Автор: Судаленко Наталья Александровна
Должность: воспитатель по физической культуре
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1411 СП-978
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Физическая культура и закаливание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Физическая культура и закаливание детей
дошкольного возраста
Педагог - новатор Б. П. Никитин говорит, что движение растит интел-
лект: если малыш поплыл раньше, чем пошел, или начал раньше ходить, он об-
гоняет своих сверстников и в интеллектуальном развитии.
Современные условия жизни ставят перед людьми, и особенно перед
подрастающим поколением высокие требования к уровню работоспособности,
к самостоятельному творчеству как в интеллектуальной, так и в двигательной
деятельности, труде.
Для осуществления этих задач очень важно, чтобы дети с раннего воз-
раста были разносторонне физически подготовлены.
Первостепенное значение в воспитании здорового ребенка я придаю
развитию движений и физической культуре, потому что своевременное форми-
рование двигательных умений у детей дошкольного возраста имеет большое
значение для становления личности каждого ребенка и укрепления здоровья.
В своей работе я использую дополнительные виды в физкультурно - оз-
доровительной работе, которые направлены на развитие интереса к физической
культуре, с учетом возрастных особенностей.
Уже у детей дошкольного возраста должны быть развиты способности
проявлять ловкость, быстроту, силу, выносливость. К этому направлена работа по
повышению уровня физической работоспособности, поиску рациональных
путей достижения каждым ребенком оптимальной степени к длительным на-
пряжениям.
Не случайно, авторский коллектив базисной программы «Истоки» вво-
дит новый раздел «Здоровье». Здоровье рассматривается как одно из условий,
определяющих возможность полноценного физического и психического разви-
тия.
В программе «Физическое развитие» заложены начала здорового об-
раза жизни, физической культуры, воспитания у детей потребности в физиче-
ском самосовершенствовании.
Я считаю, что актуальность моего опыта очевидна. В своей работе я со-
блюдаю систему, последовательность, разнообразие видов деятельности. Работа
проводится фронтально, по подгруппам, с учетом индивидуальности каждого.
Одна из основных целей - помочь детям войти в жизнь взрослых. При
поступлении в дошкольное учреждение благополучно и безболезненно пройти
адаптационный период.
Мой опыт ориентирован на взаимодействии с семьей дошкольников.
Данная система работы позволяет установить партнерские отношения с семьей
каждого воспитанника, объединить усилие для развития и воспитания детей.
Важным условием в работе является системное наблюдение за динами-
кой развития показателей физической подготовленности детей, что позволяет
не только иметь представление об уровне подготовленности, но и спланировать
дальнейшую работу.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА (С 3 ДО 7 ЛЕТ)
С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны
занимать
все
большее
место.
Они
являются
фактором,
способствующим
увеличению
адаптации
не
только
к
мышечной
активности,
но
и
к
холоду,
гипоксии.
Физическая
активность
способствует
нормальному
развитию
центральной нервной
системы,
улучшению
памяти,
процессов
обучения,
нормализации
эмо-ционально-мотивационной
сферы,
улучшению
сна,
возрастанию
возможностей не
только
в
физической,
но
и
в
умственной
деятельности. Для повышения мышечной активности необходимы физические
упражнения
для
совершенствования
двигательных
процессов
и
навыков,
осанки, предупреждения развития плоскостопия.
В детских дошкольных учреждениях физические упражнения проводят в
виде групповых гимнастических занятий и некоторых спортивных развлечений.
Одежда ребенка должна быть свободной и не стеснять движения. Для придания
разнообразия и увлекательности занятиям необходимо использовать различные
предметы и оборудование: мячи, флажки, обручи, скамейки, лесенки. Важно,
чтобы
инвентарь
соответствовал
росту
и
возрасту
ребенка. Согласно
«Программе
воспитания
в
детском
саду»,
начиная
с
3-летнего
возраста
необходимо ежедневно проводить утреннюю гимнастику, вначале с 5-6 мин (3
года) и до 10-12 мин (6 лет). Помимо этого, предусматривается проведение
физкультурных досугов 1 раз в месяц длительностью 15-20 мин для детей 3 лет
и до 40 мин для детей 6 лет.
Для занятий гимнастикой необходим коврик, который важно содержать в чис-
тоте. Гимнастические упражнения лучше проводить не раньше, чем через 30
мин после завтрака или дневного сна. Весьма важно, чтобы у детей сформиро-
валась привычка делать утреннюю гимнастику систематически. В особенности
важно проводить сеансы гимнастических упражнений после длительных мало-
подвижных занятий - рисования, лепки, рукоделия.
Воспитатель, медицинская сестра или родители должны освоить те упражне-
ния, которые будут предложены детям. Даю задания детям четко и ясно, без
длинных, пространных объяснений, поскольку в этом возрасте трудно сконцен-
трировать их внимание. Упрощаю команды, называя упражнения обобщенным
образом, например: «кошка», «птичка», «паровоз» и др. Не требую от детей
абсолютно правильного выполнения задания, поскольку в этом возрасте еще
несовершенна координация - она находится лишь в стадии становления. Дети
дошкольного возраста быстро отвлекаются при однообразных упражнениях.
Занятия
строю
таким
образом,
чтобы
обязательная
часть,
связанная
с
выполнением упражнений, осуществлялась динамично и сконцен-трированно, а
далее, во второй части, перехожу к упражнениям, где в большей степени
имеется игровой элемент.
Организация физических упражнений при закаливании детей предусматривает
прежде всего подбор упражнений с преимущественным развитием больших
мышечных групп. Чередую упражнения большой и малой интенсивности. Про-
должительность занятий для детей 4-го года жизни должна быть 20-25 мин.
Вводная и подготовительная части занятий составляют 5-6 мин, основная - 12-
14 мин, заключительная - 3-4 мин.
Длительность занятий с детьми 5-го года жизни составляет 25-30 мин. Вводная и
подготовительная части занятий занимают 6-7 мин.
На 6-м и 7-м году жизни занятия проводят 30-35 мин.
Помимо специальных занятий, дети ежедневно выполняют утреннюю гигиени-
ческую гимнастику, а во время прогулок осуществляют подвижные игры, ов-
ладевают некоторыми видами спортивных развлечений (санки, лыжи, велосипед,
самокат, плавание).
Особое место занимает утренняя гимнастика, которая должна быть введена как
обязательная часть режима для ребенка с 5-6 лет. Комплексы утренней гимна-
стики включают имитационные движения, упражнения для развития мышц ту-
ловища,
приседания,
подтягивания,
ходьбу,
прыжки
и
бег.
У
детей
этого
возраста упражнения и движения должны быть связаны с игрой или имитацией
игры. Во время занятий необходимо чередовать упражнения для всех групп
мышц.
При
этом
происходит
совершенствование
ходьбы,
бега, прыжков,
лазания.
Эффективность занятий в особенности велика при положительном эмоцио-
нальном фоне ребенка.
Не менее важно, чтобы соблюдалась постепенность в нарастании сложности
упражнений и величины нагрузки на скелетные мышцы. На 4-м году жизни дети
должны полностью овладеть навыками ходьбы. Для совершенствования ходьбы
детям
задают
разный
темп.
На
занятиях
ходьба проводится
во
вводной
и
заключительной частях.
Начиная с 4-го года совершенствуют другие формы движений. Во время бега
должны появиться короткая фаза полета, координация работы рук и ног. Для
развития локо-моции бега применяют различные упражнения - изменение ритма
бега (ускорение и замедление), бег с препятствиями - ребенок на бегу должен
перепрыгнуть через веревку. Во время упражнений для развития бега и ходьбы
необходимо следить за положением головы и осанки. Дети с 3-6 лет могут
хорошо кататься на лыжах, коньках, ездить на велосипеде, самокате, осваивать
элементы спортивных игр - бадминтона, настольного тенниса, футбола и др.
Важно правильно подбирать спортивный реквизит, спортивную одежду и обувь
с таким расчетом, чтобы не было переохлаждения и перегревания во время
занятий.
Принципиально важно то, чтобы в занятиях с 3-4 - летними детьми постепенно
нарастали сложность и трудоемкость. Также постепенно в занятия включаю
упражнения, которые должны выполняться с использованием различных пред-
метов и технических средств при помощи взрослых. Дети особенно любят такие
упражнения.
Наиболее
целесообразно
проводить
занятия
физическими
уп-
ражнениями
на
открытом
воздухе
с
применением
спортивных
снарядов
-турника, лесенки, бревна и др.
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» дети 3 лет
должны заниматься как физической культурой на основных занятиях, которые
проводят 2 раза в неделю по 15-20 мин, так и утренней гимнастикой, продол-
жительность которой составляет 4-5 мин. Основные занятия провожу не ранее,
чем через 30 мин после завтрака или сразу после дневного сна.
Утренняя гимнастика состоит из бега, 3-4 общеразвивающих упражнений,
ходьбы, бега и подскоков. Обычно гимнастику начинают с кратковременной
ходьбы и медленного бега (20-30 с). После построения дети выполняют движе-
ния типа потягиваний. Для утренней гимнастики используют упражнения из
числа рекомендованных для обычных занятий физической культурой: имита-
ционные движения, движения сидя на скамье, лежа на спине и на животе. Каж-
дое движение повторяют 4—5 раз, затем бег или подпрыгивание. Заканчивают
утреннюю гимнастику спокойной ходьбой.
Бег и подпрыгивания должны быть непременной составной частью всех
комплексов утренней гимнастики. Установлено, что именно эти упражнения
являются наиболее эффективными для детей во время утренней гимнастики.
Однако бег и подскоки не должны осуществляться в быстром темпе, в частно-
сти для подпрыгиваний темп должен составлять 12-15 подскоков за 10 с, прыж-
ки должны быть невысокими, следует слегка отрывать носки от пола.
Повышенный двигательный режим для детей подготовительной группы
детского
сада
провожу
с
целью
снижения
у
них
простудных
заболеваний.
Повышенный двигательный режим состоит из недельных циклов ежедневных
физических упражнений в специально выделенные 2 дня и из полуторачасовых
прогулок в остальные 3 дня, когда занятия по физкультуре не запланированы, а
также 2 дня отдыха в домашних условиях.
Рационализация обязательных занятий по физкультуре состоит в наиболее оп-
тимальном варианте организации детей, повышении физической нагрузки, уве-
личении
моторной
плотности
занятий,
включении
упражнений
скоростно-
силового характера. При планировании прогулок 35 мин отводят подвижным
играм, спортивным развлечениям и эстафетам. Проведенные исследования по-
казали, что допустимыми в функциональном отношении для часто болеющих
детей являлись физические нагрузки, при которых частота сердечных сокраще-
ний (ЧСС) составляла от 150-170, при наличии у детей хронического очага ин-
фекции (хронического тонзиллита, аденоидов и др.), до 130 (в начале цикла за-
нятий). С учетом изложенного физиологическая кривая проводимых занятий
имеет многовершинный характер с ЧСС в диапазоне 110-130 с отдельными пи-
ковыми нагрузками, соответствующими ЧСС 150 и 170. Иными словами, заня-
тия физической культурой должны осуществляться так, как проявляется есте-
ственная двигательная активность в раннем возрасте.
Таким образом, повышенный двигательный режим, является фактором
снижения заболеваемости детей простудными заболеваниями.
Целью физического воспитания является подготовка детей к жизни.
В соответствии с указанной целью физического воспитания предусматри-
ваю решение следующих задач:
1)
Оздоровительные:
укрепление
здоровья,
всестороннее
физическое
развитие,
закаливание организма.
2)
Образовательные:
формирование
двигательных
навыков
и
умений,
развитие
физических качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость
и
д р . ) ,
овладение
специальными
знаниями,
привитие
организаторских
способностей.
3)
Воспитательные: содействие умственному, нравственному, эстетическому
и
трудовому воспитанию.
Эти задачи конкретизируются в зависимости от контингента занимаю-
щихся: их возрастных особенностей, состояния здоровья, уровня физического
развития, физической подготовленности.
Важнейшей
задачей,
определяющей
особую
значимость
физического
воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здоро-
вого,
крепкого,
закаленного
жизнерадостного
ребенка,
хорошо
владеющего
своими движениями, любящего физические упражнения.
Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия,
подвижные игры, самостоятельная деятельность детей и т.д.) внимание воспи-
тателя направляется на воспитание разумно мыслящего, эмоционального, соз-
нательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, овла-
девающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружаю-
щем, понимающего смысл предлагаемых ему заданий, приучающегося акту-
ально преодолевать встречающиеся трудности, проявляющего в своей деятель-
ности стремление к творческим поискам под внимательным, доброжелатель-
ным руководством воспитателя.
В результате регулярных занятий физической культурой, организованных
воспитателем и самостоятельных, а также благодаря двигательной активности
детей в повседневной жизни и играх повышается уровень развития их физиче-
ских сил и возможностей, двигательных качеств и работоспособности. Это, с
одной стороны обуславливает дальнейшее совершенствование умений и навы-
ков, усвоение новых способов сложнокоординированных действий и комбина-
ций движений (например, прыжков с разбега, разнообразных действий с мячом
и др.). С другой стороны, создаются предпосылки для целенаправленного вос-
питания у детей разнообразных физических качеств, в первую очередь ловко-
сти и общей выносливости, скоростно - силовых а также гибкости. Для стар-
ших дошкольников характерно стремление к совершенствованию в двигатель-
ной деятельности. При разумной педагогической направленности оно оказыва-
ет большое влияние на развитие личных качеств ребенка.
В двигательной деятельности у дошкольников складываются более слож-
ные формы общения со взрослыми и между собой. У ребенка развивается чув-
ство уважения к старшим, стремление подражать им, появляется стремление
помочь другому, чему - то научить. При этом существенное значение имеет
направленность на достижение коллективного результата движения, игры.
Однако поведение детей этого возраста обуславливают возникающие мо-
тивы соперничества, соревнования. Возможны даже случаи негативного отно-
шения детей к тем, кто хуже справляется с выполнением задания. Развитие мо-
ральных и волевых качеств детской личности - важная сторона педагогическо-
го руководства двигательной деятельностью в процессе физического воспита-
ния.
Достигаемый уровень развития детей в большой мере определяет готов-
ность к обучению в школе.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ НА ВОЗДУХЕ
В последние годы разработаны методы проведения физкультурных заня-
тий с детьми дошкольного возраста на открытом воздухе на протяжении круг-
лого года. Установлено, что при соблюдении разработанной методики у детей
повышается уровень здоровья, снижается заболеваемость. Занятия начинаю с
детьми средней детсадовской группы, когда они уже полностью владеют навы-
ками самообслуживания (переодевание в спортивный костюм, растирание кожи
после занятий и др.). Наиболее предпочтительное время для начала занятий
-летний период. Не обязательно проводить все занятия на открытом воздухе.
Вначале могут быть различные варианты сочетания проведения занятий на от-
крытом воздухе и в помещении, например одно занятие на воздухе и два - в за-
ле, в дальнейшем два на воздухе, одно - в зале. На воздухе в зимний период го-
да дети должны заниматься не чаще, чем 3 раза в неделю, а летом ежедневно.
При организации таких занятий существенным фактором является переодева-
ние детей в спортивную форму и в повседневную одежду после занятий с пред-
варительным сухим растиранием тела. Для получения хорошего конечного ре-
зультата - снижения заболеваемости детей при проведении занятий на воздухе
-имеет
значение
и
система
подготовки
воспитателей,
детей
и
родителей.
Методика
и
организация
физкультурных
занятий
на
воздухе. Особенность
проведения занятий на воздухе в холодный период года состоит в повышении
двигательной активности детей с целью сохранения теплового баланса. Для
этого использую как фронтальные, так и групповые методы организации заня-
тий, произвожу специальный подбор игр. Структура занятий на воздухе не от-
личается от таковой в залах. Она включает вводную, основную и заключитель-
ную части. Продолжительность занятий - от 20-25 мин в средней группе дет-
ского сада до 30-35 мин в старшей группе.
Во вводной части занятий в холодный период года построение детей на пло-
щадке не провожу и после непродолжительной ходьбы осуществляется бег в
течение 2-4 мин. После бега выполняются прыжки на одной или двух ногах, с
ноги на ногу и др.
В основной части занятий выполняются общеразвивающие упражнения,
после чего проводится небольшая пробежка - от 40 с до 2 мин в зависимости
от возраста. После выполнения упражнений и бега организуются игры, кото-
рые повторяются 4-5 раз, паузы между ними короткие.
В заключительной части проводится медленный бег, переходящий в
ходьбу, во время которой выполняются дыхательные упражнения.
В холодное время года рекомендую упражнения, вызывающие у детей
большой интерес и эмоциональный подъем, способствующие увеличению
подвижности. В ветреные дни для проведения занятий следует выбирать мес-
та, наиболее укрытые от ветра.
В зимний период года занятия на открытом воздухе провожу при тем-
пературе воздуха - 15-18 °С. При температуре воздуха ниже - 18°С продолжи-
тельность занятий сокращаю до 15-20 мин, и заниматься могут группы детей
2-3 - го года обучения. В очень сырые, дождливые и морозные дни физкуль-
турные занятия провожу в зале при открытых окнах. В этих случаях дети на -
девают на майку и колготки спортивный костюм, кеды без шерстяных носков, а
зимой еще и шапочку.
Начинать занятия на открытом воздухе лучше в теплое время года. При
постепенном снижении температуры среды не происходит срыва механизмов
адаптации.
Одежда для проведения физкультурных занятий на воздухе летом должна
быть следующей: трусы и майки, на ногах - тапочки или полукеды. В холодный
период года (+3°С, - 6°С) - спортивный костюм, майка, футболка с длинными
рукавами, колготки, шерстяная шапочка на хлопчатобумажной подкладке, носки
простые или шерстяные, кеды (в сырую и холодную ветреную погоду -
варежки). В зимний период ( - 6 - 11°С) надеваются спортивный костюм, майка,
рубашка фланелевая с длинными рукавами, колготки, шерстяная шапочка на
хлопчатобумажной подкладке, шерстяные носки, кеды, варежки. Необходимо
иметь две пары варежек на случай, если одна промокнет. В зимний период при
ветре и снижении температуры воздуха до —12-15°С надеваются дополнительно
шерстяная кофта и рейтузы, поверх спортивного костюма - куртка из не
продуваемой ткани.
В начале зимних занятий незакаленным детям даже при небольшом морозе - 7-
10°С рекомендую надевать под спортивный костюм шерстяную кофту, а кеды
заменить легкими сапожками. Необходимо следить за тепловьм состоянием
ребенка и в случае перегревания его (горячий и потный затылок, шея) во время
занятий можно снять один слой одежды.
Нецелесообразно проводить занятия с детьми, одетыми в зимние пальто, шапки -
ушанки. Такая одежда стесняет движения, вызывает повышенное потоотделе-
ние.
После проведения физкультурных занятий дети в групповых помещениях рас-
тираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в повседневное белье и
одежду. Вначале необходимо переодеть кеды и брюки, и только после этого
снимают куртку, рубашку, майку и проводят растирания. На первые занятия, в
особенности на процесс переодевания детей, необходимо привлекать медицин-
скую сестру и няню.
Физкультурные занятия провожу перед прогулкой или в конце ее. Не допускаю,
чтобы после физкультурных занятии на прогулку дети выходили потными. За-
нятия в конце прогулки рекомендуется проводить в холодное время года, по-
скольку после активной мышечной деятельности дети остаются в помещении.
При проведении занятий на воздухе, так же как и в помещении, важно обра щать
внимание на то, чтобы упражнения и вся методика носили неритмичный
характер. Такая методика проведения занятий отвечает тем особенностям фи-
зиологии, которые представлены в раннем постнатальном возрасте. Иными
словами, поскольку в естественных условиях у детей представлена неритмич -
ность осуществления различных функций, методика проведения физических
упражнений должна опираться на те натуральные ритмы, физиологические от-
правления в целом, какие реализуются в этом возрасте. При занятиях на воздухе
общая плотность должна быть равной 90-95 %, а моторная - 80-90 %. Для
оценки двигательной активности на занятиях целесообразно пользоваться ша-
гомером.
Ходьба на лыжах. Начинаю обучать детей ходьбе на лыжах с 3 лет. Необходимо
подобрать лыжи, палки и обувь. Лыжи подбираю по отношению к росту ребенка
несколько меньших размеров, нежели для взрослых. Меньшая длина лыж делает
их более управляемыми и потому облегчает задачу обучения катанию. Первые
занятия провожу на учебной площадке на которой прокладываю лыжню.
Для обучения детей выбираю безветренные площадки или провожу занятия в
безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже -10°С.
Первые занятия
провожу в той одежде, в которой ребенок обычно гуляет на воздухе. Обувь
должна
соответствовать
креплениям
лыж:
при
полужестких
и мягких
креплениях - валенки или сапоги (ботинки); при жестких креплениях -лыжные
ботинки. Жесткие крепления более удобны для обучения и катания детей - в них
легче управлять лыжами. Но в них быстрее замерзают ноги, если ребенок при
занятиях малоподвижен. Поэтому лыжные ботинки должны быть достаточно
просторными, чтобы можно было надеть толстые шерстяные носки. Лыжные
палки подбираю по росту: поставленные на пол рядом с ребенком, они не
должны доходить до уровня плеча на 3—5 см. Перед катанием детские лыжи
натираются мазью.
Первые занятия необходимо проводить без палок. С 4 лет нужно учить само-
стоятельно надевать и снимать лыжи, в 5-6 лет — ходить «русским шагом», де-
лать повороты на месте переступанием лыж в стороны. В этом возрасте вполне
доступны подъемы на небольшую горку. В 7 лет ребенок должен освоить ходьбу
переменным шагом с палками, самостоятельно взбираться на горку и спускаться
с нее, преодолевать путь в 1-2 км с остановками для отдыха. Для детей раннего
возраста
промышленность
выпускает
лыжи
с
мягкими
креплениями.
К
недостаткам таких креплений можно отнести трудность управления лыжами во
время катания. Вместе с тем такие лыжи можно крепить к теплой обуви - к
валенкам - и быть на прогулке 1,5-2 ч и дольше. Ноги при этом не пе-
реохлаждаются. Жесткие крепления позволяют нормально управлять лыжами,
но в такой обуви ноги ребенка быстро переохлаждаются.
Санки - один из любимых видов зимних увлечений детей. Катание начинается с
небольшой и пологой горки (1,5-2 м) в положении сидя с упором спины на
заднюю спинку. Не менее привлекательное для детей занятие — катание с гор на
«тарелке».
Самокат. Это любимый вид развлечений детей, начиная с 2-3 лет; езда на само-
кате сохраняет естественную позу и двигательные реакции, близкие по харак-
теру к бегу. Обучившись катанию на самокате, дети легко и быстро обучаются
езде на двухколесном велосипеде.
Велосипед. Начинаю обучение езде на двухколесном велосипеде с широкими
шинами после того, как ребенок научился ездить на самокате. Важно следить за
правильной осанкой ребенка.
Бадминтон, хоккей, футбол и другие спортивные игры использую для
спортивных развлечений детей в дошкольном возрасте, начиная с 5-6 лет. В
этом возрасте осваивают лишь отдельные элементы игр с эпизодическим при-
влечением элемента соревнования.
Игры. Подвижные игры детей дошкольного возраста являются обязатель-
ным элементом свободного и научно организованного воспитания детей. Игры -
важный
процесс
коллективного
общения
детей,
социальной
их
адаптации.
Помимо физической тренировки, они дисциплинируют детей, вырабатывают
черты подчинения своих интересов интересам коллектива. Задача воспитателя
-правильно организовать игру, руководить действиями детей, контролировать
физическое их состояние, предупреждать утомление.