Напоминание

"Короткое слово о любимой работе…"


Автор: Затонская Татьяна Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Хотьковская СОШ №1
Населённый пункт: г.Хотьково
Наименование материала: фрагменты уроков по литературе
Тема: "Короткое слово о любимой работе…"
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературы в 8 «Г» классе

по теме: «Д.И. Фонвизин и его время. Традиции и новаторство в комедии «Недоросль».

Этап урока

Содержание.

Виды деятельности на уроке

Компетентность учителя

УУД

1 .

О р г а н и з а ц и о н н ы й

момент

1. Приветствие

2.

Проверка

готовности

к

уроку

(по с адка

по

группам

с

у ч е т о м

выбранных

к

уроку

заданий;

наличие

раздаточного материала; работа экрана:

портрет

Фонвизина

Д.И.,

эпиграфы

к

уроку; стенд «На уроке» с алгоритмами,

опорами,

статьями

из

толкового

с л о в а р я ;

н а

с т е н а х

а ф и ш и ,

подготовленные

учащимися,

и

другой

дидактический и наглядный материал;

тетради с вопросами к уроку).

3.

Знакомство

с

целями

и

задачами

урока, их моделирование

1.

Организационная

(подготовка

и

проверка материалов; действия, умения

и навыки учителя).

Уметь

создавать

ситуацию

мотивации к обучению

2. Коммуникативно - образовательная:

формировать

атмосферу

исследования,

творчества, сотворчества.

1. Личностные, регулятивные

П р и о б р е т е н и е

н а в ы к о в

проектной

д е я т е л ь н о с т и ,

организованности;

Умение

мобилизовать

свои

л и ч н о с т н ы е

к ач е с т в а

и

ученические

способности

к

обучению в ситуации «начала

деятельности»;

Само стоятельный

а н а л и з

условий

достижения

цели

на

основе

учета

выделенных

учителем ориентиров действия

в новом учебном материале.

2.

Познавательные:

самостоятельное

в ы д е л е н и е

и

ф о р м ул и р о в а н и е

познавательной

цели

и

проблемы;

отбор материала

3. Коммуникативные:

Речевое отображение (в форме

устной

громкой

и

внутренней

речи

и

в

форме

письменной

тезисной речи);

С о с т а в л е н и е

т е к с т о в

к

презентации, отбор материалов

к

кроссвордам

(т.е.

работа

с

текстом и толковым словарем);

С о о т н о ш е н и е

т е к с т а

и

иллюстративного

материала

(подобранного

из

источников

и л и

в ы п о л н е н н о г о

самостоятельно)

Технологии: дифференцированного подхода; индивидуально-личностного обучения; здоровьесберегающие, РКМЧП

2.

Этап

целеполагания:

постановка

откорректированных

целей и задач урока в теме

4-х уроков

1. См. к/р Самоанализ урока и конспект

данного урока.

2. Обращение к эпиграфам к данному

уроку:

чтение,

анализ,

понимание,

выбор для записи в тетради.

Ме тод и ч е с ка я :

ум е т ь

в к л юч а т ь

у ч а щ и х с я

в

р а з н ы е

в и д ы

исследовательской,

аналитиче ской

деятельно сти

в

соответ ствии

с

намеченными

результатами,

учитывая

их

склонности,

индивидуа льны е

особенности и интересы.

1. Личностно-регулятивные:

Готовность к самообразованию;

О с в о е н и е

к у л ь т у р н о г о

наследия;

Определение

последовательности

промежуточных целей с учетом

конечного результата

2. Познавательные: уяснение сущности

проектной работы, выбор средств.

Технологии: поэтапного формирования умственных действий; дифференцированного обучения;

первичного проектирования индивидуального маршрута выполнения задач урока

3.

Этап

актуа лизации

знаний, умений, навыков

1.

Слово

учителя:

«Фонвизин

и

его

время»

2. Презентация группы биографов.

3. Беседа по вопросам (См. приложение

2 в плане уроков)

1.

Образовательная:

формирование

понятий

и

организация

своих

и

ученических действий на их основе

2 .

Ком м у н и кат и в н а я :

п о м о г а т ь

у ч а щ и м с я

ф о р м и р о в а т ь

образовательные задачи

3.

Рефлексивная:

уметь

занимать

позицию

эксперта

от н о с и т е л ь н о

д е м о н с т р и р у е м ы х

у ч а щ и м с я

компетенций; оценивать по критериям

1.

Личностно-регулятивные:

оценка

у р о в н я

с в о е й

в о з м ож н о с т и

в

коллектив ной

деятель но сти;

в

самостоятельной

деятельности;

в

парной деятельности

2. Познавательные:

Обнаруживать

и

исправлять

фактические

неточности

и

ошибки;

орфографиче ские

ошибки

Конспектировать по ходу урока;

з а п и с ы в а т ь

т е з и с ы

с

соблюдением

орфографии,

пунктуации,

г р а м м а т и к и ,

речевых норм

3. Коммуникативные:

Аргументировать

свою

точку

зрения;

Уметь убеждать

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий;

реализация индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающего обучения

4.

Этап

освоения

нового

на основах повторения и

систематизации знаний

1.

Повторение:

Роды

литературы.

Классицизм как направление в разных

видах

искусства.

Развитие

жанра

(группа теоретиков)

2 .

И Т .

Ф о р у м

п о б е д и т е л е й

Н а ц и о н а л ь н о г о

п р о е к т а .

С а й т

Рязановой Т.Н.

3.

Работа

с

терминами:

комедия,

акт

(действие), явление, ремарка, реплика,

конфликт.

(Индивидуальная

справка

учащегося)

4. Анализ комедии:

Р а б о т а

н а д

с п и с к о м

д е й с т в у ю щ и х

л и ц

(последовательность,

«говорящие»

фамилии,

система

образов) (группа лингвистов)

Анализ сцен (чтение по ролям),

комментарий,

инсценировка,

просмотр фрагментов спектакля

ММХАТ им. Островского А.Н.

Действ. 1, явление 1,2,5;

Действ. 4, явление 8;

Действ. 3, явление 8;

Действ. 4, явление 4;

(группа

режиссеров-

постановщиков, актеров)

1.Методическая:

включать

в

учебную

деятельность

в

с о о т в е т с т в и и

с

н а м е ч е н н ы м и

р е з у л ь т а т а м и ,

у ч и т ы в а я

индивидуальные

способности

уч-ся

к

у ч а с т и ю

в

с а м о с т о я т е л ь н о й

и

организации

групповой(коллективной)

деятельности

2.Образовательная:

формирование

навыков

составления,

оформления,

участия

в

проектной

деятельности; навыков выразительного

чтения,

инсценирования;

отб о р а

материала

для

анализа

драматических

произведений; тезисной записи рабочих

материалов;

работы

с

текстом

и

его

анализ

3.Коммуникативная:

установление

правил

продуктивной

самостоятельной

работы

и

учебных

д е й с т в и й

н а

и х

о с н о в е ;

дифференциация в процессе подготовки

уроков в выборе задания, рекомендации

в организации текстового материала.

1.Личностно-регулятивные:

развитие

самостоятельности

при

подготовке

к

уроку-проекту; формирование навыков

сотрудничества в совместном решении

задач;

рост

степени

активности

в

достижении

поставленных

целей;

формирование творческой активности

2.Познавательные:

п р и м е н е н и е

методов

информационного

поиска,

в

том числе с помощью компьютерных

средств;

рефлексия

способов

и

условий

действий;

понимание

и

а д е к в а т н а я

о ц е н к а

я з ы к а

п р о и з в е д е н и я ;

у м е н и е

с ж а т о ,

подробно, выборочно передать текст;

анализ

объектов

с

целью

выделения

п р и з н а к о в

( с у щ е с т в е н н ы х

и

несущественных);

создавать

способы

решения

проблем

творческого

и

поискового характера.

Технологии: РКМЧД, развивающего обучения, здоровьесберегающие, дифференцирования, интегрирования

5.

Эт ап

з а к р е п л е н и я

знаний

1. Ответы на вопросы, подготовленные

группой эрудитов (См. план уроков)

2.

Беседа

по

вопросам

учителя

и

учащихся

(возникшим

в

результате

дискуссии)

1.Образовательная:

Формирование

умения

отвечать

на

вопросы с опорой на знание текста и

т е о р е т и ч е с к и х

п о н я т и й ;

актуализация

ведущих

с п о с о б о в

1.Личностно-регулятивные:

формировать

опыт

ценно стного,

саморегуляции; уметь контролировать

свою

деятельность

при

получении

знаний.

3. Составление опоры «Система образов

комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

П о л о ж и т е л ь н ы е

( и х

х а р а к т е р и с т и к а

и

представительство)

О т р и ц а т е л ь н ы е

( и х

х а р а к т е р и с т и к а

и

представительство)

Подбор

визиток

(карточек

с

цитатами)

(группа биографов персонажей

комедии)

4. Работа с кроссвордами и тестами в

группах.

Проверка

учащимися

консультантами,

готовившими

эти

задания

исследовательской,

аналитической,

м ы с л и т е л ь н о й

и

т в о р ч е с к о й

деятельности

уч-ся

во

всех

формах

действия.

2.Методическая:

включать

в

учебную

деятельность

по

составлению и реализации алгоритмов

устного ответа и письменных выводов

уч-ся.

3.Организационно-рефлексивная:

создание условий для индивидуальной и

коллективной работы уч-ся.

2 . П о з н а в а т е л ь н ы е :

н а у ч и т ь с я

ана лизировать ,

с и н т е з и р о в а т ь ,

с а м о с т о я т е л ь н о

д о с т р а и в а т ь ,

пополнять недостающие компоненты.

3.Коммуникативные:

проявление

н а в ы к о в

с а м о о р г а н и з а ц и и ;

обе спечение

обмена

з н а н и я м и ,

адекватная

реакция

на

замечания

других членов группы.

Технологии: РКМЧД, интегрирования, здоровьесберегающие, критического мышления, организации разнообразных форм диалога и дискуссий

6. Этап обобщения

изученного

1. Задание: докажите, что эта комедия

классицистическая.

Возможно

деление

н а

д в е

г р у п п ы :

с т о р о н н и к о в

классицизма и сторонников реализма.

2.

Вывод

делает

ученик-книжник,

подготовивший сжатый пересказ статьи

Г.П.

Макогоненко

и

др.

И

ст.

Г.А.

Гуковского

3. Слово учителя

1.Образовательная:

формирование

навыков

работы

с

учебной

и

критической

литературой

2.Методическая:

включать

в

учебную

деятельность

работу

не

только

стекстами,

но

и

с

дополнитель ной

и

к р и т и ч е с ко й

литературой

3.Рефлексивная:

расширять кругозор, поощрять за успех.

1.Личностно-регулятивные:

уметь

вести поиск и выделять необходимую

информацию.

2. Познавательные: выработать навыки

р а б о т ы

с а м о с т о я т е л ь н о й

и

в

коллективе.

3.Коммуникатив ны е:

п о н и м ат ь

возможность различных точек зрения,

не совпадающих с собственной.

Технологии: РКМЧП, разнообразных форм диалога и дискуссий, интегрирования, критического мышления

7

Этап

проектирования

д о м а ш н е г о

з а д а н и я

(комментирования)

1. Выбрать задание по силам:

Объяснить

значение

с л о в :

добродетель,

б л а г о ч е с т и е ,

добронравие,

неразумно сть,

злонравие;

Дать исторический комментарий

теме: отражение в комедии идей

1.

Образовательная:

формирование

навыков

составления

портфолио

учащихся (банк литературы примеров).

2.

Методическая:

ориентирование

на

применение опорных материалов, ТСО

и

И Т

к

в ы п о л н е н и ю

дифференцированного

домашнего

1. Личностно-регулятивные:

у м е т ь

с а м о с т о я т е л ь н о

контролировать

свое

время

и

управлять им;

уметь осуществлять контроль за

своими учебными действиями;

ф о рм и р о в а н и е

у м е н и й

к

Просвещения

Ответить

на

вопрос:

«В

чем

новаторство пьесы?»

Ответить на вопрос: Как понять

р е п л и к у:

« В от

з л о н р а в и я

достойные плоды»?

Всем: Как вы думаете, актуальна

ли пьеса сегодня, в XXI в.?

Смысл названия комедии?

Придумать для себя посильное и

интересное задание и выполнить

его.

задания.

3. Рефлексивная: формирование умения

рефлексии учебных действий с учетом

комментирования учителем достижений

и

путей

преодоления

затруднений

в

выполнении заданий.

самоанализу

результатов

и

самооценке

готовно сти

к

выполнению

заданий

разного

уровня сложности;

2.

Познавательные:

формирование

и

реализация

навыков

составления

предметного

портфолио

с

целью

н а ко п л е н и я

в с п о м о г а т е л ь н о г о

м а т е р и а л а ,

н а п р а в л я ю щ е г о

в ы п о л н е н и е

д о м а ш н и х ,

с а м о с т о я т е л ь н ы х

з а д а н и й

и

с п о с о б с т в у ю щ е г о

с и с т е м н о й

подготовке

к

итоговой

аттестации

учащихся.

Технологии: дифференцированного обучения, индивидуально-личностного обучения, здоровьесберегающего обучения, РКМЧП

8.

Этап

диагностики

и

рефлексии

1 . В ы с т а в л е н и е

о ц е н о к

и

комментирование

индивидуальных

достижений и затруднений учащихся.

2.Комментарий выставления поурочного

балла.

Организационно-методическая:

проектирование

способов

и

форм

и н д и в и д у а л ь н о - л и ч н о с т н о й

и

коллективной

учебно-образовательной

деятельности

на

основе

выявленных

затруднений учащихся.

Личностно-регулятивная:

формирование навыка выявления зон

з ат р уд н е н и я

п р и

в ы п о л н е н и и

промежуточных и конечных целей и

решения задач.

Технологии: анализа результатов реализации проекта коллективного и индивидуального маршрута выполнения задач урока, здоровьесберегающая

Использованные материалы:

1. Текст комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

2. Учебник-хрестоматия для 8 класса. Статья, посвящённая жизни и творчеству Д.И.Фонвизина.

3. Материалы Форума учителей-победителей Нац.проекта (работы Г.Н.Рязановой).

4.О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 9 класс. М. Просвещение.2016.

5.И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс.2015.Москва.»ВАКО».

6.

Конспекты

уроков

для

учителя

литературы.

9-10

классы.Обзорные

уроки

для

полготовки

к

экзаменам.

19

век.Москва.»ВЛАДОС»2014.

7. Библиотека Кирилла и Мефодия. 9класс. Виртуальная школа.

Сочинение–эссе на педагогическую тему

«Отчего люди не летают?..» Разве?

Фрагмент урока по Русскому речевому

общению в 10 классе.

Затонская Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Хотьковская средняя

общеобразовательная школа №1»

Сергиево-Посадский район

Московская область

Характерные черты эссе

«Отчего люди не летают?..» Разве?

Средства

выразительности

языка эссе

Тема отражена в заголовке

и прослеживается в

содержании;

авторское начало есть,

позиция выражена;

композиция свободная,

непринуждённая, с

элементами

парадоксального изложения;

стиль отличается

образностью,

афористичностью,

близостью к разговорной

речи;

объём небольшой;

это, скорее, рассуждение:

кроме вступления и

заключения, есть тезис(1-ое

пр-ие 2-ого

абзаца),аргументы(конец 1-

ого, 2-ой-4-ый абзацы),

вывод (легко усмотреть в

последнем предложении);

форма данного эссе –

исповедь;

цель – сподвигнуть к

«грустному удивлению»,

«разгадыванию загадки».

… Через много-много лет случилось мне побывать на родине. Всего два дня. Скорее (по силе

впечатления и соответствию теме эссе) – две ночи. Что - день? Немногочисленные, оставшиеся в

живых старики – родственники – а значит слезы, горестные воспоминания, посещение кладбищ с

«подправкой» могил… и снова слезы… при виде того, что стало с деревней, некогда богатым

колхозом, чудесными прудами и раскидистыми ивами, со степными раздольными песнями (кто их

теперь будет петь? две – три старухи?)… И слова: «все», «отлетали», «ждать нечего: ни больницы, ни

работы, ни школы…». И почему-то особенно печально – «ни школы…».

Издавна была у сельского жителя тяга к знаниям. Для него человек образованный – это не

просто воплощение знаний, но и высший судья, помощник, советчик. Бабушка моя (а прожила она

долгую – почти век! – и трудную жизнь – 13 человек детей! Трое братьев – сестер! -поднято было ею,

девочкой-сироткой, и поставлено на ноги…), так вот, она, сколько помню, как главную заповедь, мне

часто повторяла: «Учися, деточка, учися… на крыло станешь… грамоте будешь знать – поднимешь

небо…» Откуда у этой (чуть не сказала по-Толстому – «графинечки») женщины от земли, со

сморщенными, натруженными руками, знание смысла жизни и мудрость? Четыре класса церковно-

приходской школы? Преодоление всех трудностей (а сколько их выпало на ее долю – не счесть: 5

сыновей унесла война!..)? Но всегда мечта, цель и ее достижение – дать образование детям: это

должно их сделать счастливыми, «поставить на крыло», «поднять небо»… «учися, деточка, учися…».

А может, эта земля, земля ее и моей родины? А может, это небо? Небо, которое я увидела, словно

впервые, там, по-над обрывом, над прудами, в те две ночи? Когда, устав от дневных разговоров,

воспоминаний и слез, уходила в ночь, темную-темную, звездную-звездную, словно заглатывающую и

уносящую в это огромное, все поглотившее, бархатное, синее с черным отливом небо? Это потрясало.

Отсюда, думаю, у бабушки и рождались слова-образы: «крыло», «свое небо». Ей хотелось летать!..

Тогда, в те звездные ночи, мне тоже хотелось летать, обрести эти крылья, подняться в бездну (не

вниз – вверх!). Вспоминались (а куда от этого денешься, если 40 лет об этом говоришь словами

Катерины?): «Отчего люди не летают?», и почему-то звучали эти слова, словно в кадрах из фильма

«Дом, в котором я живу…»

Дом… Мой дом полон книг. Здесь часто в гостях мои выпускники, уже родители, бабушки-

дедушки моих нынешних учеников; они говорят о своей жизни, успехах, неудачах. Мои дети, моя

семья, мои друзья… И каждый на СВОЁМ крыле, вылетел из гнезда в СВОЙ полет, в СВОЁ небо.

Они летают, мы все летаем. Только сила крыла разная… И высота неба - тоже.

Развёрнутая

метафора;

эпитеты;

цитирование;

ретроспектива;

лейтмотив;

риторические

вопросы;

цитирование;

лейт-мотив;

параллелизм;

метафора;

сравнение;

риторическое

восклицание;

олицетворение;

синтаксическое

разнообразие;

парадокс

Отзыв на стихотворение С.Я. Маршака «Тебе пишу я этот дифирамб…»

С.Я. Маршак

мыслил развитие русского народа на пути живого общения с

другими народами. Это было неслучайно, ведь мать поэта – уроженка Витебска, а отец

был родом из белорусского города Койданова, сам же Самуил Маршак родился и вырос

в

России, в Воронеже. Семья Маршаков неоднократно переезжала – из России в

Беларусь, и снова в Россию. Так или иначе, С.Я. Маршак был непосредственно связан с

культурами

обеих

стран:

именно

благодаря

этому

взаимному

обогащению

культур

проявился его национальный гений.

Произведение

«Тебе

пишу

я

этот

дифирамб…»

посвящено

стихотворному

размеру белорусской и русской силлаботоники – пятистопному ямбу. История поэзии

свидетельствует о том, что ямб — это естественное дыхание русского стиха. Этот

двудольный размер во все времена привлекал поэтов своей звучностью, ритмичностью

и гармоничностью,

разнообразием

оттенков

чувств

и

эмоций,

которые

он

может

передать. Хочется вспомнить, что ещё А.С. Пушкин отдавал предпочтение ямбу в силу

особой

«ударности»,

ритмической

инерции

этого

размера.

Однако

известность

за

рубежом

этот

стихотворный

размер

приобрел

намного

раньше:

почти

все

сонеты

Шекспира и Данте написаны пятистопным ямбом. В России же он стал популярен в

эпоху

классицизма

благодаря

Тредиаковскому

и

Ломоносову.

Ямбами

писали

оды

потому, что пятистопный ямб вызывает в сознании представление о торжественной,

витийственной поэзии.

Стихотворение С.Я. Маршака

по жанру напоминает оду – торжественное

посвящение, актуальное во время великих исторических событий и побед. Оно состоит

из трёх строф, причём в каждой из них автор восхваляет ямб как самый «гибкий» и

одновременно стройный «волшебный стих». Стихотворный размер, разумеется, ямб: он

соответствует традициям одического стихосложения. Рифма преобладает смежная, но

встречается

и

кольцевая;

мужская

рифма

чередуется

с

женской.

Произведение

соответствует одической форме и по своей композиции: в первой строфе говорится о

предмете восхваления, а в двух других даётся развёрнутое пояснение, положительная

характеристика, подтверждающая высокую оценку избранного предмета. Кроме того,

время

написания

стихотворения,

1944

или

1945

год,

напрямую

связано

со

знаменательным

этапом

в

истории

России

и

Беларуси

Великой

Отечественной

войной. Исходя из этого, можно сделать вывод, что жанр произведения, необычный для

поэзии двадцатого века, был выбран Маршаком не без оснований: автор учитывал

происходящие

в

стране

события

и

придавал

своему

творению

особый

историко-

культурный контекст.

Стихотворение С.Я. Маршака произвело на меня сильное впечатление, ведь в

нём автор в полной мере раскрыл одну из вечных тем – тему поэзии и её значения.

Идейная

нагрузка

произведения

по-своему

оригинальна:

она

заключается

в

прославлении не человека или события, как было принято у классицистов, а элемента

стихотворной метрики. Чтобы полностью осветить данную тему, автор подчёркивает

преемственность в использовании ямба (от «Дантовых терцин» до «драм Шекспира»),

подмечает широту его охвата («из края в край», «в сонетах мира», «в ад и в рай»), а

затем проводит параллель и к современности («века победно шёл»).

Проблематика

произведения интересна тем, что в стихотворении затронута тема свободы, а именно –

попыток ограничить свободу слова, вольность стихотворного слога. «Невыносим тебе

казённый штамп, размер свободный», - говорит поэт о способности ямба выходить за

рамки

классицистических

канонов

и

цензурных

норм,

не

теряя

свою

строгость,

оставаясь поэтичным «в самой трезвой дозе». Можно сказать, что автор делает акцент

на умеренность данного размера, на отсутствие в нём крайностей и податливость перу

мастера («Чуждаешься ты речи сумасбродной. Не терпишь ты и классики холодной»).

Вспоминаются слова

Н.Н.

Шульговского: «…ритм зависит от индивидуальности

поэта. Один отличается легкостью ямба, другой наоборот». То же подмечает и Маршак,

описывая своего специфического для оды героя: «не легковесен ты и не тяжёл». Кроме

метафорического

образа

ямба,

произведение

насыщено мифологическими образами

(«конь крылатый», «ад», «рай»), что в совокупности с высоким стилем и возвышенной

лексикой («дифирамб») дает представление о настоящей оде. Важен в образной системе

и лирический герой, который, на мой взгляд, в данном случае тождественен автору.

Следовательно,

основные

мотивы

произведения,

составляющие

его

сюжет,

имеют

фольклорно-мифологический подтекст, что вполне соответствует лирическому жанру.

Идейному

раскрытию

содержания

произведения

способствуют

лексические

средства

выразительности.

Среди

них

эпитеты

(«крылатый»,

«легковесен»,

«свободный», «волшебный», «сумасбродной», «холодной»), метафоры («века победно

шел»), антонимы («радость… и грусть», «легковесен и тяжел»), олицетворение («не

терпишь ты»),

аллегория («казённый штамп») и перифраз («мой конь крылатый»).

Тропы

придают

художественную,

поэтическую

яркость

стихотворению,

ведь

они

способны передавать широкий спектр эмоций и усиливать выразительность, образность

языка произведения. К стилистическим фигурам, использованным автором, относятся

инверсия

(«тебе

пишу

я»),

повтор

(«пятистопный

ямб»),

антитеза

(«ад

рай»),

риторическое обращение («о волшебный стих»). Они

придают тексту благозвучие,

позволяют выделить

наиболее

существенные

признаки

изображаемого,

а

также,

избежав тавтологии, сформулировать авторскую оценку. Например, риторическое

обращение служит не столько для названия адресата речи, сколько для выражения

отношения автора к нему. Также выявить авторскую позицию помогает оценочная

лексика:

поэт

напрямую

говорит

о

преимуществах

ямба,

его

красоте

и

многофункциональности. С помощью звукописи (ассонанс д-т: «Стих Дантовых терцин

и драм Шекспира») автор подчеркивает своеобразие ямбического ритма, его отрывистое

звучание.

В

целом,

возвышенная

лексика

позволяет

охарактеризовать

ямб

как

величественное

явление.

К

тому

же,

хочется

отметить

богатство

торжественных

интонаций в стихотворении: как мне кажется, оно проникнуто героическим пафосом.

Таким образом, в своей «оде пятистопному ямбу» автор выражает радость и

благоговение

перед

«волшебной»

силой

слога.

Из

вышесказанного

можно

сделать

вывод: С.Я. Маршак понимал, что умение слагать стихи является истоком жизненной

силы и средством познания мира. Только под пером художника, остро чувствующего

звучание времени и потребности читателя, могут рождаться истинные литературные

шедевры, способствующие обогащению национальных культур славянских народов, их

сближению и духовному единству.

(Конкурсное сочинение Щербаковой Милены, 11 «А» класс. 2017



В раздел образования