Автор: Минаева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Доверие"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Изобразительная деятельность как средство коррекции недостатков развития детей с ОВЗ (умственная отсталость)"
Раздел: среднее профессиональное
Изобразительная деятельность как средство коррекции
недостатков развития детей с ОВЗ (умственная отсталость)
Изобразительная деятельность на разных возрастных этапах развития
ребенка является стимулом для формирования личности, психического разви-
тия, средством коррекции отклоняющегося развития, инструментом для диа-
гностического изучения и терапевтического воздействия в целях преодоления
проблем эмоционального характера.
Продуктивные виды деятельности важны для развития детей младшего
школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (умственная
отсталость). Одним из ведущих видов продуктивной деятельности является
изобразительная. Ее статус в общем психическом развитии
ребенка
давно
является
предметом
исследований
в
отечественной зарубежной
науке.
Особое
значение
для
формирования
предпосылок
изобразительной
деятельности у детей определяется тем, что именно в дошкольном возрасте
при активном участии взрослого создаются условия для развития у ребенка
познавательной
активности,
направленной,
прежде
всего
на
изучение
предметов и свойств.
Использование
изобразительных
средств
существенно
повышает
эффективность
коррекционно-развивающей
работы
с
детьми
с
интеллектуальной
недостаточностью
(Л.В.
Занков,
Т.Н.
Головина,
И.А.
Грошенков и др.). Чем резче выражено отклонение в развитии ребенка с
ограниченными
возможностями
здоровья
(умственная
отсталость),
тем
отчетливее
проявляются
присущие
ему
особенности.
Для продвижения
ребенка
в
общем
развитии,
в
усвоении
им
знаний,
умений
и
навыков
необходимо
специально
организованное,
коррекционно-направленное
воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него положитель-
ных возможностей.
В
свою
очередь
изобразительная
деятельность
усиливает
эмоциональное
восприятие
изучаемого
материала
на
занятиях,
делает
полученные в ходе наблюдений представления более полными и яркими, а
также положительно влияет на качество знаний и умений воспитанников.
В
проце ссе
изобразительной
деятельно сти
р а з в и в а ют с я
кинестетические ощущения и мелкая моторика рук, что в свою очередь
способствует
зрительно-двигательной
координации
и,
как
следствие,
формированию графических навыков. В ходе изобразительной деятельности
дети легче устанавливают сходство и различие предметов, взаимосвязь между
целым
и
его
частями. Рисование
способствует
развитию
аналитико-
синтетической функции мышления. Поскольку в специальном образовании
широко используется аналитико-синтетический метод обучения чтению и
письму,
следовательно,
изобразительная
деятельность
оказывает
большое
влияние на процесс обучения и развития в целом.
Как показывают специально проведенные исследования и практика, у
воспитанников
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(умственная
отсталость) навыки изобразительной деятельности формируются долго и с
большим
трудом.
Выявлены
основные
причины
трудностей:
отсутствие
тонких
дифференцировок
при
восприятии величины
(высокий
-
низкий;
узкий
-
широкий),
слабо
развитое
тактильное и зрительное восприятие;
низкая переключаемость, скорость распределения и слабая концентрация
внимания; затруднения в выполнении заданий по речевой инструкции, так
как при их выполнении школьнику необходимо оперировать абстрактными
понятиями,
запомнить
и
удержать
в
памяти
инструкцию
и содержание
задания; частое нарушение последовательности движений в выполнении
заданий, а также пропуски в действиях; синкинезии.
Следовательно,
в
обучении
детей
ограниченными
возможностями
здоровья
(умственная
отсталость)
составной
частью
должна
стать
специально
организованная
коррекционно-педагогическая
работа,
направленная
на
повышение
уровня
восприятия,
внимания
и
мелкой
моторики в разных видах деятельности и во внеурочное время, одним из
средств
реализации
может
стать
изобразительная
деятельность,
включающая различные техники.