Напоминание

,,Легкая походка,,


Автор: Уфимцева Лилиана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида 51"
Населённый пункт: Город Хотьково, московская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: ,,Легкая походка,,
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение ,,Детский сад

комбинированного вида № 51,,

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Лёгкая походка. Красота. Здоровье»

Составила: Уфимцева Лилиана Юрьевна

воспитатель средней группы №5

Хотьково 2016

Цель:

Привлечь внимание к здоровому образу жизни.

Систематизировать знания о нарушениях

опорно–двигательного аппарата;

профилактика плоскостопия.

Задачи:

Дать необходимый объём знаний

о профилактике нарушений опорно

-двигательного аппарата (плоскостопие).

Сформировать интерес к ЗОЖ.

Структура:

• Актуальность проблемы «Зачем нам плоскостопие?»

• «Вам нужна красивая походка?» - мотивация на ЗОЖ.

• «Сам себе ортопед» - сюжетно-ролевая игра

• Защита комплексов корригирующих упражнений, рекомендации

• «Чашка здоровья» - чаепитие

Я начну своё выступление со старинной восточной легенды.

По бесконечной пустыне с великим трудом брёл усталый путник. За спиной у

него висел тяжеленный мешок с песком, туловище обвивал толстый бурдюк с

водой, в каждой руке он нёс по большому камню. Но мало этого! На шее у него

висел старый мельничный жернов, а на ногах болтались пудовые гири. Однако

и это ещё не всё: на голове этот страдалец удерживал, балансируя, огромную

тыкву.

Так брёл он, сетуя на свою горькую судьбу, и проклиная тот час, когда

отправился в бесконечный путь. В жаркий полдень он повстречал бедуина: тот

оторопел, увидев его, и воскликнул:

- Скажи, зачем ты несёшь в руках эти ненужные камни?

«Действительно», - подумал путник, - зачем мне они?» и он выбросил

булыжники. Идти ему стало немного легче. Вскоре он встретил погонщика

верблюдов. Тот удивился:

- Скажи, измученный путник, зачем ты пытаешься удержать на голове гнилую

тыкву и волочишь за собой цепи?

«И правда», - подумал путник, - а я и не замечал, что тащу всё это».

Он выбросил тыкву, снял цепи и почувствовал облегчение. Но чем дальше

продолжал свой путь, тем больше страдал. Спустя некоторое время навстречу

ему попался гуртовщик и оглядев его, рассмеялся:

- Скажи? – спросил он, - зачем в бурдюке вода, если недалеко отсюда оазис с

чистым прохладным источником?

А на закате последний солнечны луч послал ему просветление: он увидел

тяжёлый мельничный жернов у себя на шее и понял отчего так болит его спина

– всю дорогу он шёл согнувшись под его тяжестью. И собравшись с силами он

забросил жернов далеко в песок.

Свободный от ненужного бремени он быстро дошёл до постоялого двора и

расположился на желанный ночлег…

Вот так и мы бредём по жизненной дороге, не замечая, зачастую, не обращая

внимания и не желая избавляться от тяжести многих недугов.

Причина наших застарелых недугов, как правило, одна – хроническое безволие.

Часто я задаю детям вопрос: что самое дорогое, самое ценное в жизни

человека? Когда спрашиваю дошкольников, первоклассников в школе, слышу:

«деньги», «золото», «машины», «мебель» и т. п. Порой только после наводящих

вопросов они называют «Здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в

числе основных ценностей.

Задаю вопрос «Вы болеете, ребята?» Все дружно кричат «Да!» - «А чем вас

лечат?» - «Таблетками!» - «А можно без таблеток быть здоровым?» - «Нет!»

такие вопросы убеждают, что нужно учить быть здоровыми без лекарств.

А ведь такие ответы детей не являются их убеждением. Ценности, названные

ими, определены нами, взрослыми. Они видят, как мы эти ценности сохраняем,

бережно расходуем, прикладываем все усилия для их накопления.

Выработали мы ещё одну привычку, не, не менее вредную – заботу о своём

здоровье переносить на плечи другого человека – врача, целителя. Не

задумываясь, горстями глотаем таблетки и не жалеем на них денег, находим

время на простаивание часами у кабинета врача. И даже тогда, когда все

средства массовой информации кричат о возможностях самому раскрывать

резервы здоровья и накапливать его, считаем: пусть этим занимаются

специалисты. А у них самих полно проблем со здоровьем. Никто, кроме самого

человека, не может устранить причину его болезни.

Мы привыкли лечить следствие, а причину не ищем. Первые сигналы болезни –

это подсказка, что человек не на правильном пути. Нужно пересмотреть свои

мысли, желания, поступки. Именно в них кроется зачастую причина всех бед.

Разные по возрасту, физическому развитию, по состоянию здоровья, дети

выполняют упражнения на улучшения осанки, зрения, для снятия усталости,

внимательно слушают полезные и доступные для них советы. С

благодарностью вспоминаешь тех учителей, воспитателей, которые, не считаясь

ни с чем, казалось бы, в ущерб своему предмету находят время для того, чтобы

уделить внимание здоровью детей. А ведь это требование педагогики по

методике ведения занятия, урока: на 21 минуте урока в школе сделать паузу

отдыха, 7 минут в ДОУ, так как мозг устал и дальнейшая нагрузка принесёт

только вред. В детских садах просиживание за столом, за партой недопустимо

без чередования той или иной работы с упражнениями для позвоночника, для

улучшения осанки. Мы рады, что дети 4-5 лет способны к быстрому усвоению

нового материала, всячески стараемся ввести различные предметы в самом

большом объёме, но забываем, что физически тело ребёнка не готово к таким

нагрузкам. Да и первая система не выдерживает. Может, поэтому так много

хронических заболеваний появляется уже в детском саду. А нарушения осанки

стали привычным явлением и не вызывают особого беспокойства даже у

родителей. Им важнее, чтобы ребёнок приобрёл навыки в иностранных языках,

музыке, живописи и т. д.

Есть и ещё один аспект. Это проявление раздражительности, недовольства,

разговор на повышенных тонах, с возмущением, порой унижением ребёнка.

И дети иного обращения уже не понимают. Безусловно, это касается всех

преподавателей и воспитателей. Ведь сила зла сначала проходит через самого

человека, разрушая его здоровье, и физическое, и душевное, а затем наносит

вред всем окружающим.

Возрастные особенности развития детского организма

Одной из характерных особенностей детского организма является его

интенсивный рост и непрерывное развитие.

Различаются следующие периоды жизни ребёнка:

- I. Период внутриутробного развития.

- II. Период новорождённости – до 1 месяца.

- III. Период грудного возраста (младший ясельный возраст) – от 1 месяца до 1

года.

- IV. Период молочных зубов: 1) старший ясельный возраст – от 1 года до 3 лет;

2) дошкольный возраст (период посещения детского сада) – от 4 до 7 лет.

- V. Младший школьный возраст – 7-12 лет.

- VI. Средний школьный возраст – 11-13 лет.

- VII. Старший школьный возраст – 14 -17 – 18 лет.

Анатомо-физиологические особенности

Костная ткань ребёнка по строению отличается от костной ткани взрослого.

Кости мягкие, легко деформируются от неправильного положения. Активно

формируется скелет и костная ткань в младшем школьном возрасте. Однако

процесс окостенения скелета в целом, и костей таза в частности, ещё не

завершён. Поэтому детям дошкольного и младшего школьного возраста не

следует прыгать с большой высоты на твёрдую основу, поднимать и переносить

большие тяжести и делать упражнения, связанные с резкой, повышенной

нагрузкой на кости таза.

В этом возрасте ещё очень слабо развита мышечная система. Развитие мышц

происходит неравномерно, прежде всего развиваются крупные мышцы (плеча,

предплечья); позже, примерно к 15 годам, - мелкие (мышцы ладони, пальцев).

Особенностью дыхания детей раннего возраста является преобладание

брюшного диафрагмального дыхания; в 3-4 года грудное дыхание начинает

преобладать над брюшным. Частота дыхания легко просматривается во время

сна. Высока частота дыхания говорит о расположении детей к частым

заболеваниям дыхательных органов.

Сердце и сосуды претерпевают изменения в процессе роста. На протяжении

первых двух лет сердце быстро растёт. Затем его рост замедляется, особенно в

возрасте от7 до 12 лет. И в период полового созревания вновь происходит его

усиленный рост.

Артерии у детей шире, чем у взрослых. Относительно большая масса сердца,

широкий просвет сосудов создают благоприятные условия для

кровообращения. Пульс у ребёнка значительно чаще, чем у взрослых.

Артериальное давление низкое. Это связано с меньшей нагнетательной силой

сердца и большой шириной просвета всей сосудистой системы. Артериальное

давление увеличивается более энергично в возрасте от 6 до 10 лет.

Не будем проводить статистику по заболеваниям в общей численности детей

страны, города, класса и т. д. хочется привести статистику одного детского сада.

По данным прошлого года, в результате обследования двух групп мы получили

следующие данные: из 52 детей нормальную стопу имели 36 человек;

наибольшие отклонения от нормы (I степень) – имели 10 человек; уплощённую

(II степень) – 2 человека и с плоской стопой – 4 человека. В процентном

соотношении это выглядело так:

С нормальной стопой – 69,1%

- I степень – 19,2%

- II степень – 4%

- III степень – 7,7%.

После проведённой работы, повторное обследование, в конце 2007-2008 года,

показало следующие результаты: из 52 детей (это общее количество детей двух

групп) с нарушениями в опорно-двигательном аппарате (плоскостопие) – 13

человек. Из них:

I степень – у 8 человек (15,4%)

II степень – у 2-х человек (3,8%)

III степень – 3 человека (5,8%).

Детей с нормальным сводом стоп – 39 (75%).

Плоскостопие – это вовсе не плоская стопа. У различных народов и рас есть

свои особенности построения скелета. Скажем, у представителей жёлтой расы

относительно короткие бёдра и голень, но высокий свод стопы, у негров – более

длинные ноги, но своды стопы низкие, однако плоскостопием и те, и другие

страдают не чаще белокожих.

В чём же дело? Если ответить одним словом – в стабильности. Если ответить в

нескольких словах, то плоскостопие – статическая деформация стоп,

характеризующаяся уплощением её сводов. Оно бывает продольное и

поперечное, часто встречаются и то и другое вместе.

Стопа амортизирует все нагрузки, сотрясения и удары при ходьбе, беге в

прыжках. Это обеспечивается за счёт её сводчатого строения. Различают

продольный и поперечный своды. Продольный свод легко определить, это

может сделать каждый, проведя рукой по внутреннему краю стопы. Он в какой-

то мере сохраняется даже при тяжёлых формах плоскостопия.

Поперечные своды стопы выражены в меньшей степени и, соответственно,

менее заметны взгляду непрофессионала.

По причинам, из-за которых происходит уплощение стопы, плоскостопие

делится на пять основных видов. У большинства встречается так называемое

статическое плоскостопие.

Отчего оно возникает? Иногда просто от врождённой слабости связок, от

наследственной субтильности что ли. Её ещё часто называют

«аристократической». Встречается, например, такие дамы, у которых тонкая

кость.

Но и у «ширококостных» особ статическое плоскостопие может наблюдаться –

чаще по причине, что «хорошего человека должно быть много».

У большинства толстяков своды стопы не выдерживают центнера (а то и

больше) живого веса. И в дополнение к проблемам с давлением, сердцем,

поджелудочной железой и печенью добавляется плоскостопие. Как правило, в

сочетании с болями в спине.

Ещё одна причина болезни – нерациональная обувь. Постоянное ношение

туфель на «шпильке» или на негнущейся «платформе» настолько извращает

биомеханику шага, что почти фатально приводит к данной форме этой болезни

стопы.

И ещё одно. Часто причиной болезни бывают и длительные нагрузки,

связанные с профессиональной деятельностью человека – «весь день на ногах».

Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:

• на подошве, в центре свода стопы и у внутреннего края пятки;

• на тыле стопы, в её центральной части, между ладьевидной и таранной

костями;

• под внутренней и наружной лодыжками;

• между головками предплюсневых костей;

• в мышце голени из-за их перегрузки;

• в коленном и тазобедренном суставах;

• в бедре из-за перенапряжения мышц;

• в пояснице на почве компенсаторного лордоза (прогиба).

Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха, иногда у лодыжки

появляется отёчность.

Ещё один вид этой болезни – травматическое плоскостопие. Как и следует из

названия, это результат травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной

кости, предплюсны и плюсны.

Следующий вид – врождённое плоскостопие.

Его не следует путать с «узенькой пяткой» аристократических леди»,

характерной для статического плоскостопия. Здесь причина иная.

У ребёнка до того, как он твёрдо встал на ноги, то есть лет до 3-4, когда

завершается формирование стопы, трудно оценить, насколько функциональны

её своды. Редко (в 2-3 случаях из ста, бывает так, что стопа не то чтобы слабая,

а просто плоская – как дощечка. Причиной может быть аномалия

внутриутробного развития ребёнка. Как правило у таких детей находят и другие

нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо

начать как можно раньше, в сложных случаях – вплоть до хирургического.

Рахитическое плоскостопие – не врождённое, а приобретённое в результате

неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина Д в

организме и, как следствие, недостаточным усвоением кальция – этого

«цемента» для костей. От первого вида рахитическое плоскостопие отличается

тем, что его можно предупредить, проведя профилактику рахита (солнце,

свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).

Паралитическая плоская стопа – результат паралича мышц нижних конечностей

и чаще всего последствие вялых (или периферических) параличей мышц, стопы

и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Часто человек и не догадывается, что у него плоскостопие.

Бывает, что вначале, уже при ярко выраженной болезни, он не испытывает

болей, а только жалуется на чувство утомления в ногах, проблемы при выборе

обуви. Но прежде боли при ходьбе становятся всё ощутимее в бедрах и

пояснице, икроножные мышцы напряжены, появляются натоптыши, костно-

рубцовые разрастания у основания большого пальца, деформация других

пальцев стопы.

Нельзя вылечить полболезни. Невозможно лечить плоскостопие, не замечая

причин его порождающих или ему сопутствующих.

Для начала нужно попробовать определить в условиях детского сада, семьи,

есть ли у вас плоскостопие.

Делается довольно просто. Берёте чистый лист бумаги, кладёте на пол.

Намазываете ступни каким-нибудь жирным кремом и встаёте на этот лист.

Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела

могла распределиться равномерно. На бумаге остаётся чёткий отпечаток вашей

стопы.

Берёте карандаш и проводите линию, соединив края подошвенного углубления.

Затем перпендикулярно этой линии проводите прямую, пересекающую

углубление стопы в самом глубоком месте.

Если отпечаток узкой части стопы занимает не более одной трети этой линии -

стопа нормальная. Если достигает середины линии – у вас плоскостопие и вам

не следует оттягивать с визитом к врачу.

У врача методики определения степени плоскостопия более сложные.

Деловая игра «Я – ортопед»

Компоненты игры:

1. Снятие плантограмм

2. Разделение на группы «ортопедов»

3. Разработка комплексов упражнений

4. Защита комплексов: аргументировать целесообразность

5. Подведение итогов игры

6. Чашка «Здоровья» (фиточай).

Рекомендации.

Лучшая обувь для больных плоскостопием – туфли из мягкой кожи на гибкой

подошве и на невысоком каблуке. Обувь при плоскостопии – дело важное. И

правильно выбирать её надо ещё с младенчества.

Мягкие пинеточки годятся только для грудничков. Когда ребёнок начинает

ходить, обувь у него должна быть соответствующей.

По каким же признакам выбирается хорошая обувь. Примите к сведению

следующие рекомендации.

• Всегда - кожаный верх. Желательно – кожаный низ (подошва);

• Каблук невысокий, у детской обуви он должен занимать по длине подошвы не

менее трети, чтобы поддерживать пятку и задний сегмент свода. Никаких

«платформ». Широкий носок;

• Подошва гибкая, это значит, что не только папа в силах её согнуть при

покупке, но и малыш при ходьбе.

• Хорошее качество кожи – отсутствие неприятного запаха, осыпаний

наружного слоя, трещин. Хорошо выделанная и окрашенная кожа не пачкает

руки, когда её выбирают и носки, когда её надевают. Это профилактика

аллергии, потёртостей и как ни странно – ортопедических болезней. Плохая

кожа плохо поддерживает стопу.

Если взрослые могут позволить себе роскошь – «страдать» согласно

французской пословице о красоте, то для детей красотой пусть будет удобство и

целесообразность.

Хочу акцентировать внимание на том, что поддержка сводов стопы при помощи

специальной обуви и ортопедических приспособлений – основа лечения

плоскостопия.

Поскольку плоскостопие – это пронация стопы, необходимо придать ей

противоположную направленность. И здесь очень важна роль этой, пассивной

поддержки, которую осуществляют коррегирующие стельки или супинаторы.

Плоскостопие вызывает как бы постоянное подвёртывание стопы внутрь.

Ортопедические приспособления (стельки, супинаторы, специальная обувь)

помимо разгрузки сводов выполняют ещё одну функцию – правильно

устанавливает стопу по оси.

Хорошая стелька – товар штучный, а значит дорогой. Она неповторима и

уникальная, как уникальна в этом мире ваша стопа и вы, её обладатель.

Стельки могут быть мягкими и жёсткими, на всю стопу или только под пятку,

компенсировать укорочение конечности или её «косолапость».

Жесткиё супинаторы изготавливаются из стали, графита или специальных

пластиков. Стальные коррегирующие стельки подходят тучным людям, чей вес

превышает сто килограммов. Жёсткие стельки удерживают своды в правильном

положении и, разгружая их, тем самым помогут ослабить боль от

перенапряжения связок, а также снять болезненное ощущение в косточке у

основания большого пальца.

Полужесткие стельки изготавливаются из гибких пластиков и помогают

ослабить напряжение мягких тканей стопы. Ноги в них – как в мягких тапочках

и не сильно ощущают удары стопы о землю.

Мягкие стельки помогают тем, кто страдает от натоптышей или мозолей на

подошвенной части стопы. Такие стельки – как подушка для стопы. Они

сделаны на специальной губчатой или вспененной основе.

И ещё один вид супинаторов – профилактические стельки. Их задача – помочь

нормальной стопе как можно дольше оставаться в прекрасном состоянии.

Стельки контролируют, чтобы не было ослабления сводов стопы, их сжатия.

Делают такие стельки из кожи, пробки, вспененного материала.

Какой из них выбрать, посоветует врач.

Плоскостопие – не относится к роковым недугам. Это не чума, не холера, не

СПИД, и не рак.

Попробуйте ужиться со своим недугом. Ведь это болезнь, с которой вам

придётся жить долго.

Запомните: чем раньше начать лечиться, тем лучше, но даже если болезнь

запущена, в любом возрасте можно сделать что-то полезное для вашей стопы.

Никакие самые хорошие методики обучения и воспитания не снимут с нас ответственность за судьбы

детей. Будет ребёнок здоров душой и телом – вырастет и возьмёт всё, что ему нужно. Из каких бы

хороших кирпичей мы ни строили здание, если фундамент плохой – здание разрушится.

Закладывайте крепкий фундамент!



В раздел образования