Автор: Иожица Наталья Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№13
Населённый пункт: город Лобня
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 13 «СКАЗКА»
Развитие навыков изобразительной
деятельности детей раннего возраста.
Подготовила : Иожица Н.Ф.
Лобня,2017
Содержание
Введение………………………………………………………………..3
1. Понятие: изобразительной деятельности………………………….5
2. Особенности развития детей раннего возраста…………………10
3. Развитие навыков изобразительной деятельности детей раннего
возраста………………………………………………………………………14
4.
Формы,
методы,
средства
и
содержание
работы
по
развитию
навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста………….19
Заключение…………………………………………………………...22
Список источников и литературы……………………………….…25
Введение
Творчество детей – это мир ярких изумительных образов, с помощью
которых
они
изображают
свои
впечатления
об
окружающей
их
действительности.
Изобразительная
деятельность
в
силу
своей
конкретности
и
наглядности
оказывает
большое
влияние
на
детей,
дает
возможность
знакомить их с новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту,
обогащает представления.
Наблюдая
предмет,
дети
изображают
в
рисунках
его
типичные
свойства; формируя художественный образ, учатся изображать сюжет, у
детей
развивается
координация
движения
рук,
самоконтроль.
Главный
задачей воспитания и обучения в процессе изобразительной деятельности
является усвоение детьми умений передавать впечатления о предметах и
явлениях
с
помощью
выразительных
образов.
Приобщая
детей
к
художественному
творчеству,
мы
воспитываем
у
них
эстетическое
отношение
к
окружающей
жизни,
способствуем
накоплению
эмоциональных
впечатлений,
формируем
индивидуальные
интересы,
склонности, способности.
Актуальность
исследования:
развитие
навыков
и
воображения
в
изобразительной
деятельности
—
наименее
разработанный
вопрос
психологической
науки,
нуждающийся
в
тщательном
опытном
исследовании
.
Цель
исследования:
изучить
особенности
развития
навыков
изобразительной деятельности детей раннего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по вопросу
навыков
изобразительной
деятельности
детей
раннего
дошкольного
возраста.
2.Раскрыть
принципы
развития
изобразительной
деятельности
в
дошкольном возрасте.
3.Охарактеризовать
р а з в и т и е
н а в ы ко в
и з о б р а з и т е л ь н о й
деятельности детей раннего возраста.
4.Исследовать
специфику
рисования
у
дошкольников
раннего
возраста: формы, методы, средства и содержание работы.
Объект исследования: изобразительная деятельность дошкольников
раннего возраста.
Предмет исследования: умение рисования детей раннего возраста.
Исследованием развития навыков изобразительной деятельности
занимались Дьяченко О.М., Выготский Л.С., Комарова Т.С., Запорожец
А.В., Дудецкий А.Я., Янушко Е.А. и другие.
1. Понятие: изобразительной деятельности
Художественное развитие детей нужно начинать в самом раннем
возрасте. Виды творчества бывают разными: изобразительное искусство,
музыка,
литература,
танцы
-
важно,
чтобы
дети
с
младшего
возраста
вбирал художественную культуру. Для того чтобы культура могла стать
неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее влияние на его
личность[11; с.40].
Изобразительная деятельность - самый первый вид, который малыши
осваивают. Помогая детям в этом направлении, можно добиться многого.
Свои мысли дети выражают рисуя, при этом развивая тело и душу, и ум.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые
питают
источник
творческой
мысли.
Другими
словами,
чем
больше
мастерства
в
детской
руке,
тем
умнее
ребенок
»
-
утверждал
В.А.Сухомлинский.
Поэтому
так
необходимы
в
дошкольном
возрасте
обучение
изобразительной
деятельностью.
Такие
занятия
служат
совершенствованию
художественного
образования
и
эстетического
воспитания детей.
Следует обучить детей распознавать прекрасное, постигать и ценить
произведения
искусства,
красоту
и
богатство
родного
края,
красоту
природы. В ходе изобразительной деятельности вырабатывается ручная
умелость, зрительно-двигательная координация, которые необходимы для
подготовки детей к письму.
Изобразительная
деятельность
-
это
характерный
образ
познавательной
действительности.
В
свою
очередь,
познавательная
деятельность имеет большое значение для умственного развития детей.
Постижение
таких
навыков
не
может
пройти
без
р а з в и т и я
целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы
ребенку изобразить какой-нибудь объект, нужно заранее ознакомить его с
материалом, обратить его внимание на
форму, величину, конструкцию,
цвет, расположение частей.
Для
интеллектуального
формирования
навыков
у
детей
имеет
немалое
значение
постепенное
расширение
базы
знаний
на
основе
взглядов
о
разнообразии
форм
расположения
объектов
окружающего
пространства, разнообразных величинах, разнообразии оттенков красок.
При
этом
важно
обращать
внимание
детей
на
непостоянство
форм,
размеров, окрасок, разного пространственного местоположения вещей и
частей.
Занятия
изобразительной
деятельностью
неосуществимо
без
развития
таких
мыслительных
операций,
как
рассмотрение,
сравнение,
конкретность. Навыки анализа формируются от более общего различения
до
более
тонкого.
Познание
предметов
и
их
свойств,
приобретаемое
действенным путем, фиксируется в сознании.
При обучении детей изобразительной деятельности вырабатывается
речь
детей:
освоение
и
название
фигур,
красок
и
их
оттенков,
пространственных
обозначений
содействует
обогащению
словаря;
высказывания
в
процессе
наблюдений
за
предметами,
при
изучении
предметов, а также при просматривании рисунков, репродукций с картин
художников, все это положительно воздействует на расширение словарного
запаса и формирование грамотной речи.
Итак,
для
осуществления
различных
видов
деятельности,
умственного развития детей высокое значение имеют те навыки, которые
ребенок приобретает в ходе рисования, аппликации и конструирования.
Изобразительная деятельность непосредственно связана с сенсорным
воспитанием.
При
обучении
детей
изобразительному
искусству,
формируются
представления
о
предметах
и
дети,
подсознательно
начинают
определять
и
называть
эти
свойства,
сравнивать
предметы,
находить разницу, то есть производят умственные действия.
Следовательно,
изобразительная
деятельность
способствует
сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.
Развитие
навыков
изобразительной
деятельности
детей
раннего
возраста имеет социальную направленность. Дети рисуют не только для
своего удовольствия, но и для окружающих. Своим рисунком они хотят
что-то
передать,
чтобы
нарисованное
им
увидели
окружающие.
Социальная
направленность
детского
изобразительного
творчества
проявляется и в том, что своим творчеством
дети передают явления
общественной жизни.
В
процессе
изобразительной
деятельности
совмещается
интеллектуальная и физическая инициативность. Для сотворения рисунка
нужно
приложить
усилия,
исполнить
трудовые
действия,
овладеть
определенными умениями. Изобразительная деятельность детей раннего
возраста
учит
их
одолевать
трудности,
показывать
трудовые
усилия,
овладевать трудовыми навыками. Для начала у детей возникает интерес к
движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге;
понемногу
возникают
новые
мотивы
творчества
-
желание
обрести
результат, создать определенное изображение.
Дети
раннего
возраста
получают
большие
практические
навыки,
которые
потом
пригодятся
им
для
выполнения
самых
многообразных
работ, приобретают ручную умелость, которая поможет им чувствовать
себя
независимыми.
Усвоение
трудовых
умений
и
навыков
связано
с
развитием внимания, упорства, выдержки. У ребят формируются умения
трудиться, достигать желаемого результата. Формированию трудолюбия,
навыков
самообслуживания
содействует
участие
детей
в
подготовке
к
занятиям и уборке рабочих мест.
Главное
значение
изобразительной
деятельности
–это
средство
эстетического
воспитания.
В
ходе
изобразительной
деятельности
образовываются
подходящие
условия
для
воспитания
эстетического
восприятия и чувств, которые понемногу переходят в эстетические чувства,
способствующие вырабатыванию эстетического отношения к реальности.
Конкретное
эстетическое
чувство,
что
появляется
при
восприятии
прекрасного предмета, включает разнообразные составляющие элементы:
чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Для
эстетического
воспитания
детей
и
для
вырабатывания
их
изобразительных
способностей
имеет
смысл
ознакомление
с
произведениями
изобразительного
искусства.
Яркость,
выразительность
образов
в
картинках,
скульптуре,
архитектуре
и
произведениях
прикладного
искусства
вызывают
эстетические
переживания,
помогают
глубже
и
полнее
воспринимать
явления
жизни
и
находить
образные
выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Понемногу у
детей формируется художественный вкус.
Также отметим, что в каждом занятии существует ориентировочная
и
исполнительская
части
и
соответствующе
ориентировочные
и
исполнительские
действия;
ориентировочные
действия
-
это
оценка
начавшейся
задачи,
изучение
условий
ее
решения,
сопоставление
со
своими вероятностями, с знакомыми способами решения, предпочтение
способа выполнения; исполнительские действия - выполнение действий и
достижение
результата.
Знания,
умения
и
навыки
относятся
к
исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая
или познавательная.
Цели
приблизительных
действий
не
самостоятельны,
а
они
подчинены
решению
более
общих
познавательных
или
практических
задач. Когда исполнительские действия сформированы, ориентировочные -
свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество
освоения зависят от характера ориентировки в задании.
Г.В.
Лабунская
и
Н.П.
Сакулина
считают,
что
процесс
создания
изображения
складывается
из
двух
частей:
формирование
зрительного
представления и его воспроизведение. По мнению Н.П. Сакулиной первую
часть
деятельности
называют
ориентировочной,
а
вторую
-
исполнительской.
Разные
по
характеру
они
требуют
от
человека
проявления различных качеств (свойств) личности [3; с.43].
В исследовании Ю.А.Полуянова представлены следующие периоды
развития
изобразительной
деятельности,
охватывающие
весь
период
детства:
доизобразительный
период
(или
стадия
«каракулей»),
и
изобразительный
период:
стадия
бесформенных
изображений,
стадия
изобразительных
схем,
стадия
правдоподобных
изображений,
стадия
правильных (или реалистических) изображений [6; с,55].
В
дошкольном
возрасте
можно
пронаблюдать
р а з в ит ие
изобразительной
деятельности
от
доизобразительной
стадии
до
стадии
правдоподобных
изображений,
которая
к
дошкольному
детству
не
относится, но в некоторых случаях наблюдается.
Таким
образом,
изобразительная
деятельность
понимается
как
художественно-творческая
деятельность,
направленная
не
только
на
отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего
отношения
к
изображаемому.
Являясь
одной
из
самых
интересных,
изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят
в
окружающей
жизни,
то,
что
их
взволновало
и
страх,
и
тогда,
прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх.
2. Особенности развития детей раннего возраста
Ранний возраст — это особенный и весьма значимый период в жизни
ребенка.
В
этот
период
развиваются
фундаментальные
жизненные
функции.
Ребёнок
обучается
ходить,
говорить,
обращаться
и
взаимодействовать с разнообразными предметами. В этот период важно
внимание и верное воспитание, так как характер и функции головного
мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и результат
взаимодействия с окружающей средой.
Период раннего детства один из самых важных в жизни ребенка.
Главное в эти годы – освоение мира предметов, их назначения и значения
для
людей.
Конечно
же,
ребенок
познает
мир,
окружающий
его,
по-
прежнему,
в
общении
со
взрослыми,
но
возникает
и
новое:
он
сам
участвует в практической жизни, но до некоторого предела.
Ранним возрастом принято считать возраст ребенка от 1 годика и до 3
лет.
В
первые
три
года
жизни
ребенка
наблюдаются
специфические
особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп
развития организма ребенка. Это единственный период, в котором можно
увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего
никаких навыков существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и
речь, не говоря уже о стремительном наборе веса и увеличении роста.
В
промежутке
от
рождения
до
трех
лет
наиболее
выраженные
особенности развития детей раннего возраста выражаются в следующем:
стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и
перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути
[10; c.60]. Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами:
переворачивает,
бросает,
опрокидывает
их,
старается
все
ощупать
и
попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё
просто
как
к
объектам,
а
не
как
к
источнику
информации:
ребенок
внимательно
разглядывает
картинки
и
переворачивает
страницы.
Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все
больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не
любят
оставаться
в
одиночестве,
тянутся
к
возможности
установить
контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием.
Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так
как полноценное развитие ребенка во многом зависит от воспитывающих
его взрослых. Нужно как можно больше разговаривать с ним. Желательно
делать это просто, но ясно. Показывать картинки и задавать вопросы о том,
что на них нарисовано. Также при помощи вопросов «Где?», «Что?» важно
научить ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с
простого бытового окружения: стул, кровать, лампа, книга и прочее.
Особенности воспитания детей раннего возраста характеризуются
интенсивным психическим воспитанием. У ребенка формируется активная
речь, деловое общение с родителями и предметная деятельность. Также у
детей
появляется
произвольное
поведение,
самостоятельность
и
самосознание, появляется делание общаться со сверстниками, а также в его
жизнь
входят
игры.
В
этом
возрасте
ребенок
совершенно
по-особому
реагирует
на
действительность.
Эта
его
реакция
получила
название
ситуативность. Ситуативность – это зависимость поведения ребенка, а
также его психики от воспринимаемой обстановки.
Нарастающий
интерес
к
познанию
усиливается,
и,
учитывая
увеличение
периода
бодрствования
ребенка,
дает
ему
больше
во змож н о с т е й
и
в ы н о с л и во с т и
п о с вя щ ат ь
с е бя
и зу ч е н и ю
заинтересовавшего его предмета.
Период от 2-х до 3-х лет связан с активным развитием нервной
системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его
организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря
этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он
учится контролировать некоторые свои потребности и желания.
Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный
запас малыша увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года
[13;
c.50].
Речь
начинает
отражать
уровень
его
мышления,
ребенок
начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря
развивающейся
способности
устанавливать
взаимосвязь
между
предметами
и
явлениями,
он
начинает
сравнивать
их
свойства
и
сопоставлять
их,
что
и
отражается
в
речевых
функциях.
Меняется
восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного.
Также
он
начинает
понимать
течение
времени,
с
ним
можно
обсуждать
уже
не
только
данный
момент,
но
и
события
прошлого
и
будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть», «Я буду
строить домик». Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих
предметов, так же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо
спать», «Птички летают высоко», а так же формируется представление о
количестве («мало – много»).
На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и
исследовать. Если он чем-то заинтересован, следует его поддержать в этом.
При
верном
воспитании
у
ребенка
можно
сформировать
массу
стереотипов.
Это
в
большей
мере
облегчает
его
реагирование
на
окружающие
внешние
обстоятельства,
увеличивает
работоспособность
нервных клеток.
Каждая ступень развития ребёнка как индивида и личности должна
быть прожита полноценно, без лишних ускорений, тем самым, закладывая
глубокую базу для последующей ступени развития. В раннем возрасте
именно эмоциональная составляющая — доминантная и определяющая.
Роль взрослого высока в период раннего детства, поддерживающего
ребенка шаг за шагом входить в культуру общества. То, что закладывается
взрослыми в этот период во многом сохраняется в показателях здоровья и
психологических характеристиках в другие возрастные периоды.
Ребёнок — это не модель взрослого человека в миниатюре, поэтому
особенности детского организма необходимо знать педагогам, родителям
—
всем
взрослым,
принимающим
участие
в
воспитании
и
развитии
ребёнка раннего возраста.
3. Развитие навыков изобразительной деятельности детей
раннего возраста
Развивать интерес к рисованию детей раннего возраста, выявлять
способности, замечать и видеть красивое в окружающем – это задача
родителей и педагогов.
Что же дает изобразительная деятельность на раннем этапе развития
детей?
-Ознакомление
детей
с
разнообразными
художественными
материалами
вызывает
живой
интерес,
поддерживаемый
сменой
художественных материалов, при этом приобретаются навыки работы с
ними.
-Учит детей познавать мир и себя в нем, через открытие звуков,
цвета, формы.
-Развивает
умение
включаться
в
творческий
процесс
через
физические
и
словесные
действия,
что
способствует
возникновения
эмоционального отношения к образу.
-Развивает
наблюдательность
и
внимание,
упражнять
детей
в
применении различных способов нетрадиционного рисования; создавать
атмосферу взаимопонимания и общения ребенка друг с другом.
Умение узнавать в рисунке предмет является одним из стимулов
с о в е р ш е н с т в о в а н и я
и з о б р а з и т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и .
Э т о
совершенствование
имеет
длительную
историю.
В
детский
рисунок
внедряются разные формы опыта, который ребенок получает в процессе
действий с предметами, их зрительного восприятия, самой графической
деятельности
и
обучения
со
стороны
взрослых.
Рисунок
взрослого
отображает
только
те
свойства
предмета,
которые
можно
воспринять
зрительно.
Ребенок
же
использует
весь
опыт.
Поэтому
среди
детских
рисунков
наряду
с
изображениями,
соответствующими
зрительному
восприятию, можно встретить такие, в которых выражается то, что ребенок
выясняет, не глядя на предмет, а действуя с ним или ощупывая его. Так,
нередко
дети
плоскую
остроугольную
фигуру
(например,
треугольник)
после
ее
ощупывания
рисуют
в
виде
овала
с
отходящими
от
него
коротенькими
черточками,
которыми
они
пытаются
подчеркнуть
остроугольность
изображаемого
предмета.
Такие
изображения
остроугольных фигур объясняются попытками приспособить для этой цели
сложившийся раньше графический образ в виде замкнутой кругообразной
линии.
Графическая
форма,
в
которой
дети
изображают
предметы,
обусловлена прежде всего тремя моментами: имеющимися в распоряжении
ребенка графическими образами, зрительным впечатлением от предмета и
двигательно-осязательным опытом, приобретаемым в процессе действия с
ним. Кроме того, ребенок передает в рисунке не только впечатление от
предмета, но и свое понимание предмета, свое знание о нем [5; c.40]. Так,
один маленький мальчик, наблюдавший, как мать рисует женскую фигуру,
настаивал, чтобы сперва были нарисованы ноги, а затем уже платье.
Часто родители способствуют тому, чтобы их дети посещали занятия
рисования. Занятия изобразительной деятельностью начинают посещать
малыши с 1 года. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики,
что, как известно, очень важно для развития речи.
Как организовать такие занятия, рассмотрим далее.
Занятия необходимо начинать с игровой мотивации, использовать
три-четыре вида изобразительной деятельности, сюрпризные моменты все
это позволяет заинтересовать малышей.
В основе занятий лежит как традиционная, так и нетрадиционная
методики
обучения
детей
изобразительной
деятельности.
Комплексные
занятия
по
обучению
детей
рисованию
построены
на
сочетании
разнообразных видов деятельности (ознакомление с природой, искусством,
изобразительною
деятельностью,
игрой,
с
различными
направлениями
во спитательной
работы.
Игровым
приемам
присущ
эфф е кт
неожиданности,
что
позволяет
детям
испытать
удивление,
радость
творчества
(«Пеленки
для
Аленки»,
«Ежик
пых-пых-пых,
«Веселый
снеговик» и другие) .
Занятия по рисованию с детьми следует начинать со способов, не
требующих
от
маленьких
художников
профессионально
четких
линий,
несущих
важную
художественную
нагрузку.
Сначала
следует
научить
рисовать
пальчиком,
затем
задачу
нужно
усложнить:
использовать
в
процессе рисования «тампон из ваты», жесткую кисточку. Предварительно
на листе бумаги простым карандашом контур рисунка. Попросить ребенка
внимательно рассмотреть рисунок и обвести его пальчиком, проговаривая:
«. вот комочек снега, мой снеговичок» и т. д. Затем делаются тычки
тампоном
или
кисточкой,
не
оставляя
просвета
между
ними.
Рисунки
получаются объемными и живыми, понятными ребенку.
Значительную
роль
следует
отводить
обыгрыванию
рисунка
с
использованием лепки, мелких предметов («мы кормим птиц», «дождик
кап-кап-кап»
и
т.
д.,
что
способствует
накоплению
представлений
и
развитию воображения.
Чтобы
малыш
начал
рисовать,
он
должен
овладеть
главными
формообразующими
действиями,
применяя
оригинальные
игровые
приемы, дети учатся изобразительным движениям.
Для
создания
образа
и
завершения
рисунка
можно
использовать
силуэты животных, деревьев, маши и т. д. (например, на занятии «Ежик
пых, пых», знакомим с красным цветом, формой круга).
Рекомендуется
применять
на
занятиях
следующие
материалы
[7;
c.57]:
• гуашь (6 цветов) ;
• кисти (круглые, плоские) ;
• фломастеры;
• цветная и белая бумага разного формата;
• уголь;
• пластилин, глина, пластилин, тесто;
• различный бросовый материал.
Следует
помнить,
что
для
детей
этого
возраста
характерны
макродвижения рукой, значит, формат бумаги должен быть большим (А – 3,
А - 4) .
Эти занятия дают родителям взглянуть на детское изобразительное
творчество по - другому. Они учат детей познавать мир и себя в нем, через
открытие звуков, цвета, формы, различные материалы, способы и методы.
А
также
пробуждают
в
ребенке
веру
в
его
творческих
способностях,
заинтересованность получать новые впечатления.
Таким
образом,
обучение
детей
раннего
возраста,
активизирует
познавательный
интерес,
формирует
эмоционально
положительное
отношение к творческому процессу, способствует эффективному развитию
личности.
В развитии детского рисунка тенденция к развитию графических
образов
сталкивается
с
тенденцией
к
закреплению
этих
образов,
превращению их в графические шаблоны. От того, какая из этих тенденций
будет
преобладать,
в
значительной
мере
зависит
судьба
детского
рисования.
А
это,
в
свою
очередь,
определяется
главным
образом
особенностями обучения. Обучение, основанное на копировании готовых
образцов, способствует образованию шаблонов. Обучение, направленное
на совершенствование способов передачи свойств объекта в изображении,
снимает
шаблоны
и
совершенствует
графическую
форму
рисунков.
Поэтому
воспитатели
должны
обратить
особое
внимание
на
развитие
изобразительной деятельности детей.
Изобразительная деятельность оказывает специфическое влияние на
развитие
современных
детей.
Ребенок
в
рисовании
переходит
от
диффузных
(неопределенных)
графических
образов,
выступающих
как
знаки сходных групп предметов, к собственно изображению конкретного
реального
предмета.
Развитие
изобразительной
деятельности
в
таком
направлении
требует
от
ребенка
прежде
всего
развития
восприятия
и
мышления,
умения
не
только
смотреть,
но
и
видеть,
что
позволяет
передавать
предметный
мир
по
принятым
изобразительным
законам.
Использование цвета в свою очередь влияет на развитие восприятия и
эстетических чувств ребенка.
4. Формы, методы, средства и содержание работы по развитию
навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста
Воображение ребенка формируется поэтапно, по мере приобретения
им
действительного
жизненного
опыта.
Деятельность
воображения
складывается в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в
играх, сочинительстве сказок, рисовании и других видах творчества.
Техника
рисования
для
детей
раннего
возраста–
это
огромная
возможность
думать,
пробовать,
искать,
экспериментировать,
а
самое
главное, самовыражаться.
Для
развития
детского
творчества
применяю
следующие
методы
обучения [11; c.37]:
1)
информационно-рецептивный
метод,
который
включает
в
себя
приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;
2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и
навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма.
Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение
формообразующих движений рукой;
3)
эвристический
метод,
который
направлен
на
проявление
самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог
предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;
4)
исследовательский
метод,
развивающий
у
детей
не
только
самостоятельность,
но
и
фантазию,
и
творчество.
Педагог
предлагает
самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу.
Педагог
в
своей
работе
может
использовать
лично стно-
ориентированные, игровые и здоровьесберегающие технологии.
П р и м е н е н и е
а р т - т е р а п и и
к а к
о д н о й
и з
т е х н о л о г и й
здоровьесбережения, способствует:
-снятию детских страхов;
-выходу агрессии
-развитию уверенности в своих силах;
-концентрации внимания на своих ощущениях и чувствах.
Одним из важнейших условий развития детского творчества является
взаимодействие
и
сотрудничество
воспитателей
и
родителей,
единая
позиция в понимании перспектив развития ребенка.
С целью обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей в вопросах творческого развития
детей педагогу по рисованию необходимо вовлекать родителей в активную
творческую совместную деятельность, результатами которой становятся
выставки творчества детей и родителей группы, выставки поделок, участие
в конкурсах различного уровня.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Дети раскрывают свои
уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет
созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что
ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в
творчестве, так и во всех аспектах их жизни.
При обучении навыкам рисования нужно не забывать, что рисование
для детей раннего возраста - прежде всего игра. Детям нужно давать
полную свободу, возможность экспериментировать. Следом за освоением
определенных навыков и техники рисования, дети могут показать свое
умение при создании оригинальных изображений. Следует помнить, что
детям раннего возраста необходимо устойчивое внимание взрослого, его
похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых
психологических мотивов, побуждающих детей к занятию и достижению
результата.
Как
говорил
мудрец:
«Ребенок-это
не
сосуд,
который
надо
наполнить, а огонь, который надо зажечь» [4; c.43]. Так как фундамент
личности закладывается как раз в раннем возрасте, родители и педагоги
должны суметь зажечь в детях искорку творчества.
Заключение
В
результате
исследования
рассмотрены
особенности
развития
навыков рисования в раннем дошкольном возрасте и выявлены способы
развития
навыков
в
изобразительной
деятельности
у
детей
данного
возраста.
Характерной особенностью формирования образов воображения у
ребенка раннего возраста в изобразительной деятельности является то, что
образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе
ее.
Большое
значение
в
процессе
создания
образов
приобретают
индивидуальные
особенности
детей
в
сознательном
использовании
выразительных средств изобразительной деятельности.
Итак, взрослый, развивающий способности рисования у ребенка,
должен ставить перед собой следующие задачи:
1.
Способствовать
развитию
детского
воображения,
выдумки,
творческой мысли как в предметном, так и в тематическом рисунке.
2.
Отобрать
для
изображения
предметы,
которые
учитывают
интересы детей, воспитывают чувства детей, содержат познавательный
материал.
3. Разработать методику руководства процессом исполнения рисунка.
4.
Определить
наиболее
подходящий
материал
и
способы
выполнения рисунка в зависимости от его содержания.
5. Обеспечить повторность и варьирование изображения предметов и
явлений с постепенным и последовательным усложнением программного
материала.
У детей раннего возраста необходимо формировать предпосылки к
творчеству, развивать способность передавать образ в рисунке.
Итак, для развития изобразительной деятельности в раннем возрасте
необходимы определенные условия:
- доступные по содержанию творческие задания;
-
использование
различных
художественно
–
изобразительных
материалов (карандашей, красок и т. п.) ;
- обучение изобразительным навыкам и умениям (показ действий,
которым надо следовать) ;
- развитие самостоятельных действий в процессе рисования.
Список источников и литературы
1.
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для
студентов вузов / Г.С.Абрамова. - М.: Просвещение, 2009. -342 с.
2.
Белобрыкина
О.А.
Маленькие
волшебники,
или
на
пути
к
творчеству. Новосибирск: Гос. пед. институт, 1993. -166 с.
3.
Боровик
О.В.
Развиваем
воображение.
//
Дошкольное
образование. 2001. - №1. - С.23.
4.
Демина Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста в
ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2005. -203 с.
5.
Дудецкий
А.Я.
Теоретические
основы
воображения
и
творчества - Смоленск, 2004. – 326 с.
6.
Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Просвещение.
2008. -270 с.
7.
Жукова
О.С.
Уникальная
методика
развития
ребенка
от
рождения до 3-х лет. М.: 2012.-180 с.
8.
Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у
детей. // Дошкольное воспитание. 2008. – № 2. С. 41 – 46.
9.
Климова
Е.П.
Художественно-эстетическое
развитие
дошкольников. Волгоград, 2005. -250 с.
10.
Коршунова
Л.
С.
Воображение
и
рациональность.
Опыт
методологического
анализа
познавательной
функции
воображения.–
М.
1989. -196 с.
11.
Кравцова Е. Развитие воображения. // Вопросы психологии.
2005. №12. - С.17.
12.
Немов
Р.С.
Психология:
Учеб.
Для
студентов
высш.
пед.
учеб.заведений:
В
3
кн.
Кн.1.
Общие
основы
психологии.
-
М.:
Просвещение, 2007. – 478 с.
13.
Янушко
Е.А.
Рисование
с
детьми
раннего
возраста.
М.:
«Мозаика-Синтез», 2006. -237 с.