Автор: Бассардинская Александра Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№92 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС в ДО
Тема: Сопровождение детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях
ФГОС в ДО»
В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными
Образовательными
Стандартами
дошкольного
образования
(ФГОС
ДО),
которые
учитывают
образовательные
потребности
и
особенности
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ОВЗ),
в
системе
образования
происходит
переосмысление
содержания коррекционной работы.
Целью психолого
‐
педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в современном
образовательном процессе является обеспечение оптимальных условий для адаптации,
обучения,
воспитания
и
развития
ребенка
исходя
из
его
индивидуальных
особенностей, реализация которой предполагает достижение комплекса задач:
−
помощь
(содействие)
ребенку
в
решении
актуальных
задач
развития,
обучения,
социализации;
− психологическое обеспечение образовательных программ;
−
развитие
психолого
‐
педагогической
компетентности
(психологической
культуры)
обучающихся, родителей, педагогов.
В контексте обозначенных задач психолого
‐
педагогическое сопровождение реализует
основные направления:
− профилактика;
− диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
− консультирование (индивидуальное и групповое);
− развивающая работа (индивидуальная и групповая);
− коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
− психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры,
развитие психолого
‐
педагогической компетентности всех участников образовательного
процесса;
− экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной
среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Потребность в создании системы психолого
‐
медико
‐
педагогического сопровождения
образовательного процесса возникает в ситуации увеличения детей с ограниченными
возможностями здоровья и необходимости их интеграции в естественную социальную
среду, осуществить которую способен психолого
‐
медико
‐
педагогический консилиум ДО
(ПМПк ДО).
ПМПк ДО призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее пара- метров:
психологического и психического развития, социальной ситуации раз- вития, состояния
здоровья,
характера
предъявляемых
требований,
оптимально-
сти
педагогических
воздействий.
Психолого
‐
медико
‐
педагогический
консилиум
осуществляет
следующие
направления
деятельности:
1.
Проведение
всеми
специалистами
консилиума
организационных мероприятий по осуществлению скрининг
‐
диагностики обучающихся с
целью выявления потенциальной «группы риска».
2. Выделение из потенциальной «группы риска» тех воспитанников, у которых есть
психофизические
нарушения
или
трудности
в
усвоении
образовательной
программы.
Проведение индивидуальной диагностики и определение сущности проблем ребёнка.
3. Разработка индивидуальных коррекционно
‐
образовательных программ для каждого
ребенка с особенностями в развитии, выбор образовательного маршрута.
4. Реализация индивидуальных программ сопровождения, осуществление коррекционно
‐
развивающих мероприятий, определение направлений консультативной деятельности.
5. Отслеживание результативности психолого
‐
медико
‐
педагогического сопровождения.
При формировании личности ребёнка с ОВЗ значимость семьи существенно
возрастает.
От
взаимоотношений
с
родителями
зависит,
насколько
адекватным
будет
взаимодействие
ребёнка
с
окружающей
средой.
При
правильно
организованной
коррекционно-воспитательной
работе,
при
участии
в
ней
и
поддержке
со
стороны
родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности, поскольку
именно они оказываются наиболее удалёнными от первичного дефекта.
Для формирования гармоничной личности, для развития у ребёнка адекватной
самооценки,
необходимой
для
установления
правильных
взаимоотношений
с
окружающими людьми, рядом с ребёнком должен находиться любящий и понимающий его
взрослый человек. Но отношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, не
являются постоянными, они проходят определённые фазы психологического осознания
факта
рождения
ребёнка
с
недоразвитием.
По
мере
принятия
диагноза
ребёнка
и
понимания его смысла родители могут испытывать депрессивные состояния, угрызения
совести, чувство вины, обиду.
Завершающая фаза психологического осознания – это зрелая социально
‐
психологическая адаптация родителя, правильная оценка им ситуации. Родитель начинает
руководствоваться
интересами
ребёнка,
устанавливает
адекватные
эмоциональные
контакты, изменяет свой образ жизни, цели и жизненные ценности. Часть родителей
способны самостоятельно достичь периода зрелой адаптации, большинство же нуждаются
в психолого
‐
педагогической и медицинской помощи и поддержке.
Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ – совершенно особый вид
педагогической деятельности, требующий такта, терпимости и психологических знаний. У
педагога и родителя есть свои преимущества в видении ребенка и способах воздействия на
него.
Педагог
имеет
возможность
наблюдать
ребёнка
в
общении
с
товарищами,
воспитателями,
в
процессе
осуществления
образовательной
деятельно сти,
самостоятельной
игровой
и
познавательной
деятельности,
то
есть
в
тех
ситуациях,
которые большей частью недоступны наблюдению родителей. Но педагог не знает о жизни
ребенка в семье, не видит его в общении с близкими и самим собой, следовательно, у него
также нет целостной картины развития. Педагоги и родители как партнеры в воспитании
дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные
стороны каждого и скорректировать возникающие ошибки. Что же помогает достигать
положительных результатов в отношениях с родителями?
− Добровольность в сотрудничестве;
− искренняя заинтересованность педагогов в решении семейных проблем;
− уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагога или
психолога;
− конфиденциальность индивидуального общения с педагогом и психологом.
Взаимодействие и взаимопонимание возникают тогда, когда педагоги с уважением
относятся к взглядам родителей, признают их право воспитывать у своего ребенка те
качества, которые являются ценными именно с их точки зрения. Такой подход не только
повышает эффективность взаимодействия, но и делает его более гуманным.
Главным итогом деятельности по обеспечению психолого
‐
педагогического
сопровождения ребенка с ОВЗ, согласующегося с социальными запросами населения и
требованиями
ФГОС
ДО,
является
адаптация
детей
к
условиям
быстроменяющейся
жизни, обеспечение организации образовательного процесса, способствующего, прежде
всего, становлению личности ребенка.
Список литературы
1.
Инструктивное
письмо
Министерства
образования
Российской
Федера-
ции
от
27.03.2000 г. № 27 / 901 – 6 «О психолого
‐
медико
‐
педагогическом конси- лиуме (ПМПк)
образовательного учреждения».
2. Медико
‐
психолого
‐
педагогическая служба в ДОУ: организация работы / Под ред. Е.А.
Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования
/
Под
ред.
Н.Е.
Вераксы,
Т.С.
Комаровой,
М.А.
Васильевой.
–
М.:
МОЗАИКА
‐
СИНТЕЗ, 2014.
4. Психолого
‐
медико
‐
педагогическая консультация: Методические рекомендации / Под
ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Институт специальной педаго- гики и психологии им. Р.
Валленберга, 1999.
5.
Психолого
‐
медико
‐
педагогическое
сопровождение
ребёнка
с
ограниченными
возможностями здоровья: методическое пособие/ авт.
‐
сост.: Л.И. Загляда, Г.А. Спирина,
А.Н.
Климова,
А.В.
Толкачёва;
под
общей
ред.
Н.А.
Заруба.
–
Кемерово:
Изд
‐
во
КРИПКиПРО, 2007. – 114 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:
Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015.