Целеполагание, как основной этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС
Автор: Гвоздарева Антонина Петровна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ СОШ №29 Населённый пункт: п. Чунский, Иркутской области Наименование материала: статья Тема: Целеполагание, как основной этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС Раздел: полное образование
Целеполагание, как основной этап современного урока
в условиях реализации ФГОС.
«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни
и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явиться он. Следовательно,
не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни
является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»
К. Д. Ушинский
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного)
общего
образования
относит
к
метапредметные
результатам
освоения
основной
образовательной
программы
умение
самостоятельно
определять
цели
деятельности
и
составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность;
использовать
все
возможные
ресурсы
для
достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения
школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения .
Соглласно федеральным государственным общеобразовательным стандартам , урок
должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему
освоить
способы
успешного
существования
в
современном
обществе,
т.
е. уметь
ставить себе конкретную цель , планировать свою жизнь, прогнозировать возможные
ситуации. А значит, современный ученик должен обладать регулятивными учебными
действиями.
К
регулятивным
учебным
действиям
относятся: целеполагание,
планирование
деятельности, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка. Ведущее
место
в
структуре
современного
урока
занимает
этап
целеполагания.,
который
в
педагогическом и психологическом смысле направлен на изменение сознания школьника,
изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности
ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге –
превращения учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и
организатора учебной деятельности.
Если сравнить традиционный урок и урок современного типа , то в первом случае учитель
сообщает тему , цель и задачи, но в новой позиции предусматриваются качественные
изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создаёт условия, включающие
каждого ученика в процесс формирования цели и задач.. Лишь в том случае, когда ученик
осознаёт смысл учебной задачи и примет её как лично для него значимую, его
деятельность станет мотивированной и целенаправленной, возникают побуждения:
узнать, найти, доказать.
Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности
(учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно
должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме
или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения. Цель для
учителя включает основные ключевые слова : способствовать формированию…,
создать
условия для развития умений .., содействовать развитию умений …, обеспечить развитие
умений …
Все приемы целеполагания на уроке строятся на диалоге, поэтому очень важно
грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и
придумывать свои.
Цели должны быть:
Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и
возможности
проверить,
достигнута
ли
цель.
Критерии
измеримости
бывают
качественные и количественные.
Конкретные.
Понятные.
Осознанные.
Описывающие желаемый результат.
Реальные.
Побудительные (побуждать к действию).
Точные.
Цель
не
должна
иметь
расплывчатые
формулировки.
Не
следует
употреблять
такие
расплывчатые
выражения,
как
«узнать»,
«почувствовать»,
«
понять».
Поставленная цель записывается на доске. После определения цели ставятся задачи (это
можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать
конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи
также можно записать на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и
предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и
увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –формулируется домашнее
задание.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия.
Процесс
целеполагания
–
это
коллективное
действие,
каждый
ученик
–
участник,
активный
деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать
свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего
не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания:
«Тема-вопрос», «Работа над понятием»,
«Яркое пятно»,«Исключение», «Домысливание», «Моделирование жизненной
ситуации», «Группировка», «Собери слово», «Проблема предыдущего
урока», «Демонстрация множественности смыслов слова». «Проблемная
ситуация», «Индуктор» и др.
Выбор того или иного приёма определяется содержанием учебного материала, целью
данного урока
С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?
Прежде всего созданием проблемной ситуации,чтобы ученик сформулировал и присвоил
себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих
знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи
реально объективной, для него выступит как субъективная.
Приём» Создания проблемных ситуаций
« Введение в урок проблемного диалога
необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке
проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его
тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог
заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные версии
решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно
приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.
На уроке биологии в 6 классе на тему «Питание у животных » вспоминаем, как
осуществляется питание у растений. Ученики повторяют уже имеющиеся у них знания
о питании , необходимые для изучения новой темы. Создаю проблему
« Как осуществляется питание у животных?» Далее учащиеся продумывают проблемную
ситуацию, определяют, что надо узнать, чему научится на этом уроке.
Прием
«Яркое
пятно». Данный
прием
состоит
в
представлении
учащимся
набора
однотипных
предметов,
слов,
выражений,
одно
из
которых
выделено
цветом
или
размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте.
Затем,
совместно
выясняем
общность
предложенного
и
причину
обособленности
выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.
Например: При изучении темы « Животные. Простейшие», дается перечень объектов:
собака, тигр, белка, амеба, мышь. Амеба выделена. Перед ребятами ставится вопросы .
Что объединяет данные организма? К какому царству они относятся? Почему амеба
выделена другим цветом7
Приём « Тема-вопрос»
Тема урока формулируется в виде вопроса. Например. Для темы урока в 6 классе « Какие
ткани образуют органы растений?» Учащиеся предлагают определенный план действий,
чтобы ответить на поставленный вопрос.
-Повторить определение клетки, отличия растительной клетки от животной
-Найти в учебнике определение « ткани»
- определить виды растительных тканей, особенности их строения и функции
Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение
слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит
работа. Учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять
деятельность
Прием » Исключение»
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие..
Например, тема « Три среды обитания « в 5 классе. К доске прикрепляются карточки с
рисунками животных. 1 ряд: кенгуру, дельфин, акула. 2 ряд: медведь, лев, крот.
Определить. Что лишнее в каждом ряду. Ребята высказывают свои обоснования,
формулируется учебная цель.
Прием «Работа над понятием»
Учащимся 6 класса предлагается для зрительного восприятия ряд жизненных процессов
характерных для живых организмов. Например: дыхание, питание, выделение,
пищеварение, размножение. Учащиеся дают определения этим процессам, а процесс
размножения вызывает затруднение (так как с этим процессом они не знакомы). Это
и будет проблемной ситуацией. Учащиеся находят определение в учебники процессу
размножения. Определяют тему урока. Далее, от значения слова определяют цель урока
и что нужно изучить.
Прием» Подводящий диалог». На этапе актуализации учебного материала ведётся
беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог
подводиться к тому, о чём учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или
недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для
которой необходимы дополнительные исследования или действия. Например, при
изучении темы «Химический состав клетки». Беру разрезанный картофель и на одну
половинку капаю раствор йода. Картофель синеет. Ставится перед учениками вопрос.
Почему? Какие вещества входят в состав клетки? Нагреваю пробирку с зерном, на
стенках пробирки появляются капельки воды . Что это доказывает? Ученики высказывают
свои предположения. Ставится цель урока.
Прием « Помощь опорных глаголов»
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с
помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при
помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить,
закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться,
систематизировать...). Например: При изучении темы « Органы и системы органов у
животных» Используемые глаголы при изучении данной темы: 1. Сравнить органы
растений и животных 2. изучить органы животных.3. знать определение системы органов.
4. Выяснить какие системы органов есть у животных 5. Составить таблицу
Прием « Загадки, поговорки. Кроссворды»
Прием « Мозговой штурм»
Задача «Чудо-юдо» В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него
забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую "вату” –белую
плесень. Как можно объяснить её образование? (мозговой штурм)
Задача «Исторический факт!» В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым –
медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено много раненых
больных с воспалением легких. Какое отношение это лекарство имеет к грибам? (мозговой
штурм).
Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели
учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде
деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть
оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание
целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически,
то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно
формулировать свои цели.