Напоминание

"Изобразительная деятельность как средство коррекции недостатков развития детей с ОВЗ (умственная отсталость)"


Автор: Минаева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Доверие"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Изобразительная деятельность как средство коррекции недостатков развития детей с ОВЗ (умственная отсталость)"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Изобразительная деятельность как средство коррекции

недостатков развития детей с ОВЗ (умственная отсталость)

Изобразительная деятельность на разных возрастных этапах развития

ребенка является стимулом для формирования личности, психического разви-

тия, средством коррекции отклоняющегося развития, инструментом для диа-

гностического изучения и терапевтического воздействия в целях преодоления

проблем эмоционального характера.

Продуктивные виды деятельности важны для развития детей младшего

школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (умственная

отсталость). Одним из ведущих видов продуктивной деятельности является

изобразительная. Ее статус в общем психическом развитии

ребенка

давно

является

предметом

исследований

в

отечественной зарубежной

науке.

Особое

значение

для

формирования

предпосылок

изобразительной

деятельности у детей определяется тем, что именно в дошкольном возрасте

при активном участии взрослого создаются условия для развития у ребенка

познавательной

активности,

направленной,

прежде

всего

на

изучение

предметов и свойств.

Использование

изобразительных

средств

существенно

повышает

эффективность

коррекционно-развивающей

работы

с

детьми

с

интеллектуальной

недостаточностью

(Л.В.

Занков,

Т.Н.

Головина,

И.А.

Грошенков и др.). Чем резче выражено отклонение в развитии ребенка с

ограниченными

возможностями

здоровья

(умственная

отсталость),

тем

отчетливее

проявляются

присущие

ему

особенности.

Для продвижения

ребенка

в

общем

развитии,

в

усвоении

им

знаний,

умений

и

навыков

необходимо

специально

организованное,

коррекционно-направленное

воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него положитель-

ных возможностей.

В

свою

очередь

изобразительная

деятельность

усиливает

эмоциональное

восприятие

изучаемого

материала

на

занятиях,

делает

полученные в ходе наблюдений представления более полными и яркими, а

также положительно влияет на качество знаний и умений воспитанников.

В

проце ссе

изобразительной

деятельно сти

р а з в и в а ют с я

кинестетические ощущения и мелкая моторика рук, что в свою очередь

способствует

зрительно-двигательной

координации

и,

как

следствие,

формированию графических навыков. В ходе изобразительной деятельности

дети легче устанавливают сходство и различие предметов, взаимосвязь между

целым

и

его

частями. Рисование

способствует

развитию

аналитико-

синтетической функции мышления. Поскольку в специальном образовании

широко используется аналитико-синтетический метод обучения чтению и

письму,

следовательно,

изобразительная

деятельность

оказывает

большое

влияние на процесс обучения и развития в целом.

Как показывают специально проведенные исследования и практика, у

воспитанников

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(умственная

отсталость) навыки изобразительной деятельности формируются долго и с

большим

трудом.

Выявлены

основные

причины

трудностей:

отсутствие

тонких

дифференцировок

при

восприятии величины

(высокий

-

низкий;

узкий

-

широкий),

слабо

развитое

тактильное и зрительное восприятие;

низкая переключаемость, скорость распределения и слабая концентрация

внимания; затруднения в выполнении заданий по речевой инструкции, так

как при их выполнении школьнику необходимо оперировать абстрактными

понятиями,

запомнить

и

удержать

в

памяти

инструкцию

и содержание

задания; частое нарушение последовательности движений в выполнении

заданий, а также пропуски в действиях; синкинезии.

Следовательно,

в

обучении

детей

ограниченными

возможностями

здоровья

(умственная

отсталость)

составной

частью

должна

стать

специально

организованная

коррекционно-педагогическая

работа,

направленная

на

повышение

уровня

восприятия,

внимания

и

мелкой

моторики в разных видах деятельности и во внеурочное время, одним из

средств

реализации

может

стать

изобразительная

деятельность,

включающая различные техники.



В раздел образования