Автор: Рукинова Оксана Сергеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Ласточка"
Населённый пункт: станицы Новорождественской Тихорецкого района Краснодарского края
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: Занятия лечебной физкультурой в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Подготовила: Рукинова О.С., инструктор по физической культуре МБДОУ
№16 «Ласточка» ст. Новорождественской.
Занятия лечебной физкультурой в детском саду
Как показывает статистика, в России в дошкольных учреждениях только
десять детей из ста абсолютно здоровы. К такому неутешительному
результату привело то, что новорожденные дети рождаются с гораздо худшим
здоровьем, а экологическая обстановка только ухудшается. Ко всему прочему,
физическая нагрузка у детей сокращается, поскольку у родителей не хватает
времени на занятия с ними, а потому дети страдают гиподинамией. Еще
одной причиной такой тенденции является то, что родители больше
ориентированы на развитие интеллектуальных способностей ребенка:
компьютерные игры и разнообразные кружки, в которых дети занимаются по
большей части сидя. Эти и некоторые другие причины приводят к тому, что у
многих деток нарушается осанка, развиваются плоскостопие и заболевания
органов дыхания. В связи с этим, для предотвращения развития заболеваний
и их коррекции необходимы профилактические мероприятия.
Эффективный метод коррекции заболеваний органов дыхания и аппарата
опорно-двигательной системы – это лечебная физкультура в детском саду.
Оздоровительную гимнастику для коррекции заболеваний проводят в виде
занятий. Одно занятие для детей трех-четырех лет длится около двадцати-
двадцати пяти минут, для детей пяти-шести лет – тридцать-тридцать пять
минут. Упражнения выполняются в течение двух недель: основная часть
комплекса упражнений не меняется, изменяются только первая,
подготовительная, и последняя, заключительная, части. Занятия необходимо
проводить в хорошо проветренном помещении на ковриках. Дети должны
быть без обуви (в носках) и в легкой одежде.
Лечебная физкультура в детском саду главным образом проводится с целью
профилактики и коррекции заболеваний органов дыхания и аппарата опорно-
двигательной системы.
Данная цель достигается при помощи выполнения следующих задач:
Улучшение работы аппарата опорно-двигательной системы.
Укрепление здоровья, создание условий для всестороннего физического
развития и закаливания организма.
Предупреждение развития плоскостопия и сколиоза.
Активизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
Формирование правильной осанки и закрепление ее в этом положении:
жизненно необходимые положения и движения должны выполняться
автоматически.
Овладение базовыми двигательными умениями и навыками.
Повышение неспецифической реакции организма.
Своевременная коррекция патологического состояния.
При выполнении упражнении необходимо придерживаться следующих
принципов:
Методика и дозировка физических упражнений должна подбираться
индивидуально для каждого ребенка в зависимости от заболевания и общего
состояния организма.
Воздействие должно быть системным и с определенным набором
упражнений, и выполняться упражнения должны последовательно.
Воздействие должно быть регулярным, чтобы обеспечить развитие и
восстановление функциональных возможностей организма.
Выполнение физических упражнений осуществляется в течение длительного
времени. Это связано с тем, что восстановление нарушенной работы
различных органов возможно лишь только при упорном и длительном
повторении упражнений. Целесообразно выполнять упражнения через день.
Физическая нагрузка должна нарастать постепенно: в первые семь-десять
дней нагрузка плавно вырастает, затем некоторое время находится на одном
уровне, а в течение последней недели постепенно понижается.
Физические упражнения должны быть разнообразны и обновляться через
некоторое время. Рекомендуется обновлять порядка двадцати–тридцати
процентов упражнений через две-три недели занятий.
Воздействие упражнений должно быть умеренно: продолжительность
занятия около двадцать пять - тридцать минут в сочетании с дробной
нагрузкой.
При проведении занятий необходимо соблюдать цикличность: упражнения с
отдыхом необходимо сочетать с упражнениями на расслабление.
Воздействие на организм должно быть всесторонним.
При проведении занятий необходимо учитывать возрастные и другие
особенности: группы с детьми должны формироваться по диагнозам, а
возраст детей не должен разниться больше чем на один год.
Осанка – привычное положение человека в покое и при движении.
Формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и
воспитания.
Нарушение осанки – частный спутник многих хронических заболеваний.
Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка
печени, почек.
Предупредить возникновение неправильной осанки значительно легче чем
исправить ее. Приобретение правильной осанки длительный процесс.
Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая
тренировка организма ребенка.
Проведение занятий ЛФК в системе положительно влияет на формирование
правильной осанки детей, вырабатывает осознанное отношение к своему
здоровью, знакомит с доступными им способами его сохранения и
укрепления, формирует потребность в ежедневной двигательной активности.
Дети получают хороший заряд бодрости и положительный эмоциональный
настрой.
Программное содержание:
Формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки.
Развитие координации движений, функций опорно-двигательного аппарата.
Формирование ритмичного вдоха и его глубины; тренировка круговых мышц
рта, дыхательной мускулатуры грудной клетки.
Воспитание осознанного отношения к своему здоровью.
Материалы и оборудования :
« Сухой бассейн»
« Сухой дождь»
« Вертушки» - по количеству детей.
Диск « Здоровья».
Занятия ЛФК направлены на профилактику и лечение опорно-двигательного
аппарата (нарушение осанки, плоскостопия ).
Главная задача занятий создание прочного мышечного корсета и
формирование правильной осанки .
Занятие состоит из 3-х частей.
Первый этап – разминка.
формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки.
Повышение эмоционального тонуса детей.
Для реализации этих задач я использую следующие методы и приемы:
Упражнения для формирования и закаливания правильной осанки.
Ходьба по массажным дорожкам через « сухой дождь».
Упражнения в различных видах ходьбы и бега.
Дыхательное упражнение с использованием тренажера « вертушка».
Ход
Ребята, я рада Вас приветствовать в физкультурном зале. Сюда мы приходим,
чтоб вырасти красивыми, сильными, ловкими, а главное здоровыми.
(построение в шеренгу)
Сегодня мы будем с вами заниматься упражнениями на формирование
правильной осанки.
Осанка – это положение тела человека, когда он сидит или стоит.
Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки. Сейчас мы
проверим вашу осанку. Примите правильное положение (дети подходят к
стене, касаясь ее затылком, плечами, лопатками, икрами, пятками).
Физинструктор – детям:
Я повторяю по утрам:
Мой позвоночник гибок, прям!
Когда лежу, стою, сижу!
Я позвоночник берегу
И от болезней убегу!
Физинструктор – детям:
Идет наша ножка по массажной дорожке через «сухой дождик»!
Это придает нам силы, создает хорошее настроение!
(Ходьба по массажным дорожкам через «сухой дождик»
Ходьба по канату пристанным шагом, руки на поясе – 3раза)
« Сухой дождь» выполняет роль своеобразного « стимулятора
эмоционального настроя» детей. Он помогает активизировать двигательную
активность. Повышает эмоциональный тонус, развивает цветовосприятие –
при прохождении от красного к синему – помогает расслабиться,
восстановить растраченную энергию, стимулирует тактильную
чувствительность.
Физинструктор – детям:
Начинается « веселая разминка».
( Дети выполняют движение в соответствии с текстом)
У нас славная осанка – мы свели лопатки!
(ходьба, руки за спиной, лопатки сведены).
Мы походим на носках, (ходьба на носках).
А потом на пятках, (ходьба на пятках руки на поясе).
Пойдем мягко, как лисята, (ходьба в полуприсядь т.е руки вытянуты вперед).
И как мишка косолапый,(ходьба на внутренней и внешней стороне стопы
руки на поясе).
Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу,
Никуда я не спешу! (ходьба высоко поднимая колени, руки в стороны).
Потом быстрее мы пойдем, (ходьба спортивным шагом руки согнутые в
локтях).
После к бегу перейдем! (бег с откидыванием стоп назад, руки на поясе.
Оздоровительный бег).
Лучик носика коснулся, носик сладко потянулся. ( Ходьба, руки вдоль
туловища голова закинута назад, следим за тем, чтоб губы были сомкнуты).
В конце разминки мы с детьми выполняем дыхательное упражнение с
использованием тренажера «вертушка». Это способствует улучшению
функций дыхания, общей тренировки
организма детей.
Дыхательное упражнение « Ветерок».
Дети разбирают «вертушки» и выполняют с ними упражнение: глубокий
вдох- через нос, долгий выдох – через рот.
Этап разминки заканчивается, организм детей подготовлен к более
интенсивным тренировкам. Я приступаю ко второму этапу, в ходе которого
буду решать следующие задачи:
Укрепление опорно-двигательного аппарата; улучшение координации
движения.
Снижение тонуса мышц; массаж верхних и нижних конечностей.
Воспитание чувства ответственности к своему здоровью. Заключительный
этап проводится в «сухом бассейне».
Физинструктор – детям:
Мы отправляемся в «сухой бассейн» : поиграть, отдохнуть, получить массаж
тела!
(дети выстраиваются вокруг «сухого бассейна»).
«Моем руки».
И.п. – стоя вокруг бассейна. Опускают правую руку и совершают движение
вправо – влево; затем то же левой рукой.
- опускают обе руки в бассейн одновременно выполняют движения:
встречные, расходящиеся, в правую и левую сторону.
2. «Моем ноги».
И.п – стоя вокруг бассейна, руки на борту.
- опускают правую ногу, выполняют движение вправо – вправо; затем то же
самое левой ногой.
3. «Цапли».
Ходьба в бассейне по кругу, высоко поднимая ноги, руки на поясе.
А теперь мы отправимся по массажным дорожкам через «Сухой дождь».
(Построение в шеренгу).
Закончилась наша тренировка. Мы с вами сделали еще один шаг по пути к
красивой осанке!
- Что вам понравилось на занятии?
(Ответы детей).