Напоминание

Изготовление куклы-оберега "День ночь" подготовительная группа


Автор: Тегенцева Анжелина Валерьевна
Должность: воспитатель коррекционной группы
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 100
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: Конспект по кружковой деятельности
Тема: Изготовление куклы-оберега "День ночь" подготовительная группа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 100

Конспект по кружковой деятельности

Изготовление куклы-оберега «День ночь»

подготовительная группа

Составила: Тегенцева.А.В.

Воспитатель 1 категории

г. Комсомольск-на-Амуре

2016 г.

Цель:дети изготовят традиционную народную куклу-оберег «День и

ночь»

Задачи:

1.

Продолжать расширять представления детей о куклах-оберегах.

Обогащать и активизировать словарь детей (безликая, узелок,

оберег, двухсторонняя).

2.

Развивать глазомер, мелкую мускулатуру кисти рук через умение

завязывать узелки, переплетать шнурок крест накрест.

3.

Воспитывать уважение и интерес к культуре и обычаями своего

народа через ознакомление с традиционной народной куклой.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный.

Формы организации: совместная деятельность взрослого и детей.

Материалы и оборудование:

- Комплект тканей для изготовления куклы

- Технологическая карта (последовательность изготовления по фото)

- Нитки

Предварительная работа:

• изготовление кукол самокруток «Пеленашка»; «Бессонница»,«Кубышка-

травница»,

• Рассматривание оберегов;

• Беседы в «Горенке» о традициях русского народа;

• Работа над понятиями «Оберег»; «Безликая», «Кукла-оберег»

• Плетение сине-белого шнурка;

• Слушание русских народной музыки, песен

Этапы

Ход

Примечание

1часть

Вводная часть

(Организационн

ый момент:

опора на личный

опыт детей)

Знакомство с

историей

народной куклы

- Ребята, какой приближается

праздник?

(новый год)

- Вы подумали, что можно

подарить своим родным? Или что

бы вы хотели подарить?

(варианты детей)

- Я уже приготовила подарок,

хотите посмотреть?

(берёт сундучок)

-Сундучок-2 раза,

Покажи нам свой бочок!

(показ образца)

- Эта кукла-оберег называется

«ДЕНЬ – НОЧЬ». Русский народ

делал её в декабре как подарок на

Новый год.

Кукла похожа на куклы-обереги,

которые мы с вами делали? Или

чем похожа и чем отличается?

(не похожа)

-Что в ней необычного?

(одна сторона светлая, другая

тёмная)

- Верно, ребята, эта кукла сделана

из 2-х лоскутков, она называется

– двухсторонняя.

-Как вы думаете, что обозначает

светлая сторона куколки

(день)

-А тёмная

(ночь)

- Верно, ребята, на Руси считали

Белый цвет – цветом

чистоты и

добра.

- Синий цвет- цвет волшебства.

Оберег помещали на кухне, у

Дети встают

полукругом

2 часть

окна.

Каждый день утром, тот, кто

раньше всех вставал - выставлял

вперед светлую сторону и просил

её о хорошем дне. Так белая

сторона куклы -трудолюбивая и

заботливая, кукла День следила,

чтобы в будни люди работали, а в

праздники веселились.

- Вечером же последний

ложившийся спать - менял

куколку на темную и желал

хорошей ночи для всех родных,

чтобы все проснулись здоровыми

и отдохнувшими.

Так куколка Ночь следила, чтобы

все набрались сил, она давала сон

и оберегала его. Куклу- оберег

День-Ночь делали небольшую ,

ведь раньше, в старину, берегли

каждый лоскуток.

- Как вы думаете, почему на

кукле нет лица?

(считалось, что через лицо в куклу

могут вселиться злые силы)

- Значит эта кукла какая?

(безликая)

А в чём особенность изготовления

народных кукол как их делали?

(их делали без иголки и ножниц)

-Хотите попробовать сделать

сделать такую куклу-оберег в

подарок?

(хотим)

Чтобы сделать оберег, нужно

потрудиться и набраться терпения,

а русский народ был очень

трудолюбивый и терпеливый. И

говорили всегда, «За всякое дело,

берись смело!».

- Вокруг скорее все вставайте,

хорошо запоминайте.

(Воспитатель рассказывает и

показывает выполнение работы)-

Педагог

рассказывает и

Практическая

Куклу нужно делать с добрыми

мыслями и думать о хорошем и

все у нас получится.

1 этап работы:

-Берём квадратный лоскуток

Синего цвета, кладём по

диагонали. Берём белый

треугольник, кладём острым

углом вниз на синий лоскуток по

диагонали совмещая уголки.

Берём лоскутки двумя руками и

переворачиваем по диагонали так,

чтобы белый треугольник смотрел

вперёд. Кусочек синтепона

тщательно сминаем, скатываем и

вкладываем точно в середину

синего квадрата. Накрываем

кусочек синтепона синей тканью

по диагонали от верхнего уголка

к нижнему уголку, ровно

совмещая стороны. Прижимаем

вверху, плотно пальчиками с двух

сторон, формируем голову и шею,

обматываем 2 витками вокруг

красной обережной ниткой 2 раза,

завязываем на узелок.

Расправляем ткань.

2 этап работы:

- Формируем руки. Кладём

ниточку под ткань, отступаем

небольшое расстояние от края,

завязываем на узелок

обережными ниточками 2 раза. С

одной и другой стороны.

Поднимаем руки вверх,

расправляем ткань.

3 этап работы:

показывает

выполнение работы,

дети стоят возле

стола

3 часть

-Украшаем куколку косичкой из

ниток трех цветов, которую мы

переплели заранее. Берём косичку

ближе к середине, так, чтобы её

длина с двух сторон была

одинаковая. Прикладываем к шеи

косичку, обматываем вокруг

головы. Перекидываем в центре

крест- накрест, затем продеваем

косичку под руки с одной

стороны, затем с другой стороны,

берём куколку 2 руками,

переворачиваем и завязываем на

узелок 2 раза. Ниточку не

обрываем. Расправляем ткань.

-Давайте повторим, как мы будем

делать куклу-оберег вместе с

картой-помощницей.

Дети закрепляют

последовательность по

технологической карте.

Поиграем с пальчиками, чтобы

они помогали нам в работе

(дети встают)

Пальчиковая гимнастика:

Снам ты уже знаком-сжимают и

разжимают кулачки,

Мы из ярких лоскутков-хлопают в

ладоши.

Людям помогаем-руки к груди,

Всех оберегаем-обнять себя.

Кукол вместе соберём - пальчик

одной руки касается другой по

очереди,

И на полку уберём- ладони

полочкой

(дети проходят за столы)

Выполнение работы детьми

-Вот наши куклы готовы. Давайте

В процессе работы

звучит русская

народная музыка.

На столах у детей

лежит материал для

выполнения

работы.

В процессе

выполнения работ,

звучит русская

народная фоновая

музыка

Анализ работ

ими полюбуемся (показ работ)

-

С

каким

оберегом

мы

сегодня

познакомились?

- Как вы думаете, какой стороной

сейчас её нужно повернуть

куколку? (предлагает подойти к

окну и повернуть куклу и

пожелать доброго дня)

-Вы оставите куклу дома, или

подарите?

(рассказывают свои варианты)

-Молодцы, ребята, вы очень

хорошо поработали и у вас

получились замечательные куклы!

Приложение



В раздел образования