Напоминание

"РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"


Автор: Сеитвалиева Гульнара Джевдетовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №31
Населённый пункт: г.о. Мытищи Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Раздел: начальное образование





Назад




Сеитвалиева Гульнара Джевдетовна

Группа МБ-ЗНО-10

Научный руководитель: к.п.н., доц. Кудусова А.Ш.

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Постановка

проблемы. Преподавая в начальных классах математику,

действия учителя направлены в основном на развитие таких познавательных

процессов

как

мышление

и

его

операции

(анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение,

классификация,

аналогия

и

абстрагирование).

А

память

и

внимание в свою очередь находятся в тени и недооцениваются методистами.

В лучшем случае, их рассматривают как вспомогательные процессы для

мышления. Это грубейшая ошибка! Ведь известно, что память – основа

нашего жизненного опыта, и ни одно действие не происходит без ее участия.

Особенно важен этот процесс для младшего школьника. Данный возраст

является сензетивным периодом для развития так называемой произвольной

памяти.

Цель

статьи

рассмотреть

приемы

запоминания,

направленные

на

развитие произвольной памяти младших школьников на уроках математики.

Изложение

основного

материала. Произвольная

память

целенаправленный процесс на запоминание и последующее воспроизведение

информации.

Другими

словами,

ребенок

осознанно

ставит

себе

задачу

запомнить материал. Он активизирует и концентрирует на нем внимание вне

зависимости от того, интересен ему материал или нет. Этот процесс требует

привлечения

волевых

усилий

и

использования

определенных

приемов

запоминания. С ними мы познакомимся ниже.

Показателями

высшей

формы

развития

памяти

я вл я ют с я

произвольность, осознанность и интеллектуализация. Наиболее интенсивно

они

формируются

в

младшем

школьном

возрасте

в

процессе

учебной

деятельности.

Педагогу очень важно знать эти особенности развития познавательной

сферы

младших

школьников

и

учитывать

их

при

планировании

учебно-

воспитательного процесса.

Развитию

произвольной

памяти

способствует

усвоение

учащимися

приемов запоминания. К основным приемам запоминания относят:

а)

Повторение.

Самый

простой

и

самый

неэффективный

прием.

Материал запоминается механически без глубоко осознания. Поначалу дети

повторяют каждое запоминаемое слово, несколько раз произнося его про

себя.

Примерно

в

возрасте

девяти

лет

они

начинают

повторять

слова

группами, вместо того, чтобы повторять по одному слову за раз.

б)

Составление

плана.

Информация

группируется

в

логически

законченные части. Из частей составляется план.

в) Организация, то есть умение организовать запоминаемый материал.

Если ученики 1-3 классов склонны связывать слова посредством простых

ассоциаций, в зависимости от близости расположения слов в предъявленном

списке, то дети

старшего возраста организуют слова в группы по общим

признакам.

Например,

числа

десять,

тридцать,

семьдесят

«круглые

десятки». Дети, группирующие слова по категориям, способны запомнить и

воспроизвести по памяти больше материала, чем те, кто этого не делает.

Однако до девятилетнего возраста они редко пользуются этой стратегией по

собственной инициативе.

г) Семантическая обработка. Если понаблюдать, как дети запоминают

информацию,

то

можно

выяснить,

что

они

часто

вспоминают

не

только

фактически сказанное, но и то, что логически выводится из запомненной

фразы.

Этот

активный

процесс,

называемый

семантической

обработкой,

предполагает использование логического вывода для реконструкции события,

вместо простого воспроизведения «не редактированной» копии хранящейся в

памяти информации.

д)

Создание

сценариев.

Для

сохранения

регулярно

повторяющихся

событий память можно организовать в виде набора сценариев. Событие,

которое происходит вновь и вновь, нет надобности каждый раз сохранять

отдельно

в

памяти.

Его

можно

сохранить

в

виде

стандартной

последовательности постоянных событий вместе со «слотами» (ячейками)

для изменяемых элементов. Например, сценарий «Решение уравнения» имеет

такую

последовательность:

определение

известных

и

неизвестных

компонентов, перенос известных в одну часть уравнения, а неизвестных в

другую, преобразование известных данных в зависимости от знаков действия

и нахождение неизвестного. Этот прием эффективен и при устном сложении

и

вычитании

многозначных

чисел.

Сценарий

«Сложение

двух

чисел»:

разложение на удобные разрядные слагаемые двух чисел, попарное сложение

одинаковых разрядов, нахождение общей суммы.

е)

Создание

умственных

образов.

Детей

можно

научить

запомнить

необычный материал, создавая на его основе умственный образ. Например,

при

изучении

знаков

«больше»

(>)

/

«меньше»

(<)

эффективен

прием

сравнения

их

с

конкретным

образом

клювиком,

который

раскрыт

к

большему числу и закрыт к меньшему. (5<8, 8>5). Такое сравнение поможет

ребенку в усвоении математической символики. Доказано, что эффективный

способ запомнить факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом.

Чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве

вызывает

материал

и

чем

больше

времени

уделяется

мысленной

разработке

этих

ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал.

ж) Привлечение всех органов чувств учащихся к процессу запоминания:

аудиальных,

визуальных,

тактильных.

Восприятие

младших

школьников

носит наглядно-образный характер. Поэтому различные таблицы и схемы

облегчают работу учителю.

з)

Интеллектуализацией

запоминания.

Запоминание,

происходящее

посредством

привлечения

мыслительных

операций:

анализа,

синтеза,

сравнения,

обобщения,

классификации,

абстрагирования.

Сохранение

материала вследствие частично-поисковой деятельности происходит намного

эффективнее, по сравнению с подачей материала в готовом виде. Чем больше

мыслительных

операций

прилагается

к

тому,

чтобы

организовать

информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она

запоминается,

сохраняется

и

воспроизводится.

Наличие

заранее

продуманных и четко сформулированных вопросов к изучаемому материалу,

ответы на которые могут быть найдены в процессе его освоения, также

способствуют лучшему запоминанию.

и)

Совмещение

мыслительной

деятельности

с

моторной.

Любое

запоминание

материала

происходит

намного

эффективнее,

если

оно

сопровождается записью информации. В данном случае к процессу усвоения

привлекается так называемая рукодвигательная память.

к) Интенсивность, новизна, неожиданность появления раздражителей и

контраст между ними. Чем больше новых и контрастных раздражителей

подключено к процессу усвоения материала, тем лучше он запоминается.

Особенно эффективен прием на ранних этапах, так как активизирует по

большей мере непроизвольное внимание.

В

психологии

существует

еще

большое

количество

приемов

запоминания. И все они могут в той или иной степени быть использованы в

курсе математики.

В ы в о д ы . Таким

образом, из

всех

познавательных

процессов

преимущество

отдано

развитию

мышления

учащихся.

Память выполняют

всего

лишь

вспомогательную

функцию.

Методы

и

приемы

развития

произвольной памяти хотя и рассматриваются в целях и в частных вопросах

методики преподавания математики, однако их количество ограничено. Они

изучаются обрывочно и не представляют собой системы, подобной приемам

мыслительной

деятельности.

Проблемы

развития

произвольной

памяти

младших

школьников

на

уроках

математики

явно

недооценены

в

современной методике, вследствие чего студенты специальности «Начальное

обучение» не имеют достаточной подготовки в этой области.



В раздел образования