Развитие профессиональных компетентностей студентов педагогического колледжа в процессе использования интерактивных форм обучения
Автор: Казарян Бела Аршаковна Должность: преподавтель Учебное заведение: магистр Населённый пункт: Приморский край,Спасский район, с.Спасское Наименование материала: статья Тема: Развитие профессиональных компетентностей студентов педагогического колледжа в процессе использования интерактивных форм обучения Раздел: среднее профессиональное
Развитие профессиональных компетентностей студентов
педагогического колледжа в процессе использования интерактивных
форм обучения
В свете современных требований к выпускнику на первый план выступают задачи
качественной подготовки студентов в среднем профессиональном учебном учреждении.
Ситуация на рынке труда диктует требования к выпускнику, который должен быть готов к
профессиональной деятельности не только теоретически, но и практически. Образование,
ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на
прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые
качества
выпускника
как
инициативность,
инновационность,
мобильность,
гибкость,
динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к
самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать
возможности
их
использования,
уметь
принимать
самостоятельные
решения,
адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и
работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро
из них выходить.
В системе среднего профессионального образования приоритетом является развитие у
студентов профессиональных компетентностей. Освоение профессиональных
компетентностей студентами педагогического колледжа начинается на первом курсе, когда
они изучают дисциплины психолого-педагогического цикла. В нашей диссертационной
работе будет сделан акцент на развитии профессиональных компетентностей у студентов
педагогического колледжа в процессе использования интерактивных форм обучения.
Вопросы
подготовки
и
развития
компетентного
педагога
представлены
в
исследованиях В.Н. Введенского, В.А. Болотова, А.В. Хуторского и др. В российской науке
исследуемая
проблема
рассматривается
в
аспекте
формирования
профессиональных
требований к специалисту (А.Г. Бермус, Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя, Д.С. Цодикова) и
нового подхода к конструированию образовательных стандартов (А.В. Хуторской).
Необходимо отметить, что система профессиональных компетентностей учителя
начальных
классов
еще
до
конца
не
сложились,
несмотря
на
разработку
квалификационных
требований,
предложенных
в
«Рекомендациях
по
аттестации
руководящих
и
педагогических
работников
школ».
Необходимость
разработки
таких
рекомендаций обусловлена изменениями в системе подготовки педагогических кадров.
Сегодня обостряется основное противоречие, заключающееся в несоответствии уровня
профессионально-педагогической
подготовленности
будущего
выпускника,
его
личностного
профессионального
потенциала
и
требований,
предъявляемых
к
нему
в
педагогической
деятельности.
Это
и
обусловило
актуальность
и
выбор
темы
нашего
исследования: «Развитие профессиональных компетентностей студентов педагогического
колледжа в процессе использования интерактивных форм обучения».
Вышесказанное
позволило
нам
определить проблему
исследования:
каковы
особенности
организации
работы
по
использованию
интерактивных
форм
обучения
студентов
педагогического
колледжа
в
процессе
развития
их
профессиональных
компетенций.
Объект
исследования:
процесс
развития
профессиональных
компетентностей
студентов педагогического колледжа.
Предмет
исследования:
особенности
организации
работы
по
использованию
интерактивных форм обучения студентов педагогического колледжа в процессе развития
их профессиональных компетентностей.
Цель
исследования:
проверить
эффективность
работы
преподавателя
педагогического колледжа по использованию интерактивных форм обучения студентов в
процессе развития профессиональных компетентностей.
Гипотеза
исследования:
развитие
профессиональных
компетентностей
у
студентов 1 курса специальности 42.02.02 Преподавание в начальных классах «Спасского
педагогического
колледжа»
будет
эффективно,
если
преподаватель
использует
такие
интерактивные формы обучения как круглый стол, мозговой штурм, дебаты, фокус-группа,
деловые и ролевые игры, тренинги.
Задачи исследования:
1.
Раскрыть
психолого-педагогическое
содержание
основных
понятий:
«компетенции»,
«компетентность»,
«профессиональные
компетентно сти»,
«интерактивные формы обучения».
2.
Выявить специфические особенности интерактивных форм обучения.
3.
Обобщить
опыт
работы
преподавателя
психолого-педагогических
дисциплин
«Спасского педагогического колледжа» по развитию профессиональных компетентностей
студентов колледжа в процессе использования интерактивных форм обучения.
4.
Выявить
уровень
сформированности
профессиональных
компетентностей
студентов 1 курса, обучающихся по специальности 42.02.02 Преподавание в начальных
классах.
База исследования: краевое государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение «Спасский педагогический колледж».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на
параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
В теоретической части мы раскрыли понятия «компетенция» и «компетентность»,
а также рассмотрели понятие «профессиональная компетентность». Выявили сходства и
различия в определениях «профессиональная компетентность», с точки зрения различных
авторов, а также раскрыли
структуру профессиональной компетентности, в частности
профессиональные компетенции выпускника педагогического колледжа.
В
следующих
параграфах
теоретической
части
определены
значения
понятия
«интерактивный»,
выявлены
особенности
интерактивных
форм
обучения,
определена
грань между понятиями интерактивные формы и методы обучения, раскрыт вопрос как
использовать
интерактивные формы
обучения
для
развития
профессиональных
компетентностей студентов педагогического колледжа, также выявлены
особенности
определенных интерактивных форм обучения.
На опытно-экспериментальном этапе нами были определены следующие задачи:
1.
Описать
опыт
работы
преподавателя
психолого-педагогических
дисциплин
«Спасского педагогического колледжа» Тарабаевой А.В. по использованию интерактивных
форм обучения в процессе развития профессиональных компетентностей у студентов;
2.
Выявить
уровень
сформированности
профессиональных
компетентностей
студентов 1 курса, обучающихся по специальности 42.02.02 Преподавание в начальных
классах.
Для решения первой задачи нами была проведена беседа с преподавателем.
Анализируя
ответы
А.В.
Тарабаевой
следует
отметить,
что
преподаватель
психолого-педагогических дисциплин Спасского педагогического колледжа понимает, что
такое
профессиональная
компетентность,
часто
использует
в
работе
разнообразные
интерактивные
формы
обучения
для
развития
профессиональных
компетентностей
студентов. На учебных занятиях Тарабаева А.В. применяет такие интерактивные формы
как круглый стол, мозговой штурм, дебаты, деловые игры, тренинги, которые позволяют
ей
развивать
у
студентов
умение
извлекать
информацию
и
отбирать
по
изучаемой
дисциплине,
готовность
и
желание
познавать,
учиться,
узнавать
новое,
заинтересованность результатами коллективной работы. Использование интерактивных
форм
способствует
подержанию
у
студентов
интереса
к
психологии
и
педагогике,
заставляет студентов выполнять практические задания.
Для решения первой задачи мы также проводили наблюдение за учебными занятиями,
проводимые преподавателем, с использованием технологической карты анализа учебного
занятия по ФГОС. Нами было проведено наблюдение и проанализировано 10 учебных
занятий.
Т а б л и ц а 2 –результаты анализа технологических карт
Степени
эффективности
учебного занятия
Констатирующий этап
Абсолютное число
%
Высшая
6
60%
Средняя
4
40%
Низкая
-
-
Ниже нижней
-
-
Анализ
результатов
наблюдения
с
использованием
технологической
карты
позволяет
определить
степень
эффективности
учебного
занятия.
Так,
степень
эффективности
60%
занятий
-
высокая,
показатель
эффективности
в
процентном
соотношении составил от 87% до 93%. Показатель эффективности 40 % просмотренных
нами занятий, колеблется от 75% -84%. Данный результат дает основание утверждать,
что степень эффективности данных занятий средняя. Занятий с низкой и ниже низкой
степенями эффективности не выявлены.
Для решения второй задачи,
мы использовали
методику выявления
уровня
сформированности профессиональной компетентности .
Результаты методики представлены в таблице.
Т а б л и ц а 3 – результаты методики выявления уровня сформированности
профессиональной компетентности
Уровни
Констатирующий этап
Абсолютное число
%
Высокий
(творческий)
-
-
Средний
(продвинутый)
-
-
Обязательный
(низкий)
6
38%
Недостаточный
10
62%
Результаты
данной
методики
показывают
что
у
62%
испытуемых,
выявлен
недостаточный уровень сформированности профессиональной компетентности (результат
анализа
методики
ниже
49%);
у
38%,
уровень
сформированности
профессиональной
компетентности – обязательный(низкий). Студентов с высоким (творческим) и средним
(продвинутым) уровнями не выявлено.
Судя
по
результатам
данной
методики,
практически
у
половины
студентов,
сформирован обязательный (низкий) уровень, а остальной половины – недостаточный.
Следовательно, над развитием профессиональных компетентностей следует продолжать
работать и не только на дисциплинах психолого-педагогических дисциплин.
Для решения второй задачи также была использована методика
самообследования
Н.А. Беляевой .
Т а б л и ц а 4 – результаты методики самообследования Н.А. Беляевой
Уровни, устойчивость
профессиональных
интересов (ПИ)
Констатирующий этап
Абсолютное число
%
Высокий,
устойчивый ПИ
3
19%
Средний,
недостаточно устойчивый
ПИ
11
69%
Низкий,
неустойчивый ПИ
2
12%
Результаты методики самообследования
дают нам основание утверждать, что у
19% испытуемых, устойчивый профессиональных интерес, соответственно,
высокий
уровень
сформированности
профессиональной
компетентности.
У
большинства
студентов, 11 человек – эт выявлен недостаточно устойчивый профессиональный интерес,
что
соответствует
среднему
уровню
сформированности
профессиональной
компетентности, и наконец, у 12% , 2 человек, неустойчивый профессиональный интерес,
соответственно, низкий уровень сформированности профессиональной компетентности.
Анализ
результатов
позволил
заключить,
что
основная
гипотеза
«развитие
профессиональных
компетентностей
у
студентов
1
курса
специальности
42.02.02
Преподавание
в
начальных
классах
«Спасского
педагогического
колледжа»
будет
эффективно, если преподаватель использует такие интерактивные формы обучения как
круглый стол, мозговой штурм, дебаты, фокус-группа, деловые и ролевые игры, тренинги»
доказана.
В качестве перспективы исследований по данной теме можно признать изучение
уровня
сформированности
профессиональных
компетентностей
данных
студентов
на
последнем курсе обучения, студентов других специальностей педагогического колледжа,
также изучение описание опыта работы всего преподавательского состава колледжа по
развитию
профессиональных
компетентностей
студентов
в
процессе
использования
интерактивных форм обучения.
5.