение, бег на носочках, легкие прыжки, приседания, покачивания в
соответствии с темпом, ритмом и характером музыки)
4. Игра «Птицы улетают».
Логопед: Тихо в лесу осенью. Перелетные птицы собираются в стаи и
улетают на юг. Какие птицы улетают осенью?
(Ответы детей: журавли, дикие утки, дикие гуси, аисты, лебеди,
ласточки … )
Звучит мажорная музыка – лето. Дети изображают аистов – стойка на одной
ноге, руки в стороны – аист замер в такой позе в ожидании лягушек.
Звучит минорная мелодия – осень. Птицы собираются в стаи, готовятся к
перелету. Дети собираются стайками ( по 3-4 человека ), «машут крыльями»,
издают крики перелетных птиц. Одна стайка – дикие гуси – гогочут.
Другая стайка – дикие утки – крякают. Журавли – курлычат. Грачи кричат:
гра-гра-гра … . Кукушки – кукуют. (Детям необходимо самим договориться о
том, какие они птицы)
Игра повторяется.
5. Упражнение на развитие речевых и мимических движений.
Логопед:
Осень бывает разная – грустная и веселая.
- УДИВИТЕЛЬНО! Днем на дереве были листья, а вечером – ни одного
листочка!
- РАДОСТЬ! Светит яркое осеннее солнышко! Мы смотрим на солнышко и
глазки как щелочки!
- ВОСТОРГ! РАДОСТЬ! Солнечные лучи повсюду! Над головой!
ЗА спиной! Спереди! Сзади! Слева! Справа! (Дети хлопают в ладоши –
ловят лучики!
- ПЕЧАЛЬ! ГРУСТЬ! Пошел дождь – грустно, уныло на улице …
6. Массаж спины «Дождь».
Дети становятся друг за другом «паровозиком», выполняют массажные
движения на спине впереди стоящего ребенка:
Дождь, дождь! (Ритмично хлопают ладошками по спине)
Надо нам расходиться по домам!
Гром! Гром! (Легкие, ритмичные движения кулачками)
Как из пушек!
Нынче праздник у лягушек!
Град! Град! (Ритмичные похлопывания пальчиками)
Сыплет град!
Все под крышами сидят!
Только мой братишка в луже (Ритмичные поглаживания ладошками)
Ловит рыбу нам на ужин!
7. Дыхательная разминка «Погреем ручки».
Логопед говорит детям, что на дожде мерзнут ручки, их надо согреть.
Вдох – носом.
Выдох – на выдохе произносить: Ф – Ф – Ф …
Ш – Ш – Ш …
Х – Х – Х …
8. Распевка «Музыкальное эхо».
Логопед: Хорошо в осеннем лесу! Красиво! Такой свежий чистый воздух!
А вы знаете, что в лесу живет ЭХО? Давайте его послушаем?
Эхо умеет все повторять. Научим эхо петь! Ваши голоса – это эхо.
Повторяйте! Мой голос будет звучать громко. А эхо повторяет
немного тише.
ЭХО! - эхо!
ОТЗОВИСЬ! - отзовись!
С НАМИ ПЕТЬ - с нами петь
НАУЧИСЬ! - научись!
СЛУШАЙ! - слушай!
НЕ ЗЕВАЙ! - не зевай!
ВСЁ ЗА МНОЙ - все за мной
ПОВТОРЯЙ! - повторяй!
9. Окончание занятия. Итог.
Логопед: Эхо словно прощается с нами. Нам пора возвращаться в детский
сад. Давайте поблагодарим осенний лес за эту приятную встречу.
(Дети кланяются со словами: «Благодарим тебя, Батюшка Лес!»)
Звучит тихая музыка. Дети спокойным шагом выходят из зала.