Автор: Черепанова Галина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 9
Населённый пункт: Воронеж,Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: Современное декоративно-прикладное искусство России
Раздел: дополнительное образование
Современное декоративно – прикладное искусство России
Духовные богатства народа - это исторические и художественные ценности, которые постоянно
пополняются новыми произведениями искусства современных мастеров и выступают единым целостным
процессом развития русской культуры. Особое место в нем занимает декоративно-прикладное искусство.
Современное декоративно-прикладное искусство России отражает преемственность и развитие
художественных традиций, высвечивают тонкую связующую нить времён и поколений мастеров-хранителей
бесценного художественного наследия.
Многие направления декоративного искусства подверглись серьёзной эволюции, а творческий потенциал
расширился за счёт участия в художественных процессах непрофессиональных исполнителей, а так же с
переориентацией профессионалов с выставочных и музейно-эксклюзивных образцов на салонные изделия и
предметы для частного интерьера и арт-дизайн. Современное декоративно-прикладное искусство очень
разнообразно – это керамика и художественное стекло, литье и ковка металла, гобелен и батик,
художественное шитье и. роспись матрешек Широкую популярность приобрели пэчворк, бисероплетение и
художественная кукла.
Батик.
«Замок» Текстиль (батик)2009 Василий Ярмин
Художественная роспись по ткани, имеющая в России устойчивые традиции и получившая широкое
распространение в 1970–1980-е годы в декоративно-оформительских работах, при создании станковых форм
и массовых фабричных изделий — товаров народного потребления, сохранила господствующую позицию
среди декоративных искусств, получив при этом обобщенное современное определение «батик»
. Одновременно такие приемы росписи как классический (горячий) и холодный батик и свободная роспись,
уже в начале 90-х годов дополнились красочной печатью с клише, свободным напылением красок на ткань
аэрографом и через трафарет, нанесением линейного и штрихового графического рисунка и применением
акриловых красок и рельефных паст. В настоящее время художники для создания станковых произведений и
оригинальных модельных тканей начали использовать цветную принтерную печать по авторским рисункам и
фотографиям, обработанным с помощью цифровых технологий
Пейзажи цветы, портреты, великолепные натюрморты, панно, созданные художниками,
необыкновенно красивы. Они сочные, светлые и солнечные.
Гобелен.
«Город мечты» Гобелен Светлана Синяева
Гобелены — тематические и декоративные стенные композиции, выполненные по классической технологии
плетения шпалеры из окрашенных шерстяных, льняных, хлопчатобумажных и синтетических нитей, уже в
конце 1980-х годов обрели среди авторов-приверженцев малую камерную форму, получившую наименование
мини-гобелена. В условиях отсутствия государственного заказа в 90-е годы на смену большеформатным
гобеленам пришли работы среднего формата, ориентированные на частного заказчика, а мини-гобелен стал
популярной декоративной формой, сохранившей классическую технологию плетения.
В настоящее время гобелен является одной из немногих областей декоративного искусства, базирующихся
на ручной технике исполнения. В авторском художественном текстиле применяются старинные техники
декорирования ткани, либо в традиционном виде, либо трансформированные с учетом современных
тенденций и технологий. Однако, наряду с текстильной нитью, используются разнообразные материалы:
металл, стекло, пластики, керамику, бумагу, конский волос и другие (такие гобелены получили название
таписерия).
Компьютерная технология используется и для создания оригинальных текстильных большеформатных
композиций, вытканных из шерстяных, шелковых и синтетических нитей, в основе которых лежат авторские
проекты, использующие графические и живописные изображения, фотографии и цифровой монтаж. Эти
композиции, близкие технике исполнения к машинным жаккардовым гобеленам и тканям, не получили еще
своего окончательного определения и носят условное наименование «компьютерных гобеленов.
Художественное стекло.
Художественное стекло начала ХХI века остается одной из самых живых и развивающихся областей
декоративного искусства. Пережив многочисленные утраты технологий, сложившихся за десятилетия, в связи
с ликвидацией крупных производств и переходом к студийной форме изготовления авторских образцов, оно
успешно продолжает играть ведущую роль в декоративном искусстве России.
Работа художника – стекольщика сложна. Она требует высокого мастерства и чувства материала.
Отдельные формы и целые декоративные композиции рождаются у раскалённой стеклоплавильной печи.
Выдувное стекло, получаемое ручным способом, называют – гутное стекло.
Гутное стекло.
Рост интереса к частному интерьеру, желание владельцев придать ему индивидуальный характер за счет
включения оригинальных декоративных элементов, способствовал популярности росписи по стеклу, витража
и техники цветного стекла — «тиффани».
Забавные фигурки, выполненные в технике Тиффани, от Пальмира Арт
Новыми развивающимися и совершенствующимися технологиями ХХI века стало спекание пластин стекла —
фьюзинг с целью создания многослойных композиций и изготовление объемных художественных моделей по
технологии Pate de Verre из стеклянных фритов, осуществляемые в специальных электрических печах.
Получаемый результат – необычайно красив.
По-прежнему остается востребованным сделанные художниками оригинальные авторские настольные
композиций, елочные украшения, сувенирная продукция и, особенно, бижутерия.
Часы в технике фьюзинг выполнены Татьяной Петровой:
Художественная ковка и литьё.
Художественная ковка — это самый распространенный способ художественной обработки металла. Тысячи
лет человек делает и пользуется коваными изделиями. Даже в 21 столетии высоких технологий трудно
придумать что-либо более красивое и надежное.
Кованое железо имеет давнюю традицию использования в архитектуре и является важной частью любой
архитектурной
среды.
Область
его
применения
чрезвычайно
широка
и
эффективность
использования
обусловлена не только долговечностью, но и высоким художественным потенциалом. Кованые предметы,
конструкции или разные функциональные детали великолепно сочетаются с любой архитектурой, придавая
ей выразительность и неповторимую индивидуальность.
Именно это сочетание эстетики и прочности «металлического кружева» позволило древнему ремеслу не
просто пережить века, но и вернуть себе заслуженную популярность.
Художественная ковка.
Искусство художественное литья - скульптуры из металла – это ,что ни на есть, классика жанра в своем роде.
Если пересмотреть историю возникновения ремесла « художественное литье», то понимаешь, что ремесло
это одно из первых, возникших на земле. Раскалённая масса металла заливается в специальные формы, в
которых она, остывая приобретает форму будущего изделия.
Новое время ставит новые задачи. Бурное развитие ландшафтного искусства вызывает огромный спрос на
новую садово-парковую скульптуру. Не обойтись русскому человеку и без колоколов.
Бисероплетение.
Бисероплетение возникло в Древнем Египте, его история насчитывает почти 6 тысяч лет, Сегодня
полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным
традициям, многие мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок. Изготовленные ими
современные украшения из бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой,
дополняя и украшая ее.
Украшение из бисера
Мастера создают из бисера не только бижутерию и аксессуары. Сделанные в технике бисероплетения цветы,
бонсаи, миниатюрные скульптуры могут послужить интересными интерьерными аксессуарами, сувенирами и
подарками к праздникам.
Печворк.
Пэчворк завоевал души не только поклонников уличной моды, но и дизайнеров с мировыми именами.
Фееричное сочетания красок и оттенков различных, на первый взгляд рисунков, создают новые потрясающие
произведения искусства моды. И талантливые авторы изделий ручной работы, и дизайнеры покоряют сердца
своих поклонников модным трендом под названием Пэчворк
Классическое лоскутное шитье геометрического рисунка, характерной особенностью которого были скрытые
швы и наличие внешней прострочки, дополнилось аппликацией из ткани и кружева, нашитой тесьмой,
шнуром и другими элементами, что позволило авторам создавать разнообразные текстильные декоративные
и тематические картины и панно. В настоящее время лоскутное шитье остается одной из популярных
областей декоративного искусства. Мастерицы создают не только традиционные покрывала и наволочки, но
и сумки, пеналы и др.
Покрывало.
Текстильная кукла.
Тряпичная кукла – это наша история, традиция, культура. Она имела несколько назначений и была
неотъемлемой частью быта людей. Жанр авторской куклы в современном мире прикладного искусства стал
чрезвычайно популярным. Она стала объектом внимания и интереса коллекционеров многих стран, а
специализированные выставки собирают все больше посетителей. В огромном многообразном и
необыкновенно богатом «кукольном» мире каждый может найти и почувствовать в именно свою куклу,
неповторимою и прекрасную…
Текстильная скульптура Татьяна Овчинникова
Текстильная скульптура, получившая признание в начале 2000-х годов. Ранее это направление развивалось
в тесной связи с нетканым гобеленом, в котором рельефные и объемные элементы соседствовали с
аппликацией, а также с текстильной художественной куклой. Сегодня скульптура из текстиля приобрела
самостоятельный характер и стала одной из областей декоративного искусства, где наряду со станковыми
формами, авторами создаются многофигурные композиции, трехмерные интерьерные объекты и
текстильные инсталляции.
«Скрипач» (папье-маше) Ольга Егупец
Самым молодым направлением декоративного искусства России стала художественная кукла. До конца
1980-х годов кукла изготавливалась массовым тиражом и была игровой или сувенирной, а авторами ее
выступали художники, работающие на фабриках игрушки и на предприятиях народных художественных
промыслов. На рубеже 80-х–90-х годов в эту область пришли скульпторы, театральные художники и
модельеры. Их усилиями в декоративном искусстве сформировалось самостоятельное направление, которое
в настоящее время представлено оригинальными авторскими работами из фарфора или специального
пластика, папье-маше, дерева и текстиля, имеющими преимущественно выставочно - коллекционный
характер.
«Лара» (текстиль) Елена Коган
Керамика.
Художественная керамика пережила за последние два десятилетия несколько периодов общественного
интереса. В 1990-е годы с распадом крупных производств и организацией малых предприятий и мастерских,
в условиях сравнительно дешевых энергоносителей, художники обратились к созданию разнообразной
керамической скульптуры малых форм, декоративных панно, расписной майоликовой посуды, сувениров,
глиняной игрушки, фарфоровых изделий с подглазурной кобальтовой росписью и оригинальных авторских
композиций, выполненных надглазурными красками по фарфоровому белью.
Керамисты в своей работе ориентируются как на традиции, так и на новые концепции, используя все
средства, которые могут быть полезны для воплощения их творческой идеи в жизнь.Так, многие мастера при
декорировании керамических изделий эксперементируют с такими материалами, как стекло, металл,
пластмасса, а иногда даже обращаются к иным видам икусства, например к фотографии. И сегодня
художественная керамика, оставаясь по-прежнему востребованной и продолжая многовековые традиции,
получает новое звучание. Обращение к традиционной керамике служит для многих художников поводом для
размышления и отправной точкой для создания нового художественного языка.
Традиции и новизна, красота и польза сочетаются в современных работах гжельских мастеров.
Современные работы художников Гжели Фарфоровая Россия Андрея Черкасова
Современное декоративно-прикладное искусство народов России переживает период активных творческих
поисков. Искусство, находясь в постоянном развитии, отражает мировоззрение общества в целом, и
оказывает на него сильное влияние.
Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного
искусства в то же время как бы поглощаются ею. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических
свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки непосредственное изучение традиций
народов, постижение основ мастерства, воспитание вкусовых ориентиров, проектирование авторских
изделий и коллекций – важнейшая задача художника.