Напоминание

Целеполагание, как основной этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС


Автор: Гвоздарева Антонина Петровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №29
Населённый пункт: п. Чунский, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Целеполагание, как основной этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС
Раздел: полное образование





Назад





Целеполагание, как основной этап современного урока

в условиях реализации ФГОС.
«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явиться он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» К. Д. Ушинский Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметные результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом,
перед учителем ставиться проблема обучения

школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения
.
Соглласно федеральным государственным общеобразовательным стандартам
, урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е.
уметь

ставить себе конкретную цель
, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. А значит, современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями. К регулятивным учебным действиям относятся:
целеполагание,

планирование

деятельности, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка.
Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания., который в педагогическом и психологическом смысле направлен на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге – превращения учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности. Если сравнить традиционный урок и урок современного типа , то в первом случае учитель сообщает тему , цель и задачи, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создаёт условия, включающие каждого ученика в процесс формирования цели и задач.. Лишь в том случае, когда ученик осознаёт смысл учебной задачи и примет её как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Целеполагание
-
это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности

(учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно

должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения. Цель для учителя включает основные ключевые слова : способствовать формированию…, создать условия для развития умений .., содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …



Все приемы целеполагания на уроке строятся на диалоге, поэтому очень важно

грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и

придумывать свои.

Цели должны быть:
 Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.  Конкретные.  Понятные.  Осознанные.  Описывающие желаемый результат.  Реальные.  Побудительные (побуждать к действию).  Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять». Поставленная цель записывается на доске. После определения цели ставятся задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также можно записать на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –формулируется домашнее задание. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным. Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Яркое пятно»,«Исключение», «Домысливание», «Моделирование жизненной ситуации», «Группировка», «Собери слово», «Проблема предыдущего урока», «Демонстрация множественности смыслов слова». «Проблемная ситуация», «Индуктор» и др. Выбор того или иного приёма определяется содержанием учебного материала, целью данного урока С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся? Прежде всего созданием проблемной ситуации,чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Приём» Создания проблемных ситуаций
« Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем. На уроке биологии в 6 классе на тему «Питание у животных » вспоминаем, как осуществляется питание у растений. Ученики повторяют уже имеющиеся у них знания о питании , необходимые для изучения новой темы. Создаю проблему « Как осуществляется питание у животных?» Далее учащиеся продумывают проблемную ситуацию, определяют, что надо узнать, чему научится на этом уроке.
Прием

«Яркое

пятно».
Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока. Например: При изучении темы « Животные. Простейшие», дается перечень объектов: собака, тигр, белка, амеба, мышь. Амеба выделена. Перед ребятами ставится вопросы . Что объединяет данные организма? К какому царству они относятся? Почему амеба выделена другим цветом7
Приём « Тема-вопрос»
Тема урока формулируется в виде вопроса. Например. Для темы урока в 6 классе « Какие ткани образуют органы растений?» Учащиеся предлагают определенный план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. -Повторить определение клетки, отличия растительной клетки от животной -Найти в учебнике определение « ткани» - определить виды растительных тканей, особенности их строения и функции Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность
Прием » Исключение»
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.. Например, тема « Три среды обитания « в 5 классе. К доске прикрепляются карточки с рисунками животных. 1 ряд: кенгуру, дельфин, акула. 2 ряд: медведь, лев, крот. Определить. Что лишнее в каждом ряду. Ребята высказывают свои обоснования, формулируется учебная цель.
Прием «Работа над понятием»
Учащимся 6 класса предлагается для зрительного восприятия ряд жизненных процессов характерных для живых организмов. Например: дыхание, питание, выделение,
пищеварение, размножение. Учащиеся дают определения этим процессам, а процесс размножения вызывает затруднение (так как с этим процессом они не знакомы). Это и будет проблемной ситуацией. Учащиеся находят определение в учебники процессу размножения. Определяют тему урока. Далее, от значения слова определяют цель урока и что нужно изучить.
Прием» Подводящий диалог».
На этапе актуализации учебного материала ведётся беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводиться к тому, о чём учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Например, при изучении темы «Химический состав клетки». Беру разрезанный картофель и на одну половинку капаю раствор йода. Картофель синеет. Ставится перед учениками вопрос. Почему? Какие вещества входят в состав клетки? Нагреваю пробирку с зерном, на стенках пробирки появляются капельки воды . Что это доказывает? Ученики высказывают свои предположения. Ставится цель урока.
Прием « Помощь опорных глаголов»
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...). Например: При изучении темы « Органы и системы органов у животных» Используемые глаголы при изучении данной темы: 1. Сравнить органы растений и животных 2. изучить органы животных.3. знать определение системы органов. 4. Выяснить какие системы органов есть у животных 5. Составить таблицу
Прием « Загадки, поговорки. Кроссворды»

Прием « Мозговой штурм»
Задача «Чудо-юдо» В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую "вату” –белую плесень. Как можно объяснить её образование? (мозговой штурм) Задача «Исторический факт!» В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено много раненых больных с воспалением легких. Какое отношение это лекарство имеет к грибам? (мозговой штурм). Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.


В раздел образования