Напоминание

Предметно-развивающая среда во 2младшей группе "Непоседы"


Автор: Рамазанова Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Ручеек"
Населённый пункт: ГО Жатай Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Предметно-развивающая среда во 2младшей группе "Непоседы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рамазанова Галина Юрьевна

Воспитатель МБДОУ №1 «Ручеек» ГО Жатай Республика Саха

(Якутия)

«Развивающая предметно-пространственная среда» 2 младшая

группа «Непоседы»

Развивающая

предметно-пространственная

среда

в

группе

строится

с

учетом

возрастных

особенностей

детей,

охраны

и

укрепления

здоровья

воспитанников.

Предметно-пространственная

среда

обе спечивает

возможность

общения

и

совместной

деятельности

детей

и

педагогов,

двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Согласно

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования развивающая предметно-пространственная среда организуется с

учетом принципов:

1.

содержательной

насыщенности

(С оответ ствие

п р е д м е т н о -

пространственной

среды

возрастным

возможностям

детей

и

содержательному разделу Программы. Среда должна включать средства

обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные),

инвентарь,

игровое,

спортивное

и

оздоровительное

оборудование,

которые

позволяют

обеспечить

игровую,

п о з н а ват е л ь н у ю,

исследовательскую

и

творческую

активность

всех

категорий

детей,

экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную

активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в

подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей

во

взаимодействии

с

предметно-пространственным

окружением;

возможность самовыражения детей );

2.

трансформируемости

(Обе спечение

возможно сти

и зм е н е н и я

предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной

ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей);

3.

полифункциональности (Возможность разнообразного использования

различных

составляющих

предметной

среды,

наличие

в

среде

полифункциональных предметов);

4.

вариативности (наличие различных пространств, а также материалов,

игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Это и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых

предметов,

стимулирующих

разнообразную

детскую

активность.

Вариативность должна проявляться также и в разнообразии материалов,

и з

кот о р ы х

и з гот о вл е н ы

эл е м е н т ы

с р ед ы .

Э т о

д е р е в о ,

высококачественный

пластик,

резина,

поролон,

разные

виды

тканей,

металл,

качество

и

безопасность

которых

подтверждаются

соответствующими

сертификатами.

Такое

разнообразие

исходных

материалов обеспечивает, в том числе, и высокий уровень сенсорного

развития детей);

5.

доступности

(Среда

должна

обеспечивать

свободный

до ступ

воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями

здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, стимулирующим

все

основные

виды

детской

активности.

Для

реализации

данного

принципа немаловажную роль играет количество игрушек и пособий: их

должно хватать на каждого желающего. Ребенок не должен «стоять в

очереди», чтобы поиграть или позаниматься);

6.

безопасности

( С о о т в е т с т в и е

в с е х

э л е м е н т о в

п р е д м е т н о -

пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и

безопасности их использования).

Развивающая

предметно-пространственная

среда

в

группе

организуется таким образом, чтобы обеспечивать:

игровую,

познавательную

и

творческую

активность

вс ех

воспитанников, рукоделие с доступными детям материалами;

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой

моторики.

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

В группе создана естественная обстановка, гармоничная по цветовому и

пространственному решению. Преобладают светлые пастельные тона для

оформления

стен,

подобрана

мебель

естественных

оттенков.

Предметы

мебели гармонировали друг с другом, оформлены в едином стиле. Мебель

для детей соответствует группам мебели для младшего возраста.

Строго

соблюдается

требование

безопасности

предметно-

пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской

мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-

гигиеническим требованиям.

Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало

неуклонному

развитию

познавательной

и

эмоциональной

сферы

детей,

обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение

единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в

детском саду.

Раздевалка:

1.

Информационный стенд для родителей

2.

Советы специалистов (консультации);

3.

Советы воспитателей (консультации);

4.

Стенд «Список на шкафы», «Меню», «Спортивная страничка»;

5.

Стенд «Наша группа»; «Наше творчество»

6.

Индивидуальные шкафчики для раздевания,

7.

Скамейки для переодевания детей,

8.

Шкаф для одежды.

Центр физической культуры

Задачи: создать условия для занятия физическими упражнениями в группе,

стимулировать

желание

детей

заниматься

двигательной

деятельностью.

Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление

мышц

нижних

и

верхних

конечностей,

профилактика

плоскостопия;

профилактика

простудных

заболеваний;

укрепление

мышц

спинного

позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы центра физкультуры: доска гладкая и ребристая,

коврики, дорожки массажные, в том числе самодельные, мячи, корзина для

метания

мячей,

обручи,

скакалки,

кегли,

скамейка,

шнур

длинный

и

короткий, ленты разных цветов; атрибуты для проведения подвижных игр,

утренней гимнастики.

Потребность

в

движении

является

важной

задачей

при

организации

предметно – развивающей среды.

Физкультурный уголок

1. Мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера);

2. Бубен маленький;

3. Скакалки, гантели детские;

4. Кегли (большие и маленькие);

5. Кубики, флажки;

6. Дидактический материал «Спорт. Спортивные профессии»;

7. Мешочки с песком;

8. Обручи разных размеров;

9. Массажные дорожки и коврик;

Книжный центр

Задачи:

формирование

навыка

слушания,

умения

обращаться

с

книгой;

Формирование и расширение представлений об окружающем.

Оборудование и материалы: стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки

по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки;

альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»;

наборы

сюжетных

и

предметных

картинок;

игры

по

познавательному

и

речевому развитию и т. д.

Уголок «Книжки для малышки»

1.

Тематическая подборка детской художественной литературы;

2.

Портреты писателей и поэтов;

3.

Игрушки «По дорогам русских народных сказок».

Центр сенсорного развития

Задачи: развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций

вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного

восприятия

и

внимания;

формирование

обследовательских

навыков;

знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение

группировки

предметов

по

цвету,

размеру,

форме;

выявление

отношения

групп

предметов

по

количеству

и

числу

(много,

мало,

один)

;

развитие

способности использовать речь для определения смысла своих действий;

формирование умения группировать предметы, последовательно составлять

картинки;

обогащение

активного

словаря

детей;

формирование

умения

описывать и называть предметы на картинках; ознакомление со светофором.

Оборудование и материалы:

-

Крупная

мозаика,

объемные

вкладыши

из

5-10

элементов,

сборные

игрушки,

пирамидки

(из

6-10

элементов,

шнуровки,

игры

с

элементами

моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-

печатные игры.

- Наборное полотно, магнитная доска.

-

Комплект

геометрических

фигур,

предметов

различной

геометрической

формы, счетный материал.

- Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, камушки)

для счета.

- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).

- Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и

горизонтали).

Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.

- Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние

животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья,

цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт,

предметы обихода.

-Наборы

предметных

картинок

для

последовательной

группировки

по

разным признакам (назначению и т. п.) .

-Серии

из

3-4

картинок

для

установления

последовательности

событий

(сказки, социобытовые ситуации) .

-

Серии

из

4

картинок:

части

суток

(деятельность

людей

ближайшего

окружения) .

- Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность

людей) .

-Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой

ребенку, - сказочной, социобытовой).

Центр природы

Задачи: экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь

и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: в группе подобраны картинки по временам года,

муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала;

материал для организации ручного труда: пряжа, цветная бумага, пластилин,

картон,

цветная

бумага,

ножницы,

клей

и

т.д.,

вертушки,

пластмассовые

шумящие

коробочки; коллекция природных материалов; шишки; ракушки;

фасоль; скорлупа грецких орехов; сухие листочки.

Уголок труда

1. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки.

2.

Инвентарь

для

мытья

игрушек

и

стирки

кукольной

одежды:

тазики,

бельевая верёвка, прищепки, мыло, фартуки клеёнчатые.

Уголок занимательной математики

1.Занимательный

и

познавательный

материал

по

математике.

Логико-

математические игры.

2. Наборы геометрических фигур, цифр ;

3. Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски;

4. Пеналы «Учись считать»;

5. Рабочие тетради по математике;

6. Волшебные часы;

7. Дидактические игры: «Мои первые цифры», «Увлекательная геометрия»,

«Геометрические формы», «Всё для счёта».

Центр изобразительного искусства

Задачи:

развивать

интерес,

внимание,

любознательность,

эмоциональный

отклик

детей

на

отдельные

эстетические

свойства

и

качества

предметов

окружающей действительности.

Оборудование и материалы: мольберт, наборы цветных карандашей, наборы

фломастеров, акварель, цветные восковые мелки и т. п.; кисточки - тонкие и

толстые, баночки для промывания кисти от краски, бумага для рисования

разного формата, трафареты по темам, пластилин, стеки, печатки, салфетки

из ткани.

Уголок детского творчества

1.

Материал

для

рисования:

альбомы,

акварельные

и

гуашевые

краски,

простые и цветные карандаши, мелки, пастель, баночки для воды, трафареты

для рисования;

2. Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные клеёнки;

3. Материал для аппликации и ручного труда: клей ПВА, кисти для клея,

ёмкость

под

клей,

салфетки,

цветная

бумага

и

картон,

белый

картон,

гофрированная бумага;

4. Образцы по аппликации и рисованию;

5. Виды живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, художественные картины;

6. Альбом «Гжель», «Хохломская роспись», «Великие художники»;

7. Нетрадиционная техника рисования: печатки, рисование воском, набрызг,

трафарет.

Музыкально – театральный центр

Задачи:

развитие

слухового

восприятия

и

внимания;

формирование

исполнительских

навыков;

развитие

творчества

детей

на

основе

литературных произведений.

Оборудование и материалы: набор шумовых коробочек, звучащие игрушки,

контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен,

дудочки,

металлофон,

барабан,

резиновые

пищалки,

погремушки

и

др.);

музыкальные дидактические игры, театр настольный, небольшая ширма и

наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); готовые костюмы, маски для

постановки сказок, самодельные костюмы.

Музыкальный уголок

1.

Дудочки;

2.

Маракасы;

3. Погремушки;

4. Гитара;

5. Гармонь;

6. Бубен;

7. Микрофон;

8. Дидактический материал «Музыкальные инструменты»;

9. Атрибуты для ряженья: шляпы, бусы, сарафаны, юбки, косынки.

Центр строительных игр

Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных

геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость,

прочность, шершавости –гладкости их поверхности, в приобретении умений

воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки,

стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми

самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в

приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать

видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства

не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект,

видеть

основные

части

детали,

составляющие

сооружения,

возможность

создания их из различных форм.

Оборудование

и

материалы:

пластмассовые,

деревянные

конструкторы,

конструктор Лего, строительные наборы с деталями разных форм и размеров;

маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др)., машинки, для

обыгрывания.

Уголок «СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР»

1. Конструктор мелкий и крупный «Лего»;

2. Пластмассовый напольный конструктор;

3. Мозаика;

4. Пазлы;

5. Конструирование из бумаги «Оригами»;

6. Игрушки со шнуровками и застёжками;

8.

Небольшие

игрушки

для

обыгрывания

построек:

фигурки

людей

и

животных, макеты деревьев;

9. Транспорт мелкий, средний, крупный: машины легковые и грузовые.

Центр сюжетно-ролевой игры.

Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать

роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование

коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих

способностей. Учить использовать в играх строительный материал.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: атрибуты для игры в

«Дом»,

«Магазин»,

«Парикмахерскую»,

«Больницу»;

куклы;

игрушечные

дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор

овощей

и

фруктов;

машины

крупные

и

средние;

грузовые

и

легковые;

телефон, руль, сумки, ведёрки, утюг, инструменты и др.; кукольные коляски;

игрушки-забавы; одежда для ряжения.

Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре

«Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими

их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и

учатся

действовать

с

ними.

Полученные

знания

и

навыки

переносят

в

повседневную жизнь.

Развитие игровой деятельности

Основные цели и задачи:

Создание условий для развития игровой деятельности детей.

Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры.

Развитие у детей интереса к различным видам игр.

Всестороннее

воспитание

и

гармоничное

развитие

детей

в

игре

(эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-

эстетическое и социально - коммуникативное).

Развитие

самостоятельности,

инициативы,

творчества,

навыков

саморегуляции;

формирование

доброжелательного

отношения

к

сверстникам,

умения

взаимодействовать,

д о го ва р и ват ь с я ,

самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Сюжетно-ролевые игры. Способствовать возникновению у детей игр на темы

из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек,

песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством

объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько

взаимосвязанных

действий

(готовить

обед,

накрывать

на

стол,

кормить).

Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер -

пассажир,

мама

-дочка,

врач

-

больной);

в

индивидуальных

играх

с

игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.

Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры.

Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или

иной

роли;

дополнять

игровую

обстановку

недостающими

предметами,

игрушками.

Усложнять,

обогащать

предметно-игровую

среду

за

счет

использования

предметов

полифункционального

назначения

и

увеличения

количества

игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы,

бруски, пластины), простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы,

природный материал (песок, снег, вода); разнообразно действовать с ними

(строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из

снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки).

Развивать

умение

взаимодействовать

и

ладить

друг

с

другом

в

непродолжительной совместной игре.

Подвижные игры. Развивать активность детей в двигательной деятельности.

Организовывать игры со всеми детьми группы. Поощрять игры с каталками,

автомобилями,

тележками,

велосипедами;

игры,

в

которых

развиваются

навыки лазания, ползанья; игры с мячами, шарами, развивающие ловкость

движений.

Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов

движений.

Театрализованные игры.

Пробуждать интерес детей к театрализованной

игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за

развитием

действия

в

играх-драматизациях

и

кукольных

спектаклях,

созданных силами взрослых и старших детей.

Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают,

козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой,

позой, жестом, движением).

Знакомить

детей

с

приемами

вождения

настольных

кукол.

Учить

сопровождать движения простой песенкой.

Вызывать

желание

действовать

с

элементами

костюмов

(шапочки,

воротнички и т. д.) и атрибутами как внешними символами роли.

Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок.

Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая

место для выступления.

Побуждать

участвовать

в

беседах

о

театре

(театр

актеры

-

зрители,

поведение людей в зрительном зале).

Дидактические игры. Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету

и величине (большие, средние и маленькие шарики 2–3 цветов), собирать

пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной

последовательности

2–3

цвета.

Учить

собирать

картинку

из

4–6

частей

(«Наша посуда», «Игрушки» и др.).

В

совместных

дидактических

играх

учить

детей

выполнять

постепенно

усложняющиеся правила.

УГОЛОК «МЫ ИГРАЕМ»

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»:

1.

Накидки пелерины для кукол и детей;

2.

Набор парикмахера;

3.

Журналы причёсок

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

1.

Калькулятор, счёты;

2.

Кондитерские изделия;

3.

Хлебобулочные изделия;

4.

Изделия бытовой химии;

5.

Корзины, кошельки;

6.

Предметы-заместители;

7.

Овощи, фрукты.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

1.

Медицинские халаты и шапочки;

2.

Ширма;

3.

Набор доктора;

4.

Таблица для проверки зрения;

5.

«Аптека»:

вата,

бинты,

лекарства,

градусники,

мерные

ложечки,

пипетки, стаканчики, шпатели. Рецепты и касса.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

1.

Комплект кукольной мебели, стол и стулья,

2.

Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая;

3.

Куклы, одежда для кукол;

4.

Коляски, кроватка кукольная,

5.

Комплект пастельных принадлежностей для кукол;

6.

Гладильная доска, утюги.

Сюжетно-ролевая игра «Шофёр»:

1.

Рули;

2.

Инструменты;

3.

Разнообразные машины;

4.

Фуражка регулировщика;

5.

Жезл, свисток;

6.

Светофор.

Сюжетно-ролевая игра «Почта»:

1.

Сумка почтальона;

2.

Открытки, журналы, конверты.

Театральный уголок

1.

Ширма маленькая для настольного и кукольного театра;

2.

Кукольный театр;

3.

Настольный театр;

4.

Театр на фланелеграфе;

5.

Шапочки;

6.

Маски.

Правильно

организованная

развивающая

среда

позволяет

каждому

малышу

найти

занятие

по

душе,

поверить

в

свои

силы

и

способности,

научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками. Предметно-

развивающая

среда

группы

максимально

приближена

к

интересам

и

потребностям

каждого

дошкольника.

В

группе

всё

доступно

каждому

ребёнку,

соответствует

возрасту

и

учитывает

его

индивидуальные

особенности

и

возможности

развития.

Созданы

условия

для

накопления

творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия

со

знакомыми

или

совсем

не

знакомыми

объектами.

Предметно

пространственная

среда

группы

создает

комфортное

настроение,

способствует эмоциональному благополучию детей.



В раздел образования