Автор: Бикшанова Гульсара Абдулловна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ "Белочка" г.Тарко-Сале Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, г.Тарко-Сале Наименование материала: Проект по этноэкологическому образованию дошкольников Тема: "Ямал - мой край родной! Раздел: дошкольное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД » ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕЛОЧКА»
г.ТАРКО – САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Разработчик:
старший воспитатель: Г.А.Бикшанова
г.ТАРКО – САЛЕ
2016 год
1
Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста
Проект «Ямал – мой край родной!»
Содержание Программы инновационного проекта ДОУ
Стр.
Паспорт инновационного проекта
3
Актуальность инновационного проекта
5-7
Характеристика проекта
8
Цель, задачи проекта
8
Принципы реализации проекта
9-10
Формы реализации проекта
10
Ресурсное
обеспечение
реализации
проекта (кадровое,
нормативно-правовое,
финансовое,
информационно-
методическое, материально-техническое)
11-17
Этапы и алгоритм реализации проекта
18
Ожидаемые результаты инновационного проекта
20
2
ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Название
проекта
«Ямал – мой край родной!»
Разработчики
проекта
Старший воспитатель: Бикшанова Г.А.
Название
образовательного
учреждения
М у н и ц и п а л ь н о е
б ю д ж е т н о е
д о ш к о л ь н о е
о б р а з о в ат е л ь н о е
у ч р е ж д е н и е
« Д е т с к и й
с а д
общеразвивающего
вида
«Белочка»
г.Тарко-Сале
Пуровского района
Вид проекта
Д о л г о с р о ч н ы й , этнокультурн ы й ,
п р а к т и к о -
ориентированный
Цель проекта
Создание
системы
этноэкологического
образования
детей
старшего
дошкольного
возраста
на
основе
этнопедагогического п о д х о д а
к
э к о л о г и ч е с к о м у
образованию дошкольников
Задачи проекта
1. В ы я в и т ь
о с о б е н н о с т и
э т н о э ко л о г и ч е с к и х
представлений
детей
о
природе
района,
округа
и
отношения к ней.
2. Разработать план работы, тематику всех мероприятий
по ознакомлению детей
ст аршего
д о ш кол ь н о го
возраста с природой района, округа.
3. Определить
и
экспериментально
обо сновать
педагогические
условия
э т но э коло г ич е с ко го
образования старших дошкольников.
4. Разработать методические р е к о м е н д а ц и и
п о
этноэкологическому
образованию
детей
старшего
дошкольного возраста.
Гипотеза
инновационного
проекта
Если
в
ходе
эксперимента
будет
разработана
и
реализована
система
этноэкологического
образования
детей
старшего
дошкольного
возраста
на
основе
этнопедагогического п о д х о д а
к
э к о л о г и ч е с к о м у
образованию дошкольников, то это позволит приобщить
воспитанников к
духовно-нравственному
наследию
и
культуре
народов
Севера,
сформировать
интерес
к
природе родного края, систему знаний о ее многообразии
и
сложившихся
народных
обычаях
и
традициях,
воспитать
эмоционально-ценностное
отношение
к
этнокультурной и природной среде и экологосообразное
поведение.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в содержании и в
форме организации экологической работы с детьми на
о снове включения
ценностей
и
традиций
культуры
3
народов Севера в процесс экологического образования
дошкольников, использования краеведческого материала,
метода
проектов,
исследовательского
подхода,
ИКТ
и
других инновационных технологий.
Ожидаемые
результаты
Повышение
уровня
знаний
у
детей
дошкольного
возраста об экологии родного города, охране природы;
Расширение
представлений
детей
об
истории
Пуровского района, об образовании г.Тарко - Сале; о
символике
региона,
района,
города;
о
городах
Пуровского
района
и
ЯНАО,
их
исторических,
экономических и культурных особенностях;
Расширение
представлений
детей
о
природных
богатствах Пуровского района, их роли в социальном
и экономическом развитии города, района, региона,
страны;
Проявление
детьми
интереса
к
традициям,
быту,
национальной
культуре
коренных
народов
Севера,
уважает их традиции.
Сформированное
у
детей
бережное,
ответственное,
эмоционально-доброжелательное
отношение
к
миру
природы, к живым существам, в процессе общения с
ними.
С ф о р м и р о в а н н ы е
н а в ы к и
н а б л юд е н и я
и
экспериментирования
в
процессе
по ис ко во -
познавательной деятельности.
Ответственное отношение детей к окружающей среде
и своему здоровью.
Развитие
у
детей
любознательности,
творческих
спо собно стей,
познавательной
а к т и в н о с т и ,
коммуникативных навыков.
Повышение
роли
природной
окружающей
среды
в
экологическом воспитании детей.
Увеличение
непосредственного
участия
детей
в
организации и проведении различных экологических
мероприятий.
Сроки
реализации
проекта
сентябрь 2016 г. - май 2019 г.
Этапы
реализации
проекта
1этап - организационный (поисковый): сентябрь 2016 г.-
август 2017 г.
2 этап – практический: сентябрь 2017 г.- август 2018 г.
3 этап – обобщающий: сентябрь 2018 г. - апрель 2019 г.
4
Природа – не только великий учитель, она,
прежде всего, еще и великий воспитатель.
Сухомлинский В.А.
Актуальность.
В
последние
десятилетия
человечество
столкнулось
с
комплексом
разнообразных
проблем,
среди
которых
особую
значимость
приобрел
глобальный
экологический
кризис.
РФ
является
одним
из
наиболее
загрязненных государств в мире и в последнее время ситуация (несмотря на
некоторые принимаемые правительством меры) ситуация только ухудшается.
Поэтому 5
января
Президент
России
Владимир
Путин
подписал
указ,
в
соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель
данного
решения
–
привлечь
внимание
к
проблемным
вопросам,
существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической
безопасности страны.
В качестве продуктивного подхода к решению экологических проблем
современного российского общества рассматривается формирование нового
типа взаимоотношений человека и природы, направленного на сохранение
природной среды. Одним из путей осуществления стратегии устойчивого
развития является экологическое образование.
Как отмечалось еще в работах западных (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо,
И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и др.) и отечественных педагогов (К.Д. Ушин-
ский, E.H. Водовозова, Е.И. Тихеева и др.) формирование представлений о
природе,
соответствующего
отношения
к
ней,
грамотного
поведения
происходит
на
основе знакомства ребенка
с
объектами
ближайшего
природного
окружения. Педагогами р а з в и т ы х
с т р а н
о д н и м
и з
основополагающих
принципов
экологического
образования
признается
взаимодействие краеведческого,
национального,
регионального
и
глобального подходов к решению экологических проблем. Экологическое
образование
на
современном
этапе
требует
использования
национально-
регионального
компонента
его
содержания
и
традиций
этнопедагогики
в работе с детьми.
Анализ
научной
литературы
позволяет
сделать
вывод,
что
в
подавляющем большинстве исследования имеют историко-этнографический
характер и не ориентированы на проблему этноэкологического образования
детей
дошкольного
возраста. Воспитатели дошкольных
учреждений
не
акцентируют
особого
внимания
на
экологических
проблемах
региона
и
практически не осуществляют этнопедагогический подход к экологическому
образованию
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Изучение
опыта
прошлого,
в
том
числе
взаимодействия
с
природой,
необходимо
для
теоретического и практического решения экологических проблем. В целях
повышения
эффективности
процесса
экологического
образования
дошкольников на современном этапе становится очевидной необходимость
создания
этнически
ориентированных
воспитательных
систем,
близких
5
людям
по
мировосприятию,
что
влечет
за
собой
возрождение
и
переосмысление этнопедагогического наследия и традиций.
Таким
образом,
существует
противоречие
между
социальной
значимостью
проблемы,
достижениями
многовекового
опыта
воспитания
культуры общения с природой и его использованием в этноэкологическом
образовании
детей
дошкольного
возраста,
недостаточной
научно-
методической разработанностью этой области дошкольной педагогики, что
обусловило выбор темы.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования в
ходе
инновационной
деятельности
коллектива
ДОУ:
при
каких
педагогических
условиях
возможно
этноэкологическое
образование
детей
старшего дошкольного возраста? Решение данной проблемы составило цель
инновационной
деятельности:
создание
системы
этноэкологического
образования
детей
старшего
дошкольного
возраста
на
о снове
этнопедагогического подхода к экологическому образованию дошкольников.
Исходя из цели инновационной деятельности, была сформулирована
гипотеза.
Этноэкологическое
образование
детей
старшего
дошкольного
возраста - это приобщение к духовно-нравственному наследию и культуре
народов Севера; формирование интереса к природе родного края, системы
знаний о ее многообразии и сложившихся народных обычаях и традициях;
воспитание
эмоционально-ценностного
отношения
к
этнокультурной
и
природной
среде
и
экологосообразного
поведения.
Оно
возможно
при
следующих педагогических условиях:
отбора
содержания
этноэкологического
образования
дошкольников
с
учетом
их
возрастных
возможностей,
особенностей
региона
и
сформировавшихся в обществе этнических традиций взаимодействия с
природой;
создания комфортного окружающего пространства, создание экологически
благоприятной среды на территории ДОУ;
формирования
условий
для
эффективного
экологического
образования
дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и
осознанного отношения к природе; содействие сотрудничеству детей и
взрослых.
применения
педагогических
технологий,
обеспечивающих
единство
познания,
переживания
и
действия,
овладение детьми
навыками
позитивного
поведения
в
природе,
развитие
способности
оценивать
отношение других людей к природе и свое собственное поведение;
осознания воспитателями необходимости этноэкологического образования
детей старшего дошкольного возраста.
В
соответствии
с
проблемой,
целью
и
предметом
исследования
поставлены задачи:
1. Выявить особенности этноэкологических представлений детей о природе
района, округа и отношения к ней.
6
2. Р а з р а б о т а т ь
п л а н
р а б о т ы ,
т е м а т и к у
в с е х
м е р о п р и я т и й
по ознакомлению детей
старшего
дошкольного
возраста
с
природой
района, округа.
3. Определить
и
экспериментально
обосновать
педагогические
условия
этноэкологического образования старших дошкольников.
4. Разработать методические рекомендации
по
э т н о э ко л о г и ч е с ко м у
образованию детей старшего дошкольного возраста.
Включение ценностей и традиций культуры народов Севера в процесс
экологического
образования
дошкольников
дает
возможность
решить
следующие задачи:
формирование
этно-экологического
мышления
на
основе
понимания
взаимосвязей в природе и обществе;
формирование
системы
интеллектуальных
и
практических
умений
по
изучению,
оценке
и
улучшению
состояния
окружающей
среды
своей
местности;
воспитание
потребностей
поведения
и
деятельности,
направленных
на
соблюдение здорового образа жизни;
создание условий для саморазвития ребенка как субъекта деятельности, как
личности и как индивидуальности;
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и
нравственному
развитию
детей,
во спит анию
п ат р и о т и з м а ,
гражданственности и реализации личности ребенка в интересах общества
и в соответствии с традициями и обычаями своего народа и коренных
народов Севера;
овладение
основами
этно-экологической
педагогики
и
психологии,
приобщение детей к культуре предков.
Теоретико-методологическую
основу
исследования
составили:
концепция связи образования с историко-культурными ценностями общества,
его
духовными
и
национальными
истоками;
положения
философии
о
гармонии
взаимоотношения
человека
с
окружающей
с р е д о й
(В.И.Вернадский,
H.H.
Моисеев,
Н.Ф.
Реймерс
и
др.),
о
взаимодействии
этноса и природы (Г.Д. Гачев, Э.В. Гирусов, JI.H. Гумилев, В.Г. Крысько и
др.), об этнопедагогическом подходе к процессу экологического образования;
ведущие
идеи
экологической
педагогики
и
психологии
о
необходимости
формирования экологического сознания у каждого члена общества и целого
народа
(Г.Н. Волков,
С.Д.
Дерябо,
А.Н.
Захлебный,
И.Д. Зверев,
М.А.
Якунчев,
В.А.
Ясвин
и
др.),
об
эффективности
использования
средств
народной
педагогики
в
экологическом
образовании
детей школьного и
дошкольного
возраста
(Н.Ш. Блягоз,
Т.Н.
Демина,
Ш.И.
Джанзакова,
Н.С. Иванова,
С.И.
Фомина,
Х.А.
Хусаинов,
С.Н.Черябкина и
д р.);
современные
достижения
в
области
дошкольного природоведения,
раскрывающие сущность, цели, содержание и технологии экологического
образования дошкольников (В.П. Арсентьева, Г.В. Васюкова, H.H. Вересов,
7
Г.В. Кирикэ, H.H. Кондратьева, С.Н. Николаева, H.A. Рыжова, В.Г. Фокина и
др.).
Характеристика проекта
По содержанию: этнокультурный, практико-ориентированный.
По
доминирующей
деятельности:
смешанный
(присутствуют
элементы
информационного,
познавательно-исследовательского,
творческо-игрового
проектов).
По
количеству
участников:
коллективный
(участвуют
дети
старшего
дошкольного
возраста,
родители,
представители
национальных
обществ,
сотрудники краеведческого музея).
По продолжительности: долгосрочный (с 1 сентября 2016
по май
2019
года).
Объект
исследования:
этноэкологическое
образование
детей
старшего
дошкольного возраста.
Предмет
исследования:
процесс
этноэкологического
образования
детей
старшего дошкольного возраста.
Цель: создание системы этноэкологического образования детей старшего
дошкольного
возраста
на
основе
этнопедагогического подхода
к
экологическому образованию дошкольников.
Задачи:
формирование
этно-экологического
мышления
на
основе
понимания
взаимосвязей в природе и обществе;
формирование
системы
интеллектуальных
и
практических
умений
по
изучению,
оценке
и
улучшению
состояния
окружающей
среды
своей
местности;
воспитание
потребностей
поведения
и
деятельности,
направленных
на
соблюдение здорового образа жизни;
создание условий для саморазвития ребенка как субъекта деятельности, как
личности и как индивидуальности;
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и
нравственному
развитию
детей,
во спит анию
п ат р и о т и з м а ,
гражданственности и реализации личности ребенка в интересах общества
и в соответствии с традициями и обычаями своего народа и коренных
народов Севера;
8
овладение
основами
этно-экологической
педагогики
и
психологии,
приобщение детей к культуре предков;
развитие
умение
отражать
этнокультурные
традиции
в
разных
видах
детского художественного творчества.
Принципы реализации проекта:
культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры
народов Севера;
принципы развивающего обучения , направленные на развитие личности
ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения,
видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи
дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств;
принцип
научности
-
предполагает
знакомство
дошкольников
с
совокупностью
элементарных
экологических
знаний,
которые
служат
основой
формирования
мотивации
действий
ребенка,
развития
познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения;
принцип доступности материала для ребенка определенного возраста -
предполагает
значимость
для
ребенка
получаемых
знаний,
их
эмоциональную окраску, объяснение научных терминов в доступной и
привлекательной форме;
принцип
гуманистичности
связан
прежде
всего
с
понятием
экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает
формирование
человека
с
новыми
ценностями,
владеющего
основами
культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести
здоровый образ жизни, формирование у ребенка представлений о человеке
как части природы, воспитание уважительного отношения ко всем формам
жизни на планете;
принцип прогностичности - означает, что в результате экологического
образования
у
детей
формируются
элементарные
представления
о
существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений
-умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде
во
время
отдыха,
труда
в
природе
и
бытовых
условиях
(элементы
рационального использования ресурсов);
принцип
деятельностности
-
экологические
знания
должны
помочь
понять
ребенку,
что
нужно
сделать
для
того,
чтобы
сохранить
окружающую его самого и
его близких среду. Он должен обязательно
принимать
участие
в
посильных
экологически
ориентированных
видах
деятельности.
К
тому
же
в
процессе
такой
деятельности
происходит
становление и формирование отношения «ребенок-окружающая среда»;
принцип интеграции - экологизация всей деятельности педагогического
коллектива и экологизация различных видов деятельности ребенка;
принцип целостности - целостное восприятие ребенком окружающего
мира и его единство с миром природы. Программа «Наш дом — природа»
предполагает вначале введение ребенка в целостный мир природы и только
9
затем-рассмотрение ее отдельных компонентов (воды, воздуха, почвы и
т.п.);
принцип конструктивизма - его применение означает, что в качестве
примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная,
положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее
предполагает,
что,
приводя
отрицательные
факты
влияния
человека
на
природу,
педагог
обязан
показать
ребенку
положительный
пример
или
вероятный
выход
из
обсуждаемой
ситуации.
Крайне
важно
при
этом
подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский
сад,
привести
примеры
успешно
решенных
экологических
проблем,
желательно на примерах ближайшего окружения;
принцип регионализма - формирование экологических представлений (в
том числе и о различных экологических проблемах) ребенка, навыков
экологически
грамотного
поведения,
соответствующего
отношения
к
окружающей среде происходит на основе его знакомства с помещением
дошкольного
учреждения
и
его
территорией,
собственной
квартирой,
дачей,
ближайшим
парком,
лесом,
озером.
Для
целей
экологического
образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для
ребенка,
сущность
которых
он
может
познать
в
процессе
детской
деятельности;
принцип
системности
-
каждое
последующее
формирующееся
представление или понятие вытекает из предыдущего;
принцип
преемственности
-
предполагает,
что
содерж ание
экологического образования дошкольников должно иметь тесную связь со
всеми ступенями системы непрерывного образования.
Формы реализации проекта:
Разные формы НОД: НОД-путешествие, НОД-экскурсия, НОД-викторина,
НОД- КВН, интегрированная НОД.
Защита творческих проектов.
Защита
Лэпбуков (лэпбук - тематическая или интерактивная папка по
определенной теме).
Экологические театрализованные представления.
Экологические праздники, утренники.
Национальные игры.
Наблюдения и экологические экскурсии.
Познавательное чтение.
«Уроки доброты».
Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).
Природоохранные акции.
Подвижные,
дидактические,
имитационные
игры,
инсценировки
экологической направленности.
Практическая деятельность в природе (труд по уходу за растениями и
животными,
проведение
фенологических
наблюдений
и
элементарных
10
опытов
и
т.д.);
посадка
кустарников,
создание
цветочных
аллей,
выращивание цветов, сбор лекарственных трав, уборка территорий.
Проведение экологических дней.
Совместные мероприятия с родителями, посвящённые Вороньему дню,
дню урожая, дню птиц, экологическому дню и т.д.
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно – правовое обеспечение инновационного проекта
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013 г. № 1155).
3.
Устав.
4.
Программа развития.
11
Ресурсное обеспечение проекта
Информацио
нно –
методическое
обеспечение
Кадровое обеспечение проекта
Финансовое обеспечение
Методическо
е и
инновационн
Нормативно – правовое
обеспечение
Сетевые и партнерские
взаимодействия
.
12
Кадровое
обеспечение
проекта
Старший воспитатель – сбор и
обработка теоретического
материала,
методическая помощь педагогам
при реализации проекта,
разработка
тематического
планирования проведения
проектной деятельности
Заведующий
–
регулирование финансовой,
правовой и управленческой
деятельности, материально-
техническое обеспечение проекта
Педагог – психолог –
оказание помощи педагогам
по выявлению условий,
необходимых для развития
ребенка в соответствии с его
возрастными и индивидуальными
особенностями
Сбор и обработка данных
анкетирования, анализа
результатов реализации проекта
Воспитатели – проведение
мероприятий по проекту,
организация условий,
обеспечивающих разнообразие
видов детской деятельности
Музыкальный руководитель -
организация условий,
обеспечивающих разнообразие
видов детской деятельности;
проведение праздников,
театрализованных представлений
Инструктор по физической
культуре - организация условий,
обеспечивающих разнообразие
видов детской деятельности
Учитель - логопед - организация
условий, обеспечивающих разнообразие
видов детской деятельности, помощь в
постановке театрализованных
представлений
Сетевые и партнерские взаимодействия
Организация
Формы взаимодействия
Муниципальное учреждение
культуры Пуровский
районный историко-
краеведческий музей г.
Тарко-Сале
Реализация
культурно – образовательной
программы для дошкольников «Наш край»,
проведение
экскурсий,
организация
совместных
выставок,
методиче ская
помощь
в
организации
этнокультурной
и
историко – краеведческой работы, помощь в
создании предметно – развивающей среды
Муниципальное бюджетное
учреждение культуры
«Пуровский районный Центр
Национальных Культур»
Организация совместных выставок,
праздников для детей; предоставление
пособий для знакомства детей с бытом,
традициями, культурой коренных народов
Севера.
Муниципальное бюджетное
учреждение культуры
«Централизованная
библиотечная система города
Тарко-Сале»
Знакомство детей с особенностями
природы своего края, проблемами их
охраны, с конструктивной
деятельностью человека по отношению
к природе, проведение обзорных бесед,
организация досуговых мероприятий,
методическая помощь педагогам.
Пуровская Ассоциация
«Ямал – потомкам»
Организация
экскурсий,
совме стных
в ы с т а в о к ,
п р а зд н и ко в
д л я
д е т е й ;
предоставление
пособий
для
знакомства
детей
с
бытом,
традициями,
культурой
коренных народов Севера.
Муниципальное
общеобразовательное
учреждение средняя
общеобразовательная школа
№ 2 г. Тарко-Сале
Совместная проектная деятельность,
совместные экологические конкурсы,
праздники, природоохранные акции и
др.
Муниципальное учреждение
дополнительного
образования детей
«Островок» г.Тарко-Сале
Совместное проведение различных
мероприятий эколого - нравственного
цикла
Лесничество г.Тарко-Сале
Совместные мероприятия, экскурсии,
акции.
Информационно-методическое обеспечение проекта.
13
1. Создание на официальном сайте МБДОУ «ДС ОВ «Белочка» г.Тарко-Сале
отдельной
страницы
по
сопровождению
инновационного
проекта
и
освещению результатов, форума обсуждения проблем.
2. Публикации
в
СМИ,
статьи
в
периодической
печати
о
мероприятиях,
проводимых в рамках инновационного проекта.
3. Издание методических рекомендаций из опыта работы для педагогов и
родителей по этноэкологическому образованию дошкольников.
4. Выступления педагогов на методических объединениях педагогов района,
конференциях и семинарах (доклады, педагогические практики и др.).
Материально-техническое обеспечение реализации
инновационного проекта.
Реализация
инновационного
проекта,
создание
интегрированного
развивающего
пространства
опираются
на
существующую
материальную
базу детского сада.
Элементы РПП среды
Функциональная роль
Формы и методы работы
Экологическая
тропа
на
территории детского сада
- познавательная;
- эколого – оздоровительная;
- развитие эмоциональной и
сенсорной сферы;
- безопасное общение с
природой;
- исследовательская
- экскурсии и целевые
прогулки;
- игры;
- практическая
деятельность
(посадка и уход за
растениями;
подкормка птиц);
- исследовательская
деятельность;
- наблюдения
Огород
- познавательная;
- формирование трудовых
навыков;
- эколого-эстетическая;
- эколого-оздоровительная;
- выработка навыков
экологически безопасного
поведения
- посадка и уход за
растениями;
- наблюдение стадий
роста;
- ведение дневников
наблюдений;
- знакомство с правилами
экологической
безопасности
для себя и природы;
- сбор урожая
Живой уголок
- познавательная;
- эколого – эстетическая;
- развитие эмоциональной и
сенсорной сферы;
- безопасное общение с
природой;
- исследовательская;
- эмоционально-позитивное
общение с природными
- практическая
деятельность
(посадка и уход за
растениями;
- подкормка птиц, уход за
обитателями живого
уголка);
- исследовательская
деятельность;
14
объектами
- наблюдения, ведение
дневников наблюдений
Библиотека
(методический
кабинет)
- познавательная;
- воспитание интереса к
литературе (художественной
и научно – популярной)
- чтение;
- рассматривание
иллюстраций;
- беседы и обсуждение
прочитанного;
- викторины, конкурсы
Пособия
(методиче ский
кабинет)
- познавательная;
- эколого – эстетическая;
- развивающая
- рассматривание;
- наблюдения;
- экспериментирование
Спортивная площадка
- эколого – оздоровительная
- подвижные игры;
- дыхательная гимнастика
Коридоры, холл
- познавательная;
- развивающая;
- эстетическая;
- информационная
- экологический стенд для
родителей;
- выставки детских работ
о природе;
-тематическое
оформление
Мини-музей «Мой
Свереный край»
- познавательная;
- развивающая;
- эстетическая;
- информационная
- чтение;
- рассматривание
предметов быта коренных
народов Севера;
- экскурсии по знакомству
с природой, жизнью,
бытом, традициями
народов Севера
Эколого- развивающая
среда в группах
1. Уголок природы:
- познавательная;
- информационная;
- эмоционально-позитивное
общение с природными
объектами;
- формирование трудовых
навыков по уходу за
растениями
- наблюдения и уход за
комнатными растениями;
- ведение календаря
погоды;
- ведение дневников
наблюдений;
- рассматривание картин и
иллюстраций о природе;
- составление моделей
эколого-систематических
групп;
- дидактические игры о
природе;
- изготовление поделок из
природного материала;
- уход за посадками в
«огороде
на подоконнике»
2. Опытно –
исследовательская
лаборатория:
- познавательная;
- развитие воображения
Игры – эксперименты:
- со льдом, водой, снегом;
- магнитом, стеклом,
резиной;
- с различной бумагой;
- с землей, глиной, песком;
15
- проращивание семян и
др.
3. Разные функциональные
уголки:
- познавательная;
- эколого – эстетическая;
- эколого - оздоровительная
- дидактические игры
природоведческого
содержания;
- энциклопедическая
литература;
- картины: пейзаж,
натюрморт;
- аудиозаписи звуков и
песен о
природе с
иллюстрациями;
- сюжетно – ролевые
игры;
- различные виды театров;
- атрибуты для подвижных
игр
4.Центр краеведения:
- познавательная;
- информационная;
- эколого – эстетическая
- приобщение детей к
истории родного района,
округа;
- создание игровых
ситуаций;
- практические действия с
предметами;
- чтение;
- рассматривание
иллюстраций
При реализации проекта предусматривается:
Создание этнографической площадки на территории ДОУ.
Создание метеорологической площадки.
Обновление «Экологической тропы ДОУ».
Озеленение участков.
Завоз чернозема, природного камня, крупной гальки.
Приобретение семян овощных и цветочных культур.
Обновление живого уголка ДОУ.
Создание искусственного водоёма.
Финансовое обеспечение инновационного проекта
Успешная
реализация
проекта
и
достижение
поставленной
цели
предполагают развитие предметной развивающей среды, удовлетворяющей
современным требованиям дошкольного образования.
Элементы
развивающей среды
Необходимо
Объемы
финансирования
16
(тыс. руб.)
Территория
МБДОУ
(экологическая
тропа,
огород,
озеленение
участков,
искусственный
водоем,
ландшафтные
композиции)
- завоз чернозема, природного
камня, крупной гальки;
- завоз саженцев деревьев и
кустарников для экологической
тропы;
- приобретение семян овощных и
цветочных культур
15 000
Создание
этнографической
площадки на
территории
- предметы быта коренных
народов Севера;
- атрибуты для национальных
игр;
- плоскостные и объемные
фигурки людей, животных и
птиц
25 000
Метеорологическа
я площадка
- приборы для измерения ветра,
температуры воздуха;
- гигрометр;
- компас;
- барометр;
- календарь наблюдений;
- дождемер, снегомер;
- флюгер и т.д.
55 000
Проведение
экологических
акций
- приобретение необходимого
оборудования
(пакеты для мусора, перчатки,
фартуки для детей
и взрослых).
5 000
Итого:
100 000
Этапы и алгоритм реализации проекта
17
Этапы
Сроки
реализации
Содержание, задачи этапа
I этап
Проектировочный
*
Сентябрь
2016г. - август
2017г.
Проблемный анализ деятельности детского
сада,
анализ
литературы
по
проблеме,
существующих подходов к ее решению.
Создание
в
детском
саду
программно
–
методических и организационных условий
для реализации инновационного проекта.
Разработка
программы
инновационной
деятельности.
Повышение
компетентности
и
уровня
знаний
педагогов
по этноэкологическому
образованию дошкольников.
Формирование
творческой
группы
для
подготовки
и
разработки
методических
рекомендаций.
Подбор и систематизация материалов.
Организация ресурсного обеспечения
проекта.
Проведение мероприятий, направленных на
активное привлечение родителей к
реализации поставленных задач.
Разработка тематического планирования
проведения проектной деятельности.
Ожидаемые результаты I этапа:
Готовность педагогического коллектива и родителей к переходу в инновационный
режим работы.
Создание
психологического
комфорта
для
всех
участников
педагогического процесса.
Формы предоставления результатов инновационной деятельности на I этапе:
Программа проектной деятельности;
Комплексно – тематическое планирование с учетом национально – регионального
компонента в содержании основной образовательной программы ДОУ.
II этап
Практический
Сентябрь
2017г.- август
2018г.
Реализация
мероприятий
инновационного
проекта.
Взаимодействие
с
социальными
институтами
города.
Систематизация,
освоение
и
внедрени
е
в
воспитательно-образовательный
процесс
инновационных
технологий,
приемов
и
методов, лежащих в основе реализации
инновационного проекта.
Разработка
содержания
методиче ских
рекомендаций.
18
Формирование позитивного
общественного мнения и привлечение
педагогической и родительской
общественности к деятельности по
проекту.
Диссеминация результатов работы ДОУ в
виде методических рекомендаций, участие в
научно-практических конференциях, МО,
семинарах разного уровня, трансляция опыта
работы в СМИ.
П е р и од и ч е с к и й
ко н т р о л ь
р е а л и з а ц и и
мероприятий, коррекция мероприятий.
Ожидаемые результаты II этапа:
Сборник методических рекомендаций.
Усовершенствование РПП среды.
Положительные
тенденции
в
формировании
основ
этноэкологической
компетентности у детей дошкольного возраста за счет включения ценностей и традиций
культуры народов Севера в процесс экологического образования дошкольников.
Постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов и
родителей в области применения инновационных технологий, приемов и
методов.
Формы предоставления результатов инновационной деятельности на II этапе:
Комплексно
-
тематическое
планирование,
конспекты
мероприятий
с
детьми,
сценарии праздников и досугов, обновление РПП среды;
Сценарии методических мероприятий с педагогами.
Дидактический
комплекс
(конспекты
непосредственно
образовательной
деятельности,
праздников,
развлечений,
образовательные
проекты,
рекомендации,
консультации,
дидактические игры, пособия и др.)
III Этап
Обобщающий
Сентябрь
2018г. - январь
2019г.
О п р е д е л е н и е
э ф ф е к т и в н о с т и
проделанной
работы,
осуществление
анализа
полученных
результатов,
их
соотнесение
с
целью
инновационной
деятельности.
Проведение
мониторинга
каче ства
р е з у л ь т а т о в
и н н о в а ц и о н н о й
деятельности,
качества
педагогического
процесса, качества условий деятельности
ДОУ, удовлетворенности родителей.
Формирование
банка
инноваций
-
методические рекомендации, обобщение
материалов работы.
Участие
дошкольников
и
педагогов
в
конкурсном движении.
Представление
опыта
работы
н а
с е м и н а р а х ,
к о н ф е р е н ц и я х ,
п е д а г о г и ч е с к и х
ф о р у м а х ,
19
м у н и ц и п а л ь н ы х
м е т о д и ч е с к и х
объединениях/
Публикации в печатных и электронных
СМИ? на страницах сайта ДОУ
Ожидаемые результаты III этапа:
Социально-адаптивная,
этнокультурно
компетентная,
толерантная
личность
ребенка - дошкольника.
Окончательный вариант сборника методических рекомендаций.
Оформление аналитических результатов проекта.
Формы предоставления результатов инновационной деятельности на III этапе:
Отчет о проведении системы мероприятий.
Отчет о результатах мониторинга.
Модель этноэкологического образования дошкольников.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии
родного города, охране природы;
Расширение
представлений
детей
об
истории
Пуровского
района,
об
образовании г.Тарко - Сале; о символике региона, района, города; о городах
Пуровского
района
и
ЯНАО,
их
исторических,
экономических
и
культурных особенностях;
Расширение
представлений
детей
о
природных
богатствах
Пуровского
района, их роли в социальном и экономическом развитии города, района,
региона, страны;
Проявление детьми интереса к традициям, быту, национальной культуре
коренных народов Севера, уважает их традиции.
Сформированное
у
детей
бережное,
ответственное,
эмоционально-
доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в
процессе общения с ними.
Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
Развитие
у
детей
любознательности,
творческих
способностей,
познавательной активности, коммуникативных навыков.
Повышение
роли
природной
окружающей
среды
в
экологическом
воспитании детей.
Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении
различных экологических мероприятий.
Педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования основ
этнокультурной
компетентности
у
детей
дошкольного
возраста
через
20
включение ценностей и традиций культуры народов Севера в процесс
экологического образования дошкольников.
21