Автор: Подчернина Нина Силантьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ " Школа развития № 24
Населённый пункт: Ханты - Мансийский Автономный Округ, г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательский проект "Магические свойства воды"
Раздел: дошкольное образование
Актуальность
Все дети любят играть с водой. Я люблю поливать из лейки и шланга,
люблю наблюдать, как тает лёд и образуется вода, люблю пускать в луже
кораблики.
В детском саду мы узнали, что вода может растекаться, капать, воду
можно
окрасить
и
заморозить.
В
нашей
группе
есть
самая
настоящая
лаборатория: красивые стеклянные сосуды и колбочки, микроскоп, ложечки и
много разных предметов, с помощью которых можно делать эксперименты и
что-то исследовать, пипетки и колбочки, разные камушки и разные предметы.
Воспитательница нам сказала, что в нашей лаборатории мы будем учиться
наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы и станем настоящими
учеными. Когда я дома рассказываю про наши умные занятия, папа и мама
радуются, и говорят мне, что я самый настоящий исследователь. Нам всем
дали задание: самостоятельно узнать все про воду и рассказать на занятии.
Цель: Изучение свойств воды с использование различных материалов.
Гипотеза: Если я изучу свойства воды, то смогу всем ребятам рассказать о её
удивительных свойствах, и они будут бережно относиться к воде.
Мои задачи:
1.
Выявить где и в каком виде существует вода в природе.
2.
Раскрыть свойства воды.
3.
Объяснить окружающим о необходимости бережного отношения к
воде.
В своей работе я использовал опыты с водой, рассмотрел энциклопедии
о воде, изучил глобус, попросил маму и папу найти в компьютере игры с
водой и прочитать мне познавательные рассказы о воде.
Для начала я рассмотрел внимательно глобус.
На нем есть много цветов:
синий, голубой, зеленый, желтый, коричневый и белый. Это сделано для того,
чтобы как можно больше сообщить нам о Земле.
Почему синего и голубого цвета на глобусе больше всего?
Из энциклопедии я узнал, что на фотографиях, сделанных из космоса, все
водные пространства кажутся синими. Этим цветом на глобусе обозначены
океаны и моря, реки и озера. Большая часть земной поверхности покрыта
водой. А ещё есть материк Антарктида, который на глобусе обозначен белым
цветом, потому что он покрыт льдом. А лёд я знаю это тоже вода, только в
твёрдом виде. Оказывается, большая часть нашей планеты покрыта водой.
Когда в группе мы играли в игру с мячом, я задал ребятам вопросы:
- Для чего нужна вода?
Ребята ловили мяч и отвечали мне – чтобы пить, умываться, поливать цветы,
тушить пожары, для приготовления пищи и т.д..
- Где можно встретить воду?
В кране, в луже, в речке, в море, лед, снег и т.д..
- Кто не может существовать без воды?
- Растения, животные, птицы, человек.
- Где можно нагреть воду?
- В чайнике, на костре, на солнце и т.д..
Так я от ребят узнал много о воде.
Но, какой же бывает вода? С помощью опытов я выявил свойства воды.
Имеет ли вода вес? Как это проверить? Сравнил пустой стакан и стакан с
водой. Стакан с водой тяжелый. Сделал вывод: вода имеет вес.
Чем удобнее наливать воду в ёмкости? Попробовал налить из кружки в сосуд
– разлил воду. Взял стеклянную емкость с носиком – получилось аккуратно.
Вывод: воду удобнее наливать в сосуд специальной емкостью с носиком.
Имеет ли вода форму? Взял разные стеклянные сосуды и разлил равное
количество воды. Форма у воды стала разной.
Вывод: вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда,
в который ее наливают. А если случайно пролил воду, то она растечется
лужицей.
Какая вода по цвету?
Взял цветные карандаши и попробовал выяснить цвет воды.
Ни
один
из
цветов
не
подходит.
Попробовал
посмотреть
сквозь
воду
в
стаканчике
на
карандаши.
Карандаши
хорошо
видны.
Опустил
в
воду
монеты. Они тоже хорошо видны. Сделал вывод: вода чистая и прозрачная.
Нечаянно пролил воду. Чем же воду собрать?
Есть кусочек фольги, попробую – не получается.
Вывод: фольга не впитывает воду.
Попробую полиэтиленовым пакетиком - тоже не получается.
Вывод: полиэтилен не впитывает воду.
А если пенопластом вытереть? Попробую.
Вывод: пенопласт не впитывает воду тоже.
А если собрать её резинкой, может получиться?
Вывод: резинка не стирает воду и не впитывает её.
Попробую губкой. Получилось!
Вывод: губка впитывает воду, но быстро наполняется.
Попробую ещё тканью впитать воду…
Только она свернута и плохо впитывает воду.
Развернул - вода впиталась в тряпочку.
Вывод: ткань впитывает воду.
Но Стол ещё влажный. Попробую вытереть его бумажной салфеткой.
Всё получилось! Стол сухой!
Вывод: бумажные салфетки хорошо впитывают воду.
Можно ли увеличить воду в объёме, если опустить в неё предмет?
Налил воду в стакан. Как выглядит поверхность воды? Посмотрел – ровная.
Сделал фломастером метку на стакане. Попробую опускать монеты в стакан.
Монеты опустились на дно стакана. Вода в стакане поднялась выше метки.
Вывод: вода в объёме не увеличилась, но поднялась выше метки, так как
монеты опустились на дно и вытеснили воду.
Проверю ещё одно свойство воды.
Можно ли в воде растворять различные вещества?
Попробую
взять
пенопласт.
Налью
в
стакан
воды
и
добавлю
шарики
пенопласта…
Он весь всплыл. Попробую размешать ложечкой… не растворяется, мокрый
прилипает к пальцам.
Вывод: пенопласт не растворяется в воде.
Попробую растворить соль.
Вода стала мутной. Попробую её хорошо размешать.
Соль в воде растворилась.
Частички соли в воде распределяются между
частичками
воды,
и
их
становится
не
видно,
но
они
никуда
не
делись,
поэтому вода соленая.
Вывод: соль растворяется в воде и делает её солёной на вкус.
А если добавить в воду пшено? Оно опустилось на дно.
Попробую хорошо размешать, может раствориться…
Вода стала мутной, пшено осело на дно, но не растворилось.
Вывод: Крупа не растворяется в воде.
Может ли вода менять цвет?
Если добавить в воду разной краски, поменяет ли вода свой цвет? Попробую.
Вывод: при добавлении цветной гуаши в воду она меняет свой цвет
и становиться разноцветной.
Во что превратиться вода, если её заморозить? Вот это да!!!
Вывод: если вода замерзнет - то превращается в лёд!
А если её подержать в тёплой ладошке, что произойдёт?
Вывод: лёд растаял и превратился снова в воду.
Я проделал очень много опытов и теперь знаю, что вода – одно из
самых удивительных веществ на нашей планете. Она имеет вес, прозрачная,
льётся, может замерзать и превращаться в лёд, а потом снова таять в тепле.
Вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья
человека, животных, растений и всего окружающего мира.
После
опытов
у
нас
накопилось
очень
много
фотографий.
По
этим
фотографиям мои друзья тоже смогут провести опыты с водой, для того,
чтобы самостоятельно доказать, что вода – удивительное вещество.