Напоминание

"Особенности работы над произведениями Шумана"


Автор: Стребкова Мария Анатольевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУДО "ДМШ№4"
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы над произведениями Шумана"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Особенности работы над произведениями Шумана»

Стребкова М.А.

преподаватель по классу фортепиано

муниципального бюджетного образовательного

учреждения дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №4» города Томска

Человек

большой

и

светлой

души,

мечтатель

и

выдумщик,

очень

любивший людей – взрослых и детей, - таким предстаёт в своей музыке

Роберт Шуман – великий немецкий композитор-романтик. Шумана можно

сравнить с хорошо знакомым нам Гансом Христианом Андерсеном. Оба они

обращались к самому лучшему в людях: к их способности замечать красоту и

добро, видеть чудесное и необыкновенное в полевом цветке, в шелесте леса,

прислушиваться к тайному голосу человеческого сердца.

По

своей

новизне

и

психологической

тонкости

творчество

Шумана

значительно

раздвинуло

границы

музыкального

искусства

19

века.

Оно

затронуло такие струны человеческой души, которых еще не коснулись его

великие предшественники: Бетховен, Моцарт и.др.

Композитор родился в семье книгоиздателя 8 июня 1810 года в немецком

городе Цвиккау. Мальчик с детства проявлял незаурядные музыкальные –

пианистические и композиторские способности. Но мать не поддерживала

его художественных устремлений, и по ее настоянию юноша поступил на

юридический факультет Лейпцигского университета. Он страстно увлекался

литературой,

философией

и

одновременно

занимался

у

прекрасного

фортепианного педагога – Фридриха Вика.

В Лейпциге Шуман впервые слышит игру Паганини и Роберт решает

посвятить себя музыке. Но карьера виртуозного пианиста Шуману не удалась

перезанимавшись,

он

серьёзно

повредил

руки.

И

весь

свой

талант,

темперамент и энергию музыкант обратил на композицию и музыкально-

критическую деятельность.

Большое место в творчестве композитора занимают произведения для

фортепиано. Фортепиано оказалось идеальным инструментом в выражении

гл а в н ы х

ч е р т

с т и л я

Ш у м а н а

я р ко й

э м о ц и о н а л ь н о с т и

и

импровизационности.

Огромное значение для творчества Роберта Шумана, как впрочем, и для

всех композиторов - романтиков, имеет мелодия. «Королевой музыки» назвал

ее Шуман. Глубокий интерес романтиков к интонационной выразительности

мелодии объясняется тем, что в её индивидуализированности «проявляется

…конкретность

музыкального

образа

конкретность

психологческая…»

Мелодии Шумана насыщены речевыми интонациями. Самуил Евгеньевич

Фейнберг

отмечал

в

музыке

Шумана

«мелодии-слова».

«Музыка

снова

возвратиться туда, откуда она произошла – к речи», - писал Шуман.

Кроме мелодии, большую роль в творчестве Шумана играет тембровое

звучание. Как написал Михаил Казиник (скрипач и искусствовед): «….И

самое интересное, что Шуман всегда узнаваем. Шумановская музыка всегда

узнаваема, и даже не по аккордике, а по какому-то соотношению тембров. У

рояля Шумана есть настолько свой тембр, что рояль начинает звучать по-

другому, как будто кто-то поменял струны, поменял резонаторную систему…

Но самое удивительное здесь – это гениальный шекспировский контраст…»

Основное и определяющее свойство личности Шумана – глубочайшая

противоречивость,

конфликтность

его

внутреннего

мира,

повышенная

импульсивность,

своеобразный

«эмоциональный

максимализм».

Недаром

большинство

произведений

Шумана

пестрят

бесконечными

указаниями

штрихов, динамических оттенков, указаниями характера звучания. Интересно

высказывание по этому поводу замечательного русского пианиста Натана

Перельмана: «Над текстами Шумана роятся такие тучи стаккато, что если их

не разогнать, они искусают его музыку» или еще: «В фортепианном море

Шопена плавается привольно, в волнах Шумана бывает страшновато, пучины

Брамса

для

аквалангистов».

Данное

высказывание

как

нельзя

более

красочно

определяет

саму

сущность

музыки

Шумана

глубокое

2

проникновение в духовный мир человека с его переживаниями и страстями,

порывами отчаяния, мечтаниями и желаниями.

Шуман

много

писал

о

детях

и

для

детей.

Непосредственность,

доверчивость, открытые сердца детей всегда привлекали его. Наблюдая за

своими

детьми

(их

было

пятеро:

три

девочки

и

два

мальчика),

Шуман

подмечал характерные черточки детских натур, их манеру вести и держать

себя,

их

игры.

«В

доме

сейчас

очень

оживлённо.

Пятеро

детей

всюду

прыгают и уже начинают прислушиваться к Моцарту и Бетховену» - писал

Шуман своему другу архитектору Э.Крюгеру.

К 1 сентября 1848 года Марии – старшей дочери Шумана исполнилось 7

лет,

и

к

этому

дню

отец

приготовил

ей

подарок:

несколько

пьесок

для

фортепиано.

Эти

пьески

явились

началом

работы

над

«Альбомом

для

юношества».

Новый

сборник

чрезвычайно

увлек

композитора:

«Не

припомню,

чтобы

я

когда-нибудь

бывал

в

таком

хорошем

музыкальном

настроении,

как

во

время

сочинения

этих

пьес.

Все

это

прямо-таки

нахлынуло на меня…»

В «Альбоме» многое определено его «адресом», а также педагогической

направленностью: эти пьесы не только о детях, но, прежде всего для детей –

для их восприятия, для их исполнительских возможностей и музыкального

воспитания.

Но,

воспитательная

задача

не

подавила

и

не

обезличила

художественно-творческую природу нового сборника пьес. Наоборот, Шуман

хотел

щедро

одарить

своих

юных

исполнителей

яркой

и

образно

увлекательной музыкой.

В «Альбоме для юношества» 43 пьесы, он состоит из двух частей: для

младшего возраста и для старшего возраста. В своем большинстве пьесы

цикла образно конкретны, характерны; они раскрывают мир детских забав,

радостей и огорчений, рисуют картинки окружающей жизни. Вот по дорожке

сада верхом на палочке гордо скачет малыш, воображающий, что он несётся

на быстром коне («Смелый наездник»). По тропинке, что вьётся через поле

3

спелой

ржи,

с

радостной

песней

после

хорошей

работы

идет

домой

крестьянин («Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы»).

Вот сидит в уголке ребёнок. Он потерял что-то, что ему было очень

дорого, и чувствует себя самым несчастным на свете («Первая утрата»).У

этой

пьесы

изначально

было

название

«Детское

горе»,

затем

«Смерть

чижика». На самом деле речь в пьесе идет о действительно произошедшей

истории с птичкой, которую накормили человеческой едой, и чижик умер.

Клара Шуман, жена композитора разъясняла своим детям, что их отец

всегда хотел выразить в музыке реальную жизнь, «все, что он видел, читал,

переживал».

Этот

процесс,

по

наблюдению

Клары

происходил

бессознательно. Названия пьес, обычно придумываемые после их сочинения,

не необходимы, но всё же соответствуют музыкальному содержанию и могут

облегчить понимание музыки.

Господствующая

мелодия,

подвижность

и

многопланово сть

гармонической

ткани,

приемы

имитации,

порывистый

ритм

вот

особенности

фортепианного

изложения

пьес

Шумана.

В

сущности,

весь

процесс изучения пьес Шумана можно разделить на четыре группы задач:

овладение протяженной мелодией вокального типа;

овладение искусством игры различных видов аккомпанемента;

овладение особенностями соединения мелодии и сопровождения,

звуковой баланс;

педализация;

Каждая из вышеупомянутых задач вызывает определённую сложность

при работе с учениками.

Сейчас на примерах двух пьес из «Юношеского альбома» рассмотрим

некоторые проблемы, возникающие в процессе извучения.

ПЕСНЯ

ЖНЕЦОВ.

Пьеса

написана

также

для

детей

младшего

возраста,

в

стиле

народной

песни.

Пьеса

имеет

также

определенную

сюжетную основу: пение жнецов во время уборки урожая - сначала женское

пение, затем мужское, затем хоровое. Сложность фактуры данной пьесы

4

связана с исполнением мелодической линии 3,4 и5 пальцами правой руки на

фоне выдержанного интервала, удерживаемого остальными пальцами. Для

того, чтобы научиться совмещать мелодию и с аккомпанементом в одной

руке, надо сначала выучить мелодическую линию теми пальцами, которые

написаны. При игре мелодии обязательно надо сразу обращать внимание на

выразительно сть

звучания:

надо

определить

так

называемую

«интонационную

вершину»,

к

которой

стремится

мелодия,

научиться

закруглять окончание и.т.д. Затем пытаться делать тоже самое с добавлением

интервала.

Кроме

этого,

пьесу

обязательно

надо

исполнять

с

педалью,

которая

обогатит звучание, сделает его более колоритным. Кстати, надо сказать, что

педаль в творчестве Шумана, как и в творчестве других романтиков, играет

очень большую роль. Она не только окрашивает звучание, но в некоторых

случаях играет связующую роль, объединяя в единую линию звуки, которые

невозможно связать пальцами.

ВОСПОМИНАНИЕ. Пьеса написана для детей старшего возраста, и

посвящена Феликсу Мендельсону.

Пьеса

является

ярким

воплощением

стиля

композитора:

здесь

и

протяженная,

выразительная

гармонизованная

мелодия,

и

развернутый,

захватывающий

большое

регистровое

пространство,

аккомпанемент

и

агогические цезуры и легкая, обволакивающая педаль... Все это, безусловно,

вызывает определенные сложности при исполнении.

Как мы работали над данной пьесой? Текст, конечно же, разбирали

отдельно по рукам. Мелодия в данной пьесе гармонизована, то есть в одной

руке совмещена и сама мелодия и гармоническое сопровождение. Для начала

есть

необходимость

сыграть

саму

мелодию,

без

гармонического

сопровождения, проанализировать её интонационную структуру, найти так

называемую

«интонационную

вершину»,

выстроить

фразировку.

Затем

к

мелодии

добавляем

гармоническое

сопровождение.

При

этом

возникает

большая сложность, с которой трудно справиться – звуковой баланс между

5

мелодической линией и гармоническим сопровождением. Пробуем играть,

нагружая 4,5 пальцы тяжестью и максимально облегчая вес 1,2,3 пальцев,

которые исполняют гармоническую поддержку. Можно попробовать поиграть

гармоническое

сопровождение

вообще

без

звука,

чтобы

почувствовать

легкость прикосновения к клавише, а затем пытаться играть тихо.

В левой руке необходимо брать глубокий бас и соединять в единую

линию все звуки такта, услышать тяготение к следующему басу. Затем все

соединить вместе.

Отдельно хочется сказать о педализации в данном произведении.

При работе над произведениями композиторов-романтиков необходимо

помнить, что педализация данных произведений не должна быть произведена

по принципу «секундофобии– мелочное очищение звучания от не слышных

реально, не улавливаемых вниманием «букашек» и «таракашек» в ущерб

гармонической мысли и колориту (так называет это педагог и исполнитель

Надежда Иосифовна Голубовская). Вся музыка романтиков полна условной

«грязи», мелодических рискованных последовательностей на обязательной

гармонической педали»

Любопытное

высказывание

по

поводу

терминологии,

которую

используют преподаватели в отношении педали, я нашла у Н.Перельмана:

«Педаль - звуковое облако, и говорить о ней хочется как об облаке:

слоистая, перистая, обволакивающая, грозовая, плывущая, мрачная, светлая.

А

мы

говорим:

грязная,

чистая,

и

с

высшим

терминологическим

достижением почитаем заимствованные у вино-водочных изделий измерения

– полупедаль, четвертьпедаль!»

Поэтому,

работая

над

педализацией,

необходимо

помнить

о

непреложных

принципах,

коренящихся

во

внимании

к

содержанию

и

значению всех нитей музыкальной ткани.

Еще хочется сказать о эмоциональной составляющей музыки Шумана.

Для

того,

чтобы

ребенок

лучше

понял

музыку,

желательно

(особенно

в

младших

классах) придумать

какой-либо сюжет, историю для данной

6

музыки, тогда и приемы звукоизвлечения и динамика будут обоснованы.

Можно ребенку дать домашнее задание придумать рассказ по данной музыке,

дети это делают с удовольствием.

И в заключение хочется особо отметить, что играть музыку Шумана

нужно обязательно, несмотря на все ее трудности и сложности. Эта музыка

может внести настоящую гармонию в нашу современную бурную жизнь, так

как

она

обладает

понятными

музыкальными

образами,

мелодической

красотой

и

кроме

того

учит

детей

премудростям

фортепианного

исполнительского искусства.

7



В раздел образования