Напоминание

Методика организации внеурочной деятельности младших школьников на занятиях общеинтеллектуального направления "Умка"


Автор: Клищ Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.о.Лосино-Петровский
Наименование материала: статья
Тема: Методика организации внеурочной деятельности младших школьников на занятиях общеинтеллектуального направления "Умка"
Раздел: начальное образование





Назад




Методика организации внеурочной деятельности младших школьников

на занятиях общеинтеллектуального направления «Умка»

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они

постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые

не

могут

или

не

хотят

объяснить

детям

то,

что

их

интересует,

их

любознательность

пропадает.

Поэтому

единственный

вариант

знакомства

детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На

многие

вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка

«Умка».

Программа

данного

кружка

введена

в

часть

учебного

плана,

формируемого

в

рамках общеинтеллектуального

направления. Она

представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся

начальных классов, рассчитана на четыре года обучения (1 час в неделю) и

объединяет знания, входящие в предметную область математики и русского

языка.

Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной

сферы

каждого

обучающегося

(включая

одаренных

детей

и

детей

с

ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого

потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со

сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Программа

кружка «Умка» разработана для обеспечения развития

познавательных

и

творческих

способностей

младших

школьников,

подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

Занятия способствуют расширению кругозора, развивают мотивацию к

познанию

и

творчеству,

формируют

логическое

и

творческое

мышление,

развивают

речь

учащихся,

обучают

младших

школьников

работе

с

различными

источниками

информации,

развивают

коммуникативную

компетентность через парную и групповую работу.

Прежде всего эти занятия отличаются тем, что ребёнку предлагаются

задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму

игровой деятельности, что очень привлекает именно младших школьников.

На занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание, конечно,

осуществляется. К тому же ребёнок сам оценивает свои успехи. Это создаёт

особый

положительный

эмоциональный

фон:

раскованность,

интерес,

желание

научиться

выполнять

предлагаемые

задания.

Занятия

построены

таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет

сделать

работу

детей

динамичной,

насыщенной

и

менее

утомительной

благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет

решить

три

аспекта

учебной

цели:

познавательной,

развивающей

и

воспитывающей.

Познавательный аспект: формирование и развитие различных видов

памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение

самостоятельно работать в заданном темпе, умение контролировать свою

работу).

Развивающий

аспект:

развитие

речи

при

работе

над

словом,

словосочетанием, предложением.

Развитие

мышления

в

ходе

усвоения

детьми

таких

приёмов

мыслительной

деятельности,

как

умение

анализировать,

сравнивать,

синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей и

рук).

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий

аспект:

воспитание

системы

межличностных

отношений.

Модель занятия

1.Мозговая гимнастика - это несложные упражнения, которые можно

проделывать время от времени с ребенком для развития его интеллекта.

Упражнение 1. Нужно досчитать от 1 до 100, не называя четные числа, или,

наоборот, пропуская четные. Можете придумать и такой вариант: сосчитать

от 1 до 100, пропуская числа, где есть цифры 5 и 8. Вариантов может быть

множество. Можно засекать время для выполнения задания.

Упражнение 2. Очень хорошо развивает мозг рисование с зарытыми глазами.

Как пример: нарисовать квадрат, а посередине круг. Можно усложнять задачу:

нарисовать круг, посередине квадрат, в квадрате – ромб и т. д.

Упражнение

3. Одной

рукой

нарисовать

треугольник,

а

другой

квадрат.

Делать это нужно одновременно. Меняйте фигуры. Если задание покажется

детям непосильным, начните, рисуя одинаковые фигуры. Со временем можно

перейти на разные.

Упражнение 4. Надо назвать 3 букву своего имени, 5 букву фамилии, 2 букву

с конца – в его отчестве. Или, например, пусть назовет 3 букву третьего

месяца года.

Выполнение

упражнений

для

улучшения

мозговой

деятельности

является важной частью занятия. Исследования учёных доказывают, что под

влиянием

физических

упражнений

улучшаются

показатели

различных

психических

процессов,

лежавших

в

основе

творческой

деятельности:

увеличивается

объём

памяти,

повышается

устойчивость

внимания,

ускоряется

решение

элементарных

интеллектуальных

задач,

убыстряются

психомоторные процессы.

2.Разминка. Основной задачей данного этапа является создание у ребят

положительного

эмоционального

фона,

включение

в

работу.

Поэтому

вопросы

разминки

достаточно

лёгкие,

способные

вызвать

интерес

и

рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой

долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-

познавательной деятельности.

1.В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек

сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек? (4)

2.В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному

кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один

кролик. Как так получилось? (Одной девочке дали клетку с кроликом.)

3.Два землекопа за 2 часа работы выкопают 2 м канавы. Сколько нужно

землекопов, чтобы они за 100 часов работы выкопали 100 м такой же канавы?

(2)

4.Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому

досталось по одному апельсину. Как так получилось? (Дед, отец и внук = 2

отца и 2 сына, т.е. 3 человека)

5.Подумай и скажи — кто быстрее переплывет речку — утята или цыплята?

6. Подумай и скажи — какого цвета волосы у колобка?

7.К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать

только

одного.

Оба

человека

переправились

на

противоположный

берег.

Как? (Они были на разных берегах)

3.Логическо - поисковые задания. На первом этапе предлагаются задания,

обучающие

детей:

наблюдать,

сравнивать,

обобщать,

находить

закономерности,

строить

простейшие

предложения,

проверять

их,

делать

выводы, «добывать новую информацию, решать кроссворды, пользоваться

выразительными средствами русского языка.

Прочтите название русской народной сказки:

« Колобок»

Математический кроссворд

Отгадай кроссворд.

Горизонталь:

1.Число, полученное при сложении.

2.Мера для измерения жидкости.

7. Инструмент необходимый для проведения окружности.

11. Класс.

12. Запись, состоящая из чисел, букв и знаков арифметических действий.

15. Прибор для измерения массы.

Вертикаль:

3.Фигура, полученная пересечением двух прямых, исходящих из одной точки.

4.Название месяца.

5.Измерительный прибор.

6.Однозначное натуральное число.

8. Многоугольник.

9. Знак, показывающий отсутствие единиц какого-либо разряда.

13. Наименьшее трёхзначное число.

14. Прибор для измерения времени.

На

первых

порах

работы

с

такими

заданиями

можно

допускать

и

угадывание

ответа,

решения,

но

тут

же

взрослый

должен

постараться

подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями

очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение

главного

звена

при

рассуждении,

обоснование

выбранного

решения.

Как

правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и

лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем,

постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей

в поиске решения предложенного задания.

На всех этапах логическо -поисковые задания из области математики

будут

перемежаться

с

заданиями

из

русского

языка.

Такое

чередование

заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить

оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительной ситуации.

4.Весёлая переменка. Динамическая пауза в составе занятий развивает не

только

двигательную

сферу

ребенка,

но

и

умение

выполнять

несколько

различных заданий одновременно.

5.Нестандартные задачи. Решение таких задач формирует познавательную

активность,

мыслительную

деятельность

и

исследовательские

умения,

привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного

решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты

мышления, т.е. развитию творческих способностей детей.

1.Летели галки, сели на палки. Сядут по одной — галка лишняя, сядут по две

-палка

лишняя.

Сколько

было

палок

и

сколько

было

галок?

(Три палки и четыре галки)

2.Ничего не пишите и не используйте калькулятор. Возьмите 1000. Прибавьте

40. Прибавьте еще тысячу. Прибавьте 30. Еще 1000. Плюс 20. Плюс 1000.И

плюс

10.

Что

получилось? 5000?

Неверно. Правильный

ответ

4100.

Попробуйте пересчитать на калькуляторе.

3.В автобусе ехали 20 человек. На первой остановке вышли 2 и вошли 3

человека, на следующей — 1 вышел и 4 вошли, на следующей — 5 вышли и 2

вошли, на следующей — 2 вышли и 1 вошел, на следующей — 9 вышли и

никто не вошёл, на следующей — ещё 2 вышли. Вопрос: сколько было

остановок? (Ответ на загадку не так важен. Эта загадка с неожиданным

вопросом. Пока вы рассказываете загадку, отгадывающий начинает в уме

считать

количество

людей

в

автобусе,

а

в

конце

загадки

вопросом

про

количество остановок вы поставите его в тупик.)

4.Лунтик составлял слова из букв, но все буквы рассыпались и перепутались.

Восстановите их и найдите лишнее слово, которое по смыслу не подходит к

остальным:

Рлео, ьрасак, ртксеа, болва

5.Если хочешь умным стать, развивай внимание. Чтобы получилась строка из

известного вам стихотворения, внимательно запишите вторую букву каждого

слова.

Умение, сор, крыша, домик, узор, лист, усы, нос, клад, иней, сцена, дети,

удав, село, юнга, вьюга, очки, куртка, одежда, пень, ослик, ангел, лыжи,

Айболит.

В результате занятий в кружке «Умка» дети достигли значительных

успехов в своём развитии. Они многому научились и эти умения применяют в

учебной работе, что приводит к успехам. А это означает, что возникает

интерес к учёбе. Дополнительные сведения из различных областей жизни,

даваемые

учителем,

существенно

расширяют

знания

детей

о

мире,

способствуют

нравственному

воспитанию

и

всестороннему

развитию

личности.



В раздел образования