Автор: Акимова Нататья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: город Сосновый Бор, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование основ здорового образа жизни"
Раздел: дошкольное образование
Формированию основ здорового образа жизни
Организация профилактической работы в ДОУ по формированию основ здорового
образа жизни, развитию способности адекватно реагировать в случае опасной для жизни и
здоровья ситуации, обучению способам самосохранения и выживания в экстремальных
ситуациях является жизненной необходимостью. Поэтому я темой своей работы с детьми
среднего возраста выбрала «Опасно-безопасно».
Рассмотрим воспитательную работу по следующим выбранным областям:
Направление «Мы растём здоровыми» преследует цель: формирование представ-
лений о здоровом образе жизни. Были проведены беседы: «Здоровье и болезнь», «О
роли лекарств» и т.д., рассказывала детям как движутся части тела, как мы дышим и
др.Сюжетно-ролевые игры помогали детям закреплять полученные знания. Подвижные
игры способствовали развитию ловкости, быстроты, координации движений, которые так
необходимы человеку для укрепления здоровья и безопасной жизнедеятельности.
Оформление альбома: «Завтрак, обед, полдник, ужин» прививают детям желание
правильно питаться. Дети сами привлекают внимание родителей к данной теме, например:
при покупке полезных продуктов в магазине. Такие разнообразные формы работы
позволяют нам достичь поставленных целей в области здоровьесбережения.
Направление «Правила безопасного поведения в быту» также включает различные
формы организованной деятельности по формированию навыков безопасного поведения:
рассказы, беседы, игры и пр. В результате, дети знакомятся с предметами быта, которые
являются источниками потенциальной опасности, они делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты,
печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить детей правильно
обращаться (ножницы);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая
химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие
инструменты).
Дети усваивают, что предметами первой группы могут пользоваться только взрос-
лые. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать
спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Мы
оформили также альбомы: «Опасные предметы» и «Наш дом». В совместной
деятельности с детьми моделировали различные ситуации, которые могут возникнуть в
доме при несоблюдении правил техники безопасности. Провели досуг: «Я и моя семья» ,
на котором подвели итог нашей работы.
«Дорожная азбука» знакомит детей с правилами поведения на улицах города.
Здесь я рассказывала о правилах дорожного движения; объясняла, для чего предназ-
начены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на
улицах города; беседовали с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких
машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для
иллюстрации использовала рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты.
Предлагала детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного и
неправильного поведения на улице. Учились различать дорожные знаки для водителей и
пешеходов. Разыгрывали дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами,
автомобилями, пешеходами. Беседовали о правилах поведения в транспорте. Вся
организованная нами деятельность была направлена на достижение поставленных целей.
Область по изучению безопасного поведения в криминогенных ситуациях
является очень важной для дошкольника. Дети должны усвоить все правила и бес-
прекословно их выполнять, так как от этого зависит их здоровье и жизнь. Ребенок должен
понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Мы беседовали
об опасности контактов с незнакомыми людьми. Защитное поведение отрабатывали в
ходе специальных тренингов. Разъясняла также детям, что опасности могут подстеречь их
не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без роди-телей
или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим и т.д.Мы моделировали различные
ситуации: чужой человек звонит по телефону и т.д. Темы изобразительной деятельности
( по сказкам), оформление альбомов способствуют осознанию важности выполнения
правил безопасности в криминогенных ситуациях.
Направление «Правила безопасного поведения на природе» знакомит детей с
проблемами загрязнения окружающей среды. Старалась разъяснить детям как ухудшение
экологических условий сказывается на человеке и живой природе. Объясняла, что
выполнение привычных требований взрослых (пить кипяченую воду, мыть фрукты и
овощи, мыть руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти
жизнь. Беседовали, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными.
Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на
руки. Рассказывала детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах ,
и которые нужно знать каждому, а также о ядовитых грибах. Для ознакомления с этими
растениями и грибами использовала картинки, наглядные материалы. Напоминала
детям, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все
подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки,
например, кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.
Беседовали о правилах поведения у водоёмов. При организованной совместной
деятельности применялись подвижные игры, игры-фантазии и др.
Все применяемые методы и приёмы работы ( беседы; решение проблемных ситуаций;
постановка проблемных вопросов; дидактические, сюжетно-ролевые и др. игры; чтение
художественной литературы и драматизация отдельных фрагментов произведений;
отгадывание и сочинение загадок; работа с пословицами и поговорками; рассматривание
фотографий, иллюстраций и др.) были направлены на достижение цели работы по
формированию основ здорового образа жизни. В результате проведённой работы детьми
были хорошо освоены все правила безопасного поведения.