Автор: Затонская Татьяна Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Хотьковская СОШ №1
Населённый пункт: г.Хотьково
Наименование материала: фрагменты уроков по литературе
Тема: "Короткое слово о любимой работе…"
Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока литературы в 8 «Г» классе
по теме: «Д.И. Фонвизин и его время. Традиции и новаторство в комедии «Недоросль».
Этап урока
Содержание.
Виды деятельности на уроке
Компетентность учителя
УУД
1 .
О р г а н и з а ц и о н н ы й
момент
1. Приветствие
2.
Проверка
готовности
к
уроку
(по с адка
по
группам
с
у ч е т о м
выбранных
к
уроку
заданий;
наличие
раздаточного материала; работа экрана:
портрет
Фонвизина
Д.И.,
эпиграфы
к
уроку; стенд «На уроке» с алгоритмами,
опорами,
статьями
из
толкового
с л о в а р я ;
н а
с т е н а х
–
а ф и ш и ,
подготовленные
учащимися,
и
другой
дидактический и наглядный материал;
тетради с вопросами к уроку).
3.
Знакомство
с
целями
и
задачами
урока, их моделирование
1.
Организационная
(подготовка
и
проверка материалов; действия, умения
и навыки учителя).
Уметь
создавать
ситуацию
мотивации к обучению
2. Коммуникативно - образовательная:
формировать
атмосферу
исследования,
творчества, сотворчества.
1. Личностные, регулятивные
П р и о б р е т е н и е
н а в ы к о в
проектной
д е я т е л ь н о с т и ,
организованности;
Умение
мобилизовать
свои
л и ч н о с т н ы е
к ач е с т в а
и
ученические
способности
к
обучению в ситуации «начала
деятельности»;
Само стоятельный
а н а л и з
условий
достижения
цели
на
основе
учета
выделенных
учителем ориентиров действия
в новом учебном материале.
2.
Познавательные:
самостоятельное
в ы д е л е н и е
и
ф о р м ул и р о в а н и е
познавательной
цели
и
проблемы;
отбор материала
3. Коммуникативные:
Речевое отображение (в форме
устной
громкой
и
внутренней
речи
и
в
форме
письменной
тезисной речи);
С о с т а в л е н и е
т е к с т о в
к
презентации, отбор материалов
к
кроссвордам
(т.е.
работа
с
текстом и толковым словарем);
С о о т н о ш е н и е
т е к с т а
и
иллюстративного
материала
(подобранного
из
источников
и л и
в ы п о л н е н н о г о
самостоятельно)
Технологии: дифференцированного подхода; индивидуально-личностного обучения; здоровьесберегающие, РКМЧП
2.
Этап
целеполагания:
постановка
откорректированных
целей и задач урока в теме
4-х уроков
1. См. к/р Самоанализ урока и конспект
данного урока.
2. Обращение к эпиграфам к данному
уроку:
чтение,
анализ,
понимание,
выбор для записи в тетради.
Ме тод и ч е с ка я :
ум е т ь
в к л юч а т ь
у ч а щ и х с я
в
р а з н ы е
в и д ы
исследовательской,
аналитиче ской
деятельно сти
в
соответ ствии
с
намеченными
результатами,
учитывая
их
склонности,
индивидуа льны е
особенности и интересы.
1. Личностно-регулятивные:
Готовность к самообразованию;
О с в о е н и е
к у л ь т у р н о г о
наследия;
Определение
последовательности
промежуточных целей с учетом
конечного результата
2. Познавательные: уяснение сущности
проектной работы, выбор средств.
Технологии: поэтапного формирования умственных действий; дифференцированного обучения;
первичного проектирования индивидуального маршрута выполнения задач урока
3.
Этап
актуа лизации
знаний, умений, навыков
1.
Слово
учителя:
«Фонвизин
и
его
время»
2. Презентация группы биографов.
3. Беседа по вопросам (См. приложение
2 в плане уроков)
1.
Образовательная:
формирование
понятий
и
организация
своих
и
ученических действий на их основе
2 .
Ком м у н и кат и в н а я :
п о м о г а т ь
у ч а щ и м с я
ф о р м и р о в а т ь
образовательные задачи
3.
Рефлексивная:
уметь
занимать
позицию
эксперта
от н о с и т е л ь н о
д е м о н с т р и р у е м ы х
у ч а щ и м с я
компетенций; оценивать по критериям
1.
Личностно-регулятивные:
оценка
у р о в н я
с в о е й
в о з м ож н о с т и
в
коллектив ной
деятель но сти;
в
самостоятельной
деятельности;
в
парной деятельности
2. Познавательные:
Обнаруживать
и
исправлять
фактические
неточности
и
ошибки;
орфографиче ские
ошибки
Конспектировать по ходу урока;
з а п и с ы в а т ь
т е з и с ы
с
соблюдением
орфографии,
пунктуации,
г р а м м а т и к и ,
речевых норм
3. Коммуникативные:
Аргументировать
свою
точку
зрения;
Уметь убеждать
Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий;
реализация индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающего обучения
4.
Этап
освоения
нового
на основах повторения и
систематизации знаний
1.
Повторение:
Роды
литературы.
Классицизм как направление в разных
видах
искусства.
Развитие
жанра
(группа теоретиков)
2 .
И Т .
Ф о р у м
п о б е д и т е л е й
Н а ц и о н а л ь н о г о
п р о е к т а .
С а й т
Рязановой Т.Н.
3.
Работа
с
терминами:
комедия,
акт
(действие), явление, ремарка, реплика,
конфликт.
(Индивидуальная
справка
учащегося)
4. Анализ комедии:
Р а б о т а
н а д
с п и с к о м
д е й с т в у ю щ и х
л и ц
(последовательность,
«говорящие»
фамилии,
система
образов) (группа лингвистов)
Анализ сцен (чтение по ролям),
комментарий,
инсценировка,
просмотр фрагментов спектакля
ММХАТ им. Островского А.Н.
Действ. 1, явление 1,2,5;
Действ. 4, явление 8;
Действ. 3, явление 8;
Действ. 4, явление 4;
(группа
режиссеров-
постановщиков, актеров)
1.Методическая:
включать
в
учебную
деятельность
в
с о о т в е т с т в и и
с
н а м е ч е н н ы м и
р е з у л ь т а т а м и ,
у ч и т ы в а я
индивидуальные
способности
уч-ся
к
у ч а с т и ю
в
с а м о с т о я т е л ь н о й
и
организации
групповой(коллективной)
деятельности
2.Образовательная:
формирование
навыков
составления,
оформления,
участия
в
проектной
деятельности; навыков выразительного
чтения,
инсценирования;
отб о р а
материала
для
анализа
драматических
произведений; тезисной записи рабочих
материалов;
работы
с
текстом
и
его
анализ
3.Коммуникативная:
установление
правил
продуктивной
самостоятельной
работы
и
учебных
д е й с т в и й
н а
и х
о с н о в е ;
дифференциация в процессе подготовки
уроков в выборе задания, рекомендации
в организации текстового материала.
1.Личностно-регулятивные:
развитие
самостоятельности
при
подготовке
к
уроку-проекту; формирование навыков
сотрудничества в совместном решении
задач;
рост
степени
активности
в
достижении
поставленных
целей;
формирование творческой активности
2.Познавательные:
п р и м е н е н и е
методов
информационного
поиска,
в
том числе с помощью компьютерных
средств;
рефлексия
способов
и
условий
действий;
понимание
и
а д е к в а т н а я
о ц е н к а
я з ы к а
п р о и з в е д е н и я ;
у м е н и е
с ж а т о ,
подробно, выборочно передать текст;
анализ
объектов
с
целью
выделения
п р и з н а к о в
( с у щ е с т в е н н ы х
и
несущественных);
создавать
способы
решения
проблем
творческого
и
поискового характера.
Технологии: РКМЧД, развивающего обучения, здоровьесберегающие, дифференцирования, интегрирования
5.
Эт ап
з а к р е п л е н и я
знаний
1. Ответы на вопросы, подготовленные
группой эрудитов (См. план уроков)
2.
Беседа
по
вопросам
учителя
и
учащихся
(возникшим
в
результате
дискуссии)
1.Образовательная:
Формирование
умения
отвечать
на
вопросы с опорой на знание текста и
т е о р е т и ч е с к и х
п о н я т и й ;
актуализация
ведущих
с п о с о б о в
1.Личностно-регулятивные:
формировать
опыт
ценно стного,
саморегуляции; уметь контролировать
свою
деятельность
при
получении
знаний.
3. Составление опоры «Система образов
комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
П о л о ж и т е л ь н ы е
( и х
х а р а к т е р и с т и к а
и
представительство)
О т р и ц а т е л ь н ы е
( и х
х а р а к т е р и с т и к а
и
представительство)
Подбор
визиток
(карточек
с
цитатами)
(группа биографов персонажей
комедии)
4. Работа с кроссвордами и тестами в
группах.
Проверка
учащимися
–
консультантами,
готовившими
эти
задания
исследовательской,
аналитической,
м ы с л и т е л ь н о й
и
т в о р ч е с к о й
деятельности
уч-ся
во
всех
формах
действия.
2.Методическая:
включать
в
учебную
деятельность
по
составлению и реализации алгоритмов
устного ответа и письменных выводов
уч-ся.
3.Организационно-рефлексивная:
создание условий для индивидуальной и
коллективной работы уч-ся.
2 . П о з н а в а т е л ь н ы е :
н а у ч и т ь с я
ана лизировать ,
с и н т е з и р о в а т ь ,
с а м о с т о я т е л ь н о
д о с т р а и в а т ь ,
пополнять недостающие компоненты.
3.Коммуникативные:
проявление
н а в ы к о в
с а м о о р г а н и з а ц и и ;
обе спечение
обмена
з н а н и я м и ,
адекватная
реакция
на
замечания
других членов группы.
Технологии: РКМЧД, интегрирования, здоровьесберегающие, критического мышления, организации разнообразных форм диалога и дискуссий
6. Этап обобщения
изученного
1. Задание: докажите, что эта комедия
классицистическая.
Возможно
деление
н а
д в е
г р у п п ы :
с т о р о н н и к о в
классицизма и сторонников реализма.
2.
Вывод
делает
ученик-книжник,
подготовивший сжатый пересказ статьи
Г.П.
Макогоненко
и
др.
И
ст.
Г.А.
Гуковского
3. Слово учителя
1.Образовательная:
формирование
навыков
работы
с
учебной
и
критической
литературой
2.Методическая:
включать
в
учебную
деятельность
работу
не
только
стекстами,
но
и
с
дополнитель ной
и
к р и т и ч е с ко й
литературой
3.Рефлексивная:
расширять кругозор, поощрять за успех.
1.Личностно-регулятивные:
уметь
вести поиск и выделять необходимую
информацию.
2. Познавательные: выработать навыки
р а б о т ы
с а м о с т о я т е л ь н о й
и
в
коллективе.
3.Коммуникатив ны е:
п о н и м ат ь
возможность различных точек зрения,
не совпадающих с собственной.
Технологии: РКМЧП, разнообразных форм диалога и дискуссий, интегрирования, критического мышления
7
Этап
проектирования
д о м а ш н е г о
з а д а н и я
(комментирования)
1. Выбрать задание по силам:
Объяснить
значение
с л о в :
добродетель,
б л а г о ч е с т и е ,
добронравие,
неразумно сть,
злонравие;
Дать исторический комментарий
теме: отражение в комедии идей
1.
Образовательная:
формирование
навыков
составления
портфолио
учащихся (банк литературы примеров).
2.
Методическая:
ориентирование
на
применение опорных материалов, ТСО
и
И Т
к
в ы п о л н е н и ю
дифференцированного
домашнего
1. Личностно-регулятивные:
у м е т ь
с а м о с т о я т е л ь н о
контролировать
свое
время
и
управлять им;
уметь осуществлять контроль за
своими учебными действиями;
ф о рм и р о в а н и е
у м е н и й
к
Просвещения
Ответить
на
вопрос:
«В
чем
новаторство пьесы?»
Ответить на вопрос: Как понять
р е п л и к у:
« В от
з л о н р а в и я
достойные плоды»?
Всем: Как вы думаете, актуальна
ли пьеса сегодня, в XXI в.?
Смысл названия комедии?
Придумать для себя посильное и
интересное задание и выполнить
его.
задания.
3. Рефлексивная: формирование умения
рефлексии учебных действий с учетом
комментирования учителем достижений
и
путей
преодоления
затруднений
в
выполнении заданий.
самоанализу
результатов
и
самооценке
готовно сти
к
выполнению
заданий
разного
уровня сложности;
2.
Познавательные:
формирование
и
реализация
навыков
составления
предметного
портфолио
с
целью
н а ко п л е н и я
в с п о м о г а т е л ь н о г о
м а т е р и а л а ,
н а п р а в л я ю щ е г о
в ы п о л н е н и е
д о м а ш н и х ,
с а м о с т о я т е л ь н ы х
з а д а н и й
и
с п о с о б с т в у ю щ е г о
с и с т е м н о й
подготовке
к
итоговой
аттестации
учащихся.
Технологии: дифференцированного обучения, индивидуально-личностного обучения, здоровьесберегающего обучения, РКМЧП
8.
Этап
диагностики
и
рефлексии
1 . В ы с т а в л е н и е
о ц е н о к
и
комментирование
индивидуальных
достижений и затруднений учащихся.
2.Комментарий выставления поурочного
балла.
Организационно-методическая:
проектирование
способов
и
форм
и н д и в и д у а л ь н о - л и ч н о с т н о й
и
коллективной
учебно-образовательной
деятельности
на
основе
выявленных
затруднений учащихся.
Личностно-регулятивная:
формирование навыка выявления зон
з ат р уд н е н и я
п р и
в ы п о л н е н и и
промежуточных и конечных целей и
решения задач.
Технологии: анализа результатов реализации проекта коллективного и индивидуального маршрута выполнения задач урока, здоровьесберегающая
Использованные материалы:
1. Текст комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
2. Учебник-хрестоматия для 8 класса. Статья, посвящённая жизни и творчеству Д.И.Фонвизина.
3. Материалы Форума учителей-победителей Нац.проекта (работы Г.Н.Рязановой).
4.О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 9 класс. М. Просвещение.2016.
5.И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 9 класс.2015.Москва.»ВАКО».
6.
Конспекты
уроков
для
учителя
литературы.
9-10
классы.Обзорные
уроки
для
полготовки
к
экзаменам.
19
век.Москва.»ВЛАДОС»2014.
7. Библиотека Кирилла и Мефодия. 9класс. Виртуальная школа.
Сочинение–эссе на педагогическую тему
«Отчего люди не летают?..» Разве?
Фрагмент урока по Русскому речевому
общению в 10 классе.
Затонская Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Хотьковская средняя
общеобразовательная школа №1»
Сергиево-Посадский район
Московская область
Характерные черты эссе
«Отчего люди не летают?..» Разве?
Средства
выразительности
языка эссе
Тема отражена в заголовке
и прослеживается в
содержании;
авторское начало есть,
позиция выражена;
композиция свободная,
непринуждённая, с
элементами
парадоксального изложения;
стиль отличается
образностью,
афористичностью,
близостью к разговорной
речи;
объём небольшой;
это, скорее, рассуждение:
кроме вступления и
заключения, есть тезис(1-ое
пр-ие 2-ого
абзаца),аргументы(конец 1-
ого, 2-ой-4-ый абзацы),
вывод (легко усмотреть в
последнем предложении);
форма данного эссе –
исповедь;
цель – сподвигнуть к
«грустному удивлению»,
«разгадыванию загадки».
… Через много-много лет случилось мне побывать на родине. Всего два дня. Скорее (по силе
впечатления и соответствию теме эссе) – две ночи. Что - день? Немногочисленные, оставшиеся в
живых старики – родственники – а значит слезы, горестные воспоминания, посещение кладбищ с
«подправкой» могил… и снова слезы… при виде того, что стало с деревней, некогда богатым
колхозом, чудесными прудами и раскидистыми ивами, со степными раздольными песнями (кто их
теперь будет петь? две – три старухи?)… И слова: «все», «отлетали», «ждать нечего: ни больницы, ни
работы, ни школы…». И почему-то особенно печально – «ни школы…».
Издавна была у сельского жителя тяга к знаниям. Для него человек образованный – это не
просто воплощение знаний, но и высший судья, помощник, советчик. Бабушка моя (а прожила она
долгую – почти век! – и трудную жизнь – 13 человек детей! Трое братьев – сестер! -поднято было ею,
девочкой-сироткой, и поставлено на ноги…), так вот, она, сколько помню, как главную заповедь, мне
часто повторяла: «Учися, деточка, учися… на крыло станешь… грамоте будешь знать – поднимешь
небо…» Откуда у этой (чуть не сказала по-Толстому – «графинечки») женщины от земли, со
сморщенными, натруженными руками, знание смысла жизни и мудрость? Четыре класса церковно-
приходской школы? Преодоление всех трудностей (а сколько их выпало на ее долю – не счесть: 5
сыновей унесла война!..)? Но всегда мечта, цель и ее достижение – дать образование детям: это
должно их сделать счастливыми, «поставить на крыло», «поднять небо»… «учися, деточка, учися…».
А может, эта земля, земля ее и моей родины? А может, это небо? Небо, которое я увидела, словно
впервые, там, по-над обрывом, над прудами, в те две ночи? Когда, устав от дневных разговоров,
воспоминаний и слез, уходила в ночь, темную-темную, звездную-звездную, словно заглатывающую и
уносящую в это огромное, все поглотившее, бархатное, синее с черным отливом небо? Это потрясало.
Отсюда, думаю, у бабушки и рождались слова-образы: «крыло», «свое небо». Ей хотелось летать!..
Тогда, в те звездные ночи, мне тоже хотелось летать, обрести эти крылья, подняться в бездну (не
вниз – вверх!). Вспоминались (а куда от этого денешься, если 40 лет об этом говоришь словами
Катерины?): «Отчего люди не летают?», и почему-то звучали эти слова, словно в кадрах из фильма
«Дом, в котором я живу…»
Дом… Мой дом полон книг. Здесь часто в гостях мои выпускники, уже родители, бабушки-
дедушки моих нынешних учеников; они говорят о своей жизни, успехах, неудачах. Мои дети, моя
семья, мои друзья… И каждый на СВОЁМ крыле, вылетел из гнезда в СВОЙ полет, в СВОЁ небо.
Они летают, мы все летаем. Только сила крыла разная… И высота неба - тоже.
Развёрнутая
метафора;
эпитеты;
цитирование;
ретроспектива;
лейтмотив;
риторические
вопросы;
цитирование;
лейт-мотив;
параллелизм;
метафора;
сравнение;
риторическое
восклицание;
олицетворение;
синтаксическое
разнообразие;
парадокс
Отзыв на стихотворение С.Я. Маршака «Тебе пишу я этот дифирамб…»
С.Я. Маршак
мыслил развитие русского народа на пути живого общения с
другими народами. Это было неслучайно, ведь мать поэта – уроженка Витебска, а отец
был родом из белорусского города Койданова, сам же Самуил Маршак родился и вырос
в
России, в Воронеже. Семья Маршаков неоднократно переезжала – из России в
Беларусь, и снова в Россию. Так или иначе, С.Я. Маршак был непосредственно связан с
культурами
обеих
стран:
именно
благодаря
этому
взаимному
обогащению
культур
проявился его национальный гений.
Произведение
«Тебе
пишу
я
этот
дифирамб…»
посвящено
стихотворному
размеру белорусской и русской силлаботоники – пятистопному ямбу. История поэзии
свидетельствует о том, что ямб — это естественное дыхание русского стиха. Этот
двудольный размер во все времена привлекал поэтов своей звучностью, ритмичностью
и гармоничностью,
разнообразием
оттенков
чувств
и
эмоций,
которые
он
может
передать. Хочется вспомнить, что ещё А.С. Пушкин отдавал предпочтение ямбу в силу
особой
«ударности»,
ритмической
инерции
этого
размера.
Однако
известность
за
рубежом
этот
стихотворный
размер
приобрел
намного
раньше:
почти
все
сонеты
Шекспира и Данте написаны пятистопным ямбом. В России же он стал популярен в
эпоху
классицизма
благодаря
Тредиаковскому
и
Ломоносову.
Ямбами
писали
оды
потому, что пятистопный ямб вызывает в сознании представление о торжественной,
витийственной поэзии.
Стихотворение С.Я. Маршака
по жанру напоминает оду – торжественное
посвящение, актуальное во время великих исторических событий и побед. Оно состоит
из трёх строф, причём в каждой из них автор восхваляет ямб как самый «гибкий» и
одновременно стройный «волшебный стих». Стихотворный размер, разумеется, ямб: он
соответствует традициям одического стихосложения. Рифма преобладает смежная, но
встречается
и
кольцевая;
мужская
рифма
чередуется
с
женской.
Произведение
соответствует одической форме и по своей композиции: в первой строфе говорится о
предмете восхваления, а в двух других даётся развёрнутое пояснение, положительная
характеристика, подтверждающая высокую оценку избранного предмета. Кроме того,
время
написания
стихотворения,
1944
или
1945
год,
напрямую
связано
со
знаменательным
этапом
в
истории
России
и
Беларуси
–
Великой
Отечественной
войной. Исходя из этого, можно сделать вывод, что жанр произведения, необычный для
поэзии двадцатого века, был выбран Маршаком не без оснований: автор учитывал
происходящие
в
стране
события
и
придавал
своему
творению
особый
историко-
культурный контекст.
Стихотворение С.Я. Маршака произвело на меня сильное впечатление, ведь в
нём автор в полной мере раскрыл одну из вечных тем – тему поэзии и её значения.
Идейная
нагрузка
произведения
по-своему
оригинальна:
она
заключается
в
прославлении не человека или события, как было принято у классицистов, а элемента
стихотворной метрики. Чтобы полностью осветить данную тему, автор подчёркивает
преемственность в использовании ямба (от «Дантовых терцин» до «драм Шекспира»),
подмечает широту его охвата («из края в край», «в сонетах мира», «в ад и в рай»), а
затем проводит параллель и к современности («века победно шёл»).
Проблематика
произведения интересна тем, что в стихотворении затронута тема свободы, а именно –
попыток ограничить свободу слова, вольность стихотворного слога. «Невыносим тебе
казённый штамп, размер свободный», - говорит поэт о способности ямба выходить за
рамки
классицистических
канонов
и
цензурных
норм,
не
теряя
свою
строгость,
оставаясь поэтичным «в самой трезвой дозе». Можно сказать, что автор делает акцент
на умеренность данного размера, на отсутствие в нём крайностей и податливость перу
мастера («Чуждаешься ты речи сумасбродной. Не терпишь ты и классики холодной»).
Вспоминаются слова
Н.Н.
Шульговского: «…ритм зависит от индивидуальности
поэта. Один отличается легкостью ямба, другой наоборот». То же подмечает и Маршак,
описывая своего специфического для оды героя: «не легковесен ты и не тяжёл». Кроме
метафорического
образа
ямба,
произведение
насыщено мифологическими образами
(«конь крылатый», «ад», «рай»), что в совокупности с высоким стилем и возвышенной
лексикой («дифирамб») дает представление о настоящей оде. Важен в образной системе
и лирический герой, который, на мой взгляд, в данном случае тождественен автору.
Следовательно,
основные
мотивы
произведения,
составляющие
его
сюжет,
имеют
фольклорно-мифологический подтекст, что вполне соответствует лирическому жанру.
Идейному
раскрытию
содержания
произведения
способствуют
лексические
средства
выразительности.
Среди
них
эпитеты
(«крылатый»,
«легковесен»,
«свободный», «волшебный», «сумасбродной», «холодной»), метафоры («века победно
шел»), антонимы («радость… и грусть», «легковесен и тяжел»), олицетворение («не
терпишь ты»),
аллегория («казённый штамп») и перифраз («мой конь крылатый»).
Тропы
придают
художественную,
поэтическую
яркость
стихотворению,
ведь
они
способны передавать широкий спектр эмоций и усиливать выразительность, образность
языка произведения. К стилистическим фигурам, использованным автором, относятся
инверсия
(«тебе
пишу
я»),
повтор
(«пятистопный
ямб»),
антитеза
(«ад
–
рай»),
риторическое обращение («о волшебный стих»). Они
придают тексту благозвучие,
позволяют выделить
наиболее
существенные
признаки
изображаемого,
а
также,
избежав тавтологии, сформулировать авторскую оценку. Например, риторическое
обращение служит не столько для названия адресата речи, сколько для выражения
отношения автора к нему. Также выявить авторскую позицию помогает оценочная
лексика:
поэт
напрямую
говорит
о
преимуществах
ямба,
его
красоте
и
многофункциональности. С помощью звукописи (ассонанс д-т: «Стих Дантовых терцин
и драм Шекспира») автор подчеркивает своеобразие ямбического ритма, его отрывистое
звучание.
В
целом,
возвышенная
лексика
позволяет
охарактеризовать
ямб
как
величественное
явление.
К
тому
же,
хочется
отметить
богатство
торжественных
интонаций в стихотворении: как мне кажется, оно проникнуто героическим пафосом.
Таким образом, в своей «оде пятистопному ямбу» автор выражает радость и
благоговение
перед
«волшебной»
силой
слога.
Из
вышесказанного
можно
сделать
вывод: С.Я. Маршак понимал, что умение слагать стихи является истоком жизненной
силы и средством познания мира. Только под пером художника, остро чувствующего
звучание времени и потребности читателя, могут рождаться истинные литературные
шедевры, способствующие обогащению национальных культур славянских народов, их
сближению и духовному единству.
(Конкурсное сочинение Щербаковой Милены, 11 «А» класс. 2017