Напоминание

Инновационные технологии


Автор: Удодова Наталья Алексанровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ Павловский детский сад №8
Населённый пункт: г.Павловск Воронежская область
Наименование материала: доклад
Тема: Инновационные технологии
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад на тему: «Инновационные технологии».

Что же такое «Инновационная деятельность»?»

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое

по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В

целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация -

это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма,

элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и

имеет

широкий

смысловой

диапазон.

Это

целенаправленная

педагогическая

деятельность,

основанная

на

осмыслении

собственного

педагогического

опыта

при

помощи

сравнения

и

изучения

учебно-воспитательного

процесса

с

целью

достижения

более

высоких

результатов,

получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по

планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества

образования.

Это

социально-педагогический

феномен,

отражающий

творческий

потенциал

педагога.

Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин

того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по

педагогике

так

трактует

этот

термин:

«Педагогическая

инновация

-

нововведение

в

педагогическую

деятельность, изменение

в

содержании

и

технологии обучения

и

воспитания,

имеющие целью повышение их эффективности».

М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл:

«Инновация

относится

не

только

к

созданию

и

распространению

новшеств,

но

и к

преобразованиям,

изменениям

в

образе

деятельности,

стиле

мышления,

который

с

этими

новшествами связан».

Авторы работ по педагогической инноватике М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, С.Д. Поляков,

В.М.

Полонский,

М.М.

Поташник,

Н.Р.

Юсуфбекова

и

другие

понятие

«новое

в

педагогике»

соотносят

с

такими

характеристиками,

как полезное,

прогрессивное,

положительное,

современное, передовое.

Не смотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является

прогрессивное начало в развитии ОУ по сравнению со сложившимися традициями и массовой

практикой.

В связи с этим на первый план выходит задача создания новых по содержанию и

идеологии

диагностико-развивающих

центров,

региональных

центров

управления

развитием

образования, которые смогли бы взять на себя целый ряд важнейших функций образовательной

системы,

остающихся

на

сегодняшний

день

нереализованными.

В

этом

видится

сегодня

эффективный путь сближения науки и педагогической практики.

Основные параметры развития потенциала личности:

- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное -

проектировать и моделировать их в практических формах;

-

открытость

личности

новому,

отличному

от

своих

представлений,

что

базируется

на

толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

- культурно-эстетическая развитость и образованность;

-

готовность

совершенствовать

свою

деятельность,

наличие

внутренних,

обеспечивающих

эту

готовность средств и методов;

-

развитое

инновационное

сознание

(ценность

инновационной

деятельности

в

сравнении

с

традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать

сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность,

умение

выдерживать

действие

сильных

раздражителей,

высокий

эмоциональный

статус,

готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми

методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины

недостатков).

Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает

наличие

определенной

степени

свободы

действий

у

соответствующих

субъектов.

В

силу

специфики

новаторской,

поисковой

работы

она

осуществляется

очень

часто

на

ощупь,

за

пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться

действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять исследователю, новатору,

полагая,

что

в

процессе

свободного

поиска

истины,

новых

решений

и

способов

реализации

стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести

ущерб

интересам

общества.

Следовательно,

свобода

творчества

должна

сопрягаться

с

высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.

Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога

являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно

разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества.

Литература

1. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу

«Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с. 16 – 21.

2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.

4.

Курманова

Э.А.

Инновационная

стратегия

развития

колледжа.

Среднее

профессиональное

образование, № 3, 2011, с. 28 – 30.

5. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.

7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

8. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.

9.

Солодухина

О.А.

Классификация

инновационных

процессов

в

образовании.

Среднее

профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.



В раздел образования