Автор: Николаева Татьяна Николаевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: Гимназия № 1 имени А.Л. Кузнецовой Населённый пункт: город Куйбышев Новосибирская область Наименование материала: статья Тема: Проблемный метод обучения в преподавании истории Раздел: полное образование
Николаева Т.Н.,
учитель истории и обществознания,
гимназия № 1 им. А.Л. Кузнецовой,
Новосибирская область,
город Куйбышев.
Использование проблемного метода обучения в преподавании истории.
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной,
развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях
постоянно
меняющегося
мира.
Развитие
личности
зависит
не
только
от
врожденных
способностей,
но
и
от
его
собственной
позиции,
его
мироощущения.
Большая
роль
в
воспитании
этих
качеств
отводится,
в
частности, урокам истории. С помощью исторических знаний человек должен
определять себя, свое место в окружающем мире и интегрировать себя в этот
мир. Необходимо обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и
патриота,
обладающего
нравственными
качествами,
способного
к
самореализации
в
условиях
современной
действительности.
Эту
задачу
возможно
осуществить,
используя
прием
проблемного
обучения.
Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в
основу которой положено использование учебных проблем в преподавании и
привлечении
школьников
к
активному
участию
в
решении
этих
проблем.
Суть
проблемного
обучения
заключается
в
следующем.
Перед
учениками
ставится проблема, познавательная задача, и ученики при участии учителя или
самостоятельно исследуют пути и способы их решения. Школьники строят
гипотезы,
аргументируют,
рассуждают,
доказывают.
Используя
проблемный
метод,
необходимо
учитывать
готовность
учащихся
каждого
класса
к
восприятию проблемного материала: уровень знаний, настроенность на урок,
опыт применения проблемного обучения в данном классе. Часто один и тот же
проблемный
подход
в
разных
классах
может
дать
совершенно
различные
результаты. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения
факта можно ставить несколько проблем, а в классе со слабой мотивацией
можно
объяснить
материал
самой
и
в
конце
провести
опрос
проблемного
характера.
Проблемное
обучение
представляет
собой
систему
проблемных
ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета.
Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и
задания,
задачи
исследовательского
характера,
дискуссии,
работа
с
историческими документами. Можно создать ситуацию конфликта, ситуацию
несоответствия,
ситуацию
неопределенности,
предположения,
ситуацию
выбора.
Создав проблемную ситуацию, необходимо поставить учебную цель и
включить в работу учащихся. Стараюсь в соответствии с содержанием темы
подобрать
такую
жизненную
ситуацию,
разрешение
которой
было
бы
необходимым для учащихся в будущем. Проблемный метод обучения направлен
на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся. Овладение
учебным
материалом
есть
следствие
такой
деятельности.
При
объяснении
нового
материала
использую
проблемное
изложение
и
поисковую
беседу.
Смысл поисковой беседы состоит в том, чтобы привлечь учащихся к решению
выдвигаемых
на
уроке
проблем
с
помощью
подготовленных
вопросов.
Поисковая
беседа
может
быть
использована
в
тех
случаях,
когда
ученики
обладают
необходимыми
знаниями
для
активного
участия
в
решении
выдвигаемых проблем. Знания, полученные в результате решения проблемной
задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не
получали
в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к
анализу,
умение
аргументировано
отстаивать
свою
точку
зрения,
т.е.
вести
дискуссию.
В процессе использования проблемного обучения происходит и усвоение
материала,
и
развитие
мыслительной
деятельности.
Считаю,
что
главным
результатом использования проблемного обучения является то, что выпускник
школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой
деятельности, что он готов к межкультурному сотрудничеству.