Напоминание

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ К.И.ЧУКОВСКОГО "ТАРАКАНИЩЕ"


Автор: Махаева Юлия Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Инженерно-техническая школа им.дважды Героя Советского Союза П.Р.Поповича"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Рецензия
Тема: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ К.И.ЧУКОВСКОГО "ТАРАКАНИЩЕ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ К.И.ЧУКОВСКОГО «ТАРАКАНИЩЕ»

Чуковский К. И. «Тараканище». Художник Н.Фаттахова.

С

давних

времен,

старая

добрая

бумажная

книга

считается

лучшим

источником

знания.

И

не

только

для

взрослых.

Интересные

сказочные

сюжеты,

которые

сопровождаются

красочными

иллюстрациями,

с

удовольствием воспринимаются малышом.

«Тараканище» - детская сказка в стихах К.И.Чуковского.

В основе композиции

- "страшная история" про «страшного великана-

таракана» В процессе развития сюжета друг друга сменяют два постоянных

мотива сказок К. Чуковского: страшное и смешное. И то, и другое - прежде

всего инструмент: напугать или рассмешить читателя - вовсе не самоцель.

Страх в его сказках становится средством воспитания в ребёнке способности

сочувствовать, сопереживать героям. Кроме того, читая эти сказки, ребёнок

учится свои страхи преодолевать, ведь тот мир, который раскрывает перед

ним автор, по определению добр. Не случайно эта

сказка завершается

картиной всеобщего веселья, праздника.

Начало произведения «Тараканище»: «Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперед», все звери «едут и смеются, пряники жуют»

характеризует оптимизм детей, что все в мире прекрасно. Вот оно - детское.

Мир звериный, рогатый, клыкастый, зубастый - занимает центральное место

в воображении человека первые десять лет его жизни. Очень страшный, если

бы не смешной.

Но вот атмосфера изначальной гармонии разрушается вторжением злого

персонажа: "Вдруг из подворотни Страшный великан, Рыжий и усатый Та-ра-

кан! Таракан, Таракан, Тараканище!"

Герой сказки «Таракан» олицетворяет зло и насилие. Интересно то, что сам

он жалкое, маленькое существо, однако он приводит в ужас всех зверей,

которые значительно страшнее самого таракана.

Смех у маленького слушателя вызывает трусливый крокодил, который со

страху «жабу проглотил», и быки и носороги, дрожащие за свою шкуру: "Но

быки и носороги, Отвечают из берлоги: "Мы врага бы - На рога бы, Только

шкура дорога, И рога нынче тоже не дешевы". Вызывает смех и слониха: А

слониха, вся дрожа, Так и села на ежа."

По народной волшебной сказке за переживанием опасности следует герой,

который

прекращает

все

беды.

Но

Чуковский,

следуя

детской

логике

в

соответствии с которой первая реакция ребенка на опасность - это желание

бежать, оградиться, спрятаться от страшного описывает: "И сидят и дрожат

Под кусточками, За болотными прячутся Кочками. Крокодилы в крапиву

Забилися, И в канаве слоны Схоронилися. Только и слышно, Как зубы стучат,

Только и видно, Как уши дрожат."

Замкнутое

пространство

создает

иллюзию

безопасности.

Главная

деятельность

детей

-

это

игра,

и

Чуковский,

изучая

детей,

создает

стихотворные формы, повторяющейся сюжетной схемой которых становятся

такие события: неожиданная опасность( появление Таракана) - бегство от

опасности

(все

животные

испугались

и

попрятались

)-

борьба

с

опасностью( звери сперва пытаются справиться с Тараканом): "И сказал

Гиппопотам Крокодилам и китам: "Кто злодея не боится И с чудовищем

сразиться,

Я

тому

богатырю

Двух

лягушек

подарю

И

еловую

шишку

пожалую!" "Не боимся мы его, Великана твоего: Мы зубами, Мы клыками,

Мы копытами его!" И весёлою гурьбой Звери кинулися в бой, Но, увидев

усача (Ай-ай-ай!), Звери дали стрекоча (Ай-ай-ай!). По лесам, по полям

разбежалися: Тараканьих усов испугалися."

Далее

следует

победа(

появление

воробья,

который

съедает

таракана)

-

всеобщий праздник( все звери радуются и хвалят воробья).В произведении

«Тараканище» можно заметить, что его главный герой не совсем похож на

героев

других

сказок,

таракан

оригинальнее

и

неповторимее.

Таракан

оказывается и не таким уж страшным. Из всех зверей, которые являются

сильнее,

больше,

справляется

с

тараканом

маленький

воробей,

который

слабее физически остальных зверей, читатель никак не мог предположить

такого поворота событий: "Только вдруг из-за кусточка, Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей Прилетает Воробей. Прыг да прыг! Да чик-чирик, Чики-

рики-чик-чирик! Взял и клюнул Таракана, Вот и нету великана. Поделом

великану досталося, И усов от него не осталося."

Затем

счастливая

концовка:

добро

побеждает

зло,

все

звери

радуются

и

ликуют.

Вообще эта книга

рекомендована для чтения детям младшего школьного

возраста, но я читала ее своему ребенку, когда она была еще совсем крохой,

сейчас ей 5 лет и эта книга до сих пор ее любимая.Думаю она прекрасно

подходит и для детей дошкольного возраста.

Теперь хочу сказать об иллюстрациях. Сегодня в каждом издании детской

литературы есть свои художники, которые занимаются созданием образов

будущих персонажей. Поэтому, одна и та же сказка, напечатанная в разных

изданиях, будет иметь совершенно разные картинки.

На страницах

этой

книги

жизнерадостные

герои,

причем

как

положительные,

так

и

отрицательные. Кроме этого, все

картинки

яркие, привлекают к себе

внимание

–поэтому

она

оставляет

хорошее

впечатление

у

маленького

читателя.

Издательство «Фламинго»,2007 г., 45 с.



В раздел образования