Автор: Панфилова Алёна Викторовна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №22 "Василёк"
Населённый пункт: РС(Якутия) Мирнинский р-он, п.Чернышевский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Мир на кончиках пальцев" по художественному конструированию и развитию творческих способностей у дошкольников старшего возраста.
Раздел: дошкольное образование
«Мир на кончиках пальцев»
Педагогический проект по художественному конструированию и
развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Автор: Воспитатель I кваллификафионной
категории
Панфилова Алёна Викторовна
«Истоки творческих способностей и дарования детей на
кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают источник творческой
мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в
движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с
орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для
этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие
руки с природой, с общественным трудом в духовную
жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок”
В. А. Сухомлинский
Актуальность проблемы:
В наше время, в эпоху научно-технического прогресса, жизнь становится все разнообразнее и сложнее.
И она требует от человека подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым
условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Новые жизненные условия, в
которые поставлены современные обучающие, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть
мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать оригинальные решения, быть
ориентированными на лучшие конечные результаты.
В последнее десятилетие все более актуальным становится использование интегративных принципов
организации освоения содержания образования (Т. С. Комарова, Н. М. Конышева, М. В. Крулехт, Н. А.
Малышева). Они содействуют более глубокому и многостороннему познанию детьми предметов и явлений
действительности, формированию ассоциаций и их активизации в разных видах творческой художественно-
эстетической деятельности.
Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела
особую актуальность.
Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности
способствует художественное конструирование, которое воспринимается детьми с удовольствием, как
увлекательная игра.
Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших
сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид деятельности открывает
перед ними широкие перспективы созидания.
В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Ручной труд способствует разностороннему развитию
личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает
нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние». Поэтому появилось
необходимость обучения детей художественному труду индивидуально, то есть создание кружка «Мир на
кончиках пальцев».
Цель
Создать условия для развития
творческих способностей у
детей, становления активной,
творческой личности,
посредством художественного
конструирования.
Основные задачи:
Образовательные задачи:
Учить детей создавать замысел, обдумывать и планировать процесс
деятельности по его воплощению, отрабатывать варианты конструктивного
решения, выбирая наиболее оригинальный и простой;
Познакомить детей со свойствами различных материалов: бумаги, ткани,
природного материала;
Учить детей «читать» простейшие чертежи и схемы, пооперационные карты;
Учить следовать устным инструкциям и последовательности действий;
Обучать специальным трудовым умениям и способам: сгибать бумагу в
разных направлениях, делать надрезы, соединять детали из природного
материала с помощью клея и пластилина, пользоваться простейшими
инструментами под контролем взрослого;
Развивающие задачи:
Развивать конструктивные, изобразительные,
творческие, оформительские способности у
дошкольников;
Развивать трудовые умения и навыки в работе с
инструментами;
Развивать внимание, память, воображение, речь;
Развивать сенсомоторику, мелкую моторику кистей
рук;
Развивать пространственное воображение,
зрительное восприятие;
Воспитательные задачи
Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность,
бережное отношение к предметам и материалам;
Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, формировать
самооценку детей;
Формировать желание участвовать в совместных творческих
проектах, с построением отношений сотрудничества с их
участниками;
Воспитывать желание делать поделки из бумаги, ткани, ниток,
природного материала, как для своего удовольствия, так и в
подарок, доставляя радость друзьям, малышам, родным и
близким;
Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво
сделанной поделки, реализации художественного замысла;
Воспитывать стремление к поддержанию порядка;
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится
на 3 этапа.
1 этап -знакомство со свойствами
материалов.
2 этап- обучение приемам
изготовления.
3 этап- изготовление поделок.
Программа строится на основе следующих
принципов обучения и воспитания:
связь теории с практикой;
единство эмоционального, нравственного и
интеллектуального развития;
дифференцированный подход;
системность и непрерывность работы;
сотрудничество педагога и кружковца;
многообразие видов и форм деятельности;
комплексность;
принцип свободы выбора.
Методическое обеспечение реализации проекта
Данный проект рассчитан на художественно-эстетическое направление, которое тесно взаимодействует
с познанием, что положительно влияет на развитие внутреннего мира ребенка. Воплощение
художественного образа -это непрерывный процесс познавательно-творческого и эстетического
развития. Для положительного результата при организации проектной работы используются:
Использование игровой деятельности;
Воспроизведение музыкальных композиций;
Чтение художественной литературы;
Воплощение задуманного в окончательный результат со стимулированием положительного настроя;
Побуждение к эмоциональной отзывчивости (удивление, восхищение, проявление интереса,
увлечение).
Для средства самовыражения и развития эстетической направленности ребенка осуществляется
посредствам:
Создания благоприятной эмоциональной сферы;
Внедрение активных методов работы с детьми;
Предпочтения и интерес детей;
Проявление собственного самовыражения детей «средствами» воображения, образного мышления;
Создание рабочего места, решающего потребности ребенка в творчестве.
Материально-технические условия:
Удобное рабочее место, правильное освещение, набор инструментов.
Наглядные пособия и дидактический материал:
1. Памятки с правилами по технике безопасности.
2. Дидактический материал: карточки с заданиями, загадками и т.д.
3. Методическая таблица: «Основные приемы изготовления соленого
теста».
4. Раздаточный материал: шаблоны для изготовления аппликаций, панно,
открытки.
Технические средства: музыкальный центр, компьютер, диски с песнями
из детских кинофильмов, иллюстрированные презентации.
Инструменты и материалы:
1. Ножницы, простые карандаши, клей ПВА,
фломастеры, гуашь, кисточки, двусторонняя
цветная бумага, цветной картон, листы А4,
салфетки, стаканчики.
2. Природный материал: засушенные растения,
листья, веточки, семена, шишки, камешки, пух,
перья, ракушки.
3. Виды бытовых отходов: пенопласт,
бутылочки из под йогурта, киндеры,
пластиковые ложки, ткань разных цветов.
4. Разное: крупа, мука, соль, вода, песок.
Взаимодействие с родителями:
Важным направлением в организации художественно-творческой деятельности является работа с
родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в самых различных
формах.
Цель работы с родителями:
-повышение их педагогической культуры, мотивация к творческому взаимодействию с детьми
Задачи работы с родителями:
-информирование о содержании, методах и формах работы проекта по художественному
конструированию
-консультирование по различным техникам художественного конструирования
-рекомендации по вопросам воспитания и развития детей, проблемам общения с ними
-привлечение к творческому сотрудничеству.
-проведение консультаций с родителями, которые проводятся ежемесячно (в определённое время).
Беседы с родителями проводятся еженедельно. Содержание бесед предполагает:
-получение родителями ответов на заинтересовавшие их вопросы
-рассказы о содержании работы в проекте по художественному конструированию, о том, как дети
воспринимают материал занятий и т.д.
-предложение родителям изготавливать дома поделки с детьми по образцам и по своему замыслу
В работе с родителями используется стенд «Юные таланты», в котором размещаются следующие
материалы:
-информация о достижениях детей
-информация о предстоящих мероприятиях ДОУ
-информация о выставках проходивших в посёлке
-поделки, высказывания воспитанников и их родителей.
Одной из наиболее популярных форм взаимодействия с родителями является их творческое участие в
подготовке к выставкам совместного творчества в рамках знаменательных дат и традиций детского
сада.
С этой целью воспитатель:
-информирует родителей о планах подготовки предстоящих мероприятий
-приглашает их к участию в подготовке и оформлению выставок, вернисажей
-проводит с родителями мастер-классы, семинары -практикумы, родительские встречи по детскому
художественному конструированию
-размещает информацию и продукты деятельности детей и родителей на сайте детского сада.
Прогноз результативности
Знать: назначение инструментов, используемых в работе; общую
классификацию материалов; правила безопасности труда и
поведения в природе, на рабочем месте.
Уметь: работать с инструментами, клеем; заготавливать и
обрабатывать природный материал;
Владеть техникой аппликации, рисования, тестопластики,
оригами; соединять в одном изделии разнородные материалы;
эстетично оформлять изделия; владеть безопасными приемами
работы с инструментами.
Ожидаемый результат.
Средняя группа.
• Познакомятся с различными
материалами и их свойствами.
• Освоят навыки работы с
ножницами и клеем.
• Научатся некоторым приемам
преобразования материалов.
• Научатся видеть необычное в
обычных предметах
• Разовьют мелкую моторику рук.
Старшая группа
• Овладеют различными
приемами преобразования
материалов.
• Освоят обобщенные способы
работы.
• Разовьют познавательные,
конструктивные способности.
• Разовьют интерес к результату
и качеству поделки.
Подготовительная группа
• Разовьется поисковая
деятельность.
• Освоят умение анализировать
поделку.
• Сформируется положительное
отношение к труду.
• Разовьются конструктивные,
познавательные, творческие и
художественные способности.
• Подготовится рука к письму.
Формы подведения итогов реализации данного
кружка являются:
выставки, открытые мероприятия, участие в
смотрах, конкурсах детского сада, посёлка,
республики, Российской Федерации.
Литература.
1. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая и подготовительная группы. – Ярославль:
Академия развития, 2006г.
2. Перевертень. Самоделки из бумаги.: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. -М.: Просвещение, 1983г.
3. Данкевич. лепим из слоеного теста. С-П.: «Кристалл», 2001г.
4. Новикова И.В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Поролон, ватные диски, ватные шарики, гофрированный
картон. Ярославль: ООО «Академия развития», 2012г.
5. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Поделки из ткани, ниток и пуговиц. — 2-е изд. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л.
В. Занкова. - Издательство Оникс, 2008г.
6. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. «Академия развития» - 2002г.
7. Богатеева 3. А. Занятие аппликацией в детском саду. – М., «Просвещение», 1988г.
8. Новикова И. В. Бумажные поделки в детском саду. Ярославль, 2011.
9. Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов
10. Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет.