Автор: Карташова Нина Фроловна
Должность: учитель биологии и физической культуры
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовтельское учреждение основной общебразовательской школы № 5
Населённый пункт: города Алексеевки, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Загадки вымирания динозавров."
Раздел: среднее образование
Загадки вымирания динозавров.
Динозавры –это большая группа пресмыкающихся, населяющих Землю в мезозойскую Эру.
Почему вдруг они вымерли. Исследователей давно волнует этот вопрос. Высказано много гипотез
о причинах вымирания пресмыкающих, имеющих гигантские размеры, и казалось бы, прочно
существовали на земле. «Динозавр» в переводе с греческого означает « страшный»или «
ужасный» ящер. Действительно ,они были обликом поистине ужасны, о чем свидетельствуют
найденные палеонтологами скелеты. Динозавры разделились на ящеротозовых и птинтазовых.
Ящеротозовые динозавры были растительноядные бронтозавры, брахнозавры и диплодоки. Эти
животные были огромных размеров- их туловище достигало тридцатиметровой длины, а вес до
пятидесяти тонн. Хищники этой группы также достигали внушительных размеров-до четырнадцати
метров в длину. Это были цератозавры и тиронозавры. Из современных животных самими
крупными считаются слоны весом до четырех тонн и ростом до трех с половиной метров, по
сравнению с динозаврами- карлики. Птицетазовые динозавры-это стегозавры, игуаноиды,
трищератоксы и птерадактели. Их размер был поменьше. Например , рост игуаноидоов достигал
девяти метров, а размах крыльев у птеродактилей составлял 7-8 метров. Появилось сообщение из
Америки, что в штате Техас палеонтологи обнаружили скелет птеродактиля с размахом крыльев
16 метров. Не все птеродактели были громадных размеров, некоторые из нмх достигали размера
воробья.
Птеродактель не был предком птиц, он представлял собой особую эволюционную ветвь, которая
полностью вымерла в конце мелового периода. Динозавры прочно укрепились наЗемле-жили на
суше, в воде, летали с дерево на дерево. И вдруг в конце поздней меловой эпохи- периода
мезозойской эры- 70-75 миллионов лет назад все динозавры вымерли. Э то была великая эпоха
вымирания пресмыкающихся.
Что же послужило причиной столь необходимого явления массовой гибели большой и
разнообразной группы животных. Ученые с мировым именем в разных странах пытались в своих
научных работах высказать свое мнение. Это были гипотезы о резком похолодании климата,
изменеием пищевых ресурсов, кислородное голодание, усиление космической радиации,
конкуренция млекопитающих. Но Мартинсон Г.Г. в своей работе «Загадки пустыни Гоби» показал,
что эти предположения не могут полностью объяснить до конца гибели динозавров. В более
новой гипотезе, по мнению Т. Суэйна, ученого палеонтолога, гибель динозавров совпало с
появлением и распространением на Земле покрытосеменных растений, и будто они отравились
постепенно алколоидами покрытосеменных растении сменивших голосеменные группы,
служивших кормом травоядных динозавров. Но эта смена растительности началась еще в раннем
меловом периоде, а вначале позднего мела покрытосеменным растениям у же принадлежит
господство, как утверждает в своей книге Кремтафович А.Н. «Палеоботика» Покрытосеменные
растения, оттеснив голосеменные на второй план, становятся основными растениями суши. Если
алколоиды покрытосемеменных действительно были губительными для динозавров, то они
должны были погибнуть в начале мелового периода, чего однако не произошло. Они продолжали
жить до позднего мела, , а это составляет 25 миллионов лет после того. Как они «приняли отраву»
покрытосеменных растений. Выходит ,что пища была безвредной и пришлась им по вкусу.
По данным исследования в 70-е годы кандидата геолого-минерологических наук В. Елисеева в
джунглях Конго ьыл установлен интересный факт: Животные, растения и человек, живущий в этих
местах имеют маленький размер. Например, серая газель имеет размер нашего зайца, дикобраз
годится нашему в детеноши, козы домашние выглядят нашим козлятам ит.д. В чем причина этих
различий? В джунглях идут интенсивные дожди, Они вымывают из почвы легкорастворимые
элементы калия, натрия,кальция и их соединений. Известно, что известь- необходимая составная
часть скелетов животных и как раз в джунглях и ощущается острый ее недостаток, что является
прямым следствием уменьшением скелета животных. Кажется , что это не имеет никакого
отношения к динозаврам. Но известно что начало поздне-меловой эпохи ознамевалась по своим
размерам трансгрессией моря. Оно затопило общирные пространства суши. Это привело на
большой территории суши возникновение теплого и влажного климата. В Арктике росли пальмы,
Даже в нынешней безводной пустыне Гобби климат был теплым и влажным. Шли непрерывно
теплые ливневые грозовые дожди. Шел процесс вымывания извести из почвы,и он продолжался
миллионы лет. Лишь к концу позднее меловой эпохи почвы были настолько обеднены известью,
что динозавры стали испытывать сильный известковый голод. Кости их скелета ,не получая в
достатачном количестве «строительного» материала, становились мягкими х рупкими. Под
тяжестью огромных масс своего тела легко деформировались. Это привело к гибели животных.
Подтверждением являются находки скелетов. Динозавров в искревленном, как бы скорченном
положении.
Исследователи сообщали об уменьшении скорлупы яиц ящеров, их дефектах, что привело к
гибели зародышей. Об этом сообщали в своих работах французские ученые Дючи и Сирогом.
Когда стали гибнуть травоядные-динозавры, за ними последовали и хищники. Им нечем стало
питаться. Сильнейший рахит у динозавров , по-видимому сопровождался расстройством
пищеварительной системы, нервными потрясениями. Это ускорило их гибель, как это наблюдается
у домашних животных, больных рахитом и в настоящее время. Гибель происходила в ту эпоху у
гигантских динозавров. Но ведь были животные и небольших размеров- примерно с кошку.
Солевая проблема- вернее бессолевая диетаим. По-видимому была нестрашна, как современнам
ящерицами черепах, продолжаюших существовать и в настоящее время, но в далекие времена
живших вместе с динозаврами.Учёные предпологают,что между динозаврами –карликами и
млекопитающими развернулась борьба за существование ,жесточайшие схватки не за жизнь,а на
смерть.Млекопитающие из этой борьбы вышли победителями,полностью истребив малюток-
динозавров.
Сто сорок миллионов господствовали эти виды на планете, поражая воображение числом и
разнообразием этих видов.За это время прошли три биологические периода-триас,юра и мел.
Произошли крупные изменение климата.Первичный континент Тондвана раскалолся на
теперешние материки.Растительность в своём развитии шагнула далеко вперед. Динозавры
приспосабливались к переменчивым условиям жизни,к среде обитания.Появились всё новые их
разновидности. Тем и загадочнее кажется неожиданное и быстрое исчезновение с началом нового
времени. Эти явления взбудоражили учёных и возбудили к себе интерес. В новых работах учёные
мира проследили жизненный путь этого класса. Его восхождение началось в конце древних эры
благодаря важнейшему шагу эволюции позвоночных - развитию эмбриона в яйце,защищённом от
внешней среды известковой оболочкой. В благодатные времена тёплого и влажного юрского
периода обилие питания породило гигантов,например – диплодопов 28 метров длинной и десять
тонн массы.Жили они в лагунах.Вода облегчела нагрузку на небе.На сушу выходили откладывать
яйца.
В конце мелового периода началось охлаждение полюсов планеты и климата в целом.Ящеры
стали страдать от температурного режима – их масса мешала равномерному остыванию
организма. Они не любили впадать в спячку. Во время жары не освобождались от излишков тепла.
Такие стрессовые условия и недостаток извести отрицательно сказались на развитие эмбриона
яйца .Похолодание убило в морях и океанах ил анктон , образующий извести .Оборвалась
экологическая цепь , на которой находились ящеры,жившие в водах лагун.
В течение пяти миллионов лет по сравнению со 140 миллионами истории гигантских ящеров
,динозавры сравнительно быстро сошли с лица Земли . Освободившееся место в цепи заняли
млекопитающие животные, так как они лучше приспосабливались к изменившемуся климату и
они производили на свет жизнедеятельное потомство , а не беззащитные яйца.
Литература:
1.«Общая биология»
Пособие для учителей , под редакцией Корреспондента А.Н. России
Д.К.Беляева и доктора биологических наук Ю.Я.Ксринси
2.Материальный журнал «биология в школе»
3.Материал журнала
«Наука и жизнь»
4.Цингер Я.А. «Занимательная зоология»
5.Рубакин В.И. «Среди тайн и чудес»
6. «Вопросы школьной биологии»