Автор: Хотненко Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Золотой петушок"
Населённый пункт: г. Нижняя Тура, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности эмоционального развития ребенка в раннем детстве"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Особенности
эмоционального
развития
ребенка в раннем
детстве
Особенности
эмоционального
развития
ребенка в раннем
детстве
Составитель:
Хотненко Валентина Александровна
Воспитатель МБДОУ детский сад «золотой петушок»
г. Нижняя Тура, Свердловская область
Эмоции
ребенка
неустойчивы
и
кратковременны,
он
не
может
их
контролировать и сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения
взрослых.
Яркие
эмоциональные
переживания
возникают
в
связи
с
непосредственными
желаниями
ребенка,
с
результатами
его
деятельности.
Эмоции отражают уровень удовлетворения возрастающих потребностей детей
(познавательных,
двигательных,
коммуникативных
и
др.).
Переживание
неудовольствия детьми может проявляться в виде эмоций страха, гнева, печали,
отвращения, а переживание удовольствия – как переживание радости, восторга,
нежности, умиления и т.д. Интенсивные эмоциональные реакции проявляются на
трудности, с которыми сталкивается ребенок. Причиной эмоциональных вспышек
(крика или плача) могут стать неуспешные действия с предметами, отсутствие
внимания близких взрослых к ребенку, ревность к брагу или к сестре и т.п. Такие
эмоциональные
состояния
быстро
проходят:
ребенка
раннего
возраста
легко
отвлечь, поскольку его нервные процессы не отличаются стойкостью и силой. У
детей не развита способность к эмоциональной саморегуляции: ребенок в начале
раннего детства не способен скрывать свои чувства и контролировать их, выдавать
одни эмоции за другие, что типично для поведения детей в старшем возрасте.
Ребенок спонтанен и импульсивен, а также неустойчив и лабилен в
выражении своих эмоциональных состояний. Выраженная неустойчивость
эмоциональных состояний и переживаний является результатом слабости
психических процессов как регуляторной, так и отражательной природы.
В
раннем
возрасте
слабо
выражена
способность
адекватно
воспринимать
эмоции
других
людей.
Дети
довольно
долго
плохо
дифференцируют не только оттенки чувств, выражаемых через лицевую
экспрессию и с помощью интонаций голоса, но не всегда точно определяют
знак эмоции.
Ведущим
признаком
является
сила
экспрессии,
на
которую
ориентируется ребенок в два года и позднее.
К концу раннего возраста начинают, развиваются высшие чувства. Ребенок
становится способен переживать элементарные эстетические чувства.
Дети
начинают отличать некрасивое, дисгармоничное от красивого, гармоничного. В
конце раннего возраста при приближении кризиса трех лет могут появляться:
неадекватное
длительное
реагирование
ребенка
на
безобидное
замечание;
явления
смешанной
агрессивности,
когда
ребенок
в
ответ
на
негативное
воздействие
взрослого
усиливает
враждебность
к
третьему
лицу;
эмоциональный негативизм и пассивный уход от общения.