Напоминание

"Особенности формирования игровой деятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)"


Автор: Симонян Наира Мельсиковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Доверие"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности формирования игровой деятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности формирования игровой деятельности у дошкольников с

ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)

И г р а

-

о с о б а я

ф о рма

о с во е н и я

р е бе н ком

о к р у ж а ю щ е й

действительности во всем многообразии норм и отношений между людьми

путем

их

воспроизведения

и

моделирования.

Именно

в

процессе

игры

ребенок

усваивает

ценность,

направленность

и

содержание

социальных

контактов

между

людьми. В

ходе

игры

происходит

формирование

важнейших психических процессов и действий: развиваются восприятие,

образы восприятия и образы-представления, все основные виды мышления,

речь и воображение. В игре дети активно усваивают нормы поведения,

разнообразные правила взаимоотношений между детьми, нормы отношения

детей и взрослых. В ходе игры дети усваивают моральные нормы действенно,

активно,

присваивая

стиль

взаимоотношений

взрослых

людей,

который

складывается

в

процессе

их

личной

жизни

и

профессиональной

деятельности.

Формирование

игровой

деятельности

у

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(умственная

отсталость)

должно

проходить

в

тесной связи с расширением представлений у них о явлениях социальной

жизни. На этом этапе занятия направлены на накопление, обобщение и

закрепление

полученного

социального

и

эмоционального

опыта,

с

нравственными нормами и человеческими чувствами. Процесс ознакомления

детей

с

ОВЗ

(умственная

отсталость)

с

социальными

явлениями

осуществляется

разными

методами:

экскурсии,

наблюдения

з а

взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной

литературы, просмотр видеофильмов и кинофильмов, беседы. В процессе

игры

у

детей

с

нарушениями

интеллекта

формируется

произвольность

психических

процессов:

произвольные

внимание

и

память.

Игровая

ситуация

и

действия

в

ней

активизируют

умственную

деятельность

воспитанников.

В

игре

дети

учатся

действовать

с

предметами-

заместителями, они дают им новое игровое название, учатся адекватно

действовать в воображаемой ситуации.

Обучение игре детей включает три основных направления: обучение

сюжетно-ролевой игре, подвижной и дидактической. Важным условием

развития игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта

является систематическая

работа

по

формированию

навыков

игровой

деятельности и руководство детской игрой в повседневной жизни. Поэтому

занятия с дошкольниками проводятся ежедневно, во второй половине дня.

Прежде чем приступить к обучению, воспитатель выявляет состояние

игровой деятельности каждого ребенка. Изучение состояния самостоятельной

игровой деятельности детей осуществляется в процессе целенаправленного

педагогического наблюдения, которое проводится в специально созданных

условиях в знакомой для ребенка обстановке (в групповом комнате или на

прогулке).

При

обследовании

используется

игровой

материал, который

отбирается в соответствии с возрастом детей и способствует актуализации

их социального опыта. Инструкции к выполнению игровых действии при

обследовании могут предъявляться как вербально, так и невербально (в

зависимости

от

индивидуальных

способностей

ребенка).

В

процессе

наблюдения

отмечаются:

проявление

интереса

к

игровому

материалу,

содержание игровых действий, способы действия с игрушками, наличие

игровых

объединений

детей

(их

количественный

состав,

длительность

существования), наличие ролей, степень их выраженности, эмоциональные

и

речевые

проявления. Для

получения

более

полной

информации

о

состоянии сформированности игровой деятельности детей обследование

рекомендуется проводить многократно. Дополнительно проводятся беседы с

педагогами, работающими с детьми, в которых выясняется, какие игрушки

ребенок любит, как действует с ними, с кем предпочитает играть и т.д.

После того как проведено полное обследование игровой деятельности

каждого воспитанника группы, воспитатель приступает к составлению плана,

в котором формулируются задачи, а также предполагаемые методы работы по

программному разделу «Обучение игре». Помимо планов, воспитатель ведет

учет занятий, посвященных игре, кратко отражает результаты этих занятий,

отмечает трудности, достижения, делает заметки на будущее.

Главная цель работы по данному направлению состоит в том, чтобы в

процессе

обучения

у

ребенка

сформировался

сложный

механизм

игры,

включающий

в

себя

на

высших

ступенях

ее

развития

воображаемую

ситуацию, действия с предметами-заместителями, ролевое поведение. Особое

внимание педагога должно быть направлено на детей с тяжелой умственной

отсталостью. Следует всячески поощрять инициативу этих детей, стремиться

к тому, чтобы они налаживали контакты с остальными участниками игры.

Воспитатель должен ободрять их, замечать малейший успех, обращать на него

внимание товарищей по группе. У детей данной категории снижен интерес к

игре и к игрушкам, сюжеты игр тяготеют к стереотипам,

дети мало общаются

между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают

конфликты.

Большое

значение

в

становлении

игровой

деятельности

занимает

драматизация

знакомых

сказок,

литературных

произведений.

Опора

на

художественные

произведения

позволяет

детям

приобретать

опыт

эмоционально

окрашенного

реагирования

на

ту

или

иную

ситуацию,

обогащая их внутреннюю сферу.

Таким образом, если осуществляется правильное планирование и в

соответствии с ним систематическое проведение игр, то создаются необходи-

мые условия для формирования игровой деятельности у детей с нарушением

интеллекта.



В раздел образования