Автор: Рамазанова Галина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Ручеек"
Населённый пункт: ГО Жатай Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Предметно-развивающая среда во 2младшей группе "Непоседы"
Раздел: дошкольное образование
Рамазанова Галина Юрьевна
Воспитатель МБДОУ №1 «Ручеек» ГО Жатай Республика Саха
(Якутия)
«Развивающая предметно-пространственная среда» 2 младшая
группа «Непоседы»
Развивающая
предметно-пространственная
среда
в
группе
строится
с
учетом
возрастных
особенностей
детей,
охраны
и
укрепления
здоровья
воспитанников.
Предметно-пространственная
среда
обе спечивает
возможность
общения
и
совместной
деятельности
детей
и
педагогов,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Согласно
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования развивающая предметно-пространственная среда организуется с
учетом принципов:
1.
содержательной
насыщенности
(С оответ ствие
п р е д м е т н о -
пространственной
среды
возрастным
возможностям
детей
и
содержательному разделу Программы. Среда должна включать средства
обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные),
инвентарь,
игровое,
спортивное
и
оздоровительное
оборудование,
которые
позволяют
обеспечить
игровую,
п о з н а ват е л ь н у ю,
исследовательскую
и
творческую
активность
всех
категорий
детей,
экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную
активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей
во
взаимодействии
с
предметно-пространственным
окружением;
возможность самовыражения детей );
2.
трансформируемости
(Обе спечение
возможно сти
и зм е н е н и я
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей);
3.
полифункциональности (Возможность разнообразного использования
различных
составляющих
предметной
среды,
наличие
в
среде
полифункциональных предметов);
4.
вариативности (наличие различных пространств, а также материалов,
игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
Это и периодическая сменяемость игрового материала, появление новых
предметов,
стимулирующих
разнообразную
детскую
активность.
Вариативность должна проявляться также и в разнообразии материалов,
и з
кот о р ы х
и з гот о вл е н ы
эл е м е н т ы
с р ед ы .
Э т о
д е р е в о ,
высококачественный
пластик,
резина,
поролон,
разные
виды
тканей,
металл,
качество
и
безопасность
которых
подтверждаются
соответствующими
сертификатами.
Такое
разнообразие
исходных
материалов обеспечивает, в том числе, и высокий уровень сенсорного
развития детей);
5.
доступности
(Среда
должна
обеспечивать
свободный
до ступ
воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, стимулирующим
все
основные
виды
детской
активности.
Для
реализации
данного
принципа немаловажную роль играет количество игрушек и пособий: их
должно хватать на каждого желающего. Ребенок не должен «стоять в
очереди», чтобы поиграть или позаниматься);
6.
безопасности
( С о о т в е т с т в и е
в с е х
э л е м е н т о в
п р е д м е т н о -
пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования).
Развивающая
предметно-пространственная
среда
в
группе
организуется таким образом, чтобы обеспечивать:
игровую,
познавательную
и
творческую
активность
вс ех
воспитанников, рукоделие с доступными детям материалами;
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики.
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
В группе создана естественная обстановка, гармоничная по цветовому и
пространственному решению. Преобладают светлые пастельные тона для
оформления
стен,
подобрана
мебель
естественных
оттенков.
Предметы
мебели гармонировали друг с другом, оформлены в едином стиле. Мебель
для детей соответствует группам мебели для младшего возраста.
Строго
соблюдается
требование
безопасности
предметно-
пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской
мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-
гигиеническим требованиям.
Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало
неуклонному
развитию
познавательной
и
эмоциональной
сферы
детей,
обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение
единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в
детском саду.
Раздевалка:
1.
Информационный стенд для родителей
2.
Советы специалистов (консультации);
3.
Советы воспитателей (консультации);
4.
Стенд «Список на шкафы», «Меню», «Спортивная страничка»;
5.
Стенд «Наша группа»; «Наше творчество»
6.
Индивидуальные шкафчики для раздевания,
7.
Скамейки для переодевания детей,
8.
Шкаф для одежды.
Центр физической культуры
Задачи: создать условия для занятия физическими упражнениями в группе,
стимулировать
желание
детей
заниматься
двигательной
деятельностью.
Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление
мышц
нижних
и
верхних
конечностей,
профилактика
плоскостопия;
профилактика
простудных
заболеваний;
укрепление
мышц
спинного
позвоночника, предупреждение сколиоза.
Оборудование и материалы центра физкультуры: доска гладкая и ребристая,
коврики, дорожки массажные, в том числе самодельные, мячи, корзина для
метания
мячей,
обручи,
скакалки,
кегли,
скамейка,
шнур
длинный
и
короткий, ленты разных цветов; атрибуты для проведения подвижных игр,
утренней гимнастики.
Потребность
в
движении
является
важной
задачей
при
организации
предметно – развивающей среды.
Физкультурный уголок
1. Мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера);
2. Бубен маленький;
3. Скакалки, гантели детские;
4. Кегли (большие и маленькие);
5. Кубики, флажки;
6. Дидактический материал «Спорт. Спортивные профессии»;
7. Мешочки с песком;
8. Обручи разных размеров;
9. Массажные дорожки и коврик;
Книжный центр
Задачи:
формирование
навыка
слушания,
умения
обращаться
с
книгой;
Формирование и расширение представлений об окружающем.
Оборудование и материалы: стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки
по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки;
альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»;
наборы
сюжетных
и
предметных
картинок;
игры
по
познавательному
и
речевому развитию и т. д.
Уголок «Книжки для малышки»
1.
Тематическая подборка детской художественной литературы;
2.
Портреты писателей и поэтов;
3.
Игрушки «По дорогам русских народных сказок».
Центр сенсорного развития
Задачи: развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций
вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного
восприятия
и
внимания;
формирование
обследовательских
навыков;
знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение
группировки
предметов
по
цвету,
размеру,
форме;
выявление
отношения
групп
предметов
по
количеству
и
числу
(много,
мало,
один)
;
развитие
способности использовать речь для определения смысла своих действий;
формирование умения группировать предметы, последовательно составлять
картинки;
обогащение
активного
словаря
детей;
формирование
умения
описывать и называть предметы на картинках; ознакомление со светофором.
Оборудование и материалы:
-
Крупная
мозаика,
объемные
вкладыши
из
5-10
элементов,
сборные
игрушки,
пирамидки
(из
6-10
элементов,
шнуровки,
игры
с
элементами
моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-
печатные игры.
- Наборное полотно, магнитная доска.
-
Комплект
геометрических
фигур,
предметов
различной
геометрической
формы, счетный материал.
- Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, камушки)
для счета.
- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).
- Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и
горизонтали).
Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.
- Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние
животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья,
цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт,
предметы обихода.
-Наборы
предметных
картинок
для
последовательной
группировки
по
разным признакам (назначению и т. п.) .
-Серии
из
3-4
картинок
для
установления
последовательности
событий
(сказки, социобытовые ситуации) .
-
Серии
из
4
картинок:
части
суток
(деятельность
людей
ближайшего
окружения) .
- Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность
людей) .
-Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой
ребенку, - сказочной, социобытовой).
Центр природы
Задачи: экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь
и бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: в группе подобраны картинки по временам года,
муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала;
материал для организации ручного труда: пряжа, цветная бумага, пластилин,
картон,
цветная
бумага,
ножницы,
клей
и
т.д.,
вертушки,
пластмассовые
шумящие
коробочки; коллекция природных материалов; шишки; ракушки;
фасоль; скорлупа грецких орехов; сухие листочки.
Уголок труда
1. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки.
2.
Инвентарь
для
мытья
игрушек
и
стирки
кукольной
одежды:
тазики,
бельевая верёвка, прищепки, мыло, фартуки клеёнчатые.
Уголок занимательной математики
1.Занимательный
и
познавательный
материал
по
математике.
Логико-
математические игры.
2. Наборы геометрических фигур, цифр ;
3. Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски;
4. Пеналы «Учись считать»;
5. Рабочие тетради по математике;
6. Волшебные часы;
7. Дидактические игры: «Мои первые цифры», «Увлекательная геометрия»,
«Геометрические формы», «Всё для счёта».
Центр изобразительного искусства
Задачи:
развивать
интерес,
внимание,
любознательность,
эмоциональный
отклик
детей
на
отдельные
эстетические
свойства
и
качества
предметов
окружающей действительности.
Оборудование и материалы: мольберт, наборы цветных карандашей, наборы
фломастеров, акварель, цветные восковые мелки и т. п.; кисточки - тонкие и
толстые, баночки для промывания кисти от краски, бумага для рисования
разного формата, трафареты по темам, пластилин, стеки, печатки, салфетки
из ткани.
Уголок детского творчества
1.
Материал
для
рисования:
альбомы,
акварельные
и
гуашевые
краски,
простые и цветные карандаши, мелки, пастель, баночки для воды, трафареты
для рисования;
2. Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные клеёнки;
3. Материал для аппликации и ручного труда: клей ПВА, кисти для клея,
ёмкость
под
клей,
салфетки,
цветная
бумага
и
картон,
белый
картон,
гофрированная бумага;
4. Образцы по аппликации и рисованию;
5. Виды живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, художественные картины;
6. Альбом «Гжель», «Хохломская роспись», «Великие художники»;
7. Нетрадиционная техника рисования: печатки, рисование воском, набрызг,
трафарет.
Музыкально – театральный центр
Задачи:
развитие
слухового
восприятия
и
внимания;
формирование
исполнительских
навыков;
развитие
творчества
детей
на
основе
литературных произведений.
Оборудование и материалы: набор шумовых коробочек, звучащие игрушки,
контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен,
дудочки,
металлофон,
барабан,
резиновые
пищалки,
погремушки
и
др.);
музыкальные дидактические игры, театр настольный, небольшая ширма и
наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); готовые костюмы, маски для
постановки сказок, самодельные костюмы.
Музыкальный уголок
1.
Дудочки;
2.
Маракасы;
3. Погремушки;
4. Гитара;
5. Гармонь;
6. Бубен;
7. Микрофон;
8. Дидактический материал «Музыкальные инструменты»;
9. Атрибуты для ряженья: шляпы, бусы, сарафаны, юбки, косынки.
Центр строительных игр
Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных
геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость,
прочность, шершавости –гладкости их поверхности, в приобретении умений
воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки,
стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми
самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в
приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать
видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства
не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект,
видеть
основные
части
детали,
составляющие
сооружения,
возможность
создания их из различных форм.
Оборудование
и
материалы:
пластмассовые,
деревянные
конструкторы,
конструктор Лего, строительные наборы с деталями разных форм и размеров;
маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др)., машинки, для
обыгрывания.
Уголок «СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР»
1. Конструктор мелкий и крупный «Лего»;
2. Пластмассовый напольный конструктор;
3. Мозаика;
4. Пазлы;
5. Конструирование из бумаги «Оригами»;
6. Игрушки со шнуровками и застёжками;
8.
Небольшие
игрушки
для
обыгрывания
построек:
фигурки
людей
и
животных, макеты деревьев;
9. Транспорт мелкий, средний, крупный: машины легковые и грузовые.
Центр сюжетно-ролевой игры.
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать
роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование
коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих
способностей. Учить использовать в играх строительный материал.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: атрибуты для игры в
«Дом»,
«Магазин»,
«Парикмахерскую»,
«Больницу»;
куклы;
игрушечные
дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор
овощей
и
фруктов;
машины
крупные
и
средние;
грузовые
и
легковые;
телефон, руль, сумки, ведёрки, утюг, инструменты и др.; кукольные коляски;
игрушки-забавы; одежда для ряжения.
Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре
«Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими
их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и
учатся
действовать
с
ними.
Полученные
знания
и
навыки
переносят
в
повседневную жизнь.
Развитие игровой деятельности
Основные цели и задачи:
Создание условий для развития игровой деятельности детей.
Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры.
Развитие у детей интереса к различным видам игр.
Всестороннее
воспитание
и
гармоничное
развитие
детей
в
игре
(эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-
эстетическое и социально - коммуникативное).
Развитие
самостоятельности,
инициативы,
творчества,
навыков
саморегуляции;
формирование
доброжелательного
отношения
к
сверстникам,
умения
взаимодействовать,
д о го ва р и ват ь с я ,
самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Сюжетно-ролевые игры. Способствовать возникновению у детей игр на темы
из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек,
песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством
объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько
взаимосвязанных
действий
(готовить
обед,
накрывать
на
стол,
кормить).
Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер -
пассажир,
мама
-дочка,
врач
-
больной);
в
индивидуальных
играх
с
игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.
Показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры.
Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или
иной
роли;
дополнять
игровую
обстановку
недостающими
предметами,
игрушками.
Усложнять,
обогащать
предметно-игровую
среду
за
счет
использования
предметов
полифункционального
назначения
и
увеличения
количества
игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы,
бруски, пластины), простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы,
природный материал (песок, снег, вода); разнообразно действовать с ними
(строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из
снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки).
Развивать
умение
взаимодействовать
и
ладить
друг
с
другом
в
непродолжительной совместной игре.
Подвижные игры. Развивать активность детей в двигательной деятельности.
Организовывать игры со всеми детьми группы. Поощрять игры с каталками,
автомобилями,
тележками,
велосипедами;
игры,
в
которых
развиваются
навыки лазания, ползанья; игры с мячами, шарами, развивающие ловкость
движений.
Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов
движений.
Театрализованные игры.
Пробуждать интерес детей к театрализованной
игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за
развитием
действия
в
играх-драматизациях
и
кукольных
спектаклях,
созданных силами взрослых и старших детей.
Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают,
козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой,
позой, жестом, движением).
Знакомить
детей
с
приемами
вождения
настольных
кукол.
Учить
сопровождать движения простой песенкой.
Вызывать
желание
действовать
с
элементами
костюмов
(шапочки,
воротнички и т. д.) и атрибутами как внешними символами роли.
Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок.
Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая
место для выступления.
Побуждать
участвовать
в
беседах
о
театре
(театр
–
актеры
-
зрители,
поведение людей в зрительном зале).
Дидактические игры. Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету
и величине (большие, средние и маленькие шарики 2–3 цветов), собирать
пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной
последовательности
2–3
цвета.
Учить
собирать
картинку
из
4–6
частей
(«Наша посуда», «Игрушки» и др.).
В
совместных
дидактических
играх
учить
детей
выполнять
постепенно
усложняющиеся правила.
УГОЛОК «МЫ ИГРАЕМ»
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»:
1.
Накидки пелерины для кукол и детей;
2.
Набор парикмахера;
3.
Журналы причёсок
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
1.
Калькулятор, счёты;
2.
Кондитерские изделия;
3.
Хлебобулочные изделия;
4.
Изделия бытовой химии;
5.
Корзины, кошельки;
6.
Предметы-заместители;
7.
Овощи, фрукты.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
1.
Медицинские халаты и шапочки;
2.
Ширма;
3.
Набор доктора;
4.
Таблица для проверки зрения;
5.
«Аптека»:
вата,
бинты,
лекарства,
градусники,
мерные
ложечки,
пипетки, стаканчики, шпатели. Рецепты и касса.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
1.
Комплект кукольной мебели, стол и стулья,
2.
Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая;
3.
Куклы, одежда для кукол;
4.
Коляски, кроватка кукольная,
5.
Комплект пастельных принадлежностей для кукол;
6.
Гладильная доска, утюги.
Сюжетно-ролевая игра «Шофёр»:
1.
Рули;
2.
Инструменты;
3.
Разнообразные машины;
4.
Фуражка регулировщика;
5.
Жезл, свисток;
6.
Светофор.
Сюжетно-ролевая игра «Почта»:
1.
Сумка почтальона;
2.
Открытки, журналы, конверты.
Театральный уголок
1.
Ширма маленькая для настольного и кукольного театра;
2.
Кукольный театр;
3.
Настольный театр;
4.
Театр на фланелеграфе;
5.
Шапочки;
6.
Маски.
Правильно
организованная
развивающая
среда
позволяет
каждому
малышу
найти
занятие
по
душе,
поверить
в
свои
силы
и
способности,
научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками. Предметно-
развивающая
среда
группы
максимально
приближена
к
интересам
и
потребностям
каждого
дошкольника.
В
группе
всё
доступно
каждому
ребёнку,
соответствует
возрасту
и
учитывает
его
индивидуальные
особенности
и
возможности
развития.
Созданы
условия
для
накопления
творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия
со
знакомыми
или
совсем
не
знакомыми
объектами.
Предметно
–
пространственная
среда
группы
создает
комфортное
настроение,
способствует эмоциональному благополучию детей.