Автор: Тегенцева Анжелина Валерьевна
Должность: воспитатель коррекционной группы
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 100
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: Конспект по кружковой деятельности
Тема: Изготовление куклы-оберега "День ночь" подготовительная группа
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 100
Конспект по кружковой деятельности
Изготовление куклы-оберега «День ночь»
подготовительная группа
Составила: Тегенцева.А.В.
Воспитатель 1 категории
г. Комсомольск-на-Амуре
2016 г.
Цель:дети изготовят традиционную народную куклу-оберег «День и
ночь»
Задачи:
1.
Продолжать расширять представления детей о куклах-оберегах.
Обогащать и активизировать словарь детей (безликая, узелок,
оберег, двухсторонняя).
2.
Развивать глазомер, мелкую мускулатуру кисти рук через умение
завязывать узелки, переплетать шнурок крест накрест.
3.
Воспитывать уважение и интерес к культуре и обычаями своего
народа через ознакомление с традиционной народной куклой.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный.
Формы организации: совместная деятельность взрослого и детей.
Материалы и оборудование:
- Комплект тканей для изготовления куклы
- Технологическая карта (последовательность изготовления по фото)
- Нитки
Предварительная работа:
• изготовление кукол самокруток «Пеленашка»; «Бессонница»,«Кубышка-
травница»,
• Рассматривание оберегов;
• Беседы в «Горенке» о традициях русского народа;
• Работа над понятиями «Оберег»; «Безликая», «Кукла-оберег»
• Плетение сине-белого шнурка;
• Слушание русских народной музыки, песен
Этапы
Ход
Примечание
1часть
Вводная часть
(Организационн
ый момент:
опора на личный
опыт детей)
Знакомство с
историей
народной куклы
- Ребята, какой приближается
праздник?
(новый год)
- Вы подумали, что можно
подарить своим родным? Или что
бы вы хотели подарить?
(варианты детей)
- Я уже приготовила подарок,
хотите посмотреть?
(берёт сундучок)
-Сундучок-2 раза,
Покажи нам свой бочок!
(показ образца)
- Эта кукла-оберег называется
«ДЕНЬ – НОЧЬ». Русский народ
делал её в декабре как подарок на
Новый год.
Кукла похожа на куклы-обереги,
которые мы с вами делали? Или
чем похожа и чем отличается?
(не похожа)
-Что в ней необычного?
(одна сторона светлая, другая
тёмная)
- Верно, ребята, эта кукла сделана
из 2-х лоскутков, она называется
– двухсторонняя.
-Как вы думаете, что обозначает
светлая сторона куколки
(день)
-А тёмная
(ночь)
- Верно, ребята, на Руси считали
Белый цвет – цветом
чистоты и
добра.
- Синий цвет- цвет волшебства.
Оберег помещали на кухне, у
Дети встают
полукругом
2 часть
окна.
Каждый день утром, тот, кто
раньше всех вставал - выставлял
вперед светлую сторону и просил
её о хорошем дне. Так белая
сторона куклы -трудолюбивая и
заботливая, кукла День следила,
чтобы в будни люди работали, а в
праздники веселились.
- Вечером же последний
ложившийся спать - менял
куколку на темную и желал
хорошей ночи для всех родных,
чтобы все проснулись здоровыми
и отдохнувшими.
Так куколка Ночь следила, чтобы
все набрались сил, она давала сон
и оберегала его. Куклу- оберег
День-Ночь делали небольшую ,
ведь раньше, в старину, берегли
каждый лоскуток.
- Как вы думаете, почему на
кукле нет лица?
(считалось, что через лицо в куклу
могут вселиться злые силы)
- Значит эта кукла какая?
(безликая)
А в чём особенность изготовления
народных кукол как их делали?
(их делали без иголки и ножниц)
-Хотите попробовать сделать
сделать такую куклу-оберег в
подарок?
(хотим)
Чтобы сделать оберег, нужно
потрудиться и набраться терпения,
а русский народ был очень
трудолюбивый и терпеливый. И
говорили всегда, «За всякое дело,
берись смело!».
- Вокруг скорее все вставайте,
хорошо запоминайте.
(Воспитатель рассказывает и
показывает выполнение работы)-
Педагог
рассказывает и
Практическая
Куклу нужно делать с добрыми
мыслями и думать о хорошем и
все у нас получится.
1 этап работы:
-Берём квадратный лоскуток
Синего цвета, кладём по
диагонали. Берём белый
треугольник, кладём острым
углом вниз на синий лоскуток по
диагонали совмещая уголки.
Берём лоскутки двумя руками и
переворачиваем по диагонали так,
чтобы белый треугольник смотрел
вперёд. Кусочек синтепона
тщательно сминаем, скатываем и
вкладываем точно в середину
синего квадрата. Накрываем
кусочек синтепона синей тканью
по диагонали от верхнего уголка
к нижнему уголку, ровно
совмещая стороны. Прижимаем
вверху, плотно пальчиками с двух
сторон, формируем голову и шею,
обматываем 2 витками вокруг
красной обережной ниткой 2 раза,
завязываем на узелок.
Расправляем ткань.
2 этап работы:
- Формируем руки. Кладём
ниточку под ткань, отступаем
небольшое расстояние от края,
завязываем на узелок
обережными ниточками 2 раза. С
одной и другой стороны.
Поднимаем руки вверх,
расправляем ткань.
3 этап работы:
показывает
выполнение работы,
дети стоят возле
стола
3 часть
-Украшаем куколку косичкой из
ниток трех цветов, которую мы
переплели заранее. Берём косичку
ближе к середине, так, чтобы её
длина с двух сторон была
одинаковая. Прикладываем к шеи
косичку, обматываем вокруг
головы. Перекидываем в центре
крест- накрест, затем продеваем
косичку под руки с одной
стороны, затем с другой стороны,
берём куколку 2 руками,
переворачиваем и завязываем на
узелок 2 раза. Ниточку не
обрываем. Расправляем ткань.
-Давайте повторим, как мы будем
делать куклу-оберег вместе с
картой-помощницей.
Дети закрепляют
последовательность по
технологической карте.
Поиграем с пальчиками, чтобы
они помогали нам в работе
(дети встают)
Пальчиковая гимнастика:
Снам ты уже знаком-сжимают и
разжимают кулачки,
Мы из ярких лоскутков-хлопают в
ладоши.
Людям помогаем-руки к груди,
Всех оберегаем-обнять себя.
Кукол вместе соберём - пальчик
одной руки касается другой по
очереди,
И на полку уберём- ладони
полочкой
(дети проходят за столы)
Выполнение работы детьми
-Вот наши куклы готовы. Давайте
В процессе работы
звучит русская
народная музыка.
На столах у детей
лежит материал для
выполнения
работы.
В процессе
выполнения работ,
звучит русская
народная фоновая
музыка
Анализ работ
ими полюбуемся (показ работ)
-
С
каким
оберегом
мы
сегодня
познакомились?
- Как вы думаете, какой стороной
сейчас её нужно повернуть
куколку? (предлагает подойти к
окну и повернуть куклу и
пожелать доброго дня)
-Вы оставите куклу дома, или
подарите?
(рассказывают свои варианты)
-Молодцы, ребята, вы очень
хорошо поработали и у вас
получились замечательные куклы!
Приложение