Напоминание

Патриотическое воспитание


Автор: Пилипенко Алексей Иванович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Шебунино
Населённый пункт: Сахалинская область, Невельский район, с. Шебунино
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание
Раздел: среднее образование





Назад




Патриотизм в школе

Автор: Пилипенко А.И.

Учитель истории и обществознания

в МБОУ СОШ с. Шебунино

2017 г.

Я считаю, что воспитание патриотизма среди учащихся в школе начинается

с

изучения

истории

Отечества.

Любовь

истории

своей

родины,

родной

культуре – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма. Те

героические

страницы,

которые

были

написаны

нашими

предками

при

защите и освоение огромных просторов нашей страны, самопожертвование,

сострадание,

как

к

своим

землякам,

так

и

врагу,

чувство

долга

и

бескорыстное

служение

Отечеству

все

это

являются

актуальными

и

востребованными в процессе патриотического воспитания. Однако в наше

время, к сожалению, наблюдается утрата, многовековых основ российской

ментальности,

традиционных

ценностей

русской

жизни:

соборность,

коллективизм, общинность. Им на смену приходят европейские ценности и

идеалы.

Патриотическое

воспитание

это

одно

из

наиболее

актуальных

проблем, которая стоит перед современным российским обществом. В то

время когда подрастающее поколение ищет своих кумиров и ценностные

ориентиры

на

просторах

интернета

и

в

«произведениях»

западных

киностудий. Исконно русские качества единства и братства, мы вымещаем

индивидуалистическими

началами,

европейским

эгоцентризмом.

И

меня

очень

обрадовала

информация,

что

наша

политическая

элита

обратила

внимание

на

проблему

патриотического

воспитания

подрастающего

поколения.

Современная

методика

преподавания

истории

имеет

достаточное

количество способов, приемов, позволяющих в полной мере решать задачу

патриотического воспитания в рамках школьной программы.

В

связи

с

этим,

по

моему

мнению,

для

современного

российского

общества наиболее актуальными задачами является:

Воспитание

патриотизма

и

любви

к

отечеству

на

примере

сопричастности к судьбе своей Родины;

Восстановления

образа человека как

личности

цельной,

свободной,

гуманной, ориентированной на сохранение ценностей национальной истории,

культуры.

В

данный

момент

воспитание

патриотизма

становится

неотделимой

составляющей

педагогической

деятельности,

интегрированной

в

общий

процесс

обучения.

Одним

из

основных

факторов

патриотического

воспитания

в

образовательном

учреждении

является

изучение

предмета

истории, так как преподаватель истории имеет возможность воспитывать

подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности к своей Родине.

Но есть проблемы, которые предстоит решить для использования этого

потенциала в полной мере. Одной из проблем является проблема, предвзятого

отношения

к

месту

и

роли

истории

как

предмета

в

образовательной

программе. При изучении истории у части учеников, складывается стереотип:

история - это исторические даты, события и деятели. На уроках истории

нужно не просто изучать исторические события, личностей и принимать их

оценку,

изложенную

в

учебной

литературе.

Но

мотивировать

учащихся

самостоятельно

оценивать

значение

и

роль

исторических

фактов.

Следовательно,

важным

аспектом

в

воспитании

являются

формирование

индивидуально-личностного отношения школьников к изучению истории, а

также

историческим

событиям,

известным

военным,

государственным

деятелям. Освоить программу по истории, имея всего два учебных часа в

неделю, крайне сложно. История нашего Отечества занимает один из самых

больших временных отрезков из всех существующих на данный момент в

мире

стран.

То

количество

материала,

которое

необходимо

изучить

для

понимания всей глубины и трагичности нашей истории огромно. Время,

которое

имею

преподаватели

истории

в

современной

школе

крайне

ограниченно

для

понимания

учащимися

всего

величия

истории

нашей

страны. Необходимо создать такие условия, чтобы образовательный процесс,

обеспечивал

формирование

целостной

картины

российской

истории.

Я

считаю,

что

для

выполнения

такой

глобальной

задачи

как

воспитание

патриотизма необходимо изменить подход к предмету история в школьной

программе. Нужно использовать весь мировой исторический и культурный

опыт, на который будет, опирается развитие ученика.

Эту задачу, возможно,

выполнить только при условии увеличения количества часов в школьной

программе выделенных для изучения истории. Иного качественного подхода

к преподаванию предмета истории.

В связи с этим уместно с учащимися прочесть стихотворение «Бородино».

На

основе

этого

произведения

у

учеников

формируется

понимание

закономерности победы Российской империи в Отечественной войне 1812

года, в которой величие духа и патриотизм народа были движущей силой

разгрома наполеоновской армии.

Я считаю уместно связать эту тему с

героизмом проявленным народами СССР в годы Великой Отечественной

войны. Эта война явилась не только тяжелым испытанием для страны, но и

определившей

самосознание

народа

победителя.

С

точки

зрения

патриотического

воспитания

Великая

Отечественная

Война

ключевое

событие в истории нашей страны не только в ХХ веке, но и во всей истории

нашего Отечества.

Патриотическое

воспитание

молодежи

требует

усилий

не

только

в

закреплении

традиционного

направления,

того

как

изучение

истории

в

процессе учебно-познавательной деятельности, но и поиска источников и

факторов, стимулирующих этот процесс.

Знать

свою

историю

значит

твердо

стоять

на

родной

земле.

Так

рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом

своего Отечества.

В современных реалиях мне бы хотелось выделить следующие духовно –

нравственные

ценности, которые

необходимо

сформировать

в

процессе

изучения истории в школе:

Гражданственности;

Приоритет общественно – государственных интересов над личными

интересами;

Преданности к своему Отечеству, любовь и уважение

к её прошлому и

настоящему;

Преемственности,

сохранение

и

развитие

лучших

традиций

своего

народа;

Гуманизму;

Социальная активность;

Нетерпимость к нарушениям норм морали и права;

Сохранение

и

культивирование

национальных

качеств

в

процессе

обучения;

Изучение истории не только России, но и

исторического прошлого

своей малой Родины;

Чувство уважения к религиям коренных народов России.



В раздел образования