Автор: Иожица Наталья Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№13
Населённый пункт: город Лобня
Наименование материала: проект
Тема: Приобщение дошкольников 4-5 лет к русской культуре
Раздел: дошкольное образование
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского
учебный корпус Колледж «Медведково»
Проект
Приобщение дошкольников 4-5 лет к русской культуре
Подготовила и провела : Иожица Н.Ф.
Лобня, 2017
2
Содержание
Основные положения.............................................................................................. 4
Теоретическое обоснование проблемы………………………………...........6
Целевая аудитория……………………………………………………...........11
Описание проектируемого продукта ……………………………………….14
Материалы необходимые для создания продукта проектной
деятельности…...................................................................................................16
Организационно – методическое обеспечение проекта……………………19
Реализация проекта……………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………………56
Литература……………………………………………………………………….....57
3
Основные положения
Проблема
патриотического
воспитания
подрастающего
поколения
сегодня одна из наиболее актуальных. Одна из его задач – знакомство детей с
русскими народными традициями и обычаями. Но в наши дни дети мало
получают
информации
о
русской
культуре. В
настоящее
время
возникает
необходимость
в
том,
чтобы
ребенок
почувствовал
уникальность
своего
народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к
пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости. Для
того
чтобы
культура
оказывала
эффективное
воздействие
на
духовное,
нравственное развитие личности, в овладении ее ценностями, необходимо
сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает
глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность
среди
подрастающего
поколения
с
позиций
возрождения
национальных
устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический
аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание
традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе
культурных ценностей народа и своей семьи.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Ребенок, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит
осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие
этноса через включение в культуру и социальную активность.
Вышеизложенное,
а
также
особенности
развития
детей
среднего
дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в развитии образного
мышления,
совершенствование
восприятия,
развитием
внимания,
памяти,
познавательной
мотивации,
изобразительной
деятельности,
игровой
деятельности дают основание предположить следующее: период четырёх –
пяти
лет
является
наиболее
оптимальным
для
начала
целенаправленного
воспитания средствами русской культуры.
4
Родители все реже говорят о культуре страны своим детям, да и сами
зачастую
забывают
о
ней.
Поэтому
я
всерьез
задумалась
над
проблемой
приобщения
дошкольников
к
истокам
русской
народной
культуры.
Как
следствие выбрана тема проекта «Русское подворье». Я считаю своей прямой
обязанностью
как
педагога
приобщать
детей
к
богатой
культуре
русского
народа.
Объект: патриотическое воспитание дошкольников.
Предмет: приобщение
дошкольников
к
русской
культуре
средствами
проектной деятельности.
Цель: изучение возможности использования проектной деятельности для
приобщение дошкольников 4-5 лет к русской культуре.
Задачи:
1.Изучить информационные источники по проблеме исследования.
2.Разработать педагогический проект.
3. Реализовать педагогический проект на практике и проанализировать
его результаты.
М е т о д ы : анализ
литературы,
наблюдение,
про ектирование
педагогического процесса.
5
Теоретическое обоснование проблемы
В современной педагогике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка,
как на "саморазвивающуюся систему", при этом, усилия взрослых должны
быть направлены, на создание условий для саморазвития детей. Уникальным
средством обеспечения сотворчества детей и взрослых, способом реализации
личностно – ориентированного подхода к образованию является технология
проектирования.
Метод
проектов
как
педагогическая
идея,
технология
и
практика,
переносит
нас
в
первую
треть
двадцатого
века,
связывая
сегодняшние
исследования
и
эксперименты
с
той
порой.
В
этом
методе
отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж.
Дьюи (1859-1952). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается
подготовкой к будущей взрослой жизни. В России педагогические идеи Дж.
Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т. Шацкий
. Метод
проектов
в
работе
с
дошкольниками
сегодня
—
это
оптимальный,
инновационный
и
перспективный
метод,
который
должен
занять
свое
достойное место в системе дошкольного образования.
Проект
–
в
переводе
с
греческого
–
это
путь
исследования
т.
е
специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми
комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают
знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся
практических
заданий
-
проектов.
Метод
проектов
всегда
предполагает
решение воспитанниками какой-то проблемы.
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет
значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое
мышление,
умение
детей
самостоятельно,
разными
способами
находить
информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти
знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает
6
образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей, а
так же помогает педагогам раскрыть свой собственный творческий потенциал.
Следовательно,
использование
этой
технологии,
не
только
подготавливает
ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
В
практике
современных
дошкольных
учреждений
следующая
классификация проектов.
По составу участников:
Индивидуальный.
Подгрупповой.
Семейный.
Парный.
Групповой.
По содержанию:
Монопроекты (одна образовательная область).
Интегративные (две и более образовательные области).
По продолжительности:
Краткосрочные (1-4 недели).
Среднесрочные (до 1 месяца).
Долгосрочные (полугодие, учебный год).
По доминирующему виду проектной деятельности:
Информационные.
Исследовательские.
Творческие.
Проектно-ориентированные.
Деятельность педагога и детей в проекте представлена в таблице. По
ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти
ребёнку необходимые для этого средства и способы.
1 этап – Выбор темы проекта.
2 этап - Реализация проекта.
3 этап - Завершение проекта.
7
Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить
тему проекта, учитывая интерес детей. Но и выстроить системную паутинку с
учетом
требования
ФГОС
ДО.
Чётко
должны
прослеживаться
не
только
направления деятельности, но и интеграция областей.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что
он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской
деятельности,
развивает
познавательную
активность,
самостоятельность,
творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Метод
проектов
может
использоваться
в
работе
с
детьми,
начиная
с
младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения,
сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в
соответствии с основными линиями развития.
Метод
проектов
позволяет
ребенку
войти
в
более
широкий
мир,
сориентироваться
в
нем,
понять
окружающую
его
предметную
действительность.
Проектная
деятельность
выступает
условием
личностно-
ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познает не только
свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится
согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, учится
сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомится с правилами и
способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется реальная
возможность шире реализовать свои возможности в познании.
Использование
метода
проекта
в
дошкольном
образовании,
позволяет
значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое
мышление,
умение
детей
самостоятельно,
разными
способами
находить
информацию
об
интересующем
предмете
или
явлении
и
использовать
эти
знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает
образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей, а
так же помогает педагогам раскрыть свой собственный творческий потенциал.
Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского
сада, но и для общества в целом.
8
Советы по работе над проектом:
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта
поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания,
с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения
проблемы: ребенок должен иметь право
на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над
проектом.
8.
В
ходе
работы
над
проектом
создавать
атмосферу
сотворчества
с
ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на
использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом,
создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
11.
Заключительный
этап
проекта
следует
тщательно
готовить
и
проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т. п. [5]
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с
родителями).
3.
Привлечение
специалистов
к
осуществлению
соответствующих
разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
9
6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской
деятельности.
7. Домашние задания для сам. выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Важно
отметить,
что
проектная
деятельность
представляет
собой
значимую
сферу
познавательной
деятельности
детей,
которая
не
компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная
деятельность
обладает
целым
рядом
характеристик,
которые
оказывают
положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей
об
окружающем
мире.
В
первую
очередь
это
связано
с
выполнением
исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные,
коммуникативные
и
регуляторные.
Выполнение
проекта
предполагает
формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью
доступной
системы
средств
определять
этапы
его
реализации,
следовать
задуманному плану и т.д.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности
детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а
сами дошкольники становятся интересны друг другу.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые
социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают
руководствоваться
не
столько
собственными
мотивами,
сколько
установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности
детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а
сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Проектная деятельность так же влияет и на воспитателя, она заставляет
педагога постоянно находится в пространстве возможностей, что изменяет его
10
мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий,
воспитатель растет профессионально ежедневно насыщаясь творчеством.
В ходе проекта так же развиваются и детско – родительские отношения.
Жизнь
ребенка
и
родителя
наполняется
богатым
содержанием.
Родитель
помогает ребенку и так же активно участвует в проекте.
Организация метода проекта очень важна для ребенка, так как с помощью
нее ребенок осваивает умение самостоятельно приобретать новые знания в
процессе решения жизненных проблем.
Целевая аудитория
На
пятом
году
жизни
продолжается
активное
становление
игровой
деятельности.
В
игровой
деятельности
детей
появляются
ролевые
взаимодействия .Они указывают на то , что дошкольники начинают отделять
себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться . Игровые
действия начинают выполняться не ради них самих , а ради смысла игры.
Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
11
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями
мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений .
К концу среднего дошкольного возраста восприятия детей становится
более развитым .Они оказываются способными назвать форму , на которую
похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые
формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны
упорядочить
группы
предметов
по
сенсорному
признаку-
величине,
цвету;
выделять такие предметы , как высота , длина и ширина. Совершенствуется
ориентация в пространстве.
11
Возрастает
объем
памяти.
Дети
запоминают
7-8
названий
предметов.
Начинает складываться произвольное запоминание : дети способны принять
задачу на запоминание, понять поручения взрослых, могут выучить небольшое
стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать
простые
схематизированные
изображения
для
решения
несложных
задач.
Дошкольники
могут
строить
по
схеме
,
решать
лабиринтные
задачи.
Развивается
предвосхищение.
На
основе
пространственного
расположения
объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.
Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во
внутреннем плане совершать мысленное преобразование образа.
Продолжает
развиваться
воображение.
Формируются
такие
его
особенности,
как
оригинальность
и
произвольность.
Дети
могут
самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать
в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В
среднем
дошкольном
возрасте
улучшается
произношение
звуков
и
дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют
голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.
Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается
грамматическая
сторона
речи.
Дошкольники
занимаются
словотворчеством
на
основе
грамматических
правил.
Речь
детей
при
взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с
взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за
пределы
конкретной
ситуации,
в
которой
оказывается
ребенок.
Ведущим
становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в
12
процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она
вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для
них
оказывается
чрезвычайно
важной
его
похвала.
Это
приводит
к
их
повышенной
обидчивости
на
замечания.
Повышенная
обидчивость
представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью,
которая
выражается
в
предпочтении
одних
детей
другим.
Появляются
постоянные
партнеры
по
играм.
В
группах
начинают
выделяться
лидеры.
Появляются
конкурентность,
соревновательность.
Последняя
важна
для
сравнения
себя
с
другим,
что
ведет
к
развитию
образа
Я
ребенка,
его
детализации.
Основные
достижения
возраста
связаны
с
развитием
игровой
деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием
изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием;
совершенствованием
восприятия,
развитием
образного
мышления
и
воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти,
внимания,
речи,
познавательной
мотивации;
формированием
потребности
в
уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности,
соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка,
его детализацией.
Описание проектируемого продукта
Тип проекта: информационно – творческий.
Продолжительность: среднесрочный (2 месяца).
Сроки проведения: 16.02.2015-10.04.2015г.
Участники:
дети
всей
группы,
родители
воспитанников,
воспитатель
группы, специалисты.
13
Возраст детей: 4-5 лет, средняя группа.
Проблема:В нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура –
музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое
влияние
на
восприимчивую
детскую
психику.
Настораживает
то,
что
под
массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и
формируется на чуждых нам ценностях. Великая культура русского народа,
которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями,
традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить
на второй план, что постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к
Родине. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания
у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры
поведения уже в дошкольном возрасте. И именно поэтому родная культура, как
и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом,
порождающим личность гражданина и патриота.
Цели: Формирование представлений у детей о русском крестьянском
быте;
уважении
к
русской
народной
культуре;
воспитание
любви
к
своей
Родине.
Задачи:
1.Обогащать и расширять представления детей об окружающем мире.
2. Пробуждать у детей интерес к истории и культуре России. Воспитывать
чувство патриотизма и любви к Родине.
3. Приобщать детей к процессу познания.
4.
Познакомить
детей
с
устройством
русской
избы,
с
многообразием
предметов домашнего обихода, их названием и назначением.
5. Формировать у детей представления о красоте русского языка через
устное народное творчество.
6. Знакомить детей с народными традициями, обычаями, обрядами и
включать их в детскую жизнь.
7
. Привлекать
детей
к
воспроизведению
образов,
используя
художественное творчество.
14
8. Побуждать детей и родителей к совместной деятельности.
9.
Оказать
помощь
родителям
в
возрождении
и
творческом
развитии
лучших традиций векового опыта воспитания детей.
10. Привлечь родителей к сотрудничеству по созданию в группе уютной
домашней обстановки с предметно-развивающей средой.
Гипотеза:
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной.
Русская
народная
культура
оказывает
огромное
влияние
на
формирование
духовного
мира
ребенка,
развитие
его
интеллекта,
эмоций,
творческих
способностей. Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка,
воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и
культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа
дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт,
формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность,
творческое созидание и достойное поведение.
Реализация
проекта
позволит
объединить
усилия
ДОУ
и
семьи
для
успешной
социализации
ребенка
и
формирования
устойчивого
интереса
к
народной культуре, ее материальным и духовным ценностям.
Ведущая педагогическая идея:
Объединение
усилий
детского
сада,
семьи
в
создании
оптимальных
педагогических условий в приобщении детей к культуре и традициям русской
народной культуры.
Методы:
В работе использовались следующие методы: изучение теоретической и
научно-методической
литературы;
изучение
педагогического
опыта;
наблюдение; а на лиз
и
об об ще ние
получ е нных
д а нных;
з а н я т и я ;
диагностика; беседы; игры; развлечения;
Продукт проекта:
15
Презентация
"Русское
подворье";
выставка
детских
работ,
фото
-
выставка; создание альбома «Русское народное творчество»; создание дома -
русская изба.
Материально – технические ресурсы, необходимые для проведения
проекта:
1. Подбор методической литературы.
2. Подбор произведений русского творчества.
3.
Подбор
наглядного
материала
(иллюстрации,
фотографии,
образцы
зарисовок).
4. Дидактические игры.
5. Подбор музыкальных произведений.
Условия для самостоятельной деятельности детей.
Книжный
уголок:
сказки:
«Зимовье»,
«Лиса
и
кувшин»,
«Лиса
и
журавль», «Теремок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка».
Музыкальный
уголок:
деревянные
ложки,
трещотки,
погремушки,
колокольчики.
Центр сюжетно – ролевых игр: создание предметно – развивающей среды
и
совместное
изготовление
атрибутов
(чайная
посуда,
изделия
из
солёного
теста: баранки, сушки, крендели.
Центр
продуктивной
деятельности:
материалы
для
рисования,
лепки,
художественного труда.
Предполагаемый результат:
1.
Расширить знания детей и родителей о русской народной культуре.
2. Сформировать проявление интереса и уважения к истории и культуре
русского народа, к предметам национального быта.
3. Использовать в активной речи устный народный фольклор.
4. Сформировать желание и умение играть в народные игры, используя
считалки и прибаутки.
5. Улучшить работу по взаимодействию с родителями.
16
Взаимодействие с родителями:
1. Создание предметно - развивающего образовательного пространства.
2. Консультации: «Традиции русского народа», «Бережное отношение к
природе родного края».
3. Фото – конкурс «Край любимый, нет тебя красивей».
4. Конкурс – поделок «Домашняя утварь", «Пасхальные яйца».
5. Выставка рисунков «Моя любимая русская народная сказка».
6. Совместная работа родителей и воспитателя «Русская изба».
Организационно – методическое обеспечение проекта
I этап - подготовительный
1.
Обсуждение целей и задач с родителями.
2.
Накопление и изучение методической литературы по проблеме.
3.
Разработка комплексно-тематического плана.
4.
Подготовка материала и оборудования.
5.
Предварительная работа по реализации проекта.
II этап – основной (практический)
1.
Организация
и
проведение
диагностики
уровня
знаний
детей
о
русской народной культуре.
2.
Внедрение в
во спитательно
-
образовательный
п р о ц е с с
эффективных
методов
и
приемов
по
обогащению
представлений
детей
о
русской народной культуре.
III этап – заключительный
1.
Оформление результатов проекта в виде презентации;
2.
Организация выставки детских рисунков
Ресурсы обеспечения проекта
1.
Участники проекта (дети в возрасте 4-5 лет, воспитатель группы,
родители детей).
17
2.
Обеспечение
организационных
условий
(разработке
содержания,
методов, подходов и приемов работы с содержанием и т.д.).
3.
Обеспечение
информационных
условий
(сбор,
обработка
методической
литературы;
анализ
информации,
нужной
для
реализации
проекта; работа в библиотеке; работа с интернет ресурсами).
4.
Обеспечение мотивационных условий (сюрпризные моменты).
5.
Обеспечение
научно
-
методических
условий
(проведение
непосредственной образовательной деятельности).
6.
Обеспечение
рефлексивного
пространства (создание выставок,
видео презентации, прослушивание аудиозаписи музыки).
7.
Обеспечение материально-технических условий (наличие материала
и оборудования).
8.
Наличие у преподавателя педагогических компетенций (владение
воспитателем
технологиями
личностно-ориентированного
обучения
и
воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами
работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся).
Была
изучена
методическая
литература
по
проблеме;
был
разработан
комплексно-тематический план работы (см. таблицу 1).
18
Таблица 1.
Содержательный компонент проекта
Образовательные
области,
направление
развития
Виды детской деятельности
1
2
Познание;
коммуникация;
речь и речевое
развитие.
1. Занятие по ознакомлению с окружающим:
«Волшебный мир дерева».
2. Беседы: «Масленица. Игра - путешествие»,«Едет
масленица дорогая», «С хлебом – солью всякая шутка
хороша», «Я люблю тебя, Россия», «Малая Родина», «В
горнице», «Водичка, водичка», «Сердце матери лучше
солнца греет», «Печь – матушка», «Народные куклы»,
«Ох, лапти, да лапти, да лапти мои», «Русский
национальный костюм», «Хлеб всему голова», «Русь
деревянная», «Ходит конь по бережку», «Хочешь есть
калачи – не сиди на печи», «Светлая пасха», «Делу -
время, потехе – час».
3. Рассматривание альбомов: предметов домашнего
обихода; «Домашняя утварь»; сравнение матрёшек –
разных видов; «Чем отличаются дымковская и
филимоновская игрушки».
4. Оформление уголка "Мини-музей русской культуры".
Экологическое
воспитание.
1. Занятия:«Идёт матушка – весна – отворяй-ка ворота»,
«Люблю берёзку русскую».
2. Беседа «Хлеб всему голова».
3. Рассматривание альбома: «Русская природа».
4. Аппликация «Скворечник».
5. Хоровод «Берёзка.
6. Рассматривание иллюстраций с изображением берёзы
в разное время года; альбома «Русская природа».
7. Прослушивание аудиозаписей звуков природы.
Познание,
коммуникация,
чтение
художественной
1.
Дидактические
игры:
«На
что
похоже»,
«Подбери
родственное
слово»,
«Разрезные
картинки»,
«Скажи,
какое?», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Кому, что
нужно
для
работы», «Из
чего
сделано?»,
«Подскажи
19
литературы, речь
и речевое
развитие.
словечко».
Настольно —
печатная
игра
«Народные
узоры», «Русские узоры», «Разрезные картинки».
2. Сюжетно - ролевые игры: «Чаепитие».
3. Оформление картотеки "Игры русской старины".
4. Досуг – развлечение «Празднуем масленицу».
Театрализованная
деятельность
1. Настольный театр. рус. нар. сказка "Теремок",
"Колобок", "Репка".
2. Инсценировка русской народной сказки: "Заюшкина
избушка".
Труд, трудовая
деятельность.
1. Трудовые поручения «Стирка кукольной одежды»,
"Стираем скатерть и постельное бельё куклы", "Уборка в
избе".
2. Сюжетно- ролевая игра «Умеем хозяйничать», "Мой
дом", "Встречаем гостей".
Чтение
художественной
литературы.
1. Беседы: «В мире много сказок», «Сказки русского
народа», «В гостях у трёх медведей», «Из-за леса, из-за
гор».
2. Чтение русских народных сказок: «Крылатый,
мохнатый да масленый», «Лисичка - сестричка и волк»,
«Снегурочка", «Зимовье", «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», «Лиса и журавль», «Небывальщина",
«Чудесные лапоточки», «Лисичка со скалочкой»,
«Заюшкина избушка», «У страха глаза велики», «Про
Иванушку – дурачка», «Три медведя», «Пузырь,
соломинка да лапоть», «Лиса - лапотница», «Петушок и
бобовое зёрнышко», «Петух да собака», «Солнце, месяц и
Ворон Воронович», «Пришёл медведь к броду", «Кот и
петух», «Привередница», «Гуси – лебеди», «Кот, петух и
лиса», «Рукодельница и Ленивица», «Лиса и кувшин»,
«Журавль и цапля», «Война грибов с ягодами», «Лиса и
козёл».
3. Чтение рус. нар. докучных сказок: «Слушайте,
послушайте», «Жил был Балда – сидел на печке», «Стоит
над рекой дуб», «Стоит над рекой дуб», «Стоит град
пуст", «Рассказать тебе сказочку про белого бычка?»,
"Пришёл медведь к броду".
4. Разучивание стихотворений: «Родное», И. В. Кадухина
"Велика наша Россия!".
20
5. Заучивание потешек, скороговорок,считалок,пословиц
и поговорок,закличек.
6.Отгадывание загадок.
7. Выставка книг с русскими народными сказками в
книжном уголке.
Художественное
творчество;
продуктивная,
творчество и
дизайн.
1. Занятия по художественному творчеству.
Рисование: «Укрась свои игрушки», «Весёлые матрёшки».
Лепка: «Матрёшка», «Сонюшки – пеленашки»,
«Удивительная Дымка», "Филимоновские игрушки –
свистульки», «Барашек».
Аппликация: «Избушка ледяная и лубяная».
2. Беседы: «Глиняные расписные», «Веселье лучше
богатства», «Филимоновская игрушка».
3. Рассматривание репродукций картин:
И. Шишкина «Зима», В. Кустодиева «Масленица», И.
Сурикова «Взятие снежного городка».
4. Рассматривание иллюстраций к русским народным
сказкам; иллюстраций Ю. Васнецова к потешкам.
5. Рисование по замыслу «Мой любимый сказочный
герой», «Мой край родной», «Как мы маме помогаем»,
«Украшаем деревянные изделия», «Украшаем пасхальные
яйца».
6. Лепка по замыслу «Баранки – калачи», «Три медведя»,
«Уточка, индюк», «Баранки – калачи».
7. Рассматривание альбома «Русское народное
творчество».
Музыкальное
воспитание
1. Занятие: "Посиделки".
2.Прослушивание аудиозаписей звуков
природы;«Колокольный звон».
3. Слушание рус. нар. песни «Ах ты, берёза», «Как у
наших у ворот», «Вдоль по улице метелица метёт»,
«Пастушок».
4. Игра на муз. инструментах: «Андрей – воробей», «Мы
идём с флажками», «Как у наших у ворот», «Гармошка»,
«Небо синее», «Сорока – сорока», «Лиса».
5. Разучивание русских народных песен «Ой, блины мои,
блины», «Кукушечка», «Кисонька – мурысонька»,
«Паучок», «Мела, мела сени», «Гуси».
21
6. Пение попевок «Петушок», «Солнышко», «Радуга».
7. Разучивание чайных частушек.
8. Пение – упражнение «Две тетери», «Жук».
9. Под. муз. игра «Весёлая карусель».
10. Пляски, хороводные игры и хороводы: «Барыня»,
«Трава моя, муравушка», «Пошла млада за водой»,
«Берёзка».
11. Развлечение "Весенняя ярмарка".
Здоровье;
физическая
культура;
безопасность.
1.Занятие: «На весенней полянке».
2. Подвижные игры: "Снежный ком", «Волк и зайцы»,
«Морозец и волк», «Фанты», «Золотые ворота», «Арина»,
«Попади в круг», «Маковое зёрнышко», «Каравай»,
«Сахаринка», «Карусель», «У медведя во бору», «Волк»,
«Бабка Ёжка», «Заинька серенький», «Лиски», «Пляска в
лаптях», «Кто быстрее добежит», «Где был, Иванушка?»,
«Курочка – рябушечка», «Ваня, Ваня – простота»,
«Совушка – сова», «Птички летают», «Змея», «Дед
Сысой», «Ручейки и море», «Кузнец», «Едет Ваня»,
«Родничок», «Ловишки», «Кошка и мышка».
3. Дидактические игры: "Опасно - неопасно".
Взаимодействие с
родителями.
1. Создание предметно - развивающего образовательного
пространства.
2. Консультации: «Традиции русского народа»,
«Бережное отношение к природе родного края».
3. Фото – конкурс «Край любимый, нет тебя красивей».
4. Конкурс – поделок «Домашняя утварь", «Пасхальные
яйца».
5. Выставка рисунков «Моя любимая русская народная
сказка».
6. Создание альбома «Творчество детей", «Русское
народное творчество».
7. Совместная работа родителей и воспитателя:
создание музея под открытым небом «Русская изба».
Реализация проекта
22
Проект
был
реализован
на
базе Государственного
бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения
города
Лобня
детский
сад
комбинированного вид № 13.
В состав испытуемой группы входят 10 детей : 7 девочек и 3 мальчика.
Возраст испытуемых : 4-5 лет.
В
таблице
представлены
характеристика
группы
детей принимающей
участие в проектной деятельности.
Таблица 3.
Данные группы детей 4-5 лет
И.ребенка
Примечания
Дарина А.
Доброжелательная , внимательная , умеет
договариваться со сверстниками .
Вика Б.
Предпочитает наблюдать за образовательным
процессом .Стремится уходить от общения с
другими детьми .Речь тихая, невыразительная.
Милана Б.
Легко вступает в образовательный процесс, в
играх использует мимику , жесты речевую
интонацию , пояснительную речь.
Полина П.
Быстрая утомляемость, наблюдается
нарушение внимания.
Даниил К.
Наблюдается активность и положительная
динамика в развитии, а также активность в
играх и на занятиях.
Катя К.
Ребенок может аргументировать свою позицию,
оппонировать мнение собеседников, ставить
проблему , находить пути решения, планировать,
самостоятельно работать с информацией и
источниками; быть ответственным партнером,
уважать мнение собеседника.
23
Саша М.
Умеет договариваться , ответственный ,
активно реализует общий игровой замысел
Настя П.
Доброжелательна к сверстникам , умеет
наладить общение , умеет согласовывать
замысел и при необходимости уступить.
Милана С.
Легко вступает в образовательный интерес
активная , доброжелательная к сверстникам ,
умеет наладить общение .
Игорь Г.
Внимателен при выполнении заданий
терпелив и легко идет на контакт умеет
договариваться .
Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам народной
культуры, была организованна диагностика (см. приложение 1) и
выявлен
уровень знаний детей устного народного творчества, быта и промыслов людей в
Древней
Руси,
а
также
знание
своей
семьи
и
её
традиций.
Результаты
представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Уровень знаний детей о русской народной культуре
60,00%
40,00%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
24
Результаты
диагностики
показали,
что
достаточно
полных
знаний
и
представлений
о
русской
культуре
у
детей
группы
не
сформировано.
Представления
детей
носят
фрагментарный
характер,
что
обуславливает
необходимость организации работы в данном направлении.
25
Таблица 2.
Перспективное планирование проекта «Русское подворье»
Сроки
реализаци
и
День
недели
Образовательн
ые области,
деятельность
Виды детской деятельности
Цели, задачи.
Работа с
родителями
1
2
3
4
5
6
1 неделя - Масленица
Февраль
16.02-20.02
понедельник
Разучивание потешки «Дед хотел
уху сварить». Проговаривание
скороговорки «От топота копыт».
Разучивание пословиц и
поговорок «Блин не клин», «Ах
ты, Домнушка». Беседа
«Масленица. Игра - путешествие».
Чтение рус. нар. сказки
«Крылатый, мохнатый да
масленый». Дид. игра
«На что похоже». Под.
игра «Снежный ком», «Волк и
зайцы».
Развивать устойчивый интерес
к русскому народному
творчеству: сказке,
пословицам, поговоркам,
загадкам. Формировать у
детей понятие о русских
народных традициях и
обычаях, о праздновании
Масленицы; знакомить с
русским народным
фольклором; воспитывать и
пробуждать интерес к истории
и культуре России.
Консультация
«Традиции
русского народа».
вторник
Разучивать потешку «Лисичка -
сестричка сидит за кустом».
Разучивание считалки "Раз, два,
три, четыре, пять". Мы собрались
поиграть». Разучивание
поговорок «Без блина – не
маслена», «Маслена не на век».
Беседа «В мире много сказок».
Рассматривание репродукции
Развивать эмоциональное
восприятие художественного
образа природы средствами
изобразительного искусства.
Вызвать эмоциональный
оклик детей к героям сказки,
учить высказывать к ним своё
отношение и передавать их
состояние с помощью
27
28
В ходе данного проекта дети получили знания об истории крестьянского
жилища – избы, о ее устройстве. Познакомились со старинными предметами
домашнего обихода. Словарный запас детей обогатился названиями предметов
русского быта.
Сформировались и обогатились знания о русском народном фольклоре.
Закрепились
знания
о
природе
родного
края.
Родители
были
вовлечены
в
процесс
реализации
проекта,
приняли
активное
участие.
Была
создана
картотека русских народных игр. Дети усвоили такие ценности как: любовь к
родному краю и родной культуре, стремление к добру. Итогом проекта была
презентация «Русское подворье», в которой была изложена вся проделанная
работа по реализации проекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что правильно организованная с
детьми проектная деятельность решает ряд важных задач. В первую очередь,
это обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. А также
проектная деятельность имеет особое влияние на развитие познавательных
способностей,
творческого
воображения,
творческого
мышления
и
коммуникативных навыков. Все это способствует воспитанию разносторонней,
креативной, самостоятельной, коммуникабельной и уверенной в себе личности
каждого ребенка.
Заключение
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что
он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской
деятельности,
развивает
познавательную
активность,
самостоятельность,
творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ
помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам,
вырабатывается
собственный
алгоритм
действий
для
достижения
поставленной
цели,
педагоги
свободны
в
выборе
способов
и
видов
деятельности.
Даже
неудачно
выполненный
проект
способствует
развитию
профессионализма.
Анализ
проектной
деятельности
и
понимание
ошибок
создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию
педагога.
30
Литература
1.
Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование
и конспекты. – М.: Сфера, 2010.
2.
Белая
К.А.,
ТеселкинаН.В.,
Мурзина
М.Р.
Организация
проектной
деятельности в ДОУ. – М.: УЦ Перспектива, 2013.
3.
Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего
возраста с русским народным творчеством. – М.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
4.
Веракса
Н.Е.,
Веракса
А.Н.
Проектная
деятельность
дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС. – М.: Мозаика-
Синтез, 2014.
5.
Ветохина
А.Я.,
Дмитриенко
З.С.,
Жигналь
Е.Н.
Нравственно
–
патриотическое
воспитание
детей
дошкольного
возраста.
–
М.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
6.
Давыдова О.И., Майер А.А.,Богославец Л.Г. Проекты в работе с детьми. –
М.: Сфера, 2012.
7.
Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Центр
педагогического образования, 2013.
8.
Истоки русской народной культуры в детском саду. / Автор – составитель
И.Г. Гаврилова. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
9.
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия.4-5. / Сост. Гербова,
Н. П. Ильчук и др. – М., 2005.
10.Морозова
Л.Д.
Педагогическое
проектирование
в
ДОУ:
от
теории
к
практике. – М.: Аркти, 2010.
11.От
рождения
до
школы.Основная
общеобразовательная
программа
дошкольного образования. / Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. - М.: Москва – Синтез, 2016.
31
12.Рындина А.Г. Особенности применения метода проектов в детском саду в
условиях реализации ФГОС дошкольного образования// Детский сад от А
до Я.-2014.-№5.
13.Соломенникова О.А.Ознакомление детей с народным искусством. - М.:
Мозаика – синтез, 2012.
14.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. – СПб: Детство -пресс,
2011.
15.Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. –
СПб: Детство-Пресс, 2011 г.
32
Приложение 1.
Диагностические задания, выявляющие знания детей дошкольного
возраста (средняя группа – 4-5 лет)
по истокам традиционной народной культуры
Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам народной культуры, я
проанализировала работу в средней группе и определила уровень знаний детей
устного народного творчества, быта и промыслов людей в Древней Руси, а также
знание своей семьи и её традиций. Для этого я предложила детям такие задания:
Задание № 1. «Наша Родина»
Цель – уточнить знание своей малой Родины.
Беседа по вопросам:
1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
2. Назовите столицу нашей Родины. (Москва)
3. Какие вы знаете крупные города России?
4. Где вы живёте – в городе или в деревне? (вгороде) Чем отличается деревня от
города?
5. Как называется город, в которой мы живём? (г. Лобня)
6. Определение по фотографиям «Узнай и назови».
7. Назови символику страны. (По картинкам: флаг, герб)
Задание № 2. «Народная мудрость»
Цель – уточнить знание детьми примет, пословиц, поговорок русского народа и их
значения.
Дополнить фразу знакомых пословиц, примет и поговорок, объяснить их значение:
Ученье - свет, а не ученье - (тьма).
Апрель с водой, а май (с травой).
Вся семья вместе, так и душа (на месте).
Готовь сани летом, а телегу (зимой).
Кто не работает, (тот и не ест).
Мал золотник, (да дорог).
Поспешишь - (людей насмешишь).
Яблоко от яблони (недалеко падает).
Задание № 3. «Одень куклу»
Цель – уточнить представление детей о русском народном костюме.
Задание № 4. «Укрась салфетку»
Цель - уточнить знание декоративной росписи, определить умение самостоятельно
использовать имеющиеся навыки.
Задание № 5. «Русская изба»
Цель – уточнить знание детьми названий и назначения предметов быта в старину.
По фотографиям дети определяют и называют предметы быта.
Задание № 6. «Русские народные промыслы»
33
Цель – уточнить знание особенностей различных промыслов (дымковская игрушка,
Хохлома, городецкая роспись и т. д.)
Задание №7 «Народные игры»
Цель - уточнить знания детей о русских народных играх.
Задание №8. Назови сказочных героев.
Цель – уточнить знание русских народных сказок.
Задание№9. Назови потешки, считалки, небылицы.
Результаты анализа я представила в виде таблицы.
Таблица 5.
Определение уровня знаний детей по теме «Культура русского народа».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итог :уровень знаний.
№
Имена детей
Условные
обозначения
Уровень знаний в балах.
1.
Дарина А.
1012011111
9 (средний уровень)
2.
Вика Б.
1011010101
6 ( низкий уровень)
3.
Милана Б.
1112111111
11 ( средний уровень)
4.
Полина Б.
2012011101
9 ( средний уровень)
5.
Данил Б.
2112102001
10 ( средний уровень)
6.
Катя К.
1121002001
8 ( средний уровень)
7.
Саша М.
1001001000
3 ( низкий уровень)
8.
Настя П.
1100112000
6 ( низкий уровень)
9.
Милана С.
1012011111
9 ( средний уровень)
10
.
Игорь К.
1011010101
6 ( низкий уровень)
Условные обозначения:
2 – справился с заданием самостоятельно
1 – справился с заданием с помощью педагога;
0 – не справился с заданием.
Уровень знаний (в баллах):
13 – 18 – высокий - нет
7 – 12 – средний - 6человек
0 – 6 – низкий - 4 человек
34