Напоминание

"Состав слова. Значимые части слова"


Автор: Починок Вера Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №33
Населённый пункт: г. Симферополь Республика Крым
Наименование материала: Урок русского языка
Тема: "Состав слова. Значимые части слова"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное

бюджетное

общеобразовательное

учреждение

средняя

общеобразовательная

школа

33

г

.

Симферополя

Разработала

учитель начальных классов

Починок Вера Николаевна

«Соста

в слова.

Значим

ые

части

слова.»

( конспект

открытого урока

русского языка

для 4 класса )

2017 год

Тема урока: «Состав слова. Значимые части слова.»

Тип урока: совершенствование знаний.

Технология: информационно-коммуникационная.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная

работа.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах, по группам, по

вариантам.

Цели урока:

Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов.

Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их

записывать.

Воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах.

Развивать речь учащихся, мышление, внимание.

Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Задачи:

*содействовать формированию умения разбирать слова по составу;

*развивать умение выбирать из предложенного списка слова, соответствующие заданной

схеме;

*развивать умение работать с текстом: определять тему и главную мысль, подбирать

заголовок и части текста.

Познавательные умения:

раскрывать значение понятий «родственное (однокоренное) слово» и использовать

их в активном словаре;

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя правило;

выполнять взаимопроверку при работе в паре.

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Предметные умения:

рассказывать о правописании корня в однокоренных словах;

классифицировать однокоренные слова и выписывать каждую группу слов, выделяя

графически корень в каждом слове;

выписывать из текста однокоренные слова и выделять корень в каждом слове;

образовывать и писать однокоренные слова;

разбирать слова по составу;

подбирать и писать к каждому слову однокоренные слова разных частей речи

(глагол, имя существительное, имя прилагательное), выделяя графически корень в

каждом слове;

Оборудование:

* В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». Учебник для 4 класса.

* Таблица с графическим обозначением морфем, индивидуальные карточки с

уровневыми заданиями.

ТСО: ноутбук, интерактивная доска, презентация по теме, видеоурок по теме

«Состав слова».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1.

Все готовы? Все в порядке?

Начинаем наш урок

Ручки книжки и тетрадки

Положи на уголок.

2. Целеполагание.

- Образуйте группу слов, связанных со словом рыба. (Учитель пишет на доске слово рыба,

а далее – его производные в порядке их образования детьми. Дети записывают слова в

тетради.)

Назовите одним словом сочетание:

Небольшая, мелкая рыба (рыбка, рыбешка).

Рыбная ловля (рыбалка).

Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак).

Ловить рыбу (рыбачить).

3. Формулирование учащимися темы и целей урока.

- Сформулируйте тему урока, опираясь на полученный ряд слов. (Тема урока «Состав

слова. Значимые части слова».)

- Используя опорную запись, сформулируйте цели урока.

Цели:

1. вспомнить, … … ОС;

2. уточнить … ОС;

3. учиться …ОС ….

II. Повторение изученного. Актуализация знаний.

1.

Презентация по теме «Состав слова».

Фронтальный опрос.

- Что такое основа слова?

- Какие части слова входят в основу?

- Что называется окончанием слова?

- Что такое корень слова?

- Как найти в слове корень?

- Какие слова называются однокоренными или родственными?

- Какие части слова служат для образования новых слов?

- Что называется приставкой, суффиксом?

- Что нужно сделать чтобы изменить форму слова?

2. Каллиграфическая минутка.

- Спишите с доски данные слова.

Чистая, прилетели, избушка, степной, написать.

3. Грамматическая разминка.

Задание: - Выделите корень в записанных словах.

- Подберите однокоренные слова.

III. Работа по теме урока.

1.

Самостоятельное добывание знаний. Упражнение «Поиск». Упр.№ 78 стр. 51.

- Вывод по теме. Алгоритм разбора слов по составу.

( учебник, стр.148 ):

1)

Найди и выдели в слове окончание.

2)

Обозначь основу слова.

3)

Определи корень слова, подбирая однокоренные слова. Обозначь его.

4)

Выдели приставку и суффикс.

2. Упражнение в морфемном анализе слов (разбор слов по составу).

1) Комментированное письмо с заданием. Упр. №84 стр.54.

2) Работа в парах. Выборочное письмо. Упр.№ 82стр.53.

3) Работа в группах. Упражнение «Размышление». Упр.№ 88 стр.56

- Вывод по теме. Просмотр Видеоурока по теме «Состав слова».

3. Индивидуальная дифференцированная работа (работа по рядам).

1 ряд - Соотнеси слова и таблицы – схемы (стрелками ):

сторожка «корень + окончание»

сварила «приставка + корень + окончание»

яблоко «корень + суффикс + окончание»

посади «приставка + корень + суффикс + окончание»

2 ряд - Подбери и напиши слова к схемам.

͡

(«корень + окончание»)

¬

͡

□ («приставка + корень + окончание»)

͡

^□ («корень + суффикс + окончание»)

¬

͡

^□ («приставка + корень + суффикс + окончание»)

3

ряд – Выполни упражнение. Упр.№ 87 стр.55.

1. Развитие речи. Работа с деформированным текстом.

«Преобразуй запись». Упр.№ 85 стр.54.

- Взаимопроверка работы.

IV. Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл ).

2. Послушайте историю.

*Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом

на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями

заигрались. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода

на крылечко, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти в свою семью.

Учитель: Кто оказался чужаком? ( ответы детей Водитель).

Учитель: Назовите однокоренные слова к слову водитель.

3. Учитель: В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару

родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются

родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было

названо.

Лес – лесник

Река – по реке

Стена – стенами

Кот – котик

Поле - полюшко

Гриб – грибной

V. Самостоятельная работа (по вариантам) .

1вариант. 2 вариант.

избушка тетрадка

ромашка пирожки

близкое зеркало

корзина списал

зимний грустное

улетел низкая

- Самопроверка работы.

VI. Домашнее задание.

Разобрать слова по составу: бессердечный, позолота лень, указка, поход.

VII. Рефлексия.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Спасибо за работу на уроке! Молодцы!

Учебно-методическая литература:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г.. Русский язык. Учеб. для общеобразовательных

организаций с приложением на электронном носителе в 2х частях. Часть

1./М:Просвещение, 2014 ( УМК «Школа России ).

2.Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. .Поурочные разработки по русскому языку

( к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Школа России»), М./Вако-2015.

Интернет-ресурсы:

1. school-collection.educatalog/res/4cdf6c5c-633a-4c3f-abcb-28a320286261/?

from=53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=43&subject=8 Что

такое корень?

2. school-collection.educatalog/res/74d3b7bf-f02d-45c5-a9a4-e3420623b1a6/?

from=53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=43&subject=8 Состав

слова

3. pedsovet/ Сообщество взаимопомощи учителей.

4. youtubewatch?v=SXqVBTEQleI

Видеоурок. Разбор слова по составу (морфемный разбор).

5. uchportalload/31-1-0-44414 Учительский портал.

6. school-collection.educatalog/res/aa2285ac-f5bc-431c-9961-32dbb7804046/?

from=53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=43&subject=8

Суффикс.

7. school-collection.educatalog/res/af9c10e3-52f9-4a20-8e90-136ebbd29287/view/

Приставка.

Заместитель директора

ГБОУ СОШ пос. Сокский ______________/ Крутько С.Н./



В раздел образования