Развитие речи младших школьников на уроках как один из факторов формирования коммуникативной компетенции
Автор: Евстратенко Елена Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 39 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: статья Тема: Развитие речи младших школьников на уроках как один из факторов формирования коммуникативной компетенции Раздел: начальное образование
Развитие речи младших школьников на уроках как один из факторов
формирования коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенция это:
овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
способность учащихся решать языковыми средствами те или иные
коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
совокупность ЗУН в области вербальных и невербальных средств для
адекватного восприятия и отражения действительности в различных
ситуациях общения.
Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой,
поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций.
Компетентность и грамотность в общении сегодня является одним из факторов
успеха в любой сфере жизнедеятельности. Чтобы быть успешным, необходимо
быть коммуникативно-активным, социально компетентным, способным
эффективно взаимодействовать и управлять процессом общения.
Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя становится воспитание
разносторонне развитой, образованной и коммуникативно-компетентной
личности.
Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих:
Коммуникативная способность – природная одаренность человека к
общению.
Коммуникативное знание – знание о том, что такое общение.
Коммуникативные умения, которые позволяют взаимодействовать с другими
людьми при различных видах деятельности.
Активная
коммуникативная
деятельность
младших
школьников
предполагает
процесс побуждения учащихся к целенаправленному общению, которое является
неотъемлемой частью любого урока. Поэтому формирование коммуникативных
умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Коммуникативное развитие идет по разным линиям:
Количественное
накопление
–
увеличение
словарного
запаса,
объема
высказывания;
Качественные
изменения
–
произношение,
развитие
связной
речи
понимание обращенной речи.
Основным критерием успешности формирования коммуникативной личности
является умение понимать, ставить и решать различные по характеру
коммуникативные задачи, т.е. умение правильно использовать свою
речемыслительную деятельность в общении с другими людьми.
Увеличение потока информации требует внимания к развитию языковой
компетентности младших школьников.
Языковая компетенция – это процесс и результат познавательной деятельности,
направленный на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление
ученика, как личности.
Особая роль в речевой деятельности, формировании коммуникативных навыков
принадлежит начальной школе, т.к. именно в младшем школьном возрасте
развивается речь, мышление, творческие способности.
Учитель начальной школы решает следующие задачи:
Воспитание звуковой культуры речи – формирование правильного
звукопроизношения, четкое произношение слов, фраз, развитие
фонематического слуха, работа над выразительностью речи;
Уточнение словарного запаса, которое тесно связано с формированием
грамматического навыка правильной речи. Чем богаче словарь человека, тем
шире у него возможность выбора более точного и выразительного
оформления мысли. Эта работа складывается их 4 направлений:
1) Обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов, новых значений слов;
2) Уточнение словаря, т. е. углубление понимания уже известных слов, выяснение
их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ
многозначности, иносказательных значений;
3) Активизация словаря, т. е. включение как можно более широкого круга слов в
речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости
слов с другими словами, уместность их употребления
4) Устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими
школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
Совершенствование речевого общения, коммуникативной компетенции,
которое происходит через развитие внимания к звуковой стороне слышимой
речи; учебное общение в паре, группе; формулирование точного ответа.
Работа по развитию речи на уроках в начальных классах является одним из
способов формирования коммуникативной компетенции.
Результатом формирования коммуникативной компетенции должны стать
следующие умения:
1.
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной
форме;
2.
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и
видит, а что нет;
3.
задавать вопросы;
4.
использовать речь для регуляции своего действия;
5.
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
6.
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи;
7.
уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
8.
достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию,
необходимую партнеру;
9.
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Данные умения могут быть сформированы в процессе систематической
работы по развитию речи учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
Использование возможностей урока для формирования коммуникативной
компетенции в большей степени решается на уроках русского языка,
литературного чтения и развития речи.
Всем известны главные требования к речи: содержательность, логичность,
ясность, точность.
Виды работ по развитию речи учащихся начальной школы
Работа над предложением:
1.
вопрос учителя – полный ответ учащегося (простое распространенное
предложение, сложное, сложноподчиненное предложение);
2.
постановка учащимися вопросов к предложению;
3.
распространение предложений по вопросам и без вопросов («Птицы
вернулись.» Какие птицы? «Перелетные птицы вернулись.» Откуда?
«Перелетные птицы вернулись из теплых стран» Куда? «Перелетные птицы
вернулись из теплых стран в свои родные гнезда»
4.
составление предложений на ту или иную тему, по картинкам, по
прочитанному тексту, по наблюдениям за природой или погодой;
5.
составление словосочетаний разного типа и их включение в предложения;
6.
соединение 2-3-х простых предложений в одно сложное или простое с
однородными членами (Был морозный день. Дети катались на санках. – В
морозный день дети катались на санках .Или :С полей уже убрали рожь и
пшеницу. Овес и ячмень тоже убрали. – С полей уже убрали рожь,
пшеницу, овес и ячмень.).
7.
переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой
одних грамматических форм на другие (существительных местоимениями:
дети – ребята - они; глаголов прошедшего времени глаголами настоящего
времени; глаголы 1-го лица глаголами 3-го лица).
8.
Составление предложения по схеме;
9.
восстановление деформированного предложения.
Работа с текстом:
Деление сплошного текста на отдельные предложения. Это упражнение помогает
учащимся находить границы предложения и в собственной речи.
Деление сплошного текста на абзацы. Упражнение направлено на развитие и
совершенствование умения устанавливать логическую связь между частями
рассказа, выраженную с помощью лексических средств (вдруг, однажды, с тех
пор и др.) и оформлять графически путём правильного деления на абзацы.
Деление сплошного текста на абзацы является подготовительной работой к
обучению детей составлению плана рассказа.
Составление связного текста из данных абзацев. Это одно из тренировочных
упражнений при подготовке к написанию изложения. Цель этой работы –
приучить учащихся глубже осознавать содержание рассказа и связь между
частями, а в дальнейшем укрепить навык последовательного изложения текста.
Составление связного текста из данных предложений. Составляя рассказ из
отдельных предложений, ученики усваивают важнейшие требования к связной
речи – последовательное изложение мыслей. Дети получают понятие о
необходимости последовательности при передаче содержания и приучаются к
соблюдению этой последовательности.
Составление связного текста из деформированных предложений. Это
усложненный вариант составления связного рассказа из данных предложений.
Основная цель этих упражнений – усвоение учащимися порядка слов в простом
предложении, а предложений в тексте. Упражнения рассчитаны на выработку у
детей навыка строить предложение таким образом, чтобы каждое выражало мысль
ясно и просто.
Свободные диктанты. Они являются подготовительным этапом к изложению.
Свободные диктанты способствуют совершенствованию речевых навыков
учащихся, развивают умение выделять главное в содержании, расширяют объём
внимания. Упражнения этого типа способствуют формированию навыка
запоминания диктуемого; у учеников вырабатывается внимательность,
сообразительность, развивается логическая память.
Рассказ с элементами описания. Сущность описания состоит в более или менее
развёрнутом указании признаков предметов и явлений, обычно признаков
существенных. Описание может быть художественным, деловым, научным.
Описывать можно не только предметы, но и явления, трудовые процессы. В
описании обычно много эпитетов и сравнений.
Выборочное выписывание из текста по заданию. Это работа над отдельной
темой. Предполагается запись не всего текста, а только отдельных слов,
словосочетаний или предложений в соответствии с заданием. Выбор из рассказа
материала, отвечающего содержанию вопроса, дисциплинирует мышление
учащихся. Задание исключает возможность механической записи, требует от
учащихся повышенного внимания, сосредоточенности при выполнении работы,
способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.
Письменные ответы на вопросы. Цель этих упражнений – научить детей
правильно строить предложения для точной и ясной передачи содержания текста.
При этом работа каждого учащегося показывает уровень развития его речи.
Замена в тексте лица рассказчика. Это упражнение ещё не может быть названо
творческой работой, т. к. перестройка носит грамматический характер. Однако
замена 1-го лица приводит к необходимости некоторых изменений в тексте. Чтобы
успешно справиться с этим упражнением, ученик должен войти в роль персонажа,
определить его возраст, понять характер, взглянуть на события его глазами.
Составление текста по опорным словам (словосочетаниям), составление
рассказа по данному началу или по его концу. Это один из видов творческой
работы. Предложения составляются с целью активизации слов и оборотов речи, с
целью накопления своего рода речевых «заготовок», деталей для предстоящего
рассказа или сочинения.
Активизация и обогащение словаря.
1.Выбери подходящее по смыслу слово:
По широкой реке едва (тащиться, плыть,
нестись, двигаться) длинные плоты.
2. Дополни предложение, вставляя вместо пропуска,
подходящее по смыслу слово:
Древние египтяне __________ огромные пирамиды.
На берегу пруда недавно ________ лодочную станцию.
Из палатки и вёсел туристы быстро ________ носилки.
Слова для справок: построить, соорудить, воздвигнуть.
3. Запишите имена прилагательные с подходящими по смыслу именами
существительными:
Глинистый – глиняный (берег, горшок)
Высокий – высотный (дом, человек)
Грозный – грозовой (взгляд, ветер)
4. Составьте словосочетание:
Дружеский, дружный (класс)
Жестокий, жесткий (человек)
Гуманная, гуманитарная (помощь)
5. В первом столбике записаны синонимы, называющие действия. Расставь их в
порядке усиления действия. Подбери к ним подходящие по смыслу слова из
второго столбика.
Шел черепаха
Мчался кляча
Бежала турист
Летела грузовик
Тащилась ракета
Скакал собака
Ползла конь
9. Выберете и подчеркните нужное слово из скобок, чтобы получилось
устойчивое выражение:
(Заяц, волк, кот) наплакал.
Открыть (Африку, Америку, Австралию).
(Медвежья, собачья, волчья) услуга.
10. Подберите к выделенным словам, подходящие по смыслу фразеологизмы:
1)Приятелей у него много. Куры не клюют.
У него, говорят, денег много. Тьма-тьмущая.
2)Мне надо мало места. Кот наплакал.
Ума у него мало. С гулькин нос.
Воды в речушке мало. Воробью по колено.
Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие
речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь
помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная
речь – залог успешного обучения и развития. Современная школа должна
подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет
знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и
обладает внутренней культурой. Овладение коммуникативной компетентностью –
необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться
ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным
голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь
выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать
речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Языковое
образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных
задач сегодня в школе. Не секрет, что от успешности развития речи во многом
зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.
Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию
коммуникативного комфорта человека в обществе.