Напоминание

К вопросу подготовки учащихся к ОГЭ по рускому языку


Автор: Андреева Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ №23
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу подготовки учащихся к ОГЭ по рускому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Андреева Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы, г. Иркутск

К вопросу подготовки учащихся 9-х классов

к основному государственному экзамену.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку не менее ответственна, чем к ЕГЭ.

К сожалению, не все девятиклассники в полной мере осознают значимость

ОГЭ. Огромную роль в повышении мотивации учащихся играет организация

подготовки

к экзамену.

Здесь важно все: организация деятельности

учащихся на уроке, во внеурочное время, отношения учителя с учащимися и

их родителями, формы работы с родителями выпускников.

Не раз приходилось наблюдать, как некоторые коллеги радостно сообщали

о

том,

что

провели

огромное

количество

тренировочных

тестов,

«пробников».

Да, это позволяет учащимся

быстро

ориентироваться в

содержании КИМ. Но почему результат экзамена не всегда соответствует

нашим

ожиданиям?! Зачастую

это связано

с формальным подходом к

оцениванию,

т.е.

отсутствием

системы

в

использовании

инструментов

формирующего оценивания, планировании

деятельности с учеником по

корректировке образовательных результатов.

Какие же приемы, методы обучения я считаю наиболее эффективными?

Остановлюсь лишь на некоторых. На мой взгляд, не следует стремиться

«решить» как можно больше вариантов заданий. Успешное прохождение

государственной итоговой аттестации требует от экзаменуемых не только

глубокого

знания

учебного

материала

и

соответствующего

уровня

сформированности

ведущих

умений,

но

и

понимания

смысла

заданий,

включённых

в экзаменационную работу, способности выстраивать свою

мыслительную

деятельность

в

нужном

направлении.

Необходимо

формировать

общий способ деятельности с заданиями соответствующих

видов, предлагать алгоритмы действий, вырабатывать привычку внимательно

читать предлагаемое задание,

осуществлять

самоконтроль деятельности.

Задания

должны

побуждать

к

размышлению,

наблюдению,

поиску,

выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству. В них

непременно должны присутствовать вопросы: «ваше мнение?», «почему вы

думаете?»,

«как

объяснить?»,

«согласны

вы

с

тем,

что…?»,

«какое

утверждение является неверным?» - и так далее. Много внимания уделяю

работе над осмыслением учащимися задания в учебниках, рабочих тетрадях,

предлагая сформулировать его в формате ОГЭ или в соответствии с новой

учебной задачей дополнить, заменить, составить карту понятий.

Необходимым

условием

повышения

качества

обучения

является

изменение системы контроля.

Система оценивания

выстраивается таким

образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность.

Важно, чтобы критерии оценивания

были

известны

и ученикам, и их

родителям.

Основными критериями оценивания в 9 классе, конечно же,

являются критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку.

В 8 классе знакомлю учащихся с критериями оценивания сочинения, а в 9

классе

предлагаю ученикам самостоятельно проверить работу, составить

комментарий и выставить соответствующие баллы (тексты для работы беру с

сайта

Федерального

института

педагогических

измерений,

в

частности

учебные

материалы

для

подготовки

экспертов

региональных

предметных

комиссий ОГЭ, или других учащихся класса).

Сочинение

Комментарий эксперта

баллы

Такой

приём,

на

мой

взгляд,

не

только

позволяет

ребятам

хорошо

познакомиться с критериями оценивания сочинения, но и впоследствии при

создании собственного текста чётко придерживаться их.

Стараюсь ежеурочно мотивировать учащихся на планирование целей и путей

достижения образовательных результатов. Что обеспечило успех?

В чем

были затруднения? Как их удалось преодолеть? Может и хочет ли ученик

улучшить результат?

Как это сделать? После проведения «пробников», не

реже 1 раза в четверть, каждый ученик заполняет Лист обратной связи.

дата

излож

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

ито

г

сочин

грамот

всего

Листы обратной связи как инструмент формирующей оценки помогают

учащемуся задуматься о том, каким образом можно улучшить качество его

работы и принять осознанное решение о продолжении или прекращении

работы по освоению того или иного образовательного результата. Совместно

с

учителем

планируются

содержание

и

формы

работы

над

пробелами,

промежуточные

консультации,

зачеты.

Учащиеся

должны

иметь

представление об уровне своих знаний по изучаемой теме на всех этапах

обучения, начиная с 5 класса. Зачётный лист составляю по каждой теме.

Начиная

с

7

класса,

не

реже

одного

раза

в

год

провожу

семейную

контрольную работу в формате ОГЭ. Родители учащихся погружаются в

содержание

КИМ,

методом

наблюдения

определяют

предварительную

готовность своего ребенка к экзамену, ответственнее относятся к контролю за

выполнением домашних заданий.

Обязательно

знакомлю родителей с

критериями оценивания работы, с динамикой результатов ребенка.

Сочинение на морально-этическую тему (15.3) – самое трудное задание

на ОГЭ. Эффективными считаю тематические уроки, когда примеры для

наблюдения, анализа, задания для речевой тренировки подбираются с учётом

единой смысловой темы, например: «Что такое красота», «Настоящий друг»,

«Сострадание и милосердие в нашей жизни» и т.д. В пределах заданной

темы учащиеся обучаются связному высказыванию мыслей с опорой и без

опоры на письменный текст, усваивают программный материал и учатся

применять

правила

грамматики,

орфографии

и

пунктуации.

В

помощь

учащимся предлагаю тексты-образцы, речевые клише.

В 8 классе знакомлю

с

критериями

проверки

сочинения,

а

затем

предлагаю

ученикам

самостоятельно

проверить

работу,

составить

комментарий

и

выставить

соответствующие

баллы

(тексты

для

работы

беру

с

сайта

Федерального

института педагогических измерений, в частности учебные материалы для

подготовки экспертов региональных предметных комиссий ОГЭ, или даю

работы других учащихся).

Сочинение

Комментарий эксперта

баллы

Такой

приём,

на

мой

взгляд,

не

только

позволяет

ребятам

хорошо

познакомиться с критериями оценивания сочинения, но и впоследствии при

создании собственного текста чётко придерживаться их. В этой творческой

работе

совершенствуются

метапредметные

умения

правильно

очертить

границы

темы,

структурировать

знания,

составлять

высказывания,

прогнозировать ответ.

Формирующее оценивание положительно влияет на учебную мотивацию

школьников и на их самооценку. На уроках эффективнее осуществляется

взаимодействие

учеников

в

парах

и

группах,

обсуждение

с

учителем,

свободные

вопросы,

царит

особая

атмосфера

доверия,

творческой

заинтересованности.

Безусловно,

у каждого педагога своя система подготовки учащихся к

экзамену

.

Результаты ОГЭ по русскому языку этого учебного года говорят о

том,

что

система

моей

работы

эффективна.

Все

учащиеся

успешно

справились с экзаменационной работой, а 85% девятиклассников получили

«5» и «4».



В раздел образования