Автор: Ахмеджанова Галина Тагировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ Оренбургское ПКУ
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические условия формирования военно- профессионального самоопределения кадет".
Раздел: среднее образование
Педагогические условия формирования
военно- профессионального самоопределения кадет.
Главной целью работы кадетского училища является умственное,
культурное, физическое и моральное развитие воспитанников, их адаптация к
жизни в обществе, подготовка к служению Отечеству прежде всего на военной
службе. Несмотря на то, что кадеты после окончания училища имеют право
поступать в любое учреждение высшего образования, в том числе в
гражданские вузы, наша задача заключается в том, чтобы так построить работу
и создать такие психолого-педагогические условия, при которых кадеты
осознанно продолжали бы обучение в интересах Вооруженных Сил Российской
Федерации и выбирали профессию офицера.
Военно-профессиональная ориентация в целом — это система социально-
экономических, психолого-педагогических, медицинских и организационных
мероприятий, направленных на формирование у кадет психологической
готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии офицера в
соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями и с учетом
имеющихся потребностей в специалистах различного профиля. Таким образом,
вся проводимая в училище работа направлена на воспитание установки на
выбор кадетами профессии офицера, которая бы совпадала с их жизненными
планами, склонностями и способностями, и в то же время учитывала бы
потребность Вооруженных Сил России в квалифицированных военных кадрах.
В связи с этим важной задачей в рамках личностно-ориентированного обучения
является формирование военно-профессиональной направленности кадет.
Военно-профессиональная направленность личности — ведущее
психологическое свойство личности военнослужащих, предопределяющее их
отношение к воинскому долгу, своим служебным обязанностям, избранной
профессии.
Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения
кадет сопровождает все сферы жизнедеятельности кадет и проводится в
училище комплексно не только педагогом-психологом, но и учителем, и
классным руководителем, и офицером-воспитателем. Преподаватели училища
обязаны показывать значение изучаемого предмета для военного дела,
воспитывать у обучающихся интерес к военной службе, помогать им в профес-
сиональном самоопределении. Основные формы работы педагога, который
осуществляет педагогическую поддержку – это индивидуальные и групповые
беседы, консультации, тренинги. Они направлены на решение проблемы
профессионального самоопределения кадет и включены в систему
профориентационной работы, поэтому в целом решают профориентационные
задачи. Функции командира взвода и классного руководителя состоят в том,
чтобы обращать внимание обучающихся не только на особенности той или
иной профессии, но и на важные профессиональные личностные
характеристики, развитие которых требует определенного количества времени и
может начинаться уже в подростковом возрасте. Но всё же ограничение
профориентационной деятельности традиционными формами не делает ее
успешной.
Сложившиеся понимание профессионального самоопределения, как
составляющей общего процесса развития личности, предполагает
взаимодействие двух систем. С одной стороны – это личность, как сложнейшая
саморегулирующаяся система, с другой – система педагогических условий,
способствующая профессиональному самоопределению кадета.
Педагогическими условиями успешного формирования военно-
профессионального самоопределения кадет являются:
1. диагностика психического и психофизического развития кадет, уровня их
готовности к военно-профессиональной деятельности;
В момент поступления ребенка в кадетское училище необходимо очень
качественно производить эту диагностику, ибо впоследствии это напрямую
скажется на количестве кадет поступивших в военные училища.То есть, если
изначально набираются дети, которые по показателями здоровья никогда смогут
стать военными, то неразумно впоследствие ожидать высоких показателей
поступления в высшие военные заведения.
2. поэтапное формирование у кадет отношения к себе, как к субъекту будущей
военно-профессиональной деятельности, будущему защитнику Отечества;
3. военно-профессиональная ориентация кадет в процессе специально
организованной образовательной деятельности по допрофессиональной
военной подготовке, в учебной и во внеурочной деятельности, в воспитательной
работе по гражданскому и патриотическому воспитанию; Содержание
педагогической деятельности по ориентации воспитанников на военные
профессии состоит из элементов военной организации их жизнедеятельности
(военно-полевые сборы, военно-спортивные игры, военно-патриотические
праздники, поисковые экспедиции), включение кадет в практико-
ориентированную деятельность, которая очень близка к военно-
профессиональной, практическую реализацию гуманно-личностного подхода в
выполнении уставных отношений.
4. формирование положительной мотивации через пропаганду
привлекательного образа военной службы;
Здесь уместно говорить о таких формах работы с кадетами, как классные часы,
часы общения, посвященные определенным историческим военным событиям,
которые показывают честь, доблесть российских офицеров, вызывают чувство
гордости за офицеров и воспитывают чувство патриотизма.
5. формирование в ходе изучения основ военного дела и в процессе
теоретических и практических занятий потребности в ЗУН военной
направленности;
6. преемственность военно-профессионального самоопределения на различных
возрастных этапах:
Первый (подготовительный) этап профессиональной ориентации начинается в
дошкольные годы и продолжается в 1-4 классах.
Второй (формирующий) этап военно-профессиональной ориентации включает
5-9 классы обучения . На этом этапе продолжается изучение индивидуально-
психологических качеств кадета, формирование у него основных
общепрофессиональных качеств личности: нравственных, интеллектуальных,
волевых. Одновременно активизируется процесс профессионального
просвещения, кадеты более подробно знакомятся с профессиональной
деятельностью военнослужащих, в том числе с классификацией офицерских
профессий и специальностей, усваивают специфику требований, которые
предъявляются к личности человека профессиями и специальностями разных
групп. Важным принципом в работе по ознакомлению с миром труда является
активизация деятельности самих кадетов, привлечение их к самостоятельному
получению знаний о профессиях, а также опробованию своих сил при
практическом выполнении элементов различных видов деятельности на
учебных занятиях, в кружках и секциях.
Третий (основной) этап военно-профессиональной ориентации приходится на
10-11 классы . Он, прежде всего, связан с завершением среднего образования и
необходимостью окончательного принятия решения о выборе профессии, а
также с непосредственной подготовкой к военной службе. На этом этапе
завершается изучение личности кадета, окончательно уточняется выбор
кадетами профессии офицера, намечаются конкретные пути приобщения к ней,
даются советы, что предпринять, как готовиться к будущей учебе и службе. На
данном отрезке военно-профессиональной ориентации больше всего следует
практиковать различные формы профконсультационной и воспитательной
работы, проводимые индивидуально.
7. совместная деятельность педагогов, психологов, работников военных
комиссариатов, представителей других социальных институтов (МЧС, МВД,
РОСТО и так далее) по овладению кадетами начальным опытом армейской
жизни и конкретной профессиональной деятельности. Кроме групповых и
индивидуальных профконсультаций, мероприятий профдиагностики,
необходимы регулярные встречи кадет с представителями военных профессий.
Значительную помощь в профессиональном самоопределении кадетоказывают
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, как в рамках проводимых
мероприятий, так и в процессе оказания помощи ветеранам.
Ведущими факторами, влияющими на процесс профессионального
самоопределения кадет, являются:
- профессиональная направленность содержания образования.
- система педагогической поддержки кадет будет более результативна при
участии в ней всех субъектов образовательного процесса. Основная цель
педагогической поддержки кадет состоит в том, чтобы она способствовало
полноценному психическому и личностному развитию обучающихся. Основной
принцип такой работы - индивидуальный подход к воспитаннику. - сочетание
различных форм педагогической поддержки кадет: педагогические тренинги,
консультирование, карты наблюдений, включение кадет в различные формы
патриотического и духовно-нравственного воспитания – обеспечивают более
благоприятное протекание процесса их профессионального самоопределения.
Подводя итог, следует отметить , что военно-профессиональное
самоопределение - сложный многоэтапный процесс осознанного выбора
военной профессии. Прежде чем оказать поддержку молодому человеку в
профессиональном самоопределении, необходимо осознать цель и смысл
оказания помощи, чётко представлять перспективы и ограничения развития
личности в зависимости от выбора профессии и дальнейшего
профессионального образования. Недостаточно дать рекомендации кадету,
какая профессия подходит; необходимо обеспечить условия, стимулирующие
рост человека, в результате чего обучающийся сам мог бы взять на себя
ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Комплексный
характер педагогической поддержки делает процесс профессионального
самоопределения успешным, отражающийся как на повышении числа выборов
кадетами военных профессий, так и на увеличение степени их
информированности об особенностях этих профессий, осознанности выбора и
оценке себя с точки зрения профессиональным требований . Кроме этого
необходима ранняя профессиональная ориентация, подготовка к осознанному
выбору профессии - служения Отечеству на военном поприще, что может быть
и должно быть эффективно обеспечено в условиях их обучения в кадетском
училище.
Литература:
1.
Долгая Н.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях
кадетского корпуса // Известия Дагестанского государственного
педагогического университета. Психолого-педагогические науки. –
Махачкала, 2011 - № 4.
2.
Конжиев Н.М. Патриотическое и планетарное воспитание: вопросы
теории: Пособие / Н.М. Конжиев.- Петрозаводск: КГПУ, 2000
3.
Магомедова З.Ш. Формирование духовно-нравственных ценностей
подростков в сфере влияния этноса. «Стандарты и мониторинг в
образовании» № 5, Москва, 2012
4.
Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как
средства формирования этнической толерантности. «Педагогическое
образование и наука» -М., 2013. -№1
5.
Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения /
А.В. Мудрик. – М., 1977.
6.
Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация кадет: организация и
управление / С.Н. Чистякова. - М., 1987.