Автор: Пилипенко Алексей Иванович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Шебунино
Населённый пункт: Сахалинская область, Невельский район, с. Шебунино
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание
Раздел: среднее образование
Патриотизм в школе
Автор: Пилипенко А.И.
Учитель истории и обществознания
в МБОУ СОШ с. Шебунино
2017 г.
Я считаю, что воспитание патриотизма среди учащихся в школе начинается
с
изучения
истории
Отечества.
Любовь
истории
своей
родины,
родной
культуре – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма. Те
героические
страницы,
которые
были
написаны
нашими
предками
при
защите и освоение огромных просторов нашей страны, самопожертвование,
сострадание,
как
к
своим
землякам,
так
и
врагу,
чувство
долга
и
бескорыстное
служение
Отечеству
–
все
это
являются
актуальными
и
востребованными в процессе патриотического воспитания. Однако в наше
время, к сожалению, наблюдается утрата, многовековых основ российской
ментальности,
традиционных
ценностей
русской
жизни:
соборность,
коллективизм, общинность. Им на смену приходят европейские ценности и
идеалы.
Патриотическое
воспитание
это
одно
из
наиболее
актуальных
проблем, которая стоит перед современным российским обществом. В то
время когда подрастающее поколение ищет своих кумиров и ценностные
ориентиры
на
просторах
интернета
и
в
«произведениях»
западных
киностудий. Исконно русские качества единства и братства, мы вымещаем
индивидуалистическими
началами,
европейским
эгоцентризмом.
И
меня
очень
обрадовала
информация,
что
наша
политическая
элита
обратила
внимание
на
проблему
патриотического
воспитания
подрастающего
поколения.
Современная
методика
преподавания
истории
имеет
достаточное
количество способов, приемов, позволяющих в полной мере решать задачу
патриотического воспитания в рамках школьной программы.
В
связи
с
этим,
по
моему
мнению,
для
современного
российского
общества наиболее актуальными задачами является:
Воспитание
патриотизма
и
любви
к
отечеству
на
примере
сопричастности к судьбе своей Родины;
Восстановления
образа человека как
личности
цельной,
свободной,
гуманной, ориентированной на сохранение ценностей национальной истории,
культуры.
В
данный
момент
воспитание
патриотизма
становится
неотделимой
составляющей
педагогической
деятельности,
интегрированной
в
общий
процесс
обучения.
Одним
из
основных
факторов
патриотического
воспитания
в
образовательном
учреждении
является
изучение
предмета
истории, так как преподаватель истории имеет возможность воспитывать
подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности к своей Родине.
Но есть проблемы, которые предстоит решить для использования этого
потенциала в полной мере. Одной из проблем является проблема, предвзятого
отношения
к
месту
и
роли
истории
как
предмета
в
образовательной
программе. При изучении истории у части учеников, складывается стереотип:
история - это исторические даты, события и деятели. На уроках истории
нужно не просто изучать исторические события, личностей и принимать их
оценку,
изложенную
в
учебной
литературе.
Но
мотивировать
учащихся
самостоятельно
оценивать
значение
и
роль
исторических
фактов.
Следовательно,
важным
аспектом
в
воспитании
являются
формирование
индивидуально-личностного отношения школьников к изучению истории, а
также
историческим
событиям,
известным
военным,
государственным
деятелям. Освоить программу по истории, имея всего два учебных часа в
неделю, крайне сложно. История нашего Отечества занимает один из самых
больших временных отрезков из всех существующих на данный момент в
мире
стран.
То
количество
материала,
которое
необходимо
изучить
для
понимания всей глубины и трагичности нашей истории огромно. Время,
которое
имею
преподаватели
истории
в
современной
школе
крайне
ограниченно
для
понимания
учащимися
всего
величия
истории
нашей
страны. Необходимо создать такие условия, чтобы образовательный процесс,
обеспечивал
формирование
целостной
картины
российской
истории.
Я
считаю,
что
для
выполнения
такой
глобальной
задачи
как
воспитание
патриотизма необходимо изменить подход к предмету история в школьной
программе. Нужно использовать весь мировой исторический и культурный
опыт, на который будет, опирается развитие ученика.
Эту задачу, возможно,
выполнить только при условии увеличения количества часов в школьной
программе выделенных для изучения истории. Иного качественного подхода
к преподаванию предмета истории.
В связи с этим уместно с учащимися прочесть стихотворение «Бородино».
На
основе
этого
произведения
у
учеников
формируется
понимание
закономерности победы Российской империи в Отечественной войне 1812
года, в которой величие духа и патриотизм народа были движущей силой
разгрома наполеоновской армии.
Я считаю уместно связать эту тему с
героизмом проявленным народами СССР в годы Великой Отечественной
войны. Эта война явилась не только тяжелым испытанием для страны, но и
определившей
самосознание
народа
–
победителя.
С
точки
зрения
патриотического
воспитания
Великая
Отечественная
Война
–
ключевое
событие в истории нашей страны не только в ХХ веке, но и во всей истории
нашего Отечества.
Патриотическое
воспитание
молодежи
требует
усилий
не
только
в
закреплении
традиционного
направления,
того
как
изучение
истории
в
процессе учебно-познавательной деятельности, но и поиска источников и
факторов, стимулирующих этот процесс.
Знать
свою
историю
–
значит
твердо
стоять
на
родной
земле.
Так
рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом
своего Отечества.
В современных реалиях мне бы хотелось выделить следующие духовно –
нравственные
ценности, которые
необходимо
сформировать
в
процессе
изучения истории в школе:
Гражданственности;
Приоритет общественно – государственных интересов над личными
интересами;
Преданности к своему Отечеству, любовь и уважение
к её прошлому и
настоящему;
Преемственности,
сохранение
и
развитие
лучших
традиций
своего
народа;
Гуманизму;
Социальная активность;
Нетерпимость к нарушениям норм морали и права;
Сохранение
и
культивирование
национальных
качеств
в
процессе
обучения;
Изучение истории не только России, но и
исторического прошлого
своей малой Родины;
Чувство уважения к религиям коренных народов России.