Автор: Уфимцева Лилиана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ,,Детский сад комбинированного вида №51,,
Населённый пункт: город Хотьково, Московской области
Наименование материала: Проект
Тема: ,,Перелетные птицы,,
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение ,,Детский сад
комбинированного вида № 51,,
Творческий проект
,,Что мы знаем о перелетных птицах?,,
Составила и реализовала:
Уфимцева Лилиана Юрьевна
воспитатель средней группы №5
Хотьково 2017
Цель: расширять знания детей о перелетных птицах.
Задачи:
Познавательное развитие:
Знакомить
детей
с
жизнью
перелетных
птиц
в
естественных
природных
условиях: питании, приспособлении к среде обитания.
Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.
Речевое развитие:
Активировать в речи названия птиц и птенцов.
Упражнять
в
использовании
сравнений,
подборе
определений
к
заданному
слову.
Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.
Продолжать
учить
слушать
сказки,
рассказы,
стихи,
загадки
о
птицах;
запоминать
небольшие
стихотворения,
самостоятельно
составлять
загадки-
описания.
Социально-коммуникативное развитие:
Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой
деятельности.
Развивать ролевое взаимодействие.
Художественно-эстетическое развитие:
Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные
особенности внешнего вида птиц.
Воспитывать
желание
слушать
музыкальные
произведения
о
птицах.
Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.
Физическое развитие:
Развивать
двигательную
активность
детей
через
подвижные
игры,
игровые
упражнения
Возраст участников проекта : дети 4-5 лет.
Состав проектной группы: воспитатель и воспитанники средней группы,
родители воспитанников.
Вид
проекта:
и н ф о рм а ц и о н н о
–
и с с л е д о в а т е л ь с к и й , групповой,
среднесрочный, творческий, межпредметный.
Сроки реализации проекта: с 17.04.2017г. - 28.04.2017г.
Проект разбит на четыре этапа -каждый включает в себя план деятельности по
дням.
Проблема проекта -осознание детьми значения птиц в природе.
Актуальность темы проекта:
Тема проекта
«Что
мы
знаем
о
перелетных
птицах?»
выбрана
нами
не
случайно. Ведь именно птицы окружают нас, принося людям пользу и радость.
В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания
дошкольников.
Как
свидетельствуют
орнитологи,
у
ребёнка
быстро
формируется
психологический
контакт
с птицами,
существами
активными,
привлекательными, подвижными. И мы, педагоги, совместно с родителями,
должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах,
их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром
природы.
Условиями
реализации проекта
являются:
систематизация
материала
по
т е м е «Перелетные
птицы»,
изучение
методической
литературы,
подбор
произведений
детской
литературы
по
программе,
обновление
развивающей
среды в группе. В создании развивающей среды принимают участие не только
педагоги, но и дети и их родители, что позволяет вызвать у всех интерес к
данной теме.
Ожидаемые результаты проекта:
1. В ходе реализации проекта расширять знания детей о птицах родного края,
их особенностях и значении в жизни человека и природы.
2. Повысить экологическую грамотность.
3. Пополнить методическим и дидактическим материалом базу экологического
содержания группы (конспекты занятий, дидактические игры, художественная и
методическая литература, аудио видеозаписи о птицах родного края).
4.
Эмоционально-доброжелательное,
гуманное
отношение
дошкольников
к
птицам и другим животным родного края.
1 этап-постановка целей и задач
Цель проекта:
расширение
и
углубление
представлений
детей
о перелетных
птицах
и
формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Задачи проекта:
1. Привлечь родителей к совместной деятельности. Изготовления родителями и
детьми кормушек и скворечников для птиц.
2.
Уточнить
внешние
признаки птиц,
особенности
внешнего
строения,
позволяющие летать.
3. Уточнить представления о перелетных птицах,
условиях их обитания, роли
человека в жизни птиц.
4. Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
5. Приучать детей заботиться о птицах.
2 этап-подготовительный
1. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Перспективное планирование проекта.
4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
5. Пополнение книжного уголка по теме ,,Перелетные птицы,,
6. Экскурсия в сквер.
7. Ежедневные наблюдения за птицами.
Формы реализации проекта:- интегрированные занятия;
- игры-ситуации;
- беседы;
- выставки рисунков и поделок;
- просмотр мультфильмов;
- викторина;
- консультации.
3 этап – работа над проектом.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
«Птичий двор».
Познавательное развитие
Д/игры «Один-много», «Сколько птиц прилетело?», «Счет птиц»,"Угадай птицу
по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Узнай по голосу», «Что едят
птицы».
Н/и «Разрезные картинки». «Перелетные птицы».
Беседы:
«Какие птицы к нам прилетели».
«Как мы о птицах заботимся?».
«Пользу или вред приносят птицы?».
«Меню птиц».
Речевое развитие:
Д/и «Назови одним словом»- учить обобщать по признакам
«Назови
ласково»-
учить
называть
существительные
в
уменьшительно-
ласкательной форме
«Птицы и их детеныши»- учить называть существительные множественного и
единственного числа
«Составь рассказ о птице»- развивать связную речь
Составление рассказа по схеме
Пальчиковые игры: «Птички» «Ласточка»
Стихи о перелетных птицах
Александрова А. «Скворцы»,
В. Берестов «Птицы»
А. Барто «Журавли».
Г. Ладонщиков «Скворцы»
Рассказы: Куприн А. И. «Скворцы»
«Песня скворца»
Соколов-Микитов И. С. «Жаворонок»
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка»,
Чтение сказки В. Даля «Ворона»,
Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится»,
«У каждой пташки свои замашки»,
поговорки, пословицы о птицах
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: "Грачи прилетели".
Аппликация: «Весенний пейзаж»
Лепка: «Жаворонок».
Конструирование из бумаги (оригами): «Грачи»
Коллективная работа (конструирование) «Скворечники для птиц»
Музыкальная презентация для детей: «Угадай по голосу»
Физическое развитие
П/игры «Птички в гнёздышке» «Лягушки и цапля» «Совушка»
Физминутки «Аист», «Птица», «Лебеди»
4 этап – презентация проекта (аналитический)
1. Обсуждение, как разместить результаты (кормушки и скворечники ) .
2. Разучивание стихов к музыкальному развлечению
3. Презентация «Перелетные птицы»
Продукт проекта:
1. Картотека по теме «Перелётные птицы»
2. Выставка кормушек и скворечников детей и взрослых.
3. Выставка коллективных работ: ,,Скворечники для птиц,, и ,,Грачи прилетели,,
4. Подборка детской литературы по теме «Птицы».
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важная проблема на
современном
этапе.
С
каждым
годом
её
значение
становится
всё
сильнее.
Современные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой могут
быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения
всех
людей,
повышая
их
экологическую
грамотность
и
культуру.
Началом
формирования
экологической
направленности
личности
по
праву
считается
дошкольное
детство.
Давно
отмечено,
что
если
не
вести
серьёзную,
углублённую работу в этом направлении, то жестокое поведение детей по
отношению к живым существам (отрывание лапок у насекомых, раздавливание
мелких
животных,
ломание
веток,
вытаптывание
трав,
цветов,
загрязнение
природы
бытовым
мусором,
пожары
и
т.
д.)
закрепляется
и
остаётся
у
некоторых
на
всю
оставшуюся
жизнь.
Особенно
важно
решить
задачи
по
экологическому воспитанию дошкольников на знакомом, близком им материале:
животные родного края.
Дети в дошкольном возрасте уже по природе своей исследователи. С большим
интересом
они
участвуют
в
самой
разнообразной
исследовательской
деятельности.
Неумолимая
жажда
новы
впечатлений,
любознательность,
постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать
истину распространяются на все сферы деятельности. Важно не дать этому
стремлению
угаснуть:
чем
насыщеннее
и
разнообразнее
деятельность,
тем
более она значима для ребёнка и отвечает его природе.
И
только
тогда,
когда
ребёнок
путём
собственной
поисковой
деятельности
узнает больше об определённом виде животного, особенно редкого, «проживёт»
с ним часть жизни, только тогда можно говорить о воспитании у ребёнка
гуманных чувств, осознанно-бережного отношения к природе.
Результаты проекта:
1. В реализации проектной деятельности дети научились:
- задавать вопросы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- сочинять сказки, истории о птицах.
знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Что такое перелетные птицы?» у детей
развивалась связная речь.
4. Дети научились подкармливать птиц. У многих детей появилось заботливое
отношение к птицам.
5. Повысился познавательный интерес у детей.
-Участие
в проекте
70
%
семей.
Родители
изготовили
вместе
с
детьми
скворечники и кормушки, повесили их на территории детского сада.
-Заинтересованность
детей
темой
о птицах,
проявление
их
познавательной
активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и
делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
-Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно
нарисованные рисунки о птицах.
-Рассказы детей о наблюдении за птицами.
-Выставка подобранных фотоматериалов, рисунков и поделок о птицах.
-Обыгрывание
в
детском
саду
сюжетно
–
ролевой
игры «Как
мы птиц
встречали».
-Инициативное
конструирование
детьми
из
строительного
материала,
конструктора,
бумаги
скворечников
по
своему
представлению,
проявление
творчества и детальности в работе.
-Организация
выставки
рисунков
и
работ
детей:
«Птицы
весной»,
лепка
«Жаворонок», аппликация «Скворечник», оригами «Грачи».