Автор: Дмитриева Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Гостилицкая СОШ
Населённый пункт: Ленинградская область Ломоносовский район д. Гостилицы
Наименование материала: Школьный музей Боевой Славы - центр патриотического воспитания младших школьников
Тема: Школьный музей Боевой Славы
Раздел: начальное образование
Школьный музей Боевой Славы - центр патриотического воспитания
младших школьников
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания младших
школьников посредством приобщения их к деятельности школьного музей Боевой
славы. В статье рассмотрены такие понятия как «патриотизм», «патриотическое
воспитание», а также проанализирован потенциал школьного музея Боевой славы
как центра патриотического воспитания младших школьников.
Ключевые
слова:
патриотизм;
патриотическое
воспитание;
гражданско-
патриотическая позиция; музейная педагогика; школьный музей Боевой славы.
Основное содержание статьи:
Актуальность.
Приоритетным
направлением
Стратегии
развития
воспитания
в
Российской
Федерации
на
период
до
2025
года
является
«формирование
у
детей
патриотизма,
чувства
гордости
за
свою
Родину,
готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на
основе
развития
программ
патриотического
воспитания
детей,
в
том
числе
военно-патриотического воспитания» [8].
Во ФГОС НОО 2009 года отмечается, что приоритетным направлением
общеобразовательной
школы
является
становление
таких
личностных
характеристик младшего школьника, которые формируют гражданина, любящего
свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности
семьи и общества; любознательного, активного и заинтересованно познающего
мир [9].
Таким
образом,
одним
из
приоритетных
направлений
в
деятельности
общеобразовательных
учреждений
признается
гражданско-патриотическое
воспитание
подрастающего
поколения.
В
достижении
этой
цели
активно
помогают школьные музеи Боевой славы.
1
*********
Вопросами
патриотического
воспитания
подрастающего
поколения
занимались такие выдающиеся общественные деятели и педагоги прошлого, как
К.Д.
Ушинский,
В.А.
Сластенин,
В.Г.
Белинский,
Н.А.
Добролюбов,
П.Ф.
Каптерев и др. Они считали, что необходимо воспитывать сознательных граждан,
любящих свое государство и способных осваивать его интересы.
По мнению В.А. Сластенина, патриотизм есть качество личности, которое
проявляется «в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить
своей Родине… В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине,
соотечественникам; в интернационализме – уважение и солидарность с другими
народами и странами» [6, c. 8].
Аналогичное
определение
понятия
«патриотизм»
дал
Виссарион
Григорьевич
Белинский.
Он
полагал,
что
чувство
любви
к
родине
издавна
свойственно народным массам. Настоящие патриоты своей страны поднимались
на борьбу против чужеземных завоевателей. Русский народ, начиная с времен
Киевской Руси, постоянно терпел нападение врагов и в большинстве случаев был
непобедим. На борьбу с противником поднимались не только войска, но и весь
народ, проявляя свое мужество, стойкость, храбрость. Именно эти качества лежат
в основе патриотизма [6, c. 9].
Л.П. Кривошенко определял термин «патриотизм» как «нравственный и
политический
принцип,
социальное
чувство,
содержанием
которого
является
любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее,
стремление защищать интересы Родины» [6, c. 10].
В
своих
исследованиях
отечественные
ученые
по-разному
определяют
сущность
патриотизма.
Одни
под
патриотизмом
понимают
«политический
принцип»
(Н.И.
Болдырев,
Н.К.
Гончаров,
И.П.
Тугаев),
другие
–
«сложное
нравственное качество» (В.В. Белоусов, И.С. Марьенко, Д.Н. Щербакова, Н.Е.
Щуркова и др.) [6, c. 7]
2
Неоднозначность патриотизма как духовного феномена и как нравственного
качества, приобретаемого человеком в процессе нравственного (патриотического)
воспитания, показывает его значимость и сложность.
Понятие
«патриотизма»
неразрывно
связано
с
содержательно-целевыми
линиями
гражданско-патриотического
воспитания.
В
этот
термин
педагоги,
философы, психологи вкладывают особый смысл. Сущность патриотизма М.В.
Митин, П.М. Рогачев и другие понимают, как высшее нравственное чувство.
Однако
Т.А.
Ильина,
И.С.
Марьенко
считают
патриотизм
более
сложным
чувством, имеющим свою структуру, которая формируется с раннего детства. Т.М.
Маслова считает патриотизм гражданской позицией человека, который находит
свое отражение в его поступках и деятельности, направленной на «переживание
личностью
своего
отношения
к
Родине,
Отечеству,
осознание
своего
патриотического долга, а также стремление к его реализации» [1, с. 17].
Е.Л. Воронова считает, что патриотизм – это «система отношений человека
(«я- отношений») к истории страны, ее героическому прошлому и настоящему, к
национальной культуре, обычаям и традициям русского народа; к стране на карте
мира, ее природе, месту собственного жительства, «малой» Родине; к государству
и гражданскому долгу перед государством, народом, к чувству ответственности
перед собой, своими близкими, знакомыми людьми и др.» [3, с. 13].
Идеи классиков отечественной педагогической науки актуальны и по сей
день, многие из них стали основой современных концепциях патриотического
воспитания подрастающего поколения.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования
(далее
—
ФГОС
НОО)
определяет
патриотическое
воспитание как целенаправленную деятельность по формированию качеств, норм
поведения гражданина и патриота своего Отечества [9].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано,
что
важной
целью
образования
является
«воспитание
взаимоуважения,
патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде» [7].
3
Таким образом, под патриотизмом мы будем понимать нравственное чувство
ответственности,
отражающееся
в
поступках
и
действиях
гражданина,
направленное на любовь к Родине с ее историческим прошлым, национальной
культурой, традициями, природой, людьми.
Итак,
изучение
психолого-педагогической
литературы
показало,
что
воспитание у ребенка любви к Родине, семье, природе, людям, являлось ведущим
направлением воспитания многих лет. Базируясь на теоретических положениях
великих педагогов К.Д Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С Макаренко, А.Н.
Радищева и других, которые считали, что патриотизм является основой духовной
жизни, и человек ради своей Родины готов на все. Школа должна воспитывать у
обучающихся любовь к Родине, стремление встать на ее защиту, трудолюбие и
гражданскую ответственность.
Воспитание патриота считается не только социальной проблемой, но и
важной
задачей
педагогической
науки
и
практики.
Формировать
и
развивать
патриотические чувства необходимо с детства.
Наиболее благоприятным периодом для воспитания положительных черт
личности,
в
том
числе
и
патриотизма,
является
младший
школьный
возраст.
«Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к
подражанию
и
огромный
авторитет,
которым
пользуется
учитель,
создают
благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы» [4, c. 30].
Учителям начальных классов необходимо учитывать трудности, с которыми
можно
столкнуться
в
процессе
формирования
у
учащихся
патриотических
качеств,
а
именно
конкретность,
недостаточная
устойчивость
и
прочность
нравственных чувств детей.
Младших
школьников
отличает
удивительный
интерес
к
познанию
окружающего
мира,
стремление
получать
новые
впечатления.
Однако
самостоятельно
ребенок
не
в
силах
проникнуть
и
освоить
сущность
общественных
явлений.
Только
под
руководством
учителей
и
родителей
он
сможет понять систему знаний, опираясь на существующие в окружающем мире
4
действительные связи и отношения между отдельными предметами и явлениями
[1, c. 18].
Прививать детям патриотические чувства следует не только теоретически,
наполняя их багаж знаниями, но и воспитывать практически. Необходимо увлечь
детей
примерами
отечественной
истории,
в
которых
проявились
самоотверженность,
храбрость,
мужество,
доблесть.
Надо
напомнить
им
о
преданности
Родине,
воинскому
долгу
в
разные
периоды
истории
России.
В
достижении этой цели активно помогают школьные музеи Боевой славы.
Школьные
музеи
появились
в
России
в
конце
XIX
–
начале
ХХ
вв.
Немаловажен вопрос о том, чем было вызвано появление школьных музеев и для
каких целей они изначально организовывались в образовательном учреждении.
Школьные
музеи
изначально
стали
одним
из
направлений
реализации
ведущего метода преподавания – наглядного обучения; они были вызваны к жизни
потребностью научить детей извлекать знания из представленных в экспозициях
музейных предметов. Главным принципом комплектования школьных музейных
фондов
и
непосредственно
экспозиций
была
образовательная
полезность
экспоната для учебного процесса, возможность конкретизировать и расширить
знания детей, почерпнутые при изучении школьных курсов истории, литературы,
мировой художественной культуры, географии и пр. [2, c. 33]
В
целом
же
под
названием
«школьный
музей»
понимался
наглядный,
зачастую собранный или выполненный учащимися материал, предназначенный
для
демонстрации
на
уроках.
Тем
самым
школьные
музеи
формировали
у
учащихся столь необходимый для развития личности опыт применения знаний в
контексте реальных жизненных ситуаций [2, c. 37].
Главными задачами школьного музея Боевой славы являются [5, c. 49]:
формирование высокого патриотического сознания;
воспитание чувства верности своему Отечеству;
формирование
готовности
к
выполнению
гражданского
долга,
конституционных обязанностей, по защите интересов своей Родины;
5
во спит ание
под раст ающего
поколения
с
ориент ацией
н а
общечеловеческие ценности.
На основе «Примерного положения о музее образовательного учреждения»
(школьном музее) мы определили особенности правового положения школьного
музея боевой славы.
1)
Школьный
музей
является
систематизированным,
тематическим
собранием памятников истории.
2)
В
основе
поисковой
и
собирательской
деятельности
музея
лежит
краеведческий принцип.
3)
Школьный музей создается под руководством педагогов и при участии
общественности.
4)
Музей
обладает
огромным
образовательно-во спит ательным
потенциалом, так как он экспонирует подлинные документы и предметы.
5)
Стержнем любого музея является история.
Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на
детей наиболее эффективно проявляется в осуществлении направлений музейной
деятельности. Участие их в изучении и описании музейных предметов, создании
экспозиций, проведение экскурсий, вечеров, конференций, встреч с ветеранами
войны и с интересными людьми способствует заполнению их досуга, овладению
различными приемами и навыками краеведческой и музейной работы.
Одно из условий формирования патриота - воспитание правдой. Правда
жизни, исторических событий ВОВ, никакой фальсификации. Только активная
информация
воспринимается
учащимися
как
явление
действительности
и
соотносится
с
реальной
практической
деятельностью
школьников
в
рамках
организованного коллектива, в том числе и во внешней среде.
Каждый
учитель
и
классный
руководитель
может
использовать
воспитательные возможности школьного музея, начиная с обзорной экскурсии,
для своего класса, проводя различные мероприятия, уроки в рамках работы и в
условиях музея, занимаясь поисковой деятельностью.
6
В помещении музея проводятся различные формы занятий: музейные уроки,
уроки мужества, уроки-диспуты, уроки памяти, исторические игры, конкурсы и
викторины. Большую ценность в музее представляют документы о героях ВОВ,
книги, фотоальбомы, макеты памятников, предметы военного времени.
Специфика
школьного
музея
состоит
в
том,
что
экспозиции
создаются
руками ребят. Обычная музейная работа — поиск материалов, исследования,
пропаганда
культурных
ценностей
—
для
руководителя
школьного
музея
это
средство воспитания, возможность выхода на новый компетентностный подход в
образовании. Образовательная среда, создаваемая деятельностью музея, способна
изменить
и
формы
воспитательной
работы
школы.
Работая
с
подлинными
предметами, разрабатывая и осуществляя социально значимые проекты, учащиеся
совершенно по-другому относятся к своей деятельности. Невозможно «играть» в
музей,
когда
на
тебе
ответственность
за
реальные
ценности,
относящиеся
к
истории и культуре края.
Основополагающим
элементом
школьного
музея
является
экспозиция.
Именно
через
нее
идет
чувственное
восприятие
информации,
в
процессе
ее
создания осуществляется образовательная функция. Создание новой экспозиции
предполагает осуществление поисковой, исследовательской, оформительской и
экскурсионной работы [5, c. 56].
Благодаря визуально представленному материалу музей обладает особым
воздействием на эмоциональную сферу, которая в свою очередь имеет решающее
значение
для
раскрытия
творческого
потенциала
личности.
«Культурно-
исторический же контекст музейных предметов позволяет создавать в сознании
образы,
адекватные
исторической
реальности,
возбуждать
ценностные
переживания, создавать атмосферу «подлинной встречи» [5, c. 57].
Выводы:
В
разные
исторические
периоды
государство
формулирует
потребности общества, которые влияют на цели и содержание образования. Смена
парадигмы в современном образовании устанавливает требования, нацеленные на
достижение
гражданско-патриотических
результатов
обучения
и
воспитания,
которые характеризуются как важный образовательный приоритет. Воспитывая
7
соответствующую новым стандартам всесторонне развитую личность и прививая
национальные
ценности,
учитель
ориентирован
на
«портрет
выпускника
начальной школы, любящего свой народ, свой край и свою Родину».
Деятельность
учителя
в
урочное
и
внеурочное
время
направлена
на
создание благоприятных условий для формирования и проявления обучающимися
гражданской и нравственной позиции, пробуждение интереса к истории своей
семьи и малой Родины.
Список использованной литературы
1.
Алиева С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания
патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева //
Начальная школа. - 2007. - N 9. - С. 17-20.
2.
Ветюхина Е.В. Музейная педагогика в гражданско-патриотическом
воспитании / Е.В. Ветюхина. - М., Школьная книга, 2009. - 188 с.
3.
Воронова Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е.А.
Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с.
4.
Ивашкина Н. А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н. А.
Ивашкина // Начальная школа. - 2007. - N 7. - С. 29-33.
5.
Козлова Л.К. Педагогические условия и принципы реализации
образовательного потенциала школьных музеев (на примере
патриотического воспитания): дис. … канд. пед. наук / Л.К. Козлова.- М.,
2014. - 218 с.
6.
Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте
национально-регионального компонента начального общего образования.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук. Хабаровск / Т.М. Маслова, 2007. – 25 с.
7.
Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ. — Режим доступа : zakonobobrazovanii.
8.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р г. Москва // Российская газета (Федеральный выпуск). — 2015. — 8
июня — № 6693 (122). — Режим доступа : s://rg2015/06/08/vospitanie-
dok.html.
9.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. — Москва : Просвещение, 2011. — 48 с.
8