Автор: Рамазанова Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Ручеек"
Населённый пункт: ГО Жатай Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий
Раздел: дошкольное образование
Рамазанова Галина Юрьевна МБДОУ №1 «Ручеек»
ГО Жатай Республика Саха (Якутия)
«Использование в образовательном процессе
здоровьесберегающих технологий»
Их применение имеет особое значение, так как здорвьесберегающая
деятельность формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ
жизни, полноценное развитие, повышает результативность воспитательно –
образовательного
процесса.
Я
использует
в
своей
работе
следующие
программы:
Оздоровления
детей
в
ДОУ
«Растём
здоровыми»,
здровьесберегающая программа совместной деятельности детского сада и
семьи «Здоровье».
Использование
данных
педагогических
методик
позволило
повысить
успешность усвоения программы по образовательной области «Физическое
развитие»
Уровень развития знаний, умений и навыков детей по разделу: «Физическое
развитие» за 2016 – 2017 учебный год.
Исходя из результатов данной таблицы,
заметно прослеживается
динамика
повышения
физической
подготовленности
детей.
Это
явилось
следствием
применения
в
образовательном
процессе
разнообразных
здоровьесберегающих технологий.
Я
использую следующие
здоровьесберегающие технологии,
которые
реализуется с помощью различных форм и методов:
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
Время проведения в режиме дня
Особенности методики проведения
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей
Используется
для
всех
детей
в
качестве
профилактики
утомления.
Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и
других в зависимости от вида занятия
Подвижные и спортивные игры:
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой
со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех.
Игры подобраны в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем
проведения.
Технологии эстетической направленности.
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, в оформлении
помещений к праздникам и др.
Осуществляется
на занятиях по программе ДОУ, а также по специально
запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с
семьей, привитие детям эстетического вкуса.
Гимнастика пальчиковая:
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.
Проводится со всеми детьми, особенно с речевыми проблемами. Проводит в
любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика бодрящая:
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание;
ходьба по массажным коврикам; легкий бег из спальни в группу с разницей
температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
Гимнастика ортопедическая:
В различных формах физкультурно - оздоровительной работы
Проводится
с
детьми
для
профилактики
плоскостопия
и
в
качестве
профилактики болезней опорного свода стопы.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие :
-2 раза в неделю в спортивном
зале, 1 раз в неделю на воздухе. Ранний
возраст
–
в
групповой
комнате,
10
мин.
Младший
возраст-
15-20
мин.,
средний возраст - 20- 25 мин., старший возраст - 25-30 мин.
-Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ.
Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещении.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия).
В
свободное
время,
можно
во
второй
половине
дня.
Время
строго
не
фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.
Занятие организуется не заметно для ребенка, посредством включения себя
в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры.
-1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
-Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В
них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия
рисованием, лепкой и др.
Коррекционные технологии.
Технологии музыкального воздействия:
-В
различных
формах
физкультурно-оздоровительной
работы;
либо
отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.
-Используются
в качестве вспомогательного средства как часть других
технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Сказкотерапия:
-2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
-Занятия
используются
для
психологической
терапевтической
и
развивающей работы. Сказку рассказывает взрослый, либо это может быть
групповое
рассказывание.
Где
рассказчиком
является
не
один
человек,
а
группа детей.
Технологии воздействия цветом:
-Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных
задач.
-Уделяется
особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно
подобранные
цвета
снимают
напряжение
и
повышают
эмоциональный
настрой ребенка.
Психогимнастика:
-1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
-Занятия проводятся по специально подобранным методикам.
Формы и методы оздоровления детей:
№
Формы и
методы
Содержание
1
Обеспечение
здорового
ритма
жизни.
- щадящий режим (адаптационный период);
- организация гигиенических условий в соответствии
с медицинскими требованиями;
-
о р г а н и з а ц и я
р е ж и м а
д н я
и
у ч е б н о й
непосредственной
образовательной деятельности в
соответствии с СанПиН.
2
Физические
упражнения.
- утренняя гимнастика;
- физкультурная непосредственная
образовательная
деятельность;
- подвижные игры
-профилактическая гимнастика
-спортивные игры;
- пешие прогулки;
- гигиеническая гимнастика после сна.
3
Гигиенические и
водные
процедуры.
-умывание;
-мытьё рук;
- игры с водой.
4
С в е т о
–
воздушные
ванны.
-проветривание помещений;
- сон при открытых фрамугах;
-прогулки свежем воздухе;
-обеспечение
температурного
режима
и
чистоты
воздуха.
5
Свето-и-
цветотерапия
-обеспечение светового режима;
-цветовое
и
световое
сопровождение
среды
и
учебного процесса.
6
Витаминизация
- витамин С;
7
Спецзакаливани
е
-босоножье;
-обширное умывание ;
-дыхательная гимнастика;
-точечный.
7
Спецзакаливание
-босоножье;
-обширное умывание ;
-дыхательная гимнастика;
-точечный.
8
Активный отдых
-развлечение;
-праздники;
-игры-забавы;
-дни здоровья.
9
Психогимнастика
и аутотренинг
-игры
и
упражнения
на
развитие
эмоциональной
сферы;
Игры-тренинги не подавление отрицательных эмоций
-коррекция поведения.
10
Музыкальная
терапия
-музыкальное сопровождение режимных моментов;
-музыкальное оформление фона занятий;
-музыкальное оформление театральной деятельности.
11
Пропаганда
здорового образа
жизни
-тематические занятие;
-беседы;
-игры и упражнения.
Перечисленные формы и методы оказывают большое влияние на
повышение уровня знаний и умений детей по физическому воспитанию, где
дети
проявляют
выдержку,
творчество
в
двигательной
деятельности,
демонстрируют грандиозность, выразительность движений.
Результаты тестирования физической подготовленности детей еще раз
доказывают важность использования
здоровьесберегающих технологий в
работе с детьми.
Применение
в
работе
ДОУ
в
полном
объёме
здоровьесберегающих
технологий
повышает
результативность
воспитательно-образовательного
процесса,
формирует
у
воспитанников
и
их
родителей
ценностные
ориентации,
направленные
на
сохранение
и
укрепление
здоровья.
Используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность формирует у
ребёнка
стойкую
мотивацию
на
здоровый
образ
жизни,
полноценное
развитие.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в МБДОУ д/с
№1 «Ручеек»
повышает результативность воспитательно-образовательного
процесса,
формирует
у
детей
ценностные
ориентации
направленные
на
сохранение и укрепление здоровья.
Посещаемост
ь детей
Индекс
здоровья
Профилактическая оздоровительная работа
2013 г –
2014 уч.г.
60%
Двигательная активность:
-Утренняя гимнастика
-Физическое развитие
-Подвижные игры
-Гимнастика после дневного сна
-Физкультурные праздники
Закаливающие мероприятия:
-Принятие воздушные ванны
-Ходьба босиком
-Мыть рук, лицо прохладной водой
-Утренний
прием
на
свежем
воздухе
(в
теплое
время
года).
-Дыхательная гимнастика
-Пальчикова гимнастика
-Хождение босиком
-Ребристая доска
-Дорожки с камушками.
-Прогулки в теплое время года (2 раза в день)
-Коррекционная гимнастика
-Проветривание помещений
-Световой режим
Профилактические мероприятия.
-Витоминотерапия
-Профилактика гриппа и простудных заболеваний
-Режимы проветривания
-Утренние фильтры
-Работа с родителями.
Нетрадиционные формы оздоровления:
-Музыкотерапия
-Фитомнидотерапия (лук, чеснок).
2014 – 2015
уч. год
65%
2015-2016
уч.г.
75%