Автор: Лукьянова Ирина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14
Населённый пункт: город-курорт Кисловодск, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект по обществознанию "Закон суров, но это закон"
Раздел: полное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.-К. КИСЛОВОДСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
Лукьянова И.В.
учитель истории и обществознания
Тема: DURA LEX
Задачи проекта:
раскрыть непростую тему взаимодействия между теми, кто законы
принимает и теми, для кого они принимаются;
почему законодатели иногда принимают законы, которые изначально не
работают или работают плохо;
действие и бездействие закона на конкретных примерах;
почему принимаемые законы порой не облегчают, а усложняют жизнь
людям.
Методы работы над проектом:
исследование
изучение
мониторинг
интеграция
Продолжительность проектной деятельности: четыре месяца; может быть
продолжена работа.
План проекта
1.
Неверие в силу закона.
2.
Законодательство – это дом.
3.
Сущность естественного права.
4.
Врожденное «чувство права».
5.
Правовая культура общества.
6.
Двойной подход к праву.
7.
Гуманизация закона.
8.
Заключение.
Закон суров, но это закон!
Сегодня иногда говорят, что изучать в школе нужно только то, что
практически пригодится в жизни: конкретные правовые нормы, или права
потребителей, или порядок получения наследства. Я считаю это
неправильная позиция. Пренебрежение к праву является следствием неверия
в силу закона.
Но, почему? Попытаемся разобраться, что и кого защищает наш закон?
Фильм
В современной России вот уже 20 лет никто не пересматривает
законодательство. А законодательство – это тоже своего рода дом, который
нужно прибирать, ухаживать, вычищать, проводить регулярно ревизию.
Вместо этого, в РФ количество законов только увеличивается. Но, насколько
актуальны и важны данные законы? Вот некоторые из них:
как собирать грибы
закон о пчелах
закон о лекарственных травах
закон о кассовых аппаратах в лотках
защита чувств верующих
закон о форме грабель и когда выдергивать лекарственные растения
когда и как огородить муравейник и т.д.
Потом эти законы отменяют или к ним пишут комментарии, да так, что
зачастую сами юристы не могут разобраться. Многих формулировок не
хватает, а значит, закон разрешает. На «нет» и суда нет.
Россия пытается обрести общенациональную идею, которая сплотила бы
общество, его граждан. Отношение к праву, государству, власти является
одним из существенных элементов этой идеи.
В основе российской правовой традиции лежат идеи естественного
права, неразрывно связанные с философией морали. Ей чуждо понимание
права, свойственное позитивизму.
В самом общем виде естественное право – это вечное неотъемлемое право
личности, имеющее нравственную природу и характер абсолютной ценности.
Для того, чтобы сознание человека могло признать право и принять его как
духовную ценность, право должно быть обоснованно. Далеко не все готовы
признать право руководством к жизни и деятельности отчасти потому, что не
поняли или не почувствовали его необходимость и высший смысл.
Фильм
По мнению русского философа и правоведа И.А. Ильина, понять роль и
сущность права невозможно, не имея представлений о верховном благе. В
самом общем понимании верховное благо – это возможно более широкое и
бескорыстное осуществление в жизни человека идеи добра и справедливости.
Работая над данной темой, я натолкнулась на интересный вопрос: существует
ли врожденное «чувство права»?
Фильм, интервью
Можно сделать вывод, что в России действительно существует
«врожденное «чувство права»». Мы, современные люди, тоже замечаем за
собой особое стремление к правде, справедливости, ощущаем недостаток
доброты, уважения, человеколюбия, душевной чистоты. И это не случайно.
Вспомним Древнюю Русь, где формой правления являлась военная
демократия. Это обостренное восприятие справедливости, честности,
доброты и заботы о близких и даже чужих.
Именно философское понимание права спасает от уныния – неизбежного,
если основываться лишь на исторических формах права и фактах их
нарушения. История человечества действительно знает много злодейств,
преступлений, низких деяний. Философия естественного права, соединяя
право, мораль, нравственное чувство, идеи добра и справедливости,
возвращает праву его гуманистический смысл.
Время не стоит на месте, и сегодня необходимость восстановить
нарушенную преемственность ощущается очень остро.
Фильм
Сегодня, в современном мире можно привести много примеров, мягко
говоря, нарушения права: Украина, Сербия, Черногория, Ирак, Сирия, Египет
и т.д.
Фильм Кандагар
Весь мир погряз в гонке за деньгами, властью, используя при этом все
средства. Мировое сообщество использует практику двойных стандартов,
обманывая тем самым идеи естественного права.
С уверенностью можно сказать, что мы обманываем, таким образом, самих
себя. Вот оно, то самое уныние, в котором пребываем мы все…
Фильм
Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство, является
неотъемлемым элементом культуры. Оно способствует приобщению
человека к культуре, ее совершенствованию и расцвету.
Правовая культура общества – это система овеществленных и идеальных
элементов, относящихся к сфере действия права. Фундаментом, на котором
стоит правовая культура, является нравственная и политическая культура.
Эти три вида культуры самым непосредственным образом поддерживают,
усиливают друг друга.
Как и все действительно ценное, правовая культура создается постепенно.
Раньше всего закладывается фундамент – элементы нравственной культуры:
совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без
них правовая культура невозможна. Развиваясь, взрослея, человек познает
законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства, получает первые
сведения о политике.
Представления о том, «что такое – хорошо и что такое - плохо», помогают
получить первые, самые простые знания в области права: какие действия
закон запрещает, как карают нарушителей, за что прощают или проявляют
снисхождение. Лишь затем появляется интерес к различным отраслям права,
к его принципам и аксиомам, к отдельным эпизодам из истории правовых
систем.
Без правовых знаний человек беспомощен. В правовых коллизиях без них
не разобраться. Но одних знаний и даже умений ими пользоваться для
покорения вершин правовой культуры явно недостаточно. Всем известно, что
закоренелые преступники нередко знают закон и конкретные нормы права
намного лучше, чем законопослушные граждане. Мастер афоризма Г.
Лихтенберг утверждал: «чтобы поступить справедливо, нужно знать
немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно
основательно изучить право». Другими словами, е6сли не воспитаны
положительные чувства, позитивные отношения, юридические знания и
умения сами по себе остаются нейтральными, не оказывают существенного
влияния на формирование правовой культуры. Человек с возмущением
видит, что беспорядок берет верх над порядком, он презирает преступников,
ему не безразлично, что своеволие празднует победу над законом. В
конечном счете у него формируется чувство законности, но не такое, как у
полицейской ищейки Жавера из «Отверженных» В. Гюго или Порфирия
Петровича из «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского, а сопряженное
с чувствами доброты, милосердия, сострадания. Уже этот уровень развития
правовой культуры достоин уважения.
Серьезный недостаток нынешнего состояния правовой культуры – плохое
знание законов. О том, что нельзя грабить и убивать, знают все. Но что
касается, скажем, избиений «за дело» или «под горячую руку», то найдется
немало людей, готовых оспорить тот непреложный факт, что
рукоприкладство находится под прямым запретом норм административного
и уголовного права. Многие искренне удивляются, узнав, что применение в
воспитательных целях физических наказаний в отношении детей является
преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, что циничная
грубость в общественном месте карается законом.
Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат,
потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе либо готовы
использовать законы только в корыстных личных целях. И в том и другом
случае говорить об уважении к праву не приходится.
Мне хотелось бы вернуться к началу моей работы.
Для кого и для чего пишутся законы?
Я выявила одну проблему, надеюсь, ее заметили и вы: право государственное
и представление о праве простыми людьми резко разнятся!
Причина этому кроется в бюрократизме законов и их издающих.
Особенно опасен двойной подход к праву. Следуя этому подходу, людей
делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан.
Яркое проявление правовой антикультуры – неуважительное отношение к
правоохранительным органам, их сотрудникам. Правовая антикультура
взрослых базируется на правовой безграмотности, правовом нигилизме и
правовом цинизме.
Еще одна проблема: гуманизация закона. Гуманизация началась у нас не с
жертв, а с преступников. У криминала больше средств, сил, влияния. Они
борятся за то, чтобы воровать, убивать, обманывать, при этом не работать, не
отвечать за содеянное. Закон часто на стороне преступника. Почему? Да
потому, что у нас стыдно быть жертвой. Преступникам сочувствуют,
психологи ищут виновных в их судьбе.
А мне хочется задать вопрос правозащитникам: чего стоит объективный
закон, его цена?
Основной путь к правовой культуре лежит через самовоспитание,
которое позволяет сохранить и развить в себе добрые качества даже в самых
неблагоприятных социальных условиях. Юстиция – это справедливость! Из
истории известно: законы пишутся кровью, но цивилизованное государство
обязано заменить ее на мозги! DURA LEX, SED LEX. (Закон суров, но это
закон).