Напоминание

Сопровождение детей с ОВЗ


Автор: Бассардинская Александра Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№92 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС в ДО
Тема: Сопровождение детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях

ФГОС в ДО»

В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными

Образовательными

Стандартами

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО),

которые

учитывают

образовательные

потребности

и

особенности

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ),

в

системе

образования

происходит

переосмысление

содержания коррекционной работы.

Целью психолого

педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в современном

образовательном процессе является обеспечение оптимальных условий для адаптации,

обучения,

воспитания

и

развития

ребенка

исходя

из

его

индивидуальных

особенностей, реализация которой предполагает достижение комплекса задач:

помощь

(содействие)

ребенку

в

решении

актуальных

задач

развития,

обучения,

социализации;

− психологическое обеспечение образовательных программ;

развитие

психолого

педагогической

компетентности

(психологической

культуры)

обучающихся, родителей, педагогов.

В контексте обозначенных задач психолого

педагогическое сопровождение реализует

основные направления:

− профилактика;

− диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);

− консультирование (индивидуальное и групповое);

− развивающая работа (индивидуальная и групповая);

− коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

− психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры,

развитие психолого

педагогической компетентности всех участников образовательного

процесса;

− экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной

среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Потребность в создании системы психолого

медико

педагогического сопровождения

образовательного процесса возникает в ситуации увеличения детей с ограниченными

возможностями здоровья и необходимости их интеграции в естественную социальную

среду, осуществить которую способен психолого

медико

педагогический консилиум ДО

(ПМПк ДО).

ПМПк ДО призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее пара- метров:

психологического и психического развития, социальной ситуации раз- вития, состояния

здоровья,

характера

предъявляемых

требований,

оптимально-

сти

педагогических

воздействий.

Психолого

медико

педагогический

консилиум

осуществляет

следующие

направления

деятельности:

1.

Проведение

всеми

специалистами

консилиума

организационных мероприятий по осуществлению скрининг

диагностики обучающихся с

целью выявления потенциальной «группы риска».

2. Выделение из потенциальной «группы риска» тех воспитанников, у которых есть

психофизические

нарушения

или

трудности

в

усвоении

образовательной

программы.

Проведение индивидуальной диагностики и определение сущности проблем ребёнка.

3. Разработка индивидуальных коррекционно

образовательных программ для каждого

ребенка с особенностями в развитии, выбор образовательного маршрута.

4. Реализация индивидуальных программ сопровождения, осуществление коррекционно

развивающих мероприятий, определение направлений консультативной деятельности.

5. Отслеживание результативности психолого

медико

педагогического сопровождения.

При формировании личности ребёнка с ОВЗ значимость семьи существенно

возрастает.

От

взаимоотношений

с

родителями

зависит,

насколько

адекватным

будет

взаимодействие

ребёнка

с

окружающей

средой.

При

правильно

организованной

коррекционно-воспитательной

работе,

при

участии

в

ней

и

поддержке

со

стороны

родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности, поскольку

именно они оказываются наиболее удалёнными от первичного дефекта.

Для формирования гармоничной личности, для развития у ребёнка адекватной

самооценки,

необходимой

для

установления

правильных

взаимоотношений

с

окружающими людьми, рядом с ребёнком должен находиться любящий и понимающий его

взрослый человек. Но отношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, не

являются постоянными, они проходят определённые фазы психологического осознания

факта

рождения

ребёнка

с

недоразвитием.

По

мере

принятия

диагноза

ребёнка

и

понимания его смысла родители могут испытывать депрессивные состояния, угрызения

совести, чувство вины, обиду.

Завершающая фаза психологического осознания – это зрелая социально

психологическая адаптация родителя, правильная оценка им ситуации. Родитель начинает

руководствоваться

интересами

ребёнка,

устанавливает

адекватные

эмоциональные

контакты, изменяет свой образ жизни, цели и жизненные ценности. Часть родителей

способны самостоятельно достичь периода зрелой адаптации, большинство же нуждаются

в психолого

педагогической и медицинской помощи и поддержке.

Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ – совершенно особый вид

педагогической деятельности, требующий такта, терпимости и психологических знаний. У

педагога и родителя есть свои преимущества в видении ребенка и способах воздействия на

него.

Педагог

имеет

возможность

наблюдать

ребёнка

в

общении

с

товарищами,

воспитателями,

в

процессе

осуществления

образовательной

деятельно сти,

самостоятельной

игровой

и

познавательной

деятельности,

то

есть

в

тех

ситуациях,

которые большей частью недоступны наблюдению родителей. Но педагог не знает о жизни

ребенка в семье, не видит его в общении с близкими и самим собой, следовательно, у него

также нет целостной картины развития. Педагоги и родители как партнеры в воспитании

дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные

стороны каждого и скорректировать возникающие ошибки. Что же помогает достигать

положительных результатов в отношениях с родителями?

− Добровольность в сотрудничестве;

− искренняя заинтересованность педагогов в решении семейных проблем;

− уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагога или

психолога;

− конфиденциальность индивидуального общения с педагогом и психологом.

Взаимодействие и взаимопонимание возникают тогда, когда педагоги с уважением

относятся к взглядам родителей, признают их право воспитывать у своего ребенка те

качества, которые являются ценными именно с их точки зрения. Такой подход не только

повышает эффективность взаимодействия, но и делает его более гуманным.

Главным итогом деятельности по обеспечению психолого

педагогического

сопровождения ребенка с ОВЗ, согласующегося с социальными запросами населения и

требованиями

ФГОС

ДО,

является

адаптация

детей

к

условиям

быстроменяющейся

жизни, обеспечение организации образовательного процесса, способствующего, прежде

всего, становлению личности ребенка.

Список литературы

1.

Инструктивное

письмо

Министерства

образования

Российской

Федера-

ции

от

27.03.2000 г. № 27 / 901 – 6 «О психолого

медико

педагогическом конси- лиуме (ПМПк)

образовательного учреждения».

2. Медико

психолого

педагогическая служба в ДОУ: организация работы / Под ред. Е.А.

Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного

образования

/

Под

ред.

Н.Е.

Вераксы,

Т.С.

Комаровой,

М.А.

Васильевой.

М.:

МОЗАИКА

СИНТЕЗ, 2014.

4. Психолого

медико

педагогическая консультация: Методические рекомендации / Под

ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Институт специальной педаго- гики и психологии им. Р.

Валленберга, 1999.

5.

Психолого

медико

педагогическое

сопровождение

ребёнка

с

ограниченными

возможностями здоровья: методическое пособие/ авт.

сост.: Л.И. Загляда, Г.А. Спирина,

А.Н.

Климова,

А.В.

Толкачёва;

под

общей

ред.

Н.А.

Заруба.

Кемерово:

Изд

во

КРИПКиПРО, 2007. – 114 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:

Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015.



В раздел образования