Автор: Грошева Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №23
Населённый пункт: город Арзамас
Наименование материала: статья
Тема: "Чудесные превращение из бумаги"
Раздел: дошкольное образование
«Чудесные превращение из бумаги».
Термин «конструирование» означает приведение в определенное
взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского
слова constructio - построение.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные
постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из
бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более
всего сходно и изобразительной деятельностью и игрой – в нем также
отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей
служат для практического использования (постройки – для игры, поделки –
для украшения елки, для подарка маме и т. д.), поэтому должны
соответствовать своему назначению. Доступность бумаги как материала,
простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными
приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание,
многократное складывание, надрезание, склеивание.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность,
направленная на получение определенного, заранее задуманного реального
продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем
сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения
пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует
концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе
изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное
значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого
воображения, художественного вкуса.
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами,
из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой
деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-
технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не
имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни
материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство
детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное
влияние на трудовое воспитание дошкольников.
Детское конструирование может быть изобразительным и техническим.
В
игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные
задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают
всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы
предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов
является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые
дети знакомятся с ним в средней группе.
Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д.
прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и
наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем
сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять,
пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование
построек путем составления их из отдельных готовых форм.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себя волшебное
искусство оригами.
Систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего
развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Оригами, изготовление поделок из бумаги путем ее складывания, своими
корнями уходит в глубокую старину: ему почти полторы тысячи лет. Это
национальное японское искусство, о котором знает весь мир.
Что же такое оригами в двух словах? Фокус, чудо, игра. Методика развития
тонкой моторики, а также художественных и интеллектуальных
способностей. Создавая поделки из бумаги, ребенок познает законы
гармонии, совершенствует свое образное, ассоциативное, пространственное
мышление, воображение, фантазию, изобретательность, творчество,
стремление к экспериментированию – а все это – залог успешной подготовки
к новому жизненному этапу к школе.
Особенность техники оригами состоит в том, что основных способов
складывания немного – всего 6-7. Освоив их, можно смастерить сотни разных
поделок. Это очень важно - не учить детей всякий раз мастерить именно эту
коробочку или корзиночку, а научить их способу изготовления определенной
формы, выкройки для создания целой серии поделок.
Даже удивительно, как много можно смастерить, пользуясь только одним
способом сгибания бумажного квадрата, который выступает в оригами как
оригинальный конструктор, который можно трансформировать бесконечно.
Недаром японцы так любят говорить: «Великий квадрат не имеет предела».
Для
занятий
по
оригами
необходимо
приготовить
бумажные
квадраты
нужного размера и цвета. Демонстрировать складывание фигурки можно
только
при
условии
внимательного
отношения
со
стороны
ребенка
и
отсутствия отвлекающих факторов.
Начиная
с
первого
занятия,
действия
ребенка
следует
контролировать,
попросить исправить допущенную неточность.
Начинать знакомство с техникой оригами следует с самых простых фигурок.
Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать
которое желательно с загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть
занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в
обыгрывании
фигурки,
оценки
результата,
применении
для
оформления
помещений детского сада или кукольного театра.
Дети с удовольствием оформляют фигурками оригами группу, придумывают
разные истории, обыгрывают в сказках.
Фигурками
оригами
вместе
с
детьми
можно
оформить
тематические
выставки по сезонам, по сказкам. Выставки могут быть индивидуальные и
коллективные.
Придя из детского садика домой, дети с удовольствием
делятся своими
впечатлениями с родителями.
Для
родителей
можно
устроить
мастер
–
класс
«Путешествие
в
страну
оригами
к
волшебному
квадратику».
Родители
вместе
с
детьми
могут
складывать
интересные
фигурки
оригами,
придумывать
увлекательные
истории.
Опыт
работы
подсказывает,
искусство
оригами
является
не
только
увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих
педагогических задач.