Напоминание

Проект по обществознанию "Закон суров, но это закон"


Автор: Лукьянова Ирина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14
Населённый пункт: город-курорт Кисловодск, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект по обществознанию "Закон суров, но это закон"
Раздел: полное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.-К. КИСЛОВОДСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

Лукьянова И.В.

учитель истории и обществознания

Тема: DURA LEX

Задачи проекта:

раскрыть непростую тему взаимодействия между теми, кто законы

принимает и теми, для кого они принимаются;

почему законодатели иногда принимают законы, которые изначально не

работают или работают плохо;

действие и бездействие закона на конкретных примерах;

почему принимаемые законы порой не облегчают, а усложняют жизнь

людям.

Методы работы над проектом:

исследование

изучение

мониторинг

интеграция

Продолжительность проектной деятельности: четыре месяца; может быть

продолжена работа.

План проекта

1.

Неверие в силу закона.

2.

Законодательство – это дом.

3.

Сущность естественного права.

4.

Врожденное «чувство права».

5.

Правовая культура общества.

6.

Двойной подход к праву.

7.

Гуманизация закона.

8.

Заключение.

Закон суров, но это закон!

Сегодня иногда говорят, что изучать в школе нужно только то, что

практически пригодится в жизни: конкретные правовые нормы, или права

потребителей, или порядок получения наследства. Я считаю это

неправильная позиция. Пренебрежение к праву является следствием неверия

в силу закона.

Но, почему? Попытаемся разобраться, что и кого защищает наш закон?

Фильм

В современной России вот уже 20 лет никто не пересматривает

законодательство. А законодательство – это тоже своего рода дом, который

нужно прибирать, ухаживать, вычищать, проводить регулярно ревизию.

Вместо этого, в РФ количество законов только увеличивается. Но, насколько

актуальны и важны данные законы? Вот некоторые из них:

как собирать грибы

закон о пчелах

закон о лекарственных травах

закон о кассовых аппаратах в лотках

защита чувств верующих

закон о форме грабель и когда выдергивать лекарственные растения

когда и как огородить муравейник и т.д.

Потом эти законы отменяют или к ним пишут комментарии, да так, что

зачастую сами юристы не могут разобраться. Многих формулировок не

хватает, а значит, закон разрешает. На «нет» и суда нет.

Россия пытается обрести общенациональную идею, которая сплотила бы

общество, его граждан. Отношение к праву, государству, власти является

одним из существенных элементов этой идеи.

В основе российской правовой традиции лежат идеи естественного

права, неразрывно связанные с философией морали. Ей чуждо понимание

права, свойственное позитивизму.

В самом общем виде естественное право – это вечное неотъемлемое право

личности, имеющее нравственную природу и характер абсолютной ценности.

Для того, чтобы сознание человека могло признать право и принять его как

духовную ценность, право должно быть обоснованно. Далеко не все готовы

признать право руководством к жизни и деятельности отчасти потому, что не

поняли или не почувствовали его необходимость и высший смысл.

Фильм

По мнению русского философа и правоведа И.А. Ильина, понять роль и

сущность права невозможно, не имея представлений о верховном благе. В

самом общем понимании верховное благо – это возможно более широкое и

бескорыстное осуществление в жизни человека идеи добра и справедливости.

Работая над данной темой, я натолкнулась на интересный вопрос: существует

ли врожденное «чувство права»?

Фильм, интервью

Можно сделать вывод, что в России действительно существует

«врожденное «чувство права»». Мы, современные люди, тоже замечаем за

собой особое стремление к правде, справедливости, ощущаем недостаток

доброты, уважения, человеколюбия, душевной чистоты. И это не случайно.

Вспомним Древнюю Русь, где формой правления являлась военная

демократия. Это обостренное восприятие справедливости, честности,

доброты и заботы о близких и даже чужих.

Именно философское понимание права спасает от уныния – неизбежного,

если основываться лишь на исторических формах права и фактах их

нарушения. История человечества действительно знает много злодейств,

преступлений, низких деяний. Философия естественного права, соединяя

право, мораль, нравственное чувство, идеи добра и справедливости,

возвращает праву его гуманистический смысл.

Время не стоит на месте, и сегодня необходимость восстановить

нарушенную преемственность ощущается очень остро.

Фильм

Сегодня, в современном мире можно привести много примеров, мягко

говоря, нарушения права: Украина, Сербия, Черногория, Ирак, Сирия, Египет

и т.д.

Фильм Кандагар

Весь мир погряз в гонке за деньгами, властью, используя при этом все

средства. Мировое сообщество использует практику двойных стандартов,

обманывая тем самым идеи естественного права.

С уверенностью можно сказать, что мы обманываем, таким образом, самих

себя. Вот оно, то самое уныние, в котором пребываем мы все…

Фильм

Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство, является

неотъемлемым элементом культуры. Оно способствует приобщению

человека к культуре, ее совершенствованию и расцвету.

Правовая культура общества – это система овеществленных и идеальных

элементов, относящихся к сфере действия права. Фундаментом, на котором

стоит правовая культура, является нравственная и политическая культура.

Эти три вида культуры самым непосредственным образом поддерживают,

усиливают друг друга.

Как и все действительно ценное, правовая культура создается постепенно.

Раньше всего закладывается фундамент – элементы нравственной культуры:

совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без

них правовая культура невозможна. Развиваясь, взрослея, человек познает

законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства, получает первые

сведения о политике.

Представления о том, «что такое – хорошо и что такое - плохо», помогают

получить первые, самые простые знания в области права: какие действия

закон запрещает, как карают нарушителей, за что прощают или проявляют

снисхождение. Лишь затем появляется интерес к различным отраслям права,

к его принципам и аксиомам, к отдельным эпизодам из истории правовых

систем.

Без правовых знаний человек беспомощен. В правовых коллизиях без них

не разобраться. Но одних знаний и даже умений ими пользоваться для

покорения вершин правовой культуры явно недостаточно. Всем известно, что

закоренелые преступники нередко знают закон и конкретные нормы права

намного лучше, чем законопослушные граждане. Мастер афоризма Г.

Лихтенберг утверждал: «чтобы поступить справедливо, нужно знать

немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно

основательно изучить право». Другими словами, е6сли не воспитаны

положительные чувства, позитивные отношения, юридические знания и

умения сами по себе остаются нейтральными, не оказывают существенного

влияния на формирование правовой культуры. Человек с возмущением

видит, что беспорядок берет верх над порядком, он презирает преступников,

ему не безразлично, что своеволие празднует победу над законом. В

конечном счете у него формируется чувство законности, но не такое, как у

полицейской ищейки Жавера из «Отверженных» В. Гюго или Порфирия

Петровича из «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского, а сопряженное

с чувствами доброты, милосердия, сострадания. Уже этот уровень развития

правовой культуры достоин уважения.

Серьезный недостаток нынешнего состояния правовой культуры – плохое

знание законов. О том, что нельзя грабить и убивать, знают все. Но что

касается, скажем, избиений «за дело» или «под горячую руку», то найдется

немало людей, готовых оспорить тот непреложный факт, что

рукоприкладство находится под прямым запретом норм административного

и уголовного права. Многие искренне удивляются, узнав, что применение в

воспитательных целях физических наказаний в отношении детей является

преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, что циничная

грубость в общественном месте карается законом.

Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат,

потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе либо готовы

использовать законы только в корыстных личных целях. И в том и другом

случае говорить об уважении к праву не приходится.

Мне хотелось бы вернуться к началу моей работы.

Для кого и для чего пишутся законы?

Я выявила одну проблему, надеюсь, ее заметили и вы: право государственное

и представление о праве простыми людьми резко разнятся!

Причина этому кроется в бюрократизме законов и их издающих.

Особенно опасен двойной подход к праву. Следуя этому подходу, людей

делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан.

Яркое проявление правовой антикультуры – неуважительное отношение к

правоохранительным органам, их сотрудникам. Правовая антикультура

взрослых базируется на правовой безграмотности, правовом нигилизме и

правовом цинизме.

Еще одна проблема: гуманизация закона. Гуманизация началась у нас не с

жертв, а с преступников. У криминала больше средств, сил, влияния. Они

борятся за то, чтобы воровать, убивать, обманывать, при этом не работать, не

отвечать за содеянное. Закон часто на стороне преступника. Почему? Да

потому, что у нас стыдно быть жертвой. Преступникам сочувствуют,

психологи ищут виновных в их судьбе.

А мне хочется задать вопрос правозащитникам: чего стоит объективный

закон, его цена?

Основной путь к правовой культуре лежит через самовоспитание,

которое позволяет сохранить и развить в себе добрые качества даже в самых

неблагоприятных социальных условиях. Юстиция – это справедливость! Из

истории известно: законы пишутся кровью, но цивилизованное государство

обязано заменить ее на мозги! DURA LEX, SED LEX. (Закон суров, но это

закон).



В раздел образования