Автор: Сенькив Светлана Валериевна
Должность: педагог - организатор, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДТДиМ города Белово
Населённый пункт: город Белово Кемеровской области
Наименование материала: программа летней смены с дневным пребыванием
Тема: "3Do"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово»
Утверждаю
Директор МБОУ ДОД
«Дворец творчества детей и молодежи
имени Добробабиной А.П. города Белово»
_______________________Н.Б.Данилкина
«___» _____________2017г.
Программа профильной смены детского оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
«3Dо»
Программа реализуется в летний период
Белово, 2017
Паспорт программы.
Название программы
3Do
Направления деятельности
Экологическое,
патриотическое,
художественно-эстетическое
Срок реализации
21 день
Возраст участников
6 – 13 лет
Цель программы
Создание условий для эффективного
оздоровления и воспитания детей и
подростков.
Задачи программы
С ф о р м и р о в а т ь
н а в ы к и
здорового образа жизни;
Привить бережное отношение
к окружающей природе;
формировать навыки общения
и толерантности;
развить творческий потенциал,
и н т е л л е к т у а л ь н о е
п о л е
ребенка;
с о з д а т ь
э м о ц и о н а л ь н о -
доброжелательный
микроклимат для комфортного
общения участников лагеря.
Финансовая поддержка
Родители
Пояснительная записка.
В
настоящее
время
трудно
представить
себе
человека,
который
не
стремился бы к достижениям высокого результата в выбранном деле. Но это
стремление нужно поддерживать и активизировать. Однако активизировать
деятельность всех сразу невозможно. Грань между «активом» и «пассивом»
стирается постепенно. Процесс воспитания активности должен строиться на
основе сотрудничества взрослых и детей, в результате чего закладывается
фундамент социальной инициативы будущего лидера. Досуг, игры, тренинги
должны
побуждать
детей
к
приобретению
новых
знаний
п о
здоровьесберегающим
технологиям,
к
бережному
отношению
природного
мира, к творческому самоопределению. Поэтому программа предусматривает
различные оздоровительные, досуговые, обучающие мероприятия, которые
позволят детям без значительных материальных затрат полноценно отдохнуть
и попробовать свои силы в разных видах деятельности, узнавая много нового.
Данная программа составлена для работы разновозрастных отрядов,
где будут отдыхать дети младшего возраста и подросткового, являясь их
старшими
товарищами
и
помощниками.
Большую
тревогу
вызывает
у
педагогов
рост
агрессивности
в
поведении
сегодняшних
младших
школьников,
которое
является
следствием
множества
причин
наиболее
значимыми из которых являются:
Неудовлетворенность ребенка содержания общения с близкими и
сверстниками;
Неудовлетворенность потребности в признании;
Неуспех в совместной деятельности;
Дефекты семейного воспитания.
Поэтому содержание программы направлено не только на профилактику
здоровья, но еще на профилактику агрессивности у детей младшего возраста
в
совместной
коллективной
деятельности,
в
обучении
эффективному
общению,
уверенности
в
себе,
умению
управлять
своими
чувствами,
построению
позитивных
отношений
со
сверстниками,
принятию
самостоятельных решений, осознанию негативных понятий и сопротивлению
им.
Реализация данной программы рассчитана на подготовленный вожатский
отряд
из
старшеклассников,
на
привлечение
к
работе педагогов
дополнительного образования по различным направлениям, музыкального
работника.
Программа рассчитана на детский коллектив общей численностью 75
человек
в
возрасте
6 - 13
лет.
Она
направлена
на
воспитание
развитой
творческой
личности,
на
развитие
ее
активной
социальной
позиции
и
организаторских способностей. Предполагаемое число отрядов (микрогрупп)
– 3. Отряды формируются по принципу разновозрастности.
Объединение
усилий
педагогов
и
родителей
обеспечит
ребенку
двойную
защиту,
эмоциональный
комфорт,
интересную,
содержательную
жизнь и дома, и в лагере, что поможет развитию основных способностей,
умению общаться со сверстниками и обеспечит подготовку к школе.
Схема реализации программы.
День
Деятельность
1
Знакомство с отрядом, с лагерем, с персоналом лагеря.
2
Представление отрядов. Выборы.
3 - 7
Работа по направлениям.
8
Общелагерное мероприятие.
9 - 13
Работа по направлениям.
14
Общелагерное мероприятие.
15 – 19
Работа по направлениям.
20
Общелагерное мероприятие.
21
Подведение итогов смены.
Этапы реализации программы.
I. Подготовительный этап включает:
- разработка программы деятельности профильной смены оздоровительного
лагеря;
-
подготовка
методического
материала
для
педагогических
работников
отряда;
- подбор кадров для работы в профильной смене в оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-
сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II. Организационный этап включает:
Организационный период – один из наиболее важных моментов программы.
В этот период осуществляется первоначальное сплочение и организационное
оформление лагеря, выдвижение воспитательных задач и определение путей
их реализации, адаптация учащихся в условиях лагерной жизни. Именно от
того, как пройдут первые дни, какой настрой получат участники, во многом
зависит успех проведения профильной смены лагеря. - издание приказа о
проведении летней профильной смены в рамках заключенного Соглашения;
- знакомство в группе;
- формирование коллектива;
- сплочение отряда;
- формирование законов и условий совместной работы;
- подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной
этап
включает
реализацию
основных
положений
программы.
Основной формой проведения данного этапа являются участие каждого отряда в
трех блоках по разным направление. Результат участия заноситься в общую
таблицу. Данный этап включает следующие блоки:
Экологический;
Патриотический;
Художественно – эстетический.
IV.
Заключительный этап смены.
Он
позволяет
подвести
итоги,
оценить
полученные
результаты
учебно-
воспитательной
работы,
провести
диагностику
и
определить
задачи
на
дальнейшую деятельность.
- подведение итогов смены;
- размещение собранных материалов в сети Интернет
- педагогический анализ результатов.
Предполагаемые результаты.
Укрепление здоровья детей;
Развитие интереса к культуре родного края, города;
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов
и различного социального уровня;
Укрепление интересов детей и активизация в определенных
направлениях;
Работа с лидерами, разработка новых форм досуговой деятельности в
условиях временного коллектива;
Развитие
творческих
способностей,
навыков
культуры,
речи,
поведения, навыков общения.
Принципы программы.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания.
Коллективная творческая деятельность (только в сотрудничестве педагогов и
воспитанников можно создать условия для развития личности).
Свобода выбора деятельности (условием развития личности является свобода
выбора деятельности).
Создание положительного эмоционального фона.
Создание ситуации успеха (успех – это источник внутренних сил ребенка,
стимулирующий
на
преодоление
трудностей,
достижения
поставленных
целей.
Самоуправление как основа жизнедеятельности лагеря.
Принцип сочетания защиты и социального развития детей.
Содержание программы.
Программа профильной смены дает возможность каждому ребенку
попробовать
свои
силы
в
различных
направлениях:
экологическое,
спортивное,
художественно
–
эстетическое.
Особенность
детского
восприятия и интереса недолговременна, поэтому срок реализации одного
направления 5 дней. В этот период ребенок знакомиться с особенностями
данного направления, пробует свои силы, участвует в мероприятиях как
индивидуально, так и вместе с отрядом. По окончанию каждого периода (5
дней) результаты заносятся в таблицу.
Каждое утро вожатский отряд проводит зарядку вместе с активистами из
разных отрядов. После старший воспитатель оглашает план мероприятий на
день. Каждый отряд работает в своем направлении.
В первый день каждый отряд придумывает свое название и девиз, исходя,
из
своей
фантазии,
интересов
ребят.
Согласно
выбранному
названию
оформляю отрядную комнату.
Второй день – выборы в органы самоуправления. Каждый отряд
предлагает своих кандидатов, разрабатывает их предвыборную компанию. На
мероприятии проходят выборы, где формируется совет лагеря, а также ребята
посредством
жеребьевки
выбирают
первое
направление
на
ближайшие
5
дней. Далее отряды будут работать в следующем направлении по табло по
часовой схеме (приложение 1).
3 – 7, 9 – 13, 15 – 19
- дни работы по направлениям. Результаты
ознакомления отрядов с разними видами деятельности, отражаются в таблице
каждые 5 дней соответственно (приложение 2).
В современном мире без экономических знаний тяжело приходиться даже
ребенку.
Поэтому
на
смене
каждый
может
заработать
местную
валюту,
участвуя в мероприятиях, выполняя задания. За нарушение правил лагеря
существует система штрафов и отработок. Заработанные средства можно
потратить в магазине лагеря, который работает один день на смене – день
закрытия смены. Но в течении 20 дней можно приобрести нематериальные
блага (приложение 3). В день закрытия каждый ребенок может не только
увеличить свой заработок, но и потерять все сбережения, а наиболее ленивые
ребята заработать немного денег. Только в последний день проводиться игра
«Биржа» (приложение 4).
Приложение 1.
экологическое
художественно
-эстетическое
Экологическое, патриотичсекое, художественно – эстетическое –
направления
работы.
Между
ними
узкие
сектора,
обозначающие
общелагерные мероприятия, где ребята показывают то, что они сделали за 5
дней в данном направлении.
На стрелках номера отрядов по порядку.
Приложение 2.
направления
патриотическое
отряды
Экологическое
Спортивное
Художественно
- эстетическое
I
II
III
Приложение 3.
Нематериальные блага.
Товар
цена
Выкуп зарядки (1 день)
25 у.е.
+ 1 музыкальная композиция на дискотеке
10 у.е.
Чудо – мешок (сюрприз для 1 человека)
10 у.е.
Сюрприз для другого отряда
25 у.е.
Смена вожатого (1 вожатого)
35 у.е.
Рукопожатие начальника лагеря
3 у.е.
Приложение 4.
Банковская игра «Биржа».
В течение смены банк выпускает денежные купюры разного достоинства и
различной
цветовой
гаммы.
Сколько
и
за
что
платят
деньги
решает
организатор
смены.
Это
влияет
на
стоимость
товара
в
магазине
и
на
банковские акции. Магазин с материальными товарами (сладости, игрушки,
канц. принадлежности) начинает свою работу одновременно с биржей.
Банковский работник, чаще его роль выполняет старший воспитатель,
каждые 3-5 минут озвучивает акцию. Акции могут быть следующими:
Купюры желтого цвета удваиваются до начала следующей акции;
Купюры
красного цвета обесцениваются на время действия двух
следующих акции, но в течении этой акции вы их можете поменять в
банке на купюры других цветов;
На
купюры
белого
цвета
можно
купить
любой
товар
из
магазина
независимо от его стоимости;
Купюры с подписью начальника лагеря увеличиваются в 10 раз. и др.
Результат игры – ребята могут, как разбогатеть, так и потерять все.
Главное, чтобы заигравшись, они все же успехи приобрести какой – либо
товар в магазине. Взрослые должны проследить, что каждый ребенок что –
нибудь купил.
Примечание: очередную акцию произносить четко и громко (микрофон будет
кстати).