Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Алтайский край, Ключевской район, с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: Система коррекционной работы со слабоуспевающими детьми с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное
Система
коррекционной
работы
со
слабоуспевающими
учащимися
с
ОВЗ.
Коррекционная работа в школе - интернате направлена на создание системы
комплексной
помощи
обучающимся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) в
освоении
адаптированной
основной
общеобразовательной программы и должна обеспечивать:
- создание в учреждении специальных условий обучения, воспитания,
позволяющих
учитывать
особые
образовательные
потребности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
посредством
индивидуализации
и
дифференциации образовательного
процесса;
- дальнейшую социализацию, адаптацию и интеграцию детей с особыми
образовательными потребностями.
Актуальность
коррекционной
работы
состоит
в
том,
что
неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной
педагогике. О степени цивилизованности общества можно судить по тому,
какую оно берет на себя ответственность за уровень обучения и воспитания
подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости- важнейшая задача
теоретической и практической педагогики.
Число
неуспевающих
детей
из
года
в
год
возрастает,
так
как
увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная
наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические
заболевания
у
родителей,
неблагоприятные
экологические
ситуации,
алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический
микроклимат в семье.
Ещё
древние
мудрецы
говорили:
«Увидеть
и
понять
проблему
–
наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в
тебе
самом».
Актуальная
задача
нашей
школы
–
«не
потерять»,
«не
упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
В
коррекционной
работе
планируется
не
столько
достижение
отдельного
результата,
сколько
создание
условий
для
улучшения
возможностей развития ребенка в целом. Можно выделить две формы
коррекционного
воздействия:
симптоматическую,
построенную
в
соответствии с выделенными симптомами отклонений в развитии, и
коррекционную, направленную на источники и причины отклонений в
развитии. Вторая форма имеет безусловный приоритет перед первой.
Основной
принцип организации
коррекционной
направленности
учебно-
воспитательного процесса предполагает активное воздействие на сенсорное,
умственное и речевое развитие детей.
Цель
коррекционной
работы
в
школе
-
интернате-обеспечение
удовлетворения
особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимой
коррекции недостатков в психическом и физическом развитии.
Задачи коррекционной работы:
-Осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-
педагогической
поддержки
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе обучения.
- Организация индивидуальных и групповых занятий
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-
Развитие
и
совершенствование
грамматического
строя
речи.
Развитие
связной
речи.
Коррекция
недостатков
звукопроизношения
и
письменной
речи;
-
Формирование
учебной
мотивации,
стимуляции
интеллектуальных
процессов;
- Содействие социальной адаптации и профессиональной ориентации
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Психолого-педагогическое обеспечение реализации коррекционной
работы в школе - интернате включает:
- оптимальный режим учебных нагрузок;
-
учет
индивидуальных
особенностей
учащегося,
соблюдение
охранительного
режима,
использование
современных
педагогических
технологий, повышение эффективности образовательного процесса;
-введение
в
содержание
обучения
специальных
коррекционных
предметов:«Ритмика»,
«Логопедические занятия», «Психо-коррекционные
занятия»;
В
нашей
школе
построена
и
успешно
осуществляется
система
коррекционной
работы
с
обучающимися.
Проводятся
индивидуальные
и
групповые логопедические и психо-коррекционные занятия с применением
различных
методов
и
приёмов
обучения.
На
логопедических
занятиях
используются
электронные
тренажёры
при
постановке,
автоматизации
и
дифференциации звуков, различный игровой и дидактический материал с
использованием
ИКТ;
для
активизации
речедвигательной
активности
применяется
метод
кинезиологии.
Кинезиология —
наука
о развитии
умственных
способностей
и физического
здоровья
через
определенные
двигательные упражнения. Основная идея, на которой построена гимнастика
мозга —
это
связь
и влияние
в процессе
обучения
друг
на
друга
трех
элементов:
мозга,
тела
и эмоций.
В
основе
этого
метода-подвешенная
к
потолку мягкая игрушка. Кроме того, на групповых занятиях с младшими
школьниками
используются
элементы
логоритмики,
что
благоприятно
сказывается
на
общем
речевом
развитии.
Так
же
занятия
проводятся
с
применением здоровьесберегающих технологий, прочно обосновавшихся в
нашей
школе.
Для
достижения
положительных
результатов
по
развитию
устной и письменной речи слабоуспевающих детей, кроме общей рабочей
программы,
составлены
индивидуальные
дополнительные
планы
коррекционной работы.
Расписание
логопедических
и
психо-коррекционных
занятий
составлено
таким
образом,
чтобы
избежать
физических
и
психо-эмоциональных
перегрузок детей.
Ритмика – это музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью
активизировать восприятие детей через движение. Содержанием работы на
уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность. Дети учатся
слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать,
играть на простейших музыкальных инструментах. Поэтому, при условии
правильной
постановки
ритмического
воспитания
и
обучения
детей
с
интеллектуальной
недостаточностью,
осуществляется
коррекция
и
компенсация
нарушений
моторики
и
физического
развития,
укрепляется
здоровье. Ритмические занятия помогают учащимся с проблемами в развитии
успешнее
овладевать
двигательными
действиями
в
труде
и
в
быту,
способствуют коррекции двигательных недостатков и эмоциональной сферы.
Всё это успешно осуществляется в нашей школе. Коррекционная работа
направлена
также
на
воспитание
у
каждого
ребенка
эстетических,
нравственных
и
умственных
качеств,
в
ходе
её
реализации
развивается
познавательный
интерес,
память,
вырабатывается
устойчиво сть
произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.
Успешная организация учебной работы и активизация учения школьников
немыслимы
без
чуткого
отношения
к
ним
и
умелого
индивидуального
подхода.
Основной задачей каждой школы должна стать, может быть, незаметная, но
умно
выстроенная
коррекционная
работа,
которая
позволит
по
ходу
педагогического процесса исключать все сложности, возникающие у детей в
процессе обучения. Обучение обязательно должно быть успешным для всех
учащихся. Педагог должен помочь каждому учащемуся учиться, т.к. он сам
выбрал
эту
профессию.
Долг
педагога
–
средствами
своего
предмета
предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся
и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению
обучения.