Напоминание

"Православная книга на уроках литературы"


Автор: Васильева Анна Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ЧОУ "ПСОШ"
Населённый пункт: г.Вышний Волочек, Тверская область
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Православная книга на уроках литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




Православная книга на уроках литературы.

Неотъемлемой частью уроков литературы является Православная литература – это те

книги, которые настраивают человека на духовное, настраивают человека на спасение

души и показывают пути духовного совершенствования

Подобная литература создается православным человеком. Автор такой литературы

должен истинно верить в то, что он пишет, давая ребенку новую для него и справедливую

информацию, которая научит его верить и понимать суть религии

Православная литература , используемая мною в средней и старшей школе, включает в

себя 6 разделов, в соответствии с расположением материала в учебниках литературы 5-9

классов: Загадки. Сокровища духовной народной мудрости. Сказки. Стихи. Жития святых.

Духовная проза.

Загадки, пословицы, поговорки ,содержащие народную духовную мудрость интересно

использовать на уроках в 5-6классах при изучении темы « Устное народное творчество»

Практически каждый ребенок интересуется чем-то необычным и сказочным. Именно

сказки учат многих детей добру. Через сказки и рассказы о людях, которым удалось при

помощи своей веры и доброты добиться справедливости, детки узнаю о том, что такое

истинный бог.

Сказки включаются в программу по литературе в 5 классе, при изучении темы «

Сказки», в также в уроки внеклассного чтения . Тексты читаются на уроках развития речи

для обучения художественному и краткому пересказу, составлению планов, а также для

различного вида пересказов.( Е.Григорьев «Чудесный сад», Из книги « Искра Божия»

«Сорная трава», Л.Чарская «Подарок Ангелов» и т.д.)

Ни один урок литературы трудно представить без поэтического слова. Независимо

от темы урока, всегда найдётся место для стихотворных строк, для одной хотя бы

стихотворной строки. Если учитель будет подбирать дидактический материал,

используя, например, духовную поэзию, то учащиеся, кроме знаний, получат ещё и

получат ещё и представление о Красоте, Добре и Правде Учащимся интересно

познакомиться и с Духовными стихотворениями известных и малоизвестных авторов 19 и

20 веков (А.Лавров. «Христос и дети», И.Языков «Златоглавая Москва», Д.Мережковский

« Ёлка», К.Львов «Вечность сына Божия» ,Е.Растопчин «Хранитель –

крест»,А.Жемчужников «Сеятель» и т.д.)

Следующим аспектом духовно-нравственного воспитания школьников нужно считать

обращение на уроках литературы к житиям святых.

Житие – жизнеописание. Основная задача данных уроков - пробудить интерес к

житийной литературе, показать, что у каждого героя житийного жанра есть своя

неповторимая черта, свой «подвиг». Школьникам младшего и среднего звена может

быть предложена работа с отрывками из художественной литературы: на православных

сайтах размещена книга «Жития святых для детей» Роберта (Романа) Балакшина.

Отрывки из книги побуждают детей читать всю книгу, главное - разбудить мысль и

чувство ребёнка, сосредоточить его внимание на самых ярких моментах жития.

Отправной точкой духовных поисков на уроках литературы становятся слова

Н.В.Гоголя: «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелие». Через православные

уроки литературы, которые и становятся уроками духовности, проходят поиски

ответа на вопрос: «Что искали в Библии поэты и писатели России на разных этапах

истории?»

Последовательно обращаясь к биографиям и творчеству М.В.Ломоносова,

А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского,

Ф.И.Тютчева, А.П.Чехова и других поэтов и писателей, учитель литературы непременно

увидит вместе с учениками, что все поэты и писатели давали своему народу уроки

духовности и нравственности

Вспомним М.В.Ломоносова . Рифмованная Псалтырь Симеона Полоцкого была

одной из книг, которые М.В. Ломоносов назвал «вратами своей учёности».

Кто-то улыбнётся, вспомнив разнообразные факты биографии Пушкина, дескать,

интересный пример для «духовности» и «нравственности». Но Путь к Богу, к вере у

каждого свой. И духовная биография великого Поэта как раз и представляет путь от

лицейского стихотворения «Безверие», от шалостей в духе дворянской молодёжи к

произведениям последних лет жизни, среди которых и «Отцы-пустынники», и

«Капитанская дочка» с кодексом чести и достоинства, основанном на христианских

заповедях.

В настоящее время перед читателями лежит широкий выбор современной

православной литературы, предлагающей интересные истории, способствующие

развитию понятия добра и зла, отношение к людям, рассказывает, что такое любовь и

истинная вера

Подобные книги написаны понятным языком для детей. И главная их задача, научить

ребенка отличать добро от зла, дать понять при помощи героев произведения, что значит

божественная любовь.

Эта литература не просто учит ребенка правилам церкви и верованию, не просто

рассказывает о культуре самой веры, она показывает все стороны жизни самого человека,

показывать его суть, и дает возможность понять каково предназначение каждого в этой

жизни.

В 7 классе следует обратить внимание на такие произведения, как «Тихое утро»

Ю.Казакова , «Кукла» Н.Носова , «Юшка» А.Платонова. Нравственные изменения героя

меняют и самого маленького читателя, он растет духовно. Он начинает понимать

являющиеся для взрослых элементарными истины о том, что нужно помогать слабым,

претерпевать невзгоды, быть духовно сильным во время испытаний.

При изучении литературы в 8 классе, заставляющей задуматься о смысле жизни,

целесообразно сопоставление программных и духовных произведений. После изучения

рассказа Л.Толстого «После бала», учащиеся читают рассказ Н. Лескова «Фигура». Ребята

сравнивают поступки главных героев этих рассказов и их жизненно важные решения,

пытаясь понять, чем руководствуется каждый из них при принятии этих решений. После

изучения произведений В.Короленко, А.Грина, М.Горького ребята знакомятся с рассказом

К.Случевского «Наследница». Учащимся предлагается подумать о жизни двух главных

героев этого рассказа, об истинных и мнимых жизненных ценностях, о земном и вечном

Вопрос деликатности изложения в православной литературе особенно важен. Ведь читая

произведение, ребенок сопереживает главному герою, постигает непростые

взаимоотношения друг с другом, и делает выбор между добром и злом, и конечно победит

добро. А если Добро будет посеяно, то не останется пустоты для Зла…

Задача православной литературы - воспитать детей для Христа и во Христе, дать детям

правильное понимание жизни, сформировать их сознание в духе Евангелия, даже если при

этом под образом Христа будет лев Аслан из "Хроник Нарнии", а о законах добра и любви

расскажут герои книг - цветы или животные. Ведь дети мыслят образно, и именно такие

сказочные образы лучше всего действуют на формирование детского мировосприятия

Но, конечно, перед тем как читать ребенку книгу стоит просмотреть ее самому.

Путь к Православию видных представителей русской классики, христианские мотивы в

произведениях русской литературы представляют интерес для школьников и имеют

прекрасные возможности для воспитательной работы в рамках уроков литературы. Даже

далёкие от Православия писатели в силу своего таланта объективно отражать душу

народа создали такие произведения, в которых духовные истины стали основой

размышлений о жизни (А.М.Горький, М.А.Шолохов, В.В.Маяковский и др.);

Завершить свое выступление хочется замечательными строками их стихотворения

Николая Гумилева:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей - мгновенна и убога.

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога…(Н.Гумилёв)



В раздел образования