Напоминание

Современное декоративно-прикладное искусство России


Автор: Черепанова Галина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 9
Населённый пункт: Воронеж,Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: Современное декоративно-прикладное искусство России
Раздел: дополнительное образование





Назад




Современное декоративно – прикладное искусство России

Духовные богатства народа - это исторические и художественные ценности, которые постоянно

пополняются новыми произведениями искусства современных мастеров и выступают единым целостным

процессом развития русской культуры. Особое место в нем занимает декоративно-прикладное искусство.

Современное декоративно-прикладное искусство России отражает преемственность и развитие

художественных традиций, высвечивают тонкую связующую нить времён и поколений мастеров-хранителей

бесценного художественного наследия.

Многие направления декоративного искусства подверглись серьёзной эволюции, а творческий потенциал

расширился за счёт участия в художественных процессах непрофессиональных исполнителей, а так же с

переориентацией профессионалов с выставочных и музейно-эксклюзивных образцов на салонные изделия и

предметы для частного интерьера и арт-дизайн. Современное декоративно-прикладное искусство очень

разнообразно – это керамика и художественное стекло, литье и ковка металла, гобелен и батик,

художественное шитье и. роспись матрешек Широкую популярность приобрели пэчворк, бисероплетение и

художественная кукла.

Батик.

«Замок» Текстиль (батик)2009 Василий Ярмин

Художественная роспись по ткани, имеющая в России устойчивые традиции и получившая широкое

распространение в 1970–1980-е годы в декоративно-оформительских работах, при создании станковых форм

и массовых фабричных изделий — товаров народного потребления, сохранила господствующую позицию

среди декоративных искусств, получив при этом обобщенное современное определение «батик»

. Одновременно такие приемы росписи как классический (горячий) и холодный батик и свободная роспись,

уже в начале 90-х годов дополнились красочной печатью с клише, свободным напылением красок на ткань

аэрографом и через трафарет, нанесением линейного и штрихового графического рисунка и применением

акриловых красок и рельефных паст. В настоящее время художники для создания станковых произведений и

оригинальных модельных тканей начали использовать цветную принтерную печать по авторским рисункам и

фотографиям, обработанным с помощью цифровых технологий

Пейзажи цветы, портреты, великолепные натюрморты, панно, созданные художниками,

необыкновенно красивы. Они сочные, светлые и солнечные.

Гобелен.

«Город мечты» Гобелен Светлана Синяева

Гобелены — тематические и декоративные стенные композиции, выполненные по классической технологии

плетения шпалеры из окрашенных шерстяных, льняных, хлопчатобумажных и синтетических нитей, уже в

конце 1980-х годов обрели среди авторов-приверженцев малую камерную форму, получившую наименование

мини-гобелена. В условиях отсутствия государственного заказа в 90-е годы на смену большеформатным

гобеленам пришли работы среднего формата, ориентированные на частного заказчика, а мини-гобелен стал

популярной декоративной формой, сохранившей классическую технологию плетения.

В настоящее время гобелен является одной из немногих областей декоративного искусства, базирующихся

на ручной технике исполнения. В авторском художественном текстиле применяются старинные техники

декорирования ткани, либо в традиционном виде, либо трансформированные с учетом современных

тенденций и технологий. Однако, наряду с текстильной нитью, используются разнообразные материалы:

металл, стекло, пластики, керамику, бумагу, конский волос и другие (такие гобелены получили название

таписерия).

Компьютерная технология используется и для создания оригинальных текстильных большеформатных

композиций, вытканных из шерстяных, шелковых и синтетических нитей, в основе которых лежат авторские

проекты, использующие графические и живописные изображения, фотографии и цифровой монтаж. Эти

композиции, близкие технике исполнения к машинным жаккардовым гобеленам и тканям, не получили еще

своего окончательного определения и носят условное наименование «компьютерных гобеленов.

Художественное стекло.

Художественное стекло начала ХХI века остается одной из самых живых и развивающихся областей

декоративного искусства. Пережив многочисленные утраты технологий, сложившихся за десятилетия, в связи

с ликвидацией крупных производств и переходом к студийной форме изготовления авторских образцов, оно

успешно продолжает играть ведущую роль в декоративном искусстве России.

Работа художника – стекольщика сложна. Она требует высокого мастерства и чувства материала.

Отдельные формы и целые декоративные композиции рождаются у раскалённой стеклоплавильной печи.

Выдувное стекло, получаемое ручным способом, называют – гутное стекло.

Гутное стекло.

Рост интереса к частному интерьеру, желание владельцев придать ему индивидуальный характер за счет

включения оригинальных декоративных элементов, способствовал популярности росписи по стеклу, витража

и техники цветного стекла — «тиффани».

Забавные фигурки, выполненные в технике Тиффани, от Пальмира Арт

Новыми развивающимися и совершенствующимися технологиями ХХI века стало спекание пластин стекла —

фьюзинг с целью создания многослойных композиций и изготовление объемных художественных моделей по

технологии Pate de Verre из стеклянных фритов, осуществляемые в специальных электрических печах.

Получаемый результат – необычайно красив.

По-прежнему остается востребованным сделанные художниками оригинальные авторские настольные

композиций, елочные украшения, сувенирная продукция и, особенно, бижутерия.

Часы в технике фьюзинг выполнены Татьяной Петровой:

Художественная ковка и литьё.

Художественная ковка — это самый распространенный способ художественной обработки металла. Тысячи

лет человек делает и пользуется коваными изделиями. Даже в 21 столетии высоких технологий трудно

придумать что-либо более красивое и надежное.

Кованое железо имеет давнюю традицию использования в архитектуре и является важной частью любой

архитектурной

среды.

Область

его

применения

чрезвычайно

широка

и

эффективность

использования

обусловлена не только долговечностью, но и высоким художественным потенциалом. Кованые предметы,

конструкции или разные функциональные детали великолепно сочетаются с любой архитектурой, придавая

ей выразительность и неповторимую индивидуальность.

Именно это сочетание эстетики и прочности «металлического кружева» позволило древнему ремеслу не

просто пережить века, но и вернуть себе заслуженную популярность.

Художественная ковка.

Искусство художественное литья - скульптуры из металла – это ,что ни на есть, классика жанра в своем роде.

Если пересмотреть историю возникновения ремесла « художественное литье», то понимаешь, что ремесло

это одно из первых, возникших на земле. Раскалённая масса металла заливается в специальные формы, в

которых она, остывая приобретает форму будущего изделия.

Новое время ставит новые задачи. Бурное развитие ландшафтного искусства вызывает огромный спрос на

новую садово-парковую скульптуру. Не обойтись русскому человеку и без колоколов.

Бисероплетение.

Бисероплетение возникло в Древнем Египте, его история насчитывает почти 6 тысяч лет, Сегодня

полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным

традициям, многие мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок. Изготовленные ими

современные украшения из бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой,

дополняя и украшая ее.

Украшение из бисера

Мастера создают из бисера не только бижутерию и аксессуары. Сделанные в технике бисероплетения цветы,

бонсаи, миниатюрные скульптуры могут послужить интересными интерьерными аксессуарами, сувенирами и

подарками к праздникам.

Печворк.

Пэчворк завоевал души не только поклонников уличной моды, но и дизайнеров с мировыми именами.

Фееричное сочетания красок и оттенков различных, на первый взгляд рисунков, создают новые потрясающие

произведения искусства моды. И талантливые авторы изделий ручной работы, и дизайнеры покоряют сердца

своих поклонников модным трендом под названием Пэчворк

Классическое лоскутное шитье геометрического рисунка, характерной особенностью которого были скрытые

швы и наличие внешней прострочки, дополнилось аппликацией из ткани и кружева, нашитой тесьмой,

шнуром и другими элементами, что позволило авторам создавать разнообразные текстильные декоративные

и тематические картины и панно. В настоящее время лоскутное шитье остается одной из популярных

областей декоративного искусства. Мастерицы создают не только традиционные покрывала и наволочки, но

и сумки, пеналы и др.

Покрывало.

Текстильная кукла.

Тряпичная кукла – это наша история, традиция, культура. Она имела несколько назначений и была

неотъемлемой частью быта людей. Жанр авторской куклы в современном мире прикладного искусства стал

чрезвычайно популярным. Она стала объектом внимания и интереса коллекционеров многих стран, а

специализированные выставки собирают все больше посетителей. В огромном многообразном и

необыкновенно богатом «кукольном» мире каждый может найти и почувствовать в именно свою куклу,

неповторимою и прекрасную…

Текстильная скульптура Татьяна Овчинникова

Текстильная скульптура, получившая признание в начале 2000-х годов. Ранее это направление развивалось

в тесной связи с нетканым гобеленом, в котором рельефные и объемные элементы соседствовали с

аппликацией, а также с текстильной художественной куклой. Сегодня скульптура из текстиля приобрела

самостоятельный характер и стала одной из областей декоративного искусства, где наряду со станковыми

формами, авторами создаются многофигурные композиции, трехмерные интерьерные объекты и

текстильные инсталляции.

«Скрипач» (папье-маше) Ольга Егупец

Самым молодым направлением декоративного искусства России стала художественная кукла. До конца

1980-х годов кукла изготавливалась массовым тиражом и была игровой или сувенирной, а авторами ее

выступали художники, работающие на фабриках игрушки и на предприятиях народных художественных

промыслов. На рубеже 80-х–90-х годов в эту область пришли скульпторы, театральные художники и

модельеры. Их усилиями в декоративном искусстве сформировалось самостоятельное направление, которое

в настоящее время представлено оригинальными авторскими работами из фарфора или специального

пластика, папье-маше, дерева и текстиля, имеющими преимущественно выставочно - коллекционный

характер.

«Лара» (текстиль) Елена Коган

Керамика.

Художественная керамика пережила за последние два десятилетия несколько периодов общественного

интереса. В 1990-е годы с распадом крупных производств и организацией малых предприятий и мастерских,

в условиях сравнительно дешевых энергоносителей, художники обратились к созданию разнообразной

керамической скульптуры малых форм, декоративных панно, расписной майоликовой посуды, сувениров,

глиняной игрушки, фарфоровых изделий с подглазурной кобальтовой росписью и оригинальных авторских

композиций, выполненных надглазурными красками по фарфоровому белью.

Керамисты в своей работе ориентируются как на традиции, так и на новые концепции, используя все

средства, которые могут быть полезны для воплощения их творческой идеи в жизнь.Так, многие мастера при

декорировании керамических изделий эксперементируют с такими материалами, как стекло, металл,

пластмасса, а иногда даже обращаются к иным видам икусства, например к фотографии. И сегодня

художественная керамика, оставаясь по-прежнему востребованной и продолжая многовековые традиции,

получает новое звучание. Обращение к традиционной керамике служит для многих художников поводом для

размышления и отправной точкой для создания нового художественного языка.

Традиции и новизна, красота и польза сочетаются в современных работах гжельских мастеров.

Современные работы художников Гжели Фарфоровая Россия Андрея Черкасова

Современное декоративно-прикладное искусство народов России переживает период активных творческих

поисков. Искусство, находясь в постоянном развитии, отражает мировоззрение общества в целом, и

оказывает на него сильное влияние.

Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного

искусства в то же время как бы поглощаются ею. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических

свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки непосредственное изучение традиций

народов, постижение основ мастерства, воспитание вкусовых ориентиров, проектирование авторских

изделий и коллекций – важнейшая задача художника.



В раздел образования