Напоминание

Система коррекционной работы со слабоуспевающими детьми с ОВЗ


Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Алтайский край, Ключевской район, с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: Система коррекционной работы со слабоуспевающими детьми с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Система

коррекционной

работы

со

слабоуспевающими

учащимися

с

ОВЗ.

Коррекционная работа в школе - интернате направлена на создание системы

комплексной

помощи

обучающимся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) в

освоении

адаптированной

основной

общеобразовательной программы и должна обеспечивать:

- создание в учреждении специальных условий обучения, воспитания,

позволяющих

учитывать

особые

образовательные

потребности

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

посредством

индивидуализации

и

дифференциации образовательного

процесса;

- дальнейшую социализацию, адаптацию и интеграцию детей с особыми

образовательными потребностями.

Актуальность

коррекционной

работы

состоит

в

том,

что

неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной

педагогике. О степени цивилизованности общества можно судить по тому,

какую оно берет на себя ответственность за уровень обучения и воспитания

подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости- важнейшая задача

теоретической и практической педагогики.

Число

неуспевающих

детей

из

года

в

год

возрастает,

так

как

увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная

наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические

заболевания

у

родителей,

неблагоприятные

экологические

ситуации,

алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический

микроклимат в семье.

Ещё

древние

мудрецы

говорили:

«Увидеть

и

понять

проблему

наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в

тебе

самом».

Актуальная

задача

нашей

школы

«не

потерять»,

«не

упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

В

коррекционной

работе

планируется

не

столько

достижение

отдельного

результата,

сколько

создание

условий

для

улучшения

возможностей развития ребенка в целом. Можно выделить две формы

коррекционного

воздействия:

симптоматическую,

построенную

в

соответствии с выделенными симптомами отклонений в развитии, и

коррекционную, направленную на источники и причины отклонений в

развитии. Вторая форма имеет безусловный приоритет перед первой.

Основной

принцип организации

коррекционной

направленности

учебно-

воспитательного процесса предполагает активное воздействие на сенсорное,

умственное и речевое развитие детей.

Цель

коррекционной

работы

в

школе

-

интернате-обеспечение

удовлетворения

особых

образовательных

потребностей

обучающихся

с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимой

коррекции недостатков в психическом и физическом развитии.

Задачи коррекционной работы:

-Осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-

педагогической

поддержки

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) в процессе обучения.

- Организация индивидуальных и групповых занятий

для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

-

Развитие

и

совершенствование

грамматического

строя

речи.

Развитие

связной

речи.

Коррекция

недостатков

звукопроизношения

и

письменной

речи;

-

Формирование

учебной

мотивации,

стимуляции

интеллектуальных

процессов;

- Содействие социальной адаптации и профессиональной ориентации

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Психолого-педагогическое обеспечение реализации коррекционной

работы в школе - интернате включает:

- оптимальный режим учебных нагрузок;

-

учет

индивидуальных

особенностей

учащегося,

соблюдение

охранительного

режима,

использование

современных

педагогических

технологий, повышение эффективности образовательного процесса;

-введение

в

содержание

обучения

специальных

коррекционных

предметов:«Ритмика»,

«Логопедические занятия», «Психо-коррекционные

занятия»;

В

нашей

школе

построена

и

успешно

осуществляется

система

коррекционной

работы

с

обучающимися.

Проводятся

индивидуальные

и

групповые логопедические и психо-коррекционные занятия с применением

различных

методов

и

приёмов

обучения.

На

логопедических

занятиях

используются

электронные

тренажёры

при

постановке,

автоматизации

и

дифференциации звуков, различный игровой и дидактический материал с

использованием

ИКТ;

для

активизации

речедвигательной

активности

применяется

метод

кинезиологии.

Кинезиология —

наука

о развитии

умственных

способностей

и физического

здоровья

через

определенные

двигательные упражнения. Основная идея, на которой построена гимнастика

мозга —

это

связь

и влияние

в процессе

обучения

друг

на

друга

трех

элементов:

мозга,

тела

и эмоций.

В

основе

этого

метода-подвешенная

к

потолку мягкая игрушка. Кроме того, на групповых занятиях с младшими

школьниками

используются

элементы

логоритмики,

что

благоприятно

сказывается

на

общем

речевом

развитии.

Так

же

занятия

проводятся

с

применением здоровьесберегающих технологий, прочно обосновавшихся в

нашей

школе.

Для

достижения

положительных

результатов

по

развитию

устной и письменной речи слабоуспевающих детей, кроме общей рабочей

программы,

составлены

индивидуальные

дополнительные

планы

коррекционной работы.

Расписание

логопедических

и

психо-коррекционных

занятий

составлено

таким

образом,

чтобы

избежать

физических

и

психо-эмоциональных

перегрузок детей.

Ритмика – это музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью

активизировать восприятие детей через движение. Содержанием работы на

уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность. Дети учатся

слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать,

играть на простейших музыкальных инструментах. Поэтому, при условии

правильной

постановки

ритмического

воспитания

и

обучения

детей

с

интеллектуальной

недостаточностью,

осуществляется

коррекция

и

компенсация

нарушений

моторики

и

физического

развития,

укрепляется

здоровье. Ритмические занятия помогают учащимся с проблемами в развитии

успешнее

овладевать

двигательными

действиями

в

труде

и

в

быту,

способствуют коррекции двигательных недостатков и эмоциональной сферы.

Всё это успешно осуществляется в нашей школе. Коррекционная работа

направлена

также

на

воспитание

у

каждого

ребенка

эстетических,

нравственных

и

умственных

качеств,

в

ходе

её

реализации

развивается

познавательный

интерес,

память,

вырабатывается

устойчиво сть

произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.

Успешная организация учебной работы и активизация учения школьников

немыслимы

без

чуткого

отношения

к

ним

и

умелого

индивидуального

подхода.

Основной задачей каждой школы должна стать, может быть, незаметная, но

умно

выстроенная

коррекционная

работа,

которая

позволит

по

ходу

педагогического процесса исключать все сложности, возникающие у детей в

процессе обучения. Обучение обязательно должно быть успешным для всех

учащихся. Педагог должен помочь каждому учащемуся учиться, т.к. он сам

выбрал

эту

профессию.

Долг

педагога

средствами

своего

предмета

предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся

и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению

обучения.



В раздел образования