Автор: Дудко Елена Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ "Воркутинский политехнический техникум"
Населённый пункт: город Воркута
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Методическое пособие по выполнению курсового проекта по МДК.01.01 "Технологическое оборудование газонефтепроводов и газонефтехранилищ"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
“Воркутинский политехнический техникум”
СЕРИЯ
УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
по МДК.01.01 «Технологическое оборудование
газонефтепроводов и газонефтехранилищ»
для специальности
21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и
газонефтехранилищ»
Составлено в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ №484
от
12
мая
2014
г.,
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
по
профессии среднего профессионального образования технического профиля, входящей в
укрупненную
группу
направлений
подготовки 131016
«Сооружение
и
эксплуатация
газонефтепроводов и газонефтехранилищ».
Организация-разработчик:
ГПОУ «Воркутинский политехнический техникум»
Составитель:
Дудко Е.А, преподаватель
РАССМОТРЕНО:
на заседании ПЦК технического профиля
протокол № __ от _______________ 2017 г.
Председатель:_____________ Очередько О.В.
УТВЕРЖДЕНО:
заместитель директора по УМР
__________________ Бадретдинова В.В.
_____________________ 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА..........................................5
3.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА.....................................9
4.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ............................................. 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 .................................................................................................................14
ПРИЛОЖЕНИЕ 2..................................................................................................................15
ПРИЛОЖЕНИЕ 3..................................................................................................................16
2
ПРИЛОЖЕНИЕ 4..................................................................................................................17
ПРИЛОЖЕНИЕ 5..................................................................................................................18
ПРИЛОЖЕНИЕ 6..................................................................................................................20
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рабочей программой по профессиональному модулю ПМ 01 «Обслуживание и
эксплуатация технологического оборудования» и рабочим учебным планом ГПОУ «ВПТ»
предусмотрено
выполнение
курсового
проекта
после
изучения
теоретической
части
междисциплинарного
курса
МДК.01.01
«Технологическое
оборуд ова ни е
газонефтепроводов и газонефтехранилищ».
Целью
выполнения
студентами
курсовых
проектов
является
многосторонняя
теоретическая и практическая подготовка специалиста к его будущей профессиональной
производственной и исследовательской деятельности. При этом большое значение имеют
3
не только лекционные, практические, лабораторные занятия, производственная практика,
но и углубленная самостоятельная работа студента с научной литературой, приобретение
знаний и опыта.
В
процессе
выполнения
курсового
проекта
студент
приобретает
необходимые
специалисту
навыки:
умение
отбирать
и
критически
оценивать
нужный
материал,
самостоятельно
пользоваться
специальной,
нормативно-справочной
и
методической
литературой,
анализировать
имеющиеся
данные,
сопоставлять
факты,
логически
мыслить, четко, последовательно и грамотно излагать материал, производить расчеты и
делать теоретические, практические выводы.
Выполнение курсовых работ и проектов помогает расширить знания студента,
усилить
понимание
им
существа
изучаемых
проблем,
сформировать
убеждение
в
необходимости
постоянного
творческого,
исследовательского
развития
будущего
специалиста
в
области
сооружения
и
эксплуатации
газонефтепроводов
и
газонефтехранилищ.
Основными
задачами
выполнения
курсовых
работ
и
проектов
студентами,
обучающимися по специальности «Сооружения и эксплуатация газонефтепроводов и
газонефтехранилищ» являются:
1.
систематизация,
закрепление
и
углубление
теоретических
и
практических
знаний;
2.
развитие
умений
и
навыков
работы
с
различными
видами
специальной
литературы;
3.
применение усвоенных знаний при решении конкретных практических задач;
4.
развитие навыков самостоятельной работы.
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Курсовая работа имеет стандартную структуру, т.е. состоит из нескольких
взаимосвязанных частей текста. Этими частями являются:
1.
титульный лист;
2.
задание на курсовой проект (см. Приложение 2);
3.
оглавление;
4.
введение;
5.
основная
часть
работы
(представлена
теоретической
и
одной-двумя
практическими главами, в зависимости от индивидуального задания);
6.
заключение;
7.
список литературы;
8.
приложения (если в них есть необходимость);
9.
рецензия преподавателя (см. Приложение 3).
4
В среднем, объем основного текста курсовой работы составляет 30-35 страниц
(страницы приложений не учитываются).
Курсовая работа может состоять из двух или трех глав в зависимости от целей
конкретного исследования в рамках изучаемой дисциплины. Объем глав курсовой работы
должен быть приблизительно равным между собой.
Титульный лист
Титульный лист считается первой страницей курсовой работы, но номер на нем не
ставится.
Титульный лист должен включать в себя наименование министерства и учебного
заведения, полное название работы и дисциплины, фамилию, имя, отчество автора с
указанием специальности, фамилию, имя, отчество научного руководителя, его должность,
место
и
год
написания
работы,
информацию
о
дате
защиты
и
оценке
работы
(см.
Приложение 1).
Оглавление
Заголовки
оглавления
должны
точно
повторять
заголовки
в
тексте.
Главы,
параграфы, пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами и отделяются точкой.
Каждая глава имеет
два-три параграфа, которые могут подразделяться на пункты и
подпункты. Пример оглавления см. Приложение 4.
Введение
Во введении:
дается общая характеристика рассматриваемой в работе темы;
обосновывается актуальность работы и основные проблемы для выбранной
темы;
формулируются цель и задачи исследования;
необходимо также определить теоретическую и методическую основу курсовой
работы.
Объем введения составляет 1-3 страницы.
Актуальность отвечает на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное
исследование, указывает важность рассматриваемого вопроса в настоящее время.
П о д целью
понимается
конечный
ожидаемый
результат,
достижение
которого
преследуется при выполнении курсовой работы.
5
Задачи
–
это
этапы
работы,
последовательным
выполнением
которых
студент
достигает поставленную цель. Оптимальным считается наличие 3-х задач.
Пример написания введения приведен в Приложении 5.
Основная часть
Основная часть курсовой работы излагается последовательно в соответствии с ее
содержанием. Все параграфы курсовой работы должны быть логически связаны между
собой и в своей совокупности раскрывать ее тему. После каждого параграфа следует
формулировать краткие выводы.
Структура основной части курсовой работы представлена двумя или тремя главами
в зависимости от, цели и концепции исследования. Если курсовая работа содержит две
главы, то условно их можно назвать теоретической и практической. Если планируется три
главы, то одна из них теоретическая, а две другие носят практико-ориентированный
характер
и
могут
условно
быть
названы
аналитической
и
практической
(опытно-
экспериментальной) главами.
Первая глава носит в основном общетеоретический характер и является результатом
работы
студента
над
литературными
источниками,
отражающими
отечественный
и
зарубежный опыт, который отвечает цели и задачам курсовой работы.
Вторая глава имеет аналитический характер. В ней проводится анализ различных
показателей, в том числе технологических, которые рассматриваются в курсовой работе.
Вторая глава может содержать:
1.
Анализ
источников,
необходимых
для
проведения
практической
части
исследования.
2.
Раскрытие конкретных методов решения той или иной проблемы.
3.
Приведение цифрового материала и аналитических таблиц.
4.
Планирование проводимого практического исследования.
Третья глава включает:
1.
Предложения возможных вариантов решений проблемных ситуаций.
2.
Описание мероприятий и организация практических разработок, направленных
на улучшение каких-либо показателей.
3.
Описание
порядка
внедрения
собственных
разработок
и
предложений,
проведение опытно-экспериментальной работы на примере конкретной организации с
оформлением результатов работы.
4.
Анализ
результатов,
полученных
в
ходе
практической
части
работы,
их
интерпретация и выводы.
6
Заключение
В заключении содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел
автор, указывается их практическая значимость и возможность внедрения результатов
работы, дальнейшие перспективы исследования темы. Выводы должны соответствовать
задачам курсовой работы. Студент отвечает на вопрос, что им было предпринято для
д о с т и же н и я
ц е л и
и
к
ка к и м
ф а кт и ч е с к и м
р е зул ьт ат а м
э то
п р и в е л о .
Формулируются рекомендации
по
использованию
результатов
исследования
в
организациях или собственной профессиональной деятельности.
Объем заключения составляет 1-3 страницы.
Пример написания заключения приведен в Приложении 6.
Информационные источники
В курсовых работах список литературы и других источников обычно содержит 15-
30 наименований.
Источники нумеруются и располагаются по алфавиту фамилий авторов, а при их
отсутствии – по названию источника.
Пример описания книги под фамилией одного автора
1.
Рочев,
А.
Н.
Исследование
стационарной
фильтрации
на
экспериментальной
установке: методические указания/ А. Н. Рочев. - Ухта: УГТУ, 2007. – 28 с.
2.
Закиров, С. Н. Разработка газовых, газоконденсатных и нефтегазоконденсатных
месторождений: учебник для вузов/ С. Н. Закиров. - М.: Струна, 1998. – С. 140-
142.
Пример описания книги под фамилией двух-трех авторов
Плякин, А. М. Общая, историческая и региональная (РФ) геология: учебное пособие/ А.
М. Плякин, Л. П. Бакулина. Ухта: УГТУ, 2010. – 288 с.
Пример описания нормативно-правовых актов
ГОСТ 2.111-68 ЕСКД. Нормоконтроль. – М.: ИПК Стандартинформ, 2004. – 18 с.
Пример описания Интернет-ресурсов
Полтерович В.М. Кризис экономической теории // Критика российских реформ
отече ственными
и
зарубежными
экономистами.
–
Р е ж и м
д о с т у п а :
rusref.nmvmp2.htm.
7
3.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Оформление текста
Требования к установке атрибутов текста:
Тип шрифта: Times New Roman, для заголовков допустимо применение шрифта
Arial.
Размер шрифта: 14.
Междустрочный интервал: 1,5 пункта.
Для
акцентирования
внимания
на
определенных
терминах,
важных
моментах,
специфических
особенностях,
содержащихся
в
основном
тексте
работы,
можно
использовать различные начертания шрифтов (полужирный, курсив).
Размер левого поля страницы – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – по 20
мм. Таким образом, одна страница должна содержать примерно 30 строк.
8
Основной текст выравнивается по ширине страницы, заголовки – по центру.
Отступ первой строки абзацев основного текста («красная строка») – 1,25 см
(можно установить на линейке текстового редактора, либо в настройках абзаца).
Нумерация страниц
Номера страниц проставляются внизу страницы посередине арабскими цифрами
без каких-либо других символов.
На первой странице (титульном листе) номер не ставится.
Приложения
должны
иметь
общую
с
основной
частью
документа
сквозную
нумерацию страниц.
Шрифт, используемый для нумерации, должен быть того же типа, что и у основного
текста.
Размер шрифта чисел нумерации должен быть меньше, чем у основного текста
(рекомендуется 12).
Оформление рисунков
Рисунки в тексте нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией (по мере
появления во всем тексте работы). При этом первая цифра указывает на номер главы, а
вторая на порядковый номер рисунка по мере его появления в тексте. Например, рис. 2.4. –
четвертый рисунок второй главы.
На следующей строке после рисунка находится его наименование (подрисуночная
надпись), которое также выравнивается по центру страницы и оформляется курсивом 12
размера. Надпись начинается со слова «Рис.», далее следует номер рисунка без символа
№. Точка в конце подрисуночной надписи не ставится.
Следующий после рисунка текст начинают печатать, пропустив одну пустую строку
после подрисуночной надписи.
Пример:
Схематически конструкция запоминающей пластины приведена на рис. 2.4.
9
Рис. 2.4.
Схематическое изображение конструкции запоминающей многоразовой
пластины
Оформление таблиц
Таблицы в тексте нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией. При этом
первая цифра указывает на номер главы, а вторая на порядковый номер таблицы по мере
ее появления в тексте. Например, Таблица 1.3 – третья таблица первой главы.
Размещение в тексте - сама таблица размещается в тексте после первого
упоминания о ней.
Над правым верхним углом таблицы помещается надпись с номером (например,
Таблица 1.3) без знака № перед номером и точки после него.
Заголовок таблицы располагается по центру страницы на следующей строке после
надписи «Таблица 1». Точка в конце заголовка не ставится, переносы не допускаются.
Следующий
после
таблицы
текст
начинают
печатать,
пропустив
одну
пустую
строку.
Формулы
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку.
Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее
одной свободной строки.
Пояснение
значений
символов
и
числовых
коэффициентов
следует
приводить
непосредственно перед или под формулой в той же последовательности, в которой они
даны.
10
Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы
арабскими цифрами в круглых скобках на той же, что и формула строке в крайнем правом
положении.
Пример:
А
2
К
В
=
2
√
К
,
(1.4)
где А – объем, м
3
;
К
в
–
коэффициент.
Оформление заголовков
Заголовки начинаются с прописной (заглавной) буквы, выравниваются по центру
страницы и выделяются полужирным начертанием.
Заголовки основных структурных элементов курсовой работы, как в основном
тексте,
так
и
в
оглавлении
(ВВЕДЕНИЕ,
НАЗВАНИЯ
ГЛАВ,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ,
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ,
ПРИЛОЖЕНИЯ)
рекомендуется
печатать
полностью прописными буквами.
Переносы слов, курсив и подчеркивание в заголовках не допускаются.
Точка в конце любого заголовка не ставится.
Если заголовок состоит из нескольких предложений, их разделяют точкой.
Каждая глава курсовой работы начинается с новой страницы. Это же правило
относится
к
другим
основным
структурным
частям
работы:
введению,
заключению,
информационным источникам, приложениям.
Расстояние
между
заголовком
главы
и
заголовком
последующего
параграфа
составляет 1 пустую строку.
Расстояние между последней строкой текущего параграфа или пункта и заголовком
последующего составляет 1 пустую строку.
Перед
первой
строкой
текста,
следующего
за
заголовком
параграфа
(пункта,
подпункта), устанавливается интервал в 1 пустую строку.
Отступы между заголовками и текстом
Пример:
11
ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ
2.1. Первый параграф второй главы
Текст первого параграфа второй главы.
2.2. Второй параграф второй главы
................................................... и так
далее .....................................................
4.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ
Подготовленная и оформленная в соответствии с предъявляемыми требованиями
курсовая
работа
помещается
в
папку-скоросшиватель
с
прозрачным
верхом
и
представляется
в
установленные
сроки
руководителю
с
целью
ее
проверки
и
рецензирования (не позднее 3-х дней до установленного срока завершения выполнения
курсовой работы).
Защита
Если курсовая работа не сдается в установленный срок или студент не является на
защиту, это приравнивается к неявке на экзамен. Студенты, не сдавшие без уважительных
причин курсовую работу в срок, считаются имеющими академическую задолженность.
Защита
курсовой
работы
проходит
в
открытой
форме
с
возможностью
ее
посещения
преподавателями
техникума,
куратором
группы,
представителями
администрации.
12
1 пустая строка
1 пустая строка
1 пустая строка
Процедура защиты включает:
1.
Доклад
студента
по
содержанию
курсовой
работы.
Время
доклада
5-7
минут.
Планируется кратко в форме тезисов и включает общую характеристику работы,
состояние
проблемы,
результаты
практической
и
опытно-экспериментальной
работы, выводы и предложения, перспективы исследования. Главная цель доклада:
познакомить слушателей со своей курсовой работой и ответить на вопрос, что было
сделано
самим
студентом
в
каждой
из
частей
исследования
для
достижения
поставленной цели.
2.
Вопросы к студенту по теме курсовой работы со стороны присутствующих и ответы
на них.
3.
Выступление научного руководителя о ходе и качестве выполнения работы.
4.
Выст авление
дифференцированной оценки
( « о тл и ч н о » ,
« х о р о ш о » ,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно») за курсовую работу по итогам ее
защиты.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Воркутинский политехнический техникум»
КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)
По дисциплине МДК.01.01 «Технологическое оборудование
газонефтепроводов и газонефтехранилищ»
Борьба с потерями нефти и нефтепродуктов при
хранении
Выполнил студент гр.__________ __________/________________________/
(подпись) (Ф.И.О.)
13
ОЦЕНКА:___________
Дата:________________
ПРОВЕРИЛ
Научный руководитель _____________/________________________/
(подпись) (Ф.И.О.)
Воркута
2017
Приложение 2
РЕЦЕНЗИЯ
на курсовую работу (проект)
1. Обучающегося__________________________________________________
студента ________ курса ___________ группы
специальность ____________________________________________________
2. По дисциплине (специальности) ___________________________________
_________________________________________________________________
3. Тема курсовой работы (проекта) ___________________________________
__________________________________________________________________
4. Положительные качества курсовой работы (проекта) __________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
14
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Недостатки курсовой работы (проекта), включая стиль и грамотность
написания, соответствие стандарту ___________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Оценка курсовой работы (проекта) _________________________________
«___» __________________20___г.
________________________________
Приложение 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ
КОМИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Воркутинский политехнический техникум»
КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)
По дисциплине ____________________________________________________
__________________________________________________________________
(наименование учебной дисциплины, МДК, ПМ, согласно учебному плану)
ЗАДАНИЕ
Студенту группы__________ ______________/_______________________/
(подпись) (Ф.И.О.)
1. Тема курсовой работы (проекта)___________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Исходные данные ________________________________________________
15
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Содержание пояснительной записки ________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Перечень графического материала __________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Срок законченного проекта ________________________________________
Руководитель _____________/________________________/
(подпись) (Ф.И.О.)
Дата сдачи задания: __________________________
Приложение 4
Пример оглавления курсовой работы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................... 2
ГЛАВА 1. ВИДЫ И ИСТОЧНИКИ ПОТЕРЬ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ,
МЕТОДЫ ИХ СОКРАЩЕНИЯ....................................................................................4
1.1. Классификация потерь...................................................................................... 4
1.2. Методы сокращения потерь..............................................................................8
ГЛАВА 2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОТЕРИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ.....12
2.1. Методы обнаружения утечек на трубопроводах...........................................12
2.2. Неполный слив из резервуаров и емкостей...................................................19
ГЛАВА 3. БОРЬБА С ПОТЕРЯМИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРИ
ХРАНЕНИИ................................................................................................................. 24
16
3.1. Тепловая защита резервуаров.........................................................................24
3.2. Сокращение объема газового пространства..................................................27
3.3. Хранение под избыточным давлением.......................................................... 30
3.4. Установки улавливания паров нефтепродуктов............................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................... 33
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ....................................................................34
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................... 35
Приложение 5
Пример написания введения в курсовой работе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Гидродинамические
исследования
скважин
являются
одним
из
основных
методов
получения
наиболее
достоверной
информации
о
продуктивном пласте. Чем больше информации о пласте и чем точнее эта
информация,
тем
эффективнее
будет
осуществляться
разработка
месторождений нефти и газа.
Цель исследования
Повысить
вероятность
принятия
правильных
решений
по
совершенствованию
разработки
месторождений
газа
за
счет
увеличения
количества
и
повышения
качества
информации
о
пластах
и
скважинах,
получаемой в результате гидродинамических исследований. Оценить влияние
17
изменения
температуры
на
забое
на
результаты
газодинамических
исследований скважин
Основные задачи исследования
Определить
продуктивную
характеристику
низкопродуктивных
объектов исследования и оптимизировать временные затраты на проведение
исследовательских работ;
Проанализировать
процессы,
происходящие
на
забое
газовой
скважины при аномально низких термобарических условиях.
Научная новизна
Выявлено
значительное
влияние
дроссельного
эффекта
на
фильтрационные характеристики при несоблюдении определенных условий
(дебит, депрессия);
Предложен оптимальный порядок проведения газодинамических
исследований в ходе доразведки месторождения.
Практическая ценность работы
Проведенные исследования позволят получить наиболее достоверную
информацию о продуктивной и фильтрационно-емкостной характеристике
коллекторов;
повысить
качество
прогнозирования
технологических
параметров разработки на низкопродуктивных объектах с аномально низкими
термобарическими условиями продуктивной толщи; не допускать падение
температуры на забое скважины.
Объем и структура работы
Работа
состоит
из
введения,
3
глав,
заключения
и
списка
использованной литературы.
В
первой
главе
раскрыта
геолого-промысловая
характеристика
Ивинского
месторождения.
Описаны
низкопродуктивные
объекты
с
аномально низкими термобарическими условиями пласта.
Во
второй
главе
описана
технология
проведения
работ
по
исследованию
скважин,
включающий
комплекс
газодинамических
и
газоконденсатных разработок.
18
В
третьей
главе
описаны
теоретические
основы
термобарических
условий
в
недрах
газовых
ме сторождений,
а
также
у с л о в и я
гидратообразования.
По
результатам
замеров
по строены
и
проанализированы графики отношения температуры на забое и диафрагмы,
отношения
дебита
и
диафрагмы.
Рассмотрена
методика
прогнозирования
температуры
на
забое
скважины.
Произведены
расчеты
распределения
температуры газа при его фильтрации от контура питания к забою скважины.
Проведен анализ распределения температуры по каждому режиму и построен
обобщающий график. Подробно описано построение билогарифмического
графика. Определена критическая температура, ниже которой в совокупности
с аномально низкими пластовыми температурами создается зона глубокого
охлаждения призабойной зоны с ухудшением фильтрационных свойств и
начинается процесс гидратообразования. Предложен оптимальный порядок
проведения
газодинамических
исследований
в
ходе
доразведки
месторождения при испытании низкопродуктивных объектов.
Приложение 6
Пример написания заключения в курсовой работе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенных исследований сделаны следующие выводы:
Получена
информация
о
ф и л ьт р а ц и о н н о - е м ко с т н о й
характеристике
низкопродуктивных
объектов
исследования,
определены
продуктивная и газоконденсатная характеристики;
Оптимизированы
временные
затраты
на
п р о вед е н и е
исследовательских работ;
Определены фильтрационные параметры с целью недопущения
снижения забойной температуры в область отрицательных значений перед
регистрацией КВД;
19
Получена
информация
о
динамике
процесса
разработки,
необходимая для его регулирования;
О б о з н а ч е н ы
у с л о в и я ,
п р и
к о т о р ы х
п р о и с х о д и т
гидратообразование;
Определена
технологическая
эффективность
мероприятий,
направленных
на
интенсификацию
добычи
газа
на объектах с аномально
низкими термобарическими условиями продуктивной толщи.
20