Напоминание

"Физическая культура и закаливание детей дошкольного возраста"


Автор: Судаленко Наталья Александровна
Должность: воспитатель по физической культуре
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1411 СП-978
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Физическая культура и закаливание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Физическая культура и закаливание детей

дошкольного возраста

Педагог - новатор Б. П. Никитин говорит, что движение растит интел-

лект: если малыш поплыл раньше, чем пошел, или начал раньше ходить, он об-

гоняет своих сверстников и в интеллектуальном развитии.

Современные условия жизни ставят перед людьми, и особенно перед

подрастающим поколением высокие требования к уровню работоспособности,

к самостоятельному творчеству как в интеллектуальной, так и в двигательной

деятельности, труде.

Для осуществления этих задач очень важно, чтобы дети с раннего воз-

раста были разносторонне физически подготовлены.

Первостепенное значение в воспитании здорового ребенка я придаю

развитию движений и физической культуре, потому что своевременное форми-

рование двигательных умений у детей дошкольного возраста имеет большое

значение для становления личности каждого ребенка и укрепления здоровья.

В своей работе я использую дополнительные виды в физкультурно - оз-

доровительной работе, которые направлены на развитие интереса к физической

культуре, с учетом возрастных особенностей.

Уже у детей дошкольного возраста должны быть развиты способности

проявлять ловкость, быстроту, силу, выносливость. К этому направлена работа по

повышению уровня физической работоспособности, поиску рациональных

путей достижения каждым ребенком оптимальной степени к длительным на-

пряжениям.

Не случайно, авторский коллектив базисной программы «Истоки» вво-

дит новый раздел «Здоровье». Здоровье рассматривается как одно из условий,

определяющих возможность полноценного физического и психического разви-

тия.

В программе «Физическое развитие» заложены начала здорового об-

раза жизни, физической культуры, воспитания у детей потребности в физиче-

ском самосовершенствовании.

Я считаю, что актуальность моего опыта очевидна. В своей работе я со-

блюдаю систему, последовательность, разнообразие видов деятельности. Работа

проводится фронтально, по подгруппам, с учетом индивидуальности каждого.

Одна из основных целей - помочь детям войти в жизнь взрослых. При

поступлении в дошкольное учреждение благополучно и безболезненно пройти

адаптационный период.

Мой опыт ориентирован на взаимодействии с семьей дошкольников.

Данная система работы позволяет установить партнерские отношения с семьей

каждого воспитанника, объединить усилие для развития и воспитания детей.

Важным условием в работе является системное наблюдение за динами-

кой развития показателей физической подготовленности детей, что позволяет

не только иметь представление об уровне подготовленности, но и спланировать

дальнейшую работу.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА (С 3 ДО 7 ЛЕТ)

С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны

занимать

все

большее

место.

Они

являются

фактором,

способствующим

увеличению

адаптации

не

только

к

мышечной

активности,

но

и

к

холоду,

гипоксии.

Физическая

активность

способствует

нормальному

развитию

центральной нервной

системы,

улучшению

памяти,

процессов

обучения,

нормализации

эмо-ционально-мотивационной

сферы,

улучшению

сна,

возрастанию

возможностей не

только

в

физической,

но

и

в

умственной

деятельности. Для повышения мышечной активности необходимы физические

упражнения

для

совершенствования

двигательных

процессов

и

навыков,

осанки, предупреждения развития плоскостопия.

В детских дошкольных учреждениях физические упражнения проводят в

виде групповых гимнастических занятий и некоторых спортивных развлечений.

Одежда ребенка должна быть свободной и не стеснять движения. Для придания

разнообразия и увлекательности занятиям необходимо использовать различные

предметы и оборудование: мячи, флажки, обручи, скамейки, лесенки. Важно,

чтобы

инвентарь

соответствовал

росту

и

возрасту

ребенка. Согласно

«Программе

воспитания

в

детском

саду»,

начиная

с

3-летнего

возраста

необходимо ежедневно проводить утреннюю гимнастику, вначале с 5-6 мин (3

года) и до 10-12 мин (6 лет). Помимо этого, предусматривается проведение

физкультурных досугов 1 раз в месяц длительностью 15-20 мин для детей 3 лет

и до 40 мин для детей 6 лет.

Для занятий гимнастикой необходим коврик, который важно содержать в чис-

тоте. Гимнастические упражнения лучше проводить не раньше, чем через 30

мин после завтрака или дневного сна. Весьма важно, чтобы у детей сформиро-

валась привычка делать утреннюю гимнастику систематически. В особенности

важно проводить сеансы гимнастических упражнений после длительных мало-

подвижных занятий - рисования, лепки, рукоделия.

Воспитатель, медицинская сестра или родители должны освоить те упражне-

ния, которые будут предложены детям. Даю задания детям четко и ясно, без

длинных, пространных объяснений, поскольку в этом возрасте трудно сконцен-

трировать их внимание. Упрощаю команды, называя упражнения обобщенным

образом, например: «кошка», «птичка», «паровоз» и др. Не требую от детей

абсолютно правильного выполнения задания, поскольку в этом возрасте еще

несовершенна координация - она находится лишь в стадии становления. Дети

дошкольного возраста быстро отвлекаются при однообразных упражнениях.

Занятия

строю

таким

образом,

чтобы

обязательная

часть,

связанная

с

выполнением упражнений, осуществлялась динамично и сконцен-трированно, а

далее, во второй части, перехожу к упражнениям, где в большей степени

имеется игровой элемент.

Организация физических упражнений при закаливании детей предусматривает

прежде всего подбор упражнений с преимущественным развитием больших

мышечных групп. Чередую упражнения большой и малой интенсивности. Про-

должительность занятий для детей 4-го года жизни должна быть 20-25 мин.

Вводная и подготовительная части занятий составляют 5-6 мин, основная - 12-

14 мин, заключительная - 3-4 мин.

Длительность занятий с детьми 5-го года жизни составляет 25-30 мин. Вводная и

подготовительная части занятий занимают 6-7 мин.

На 6-м и 7-м году жизни занятия проводят 30-35 мин.

Помимо специальных занятий, дети ежедневно выполняют утреннюю гигиени-

ческую гимнастику, а во время прогулок осуществляют подвижные игры, ов-

ладевают некоторыми видами спортивных развлечений (санки, лыжи, велосипед,

самокат, плавание).

Особое место занимает утренняя гимнастика, которая должна быть введена как

обязательная часть режима для ребенка с 5-6 лет. Комплексы утренней гимна-

стики включают имитационные движения, упражнения для развития мышц ту-

ловища,

приседания,

подтягивания,

ходьбу,

прыжки

и

бег.

У

детей

этого

возраста упражнения и движения должны быть связаны с игрой или имитацией

игры. Во время занятий необходимо чередовать упражнения для всех групп

мышц.

При

этом

происходит

совершенствование

ходьбы,

бега, прыжков,

лазания.

Эффективность занятий в особенности велика при положительном эмоцио-

нальном фоне ребенка.

Не менее важно, чтобы соблюдалась постепенность в нарастании сложности

упражнений и величины нагрузки на скелетные мышцы. На 4-м году жизни дети

должны полностью овладеть навыками ходьбы. Для совершенствования ходьбы

детям

задают

разный

темп.

На

занятиях

ходьба проводится

во

вводной

и

заключительной частях.

Начиная с 4-го года совершенствуют другие формы движений. Во время бега

должны появиться короткая фаза полета, координация работы рук и ног. Для

развития локо-моции бега применяют различные упражнения - изменение ритма

бега (ускорение и замедление), бег с препятствиями - ребенок на бегу должен

перепрыгнуть через веревку. Во время упражнений для развития бега и ходьбы

необходимо следить за положением головы и осанки. Дети с 3-6 лет могут

хорошо кататься на лыжах, коньках, ездить на велосипеде, самокате, осваивать

элементы спортивных игр - бадминтона, настольного тенниса, футбола и др.

Важно правильно подбирать спортивный реквизит, спортивную одежду и обувь

с таким расчетом, чтобы не было переохлаждения и перегревания во время

занятий.

Принципиально важно то, чтобы в занятиях с 3-4 - летними детьми постепенно

нарастали сложность и трудоемкость. Также постепенно в занятия включаю

упражнения, которые должны выполняться с использованием различных пред-

метов и технических средств при помощи взрослых. Дети особенно любят такие

упражнения.

Наиболее

целесообразно

проводить

занятия

физическими

уп-

ражнениями

на

открытом

воздухе

с

применением

спортивных

снарядов

-турника, лесенки, бревна и др.

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» дети 3 лет

должны заниматься как физической культурой на основных занятиях, которые

проводят 2 раза в неделю по 15-20 мин, так и утренней гимнастикой, продол-

жительность которой составляет 4-5 мин. Основные занятия провожу не ранее,

чем через 30 мин после завтрака или сразу после дневного сна.

Утренняя гимнастика состоит из бега, 3-4 общеразвивающих упражнений,

ходьбы, бега и подскоков. Обычно гимнастику начинают с кратковременной

ходьбы и медленного бега (20-30 с). После построения дети выполняют движе-

ния типа потягиваний. Для утренней гимнастики используют упражнения из

числа рекомендованных для обычных занятий физической культурой: имита-

ционные движения, движения сидя на скамье, лежа на спине и на животе. Каж-

дое движение повторяют 4—5 раз, затем бег или подпрыгивание. Заканчивают

утреннюю гимнастику спокойной ходьбой.

Бег и подпрыгивания должны быть непременной составной частью всех

комплексов утренней гимнастики. Установлено, что именно эти упражнения

являются наиболее эффективными для детей во время утренней гимнастики.

Однако бег и подскоки не должны осуществляться в быстром темпе, в частно-

сти для подпрыгиваний темп должен составлять 12-15 подскоков за 10 с, прыж-

ки должны быть невысокими, следует слегка отрывать носки от пола.

Повышенный двигательный режим для детей подготовительной группы

детского

сада

провожу

с

целью

снижения

у

них

простудных

заболеваний.

Повышенный двигательный режим состоит из недельных циклов ежедневных

физических упражнений в специально выделенные 2 дня и из полуторачасовых

прогулок в остальные 3 дня, когда занятия по физкультуре не запланированы, а

также 2 дня отдыха в домашних условиях.

Рационализация обязательных занятий по физкультуре состоит в наиболее оп-

тимальном варианте организации детей, повышении физической нагрузки, уве-

личении

моторной

плотности

занятий,

включении

упражнений

скоростно-

силового характера. При планировании прогулок 35 мин отводят подвижным

играм, спортивным развлечениям и эстафетам. Проведенные исследования по-

казали, что допустимыми в функциональном отношении для часто болеющих

детей являлись физические нагрузки, при которых частота сердечных сокраще-

ний (ЧСС) составляла от 150-170, при наличии у детей хронического очага ин-

фекции (хронического тонзиллита, аденоидов и др.), до 130 (в начале цикла за-

нятий). С учетом изложенного физиологическая кривая проводимых занятий

имеет многовершинный характер с ЧСС в диапазоне 110-130 с отдельными пи-

ковыми нагрузками, соответствующими ЧСС 150 и 170. Иными словами, заня-

тия физической культурой должны осуществляться так, как проявляется есте-

ственная двигательная активность в раннем возрасте.

Таким образом, повышенный двигательный режим, является фактором

снижения заболеваемости детей простудными заболеваниями.

Целью физического воспитания является подготовка детей к жизни.

В соответствии с указанной целью физического воспитания предусматри-

ваю решение следующих задач:

1)

Оздоровительные:

укрепление

здоровья,

всестороннее

физическое

развитие,

закаливание организма.

2)

Образовательные:

формирование

двигательных

навыков

и

умений,

развитие

физических качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость

и

д р . ) ,

овладение

специальными

знаниями,

привитие

организаторских

способностей.

3)

Воспитательные: содействие умственному, нравственному, эстетическому

и

трудовому воспитанию.

Эти задачи конкретизируются в зависимости от контингента занимаю-

щихся: их возрастных особенностей, состояния здоровья, уровня физического

развития, физической подготовленности.

Важнейшей

задачей,

определяющей

особую

значимость

физического

воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здоро-

вого,

крепкого,

закаленного

жизнерадостного

ребенка,

хорошо

владеющего

своими движениями, любящего физические упражнения.

Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия,

подвижные игры, самостоятельная деятельность детей и т.д.) внимание воспи-

тателя направляется на воспитание разумно мыслящего, эмоционального, соз-

нательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, овла-

девающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружаю-

щем, понимающего смысл предлагаемых ему заданий, приучающегося акту-

ально преодолевать встречающиеся трудности, проявляющего в своей деятель-

ности стремление к творческим поискам под внимательным, доброжелатель-

ным руководством воспитателя.

В результате регулярных занятий физической культурой, организованных

воспитателем и самостоятельных, а также благодаря двигательной активности

детей в повседневной жизни и играх повышается уровень развития их физиче-

ских сил и возможностей, двигательных качеств и работоспособности. Это, с

одной стороны обуславливает дальнейшее совершенствование умений и навы-

ков, усвоение новых способов сложнокоординированных действий и комбина-

ций движений (например, прыжков с разбега, разнообразных действий с мячом

и др.). С другой стороны, создаются предпосылки для целенаправленного вос-

питания у детей разнообразных физических качеств, в первую очередь ловко-

сти и общей выносливости, скоростно - силовых а также гибкости. Для стар-

ших дошкольников характерно стремление к совершенствованию в двигатель-

ной деятельности. При разумной педагогической направленности оно оказыва-

ет большое влияние на развитие личных качеств ребенка.

В двигательной деятельности у дошкольников складываются более слож-

ные формы общения со взрослыми и между собой. У ребенка развивается чув-

ство уважения к старшим, стремление подражать им, появляется стремление

помочь другому, чему - то научить. При этом существенное значение имеет

направленность на достижение коллективного результата движения, игры.

Однако поведение детей этого возраста обуславливают возникающие мо-

тивы соперничества, соревнования. Возможны даже случаи негативного отно-

шения детей к тем, кто хуже справляется с выполнением задания. Развитие мо-

ральных и волевых качеств детской личности - важная сторона педагогическо-

го руководства двигательной деятельностью в процессе физического воспита-

ния.

Достигаемый уровень развития детей в большой мере определяет готов-

ность к обучению в школе.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ НА ВОЗДУХЕ

В последние годы разработаны методы проведения физкультурных заня-

тий с детьми дошкольного возраста на открытом воздухе на протяжении круг-

лого года. Установлено, что при соблюдении разработанной методики у детей

повышается уровень здоровья, снижается заболеваемость. Занятия начинаю с

детьми средней детсадовской группы, когда они уже полностью владеют навы-

ками самообслуживания (переодевание в спортивный костюм, растирание кожи

после занятий и др.). Наиболее предпочтительное время для начала занятий

-летний период. Не обязательно проводить все занятия на открытом воздухе.

Вначале могут быть различные варианты сочетания проведения занятий на от-

крытом воздухе и в помещении, например одно занятие на воздухе и два - в за-

ле, в дальнейшем два на воздухе, одно - в зале. На воздухе в зимний период го-

да дети должны заниматься не чаще, чем 3 раза в неделю, а летом ежедневно.

При организации таких занятий существенным фактором является переодева-

ние детей в спортивную форму и в повседневную одежду после занятий с пред-

варительным сухим растиранием тела. Для получения хорошего конечного ре-

зультата - снижения заболеваемости детей при проведении занятий на воздухе

-имеет

значение

и

система

подготовки

воспитателей,

детей

и

родителей.

Методика

и

организация

физкультурных

занятий

на

воздухе. Особенность

проведения занятий на воздухе в холодный период года состоит в повышении

двигательной активности детей с целью сохранения теплового баланса. Для

этого использую как фронтальные, так и групповые методы организации заня-

тий, произвожу специальный подбор игр. Структура занятий на воздухе не от-

личается от таковой в залах. Она включает вводную, основную и заключитель-

ную части. Продолжительность занятий - от 20-25 мин в средней группе дет-

ского сада до 30-35 мин в старшей группе.

Во вводной части занятий в холодный период года построение детей на пло-

щадке не провожу и после непродолжительной ходьбы осуществляется бег в

течение 2-4 мин. После бега выполняются прыжки на одной или двух ногах, с

ноги на ногу и др.

В основной части занятий выполняются общеразвивающие упражнения,

после чего проводится небольшая пробежка - от 40 с до 2 мин в зависимости

от возраста. После выполнения упражнений и бега организуются игры, кото-

рые повторяются 4-5 раз, паузы между ними короткие.

В заключительной части проводится медленный бег, переходящий в

ходьбу, во время которой выполняются дыхательные упражнения.

В холодное время года рекомендую упражнения, вызывающие у детей

большой интерес и эмоциональный подъем, способствующие увеличению

подвижности. В ветреные дни для проведения занятий следует выбирать мес-

та, наиболее укрытые от ветра.

В зимний период года занятия на открытом воздухе провожу при тем-

пературе воздуха - 15-18 °С. При температуре воздуха ниже - 18°С продолжи-

тельность занятий сокращаю до 15-20 мин, и заниматься могут группы детей

2-3 - го года обучения. В очень сырые, дождливые и морозные дни физкуль-

турные занятия провожу в зале при открытых окнах. В этих случаях дети на -

девают на майку и колготки спортивный костюм, кеды без шерстяных носков, а

зимой еще и шапочку.

Начинать занятия на открытом воздухе лучше в теплое время года. При

постепенном снижении температуры среды не происходит срыва механизмов

адаптации.

Одежда для проведения физкультурных занятий на воздухе летом должна

быть следующей: трусы и майки, на ногах - тапочки или полукеды. В холодный

период года (+3°С, - 6°С) - спортивный костюм, майка, футболка с длинными

рукавами, колготки, шерстяная шапочка на хлопчатобумажной подкладке, носки

простые или шерстяные, кеды (в сырую и холодную ветреную погоду -

варежки). В зимний период ( - 6 - 11°С) надеваются спортивный костюм, майка,

рубашка фланелевая с длинными рукавами, колготки, шерстяная шапочка на

хлопчатобумажной подкладке, шерстяные носки, кеды, варежки. Необходимо

иметь две пары варежек на случай, если одна промокнет. В зимний период при

ветре и снижении температуры воздуха до —12-15°С надеваются дополнительно

шерстяная кофта и рейтузы, поверх спортивного костюма - куртка из не

продуваемой ткани.

В начале зимних занятий незакаленным детям даже при небольшом морозе - 7-

10°С рекомендую надевать под спортивный костюм шерстяную кофту, а кеды

заменить легкими сапожками. Необходимо следить за тепловьм состоянием

ребенка и в случае перегревания его (горячий и потный затылок, шея) во время

занятий можно снять один слой одежды.

Нецелесообразно проводить занятия с детьми, одетыми в зимние пальто, шапки -

ушанки. Такая одежда стесняет движения, вызывает повышенное потоотделе-

ние.

После проведения физкультурных занятий дети в групповых помещениях рас-

тираются сухим полотенцем и полностью переодеваются в повседневное белье и

одежду. Вначале необходимо переодеть кеды и брюки, и только после этого

снимают куртку, рубашку, майку и проводят растирания. На первые занятия, в

особенности на процесс переодевания детей, необходимо привлекать медицин-

скую сестру и няню.

Физкультурные занятия провожу перед прогулкой или в конце ее. Не допускаю,

чтобы после физкультурных занятии на прогулку дети выходили потными. За-

нятия в конце прогулки рекомендуется проводить в холодное время года, по-

скольку после активной мышечной деятельности дети остаются в помещении.

При проведении занятий на воздухе, так же как и в помещении, важно обра щать

внимание на то, чтобы упражнения и вся методика носили неритмичный

характер. Такая методика проведения занятий отвечает тем особенностям фи-

зиологии, которые представлены в раннем постнатальном возрасте. Иными

словами, поскольку в естественных условиях у детей представлена неритмич -

ность осуществления различных функций, методика проведения физических

упражнений должна опираться на те натуральные ритмы, физиологические от-

правления в целом, какие реализуются в этом возрасте. При занятиях на воздухе

общая плотность должна быть равной 90-95 %, а моторная - 80-90 %. Для

оценки двигательной активности на занятиях целесообразно пользоваться ша-

гомером.

Ходьба на лыжах. Начинаю обучать детей ходьбе на лыжах с 3 лет. Необходимо

подобрать лыжи, палки и обувь. Лыжи подбираю по отношению к росту ребенка

несколько меньших размеров, нежели для взрослых. Меньшая длина лыж делает

их более управляемыми и потому облегчает задачу обучения катанию. Первые

занятия провожу на учебной площадке на которой прокладываю лыжню.

Для обучения детей выбираю безветренные площадки или провожу занятия в

безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже -10°С.

Первые занятия

провожу в той одежде, в которой ребенок обычно гуляет на воздухе. Обувь

должна

соответствовать

креплениям

лыж:

при

полужестких

и мягких

креплениях - валенки или сапоги (ботинки); при жестких креплениях -лыжные

ботинки. Жесткие крепления более удобны для обучения и катания детей - в них

легче управлять лыжами. Но в них быстрее замерзают ноги, если ребенок при

занятиях малоподвижен. Поэтому лыжные ботинки должны быть достаточно

просторными, чтобы можно было надеть толстые шерстяные носки. Лыжные

палки подбираю по росту: поставленные на пол рядом с ребенком, они не

должны доходить до уровня плеча на 3—5 см. Перед катанием детские лыжи

натираются мазью.

Первые занятия необходимо проводить без палок. С 4 лет нужно учить само-

стоятельно надевать и снимать лыжи, в 5-6 лет — ходить «русским шагом», де-

лать повороты на месте переступанием лыж в стороны. В этом возрасте вполне

доступны подъемы на небольшую горку. В 7 лет ребенок должен освоить ходьбу

переменным шагом с палками, самостоятельно взбираться на горку и спускаться

с нее, преодолевать путь в 1-2 км с остановками для отдыха. Для детей раннего

возраста

промышленность

выпускает

лыжи

с

мягкими

креплениями.

К

недостаткам таких креплений можно отнести трудность управления лыжами во

время катания. Вместе с тем такие лыжи можно крепить к теплой обуви - к

валенкам - и быть на прогулке 1,5-2 ч и дольше. Ноги при этом не пе-

реохлаждаются. Жесткие крепления позволяют нормально управлять лыжами,

но в такой обуви ноги ребенка быстро переохлаждаются.

Санки - один из любимых видов зимних увлечений детей. Катание начинается с

небольшой и пологой горки (1,5-2 м) в положении сидя с упором спины на

заднюю спинку. Не менее привлекательное для детей занятие — катание с гор на

«тарелке».

Самокат. Это любимый вид развлечений детей, начиная с 2-3 лет; езда на само-

кате сохраняет естественную позу и двигательные реакции, близкие по харак-

теру к бегу. Обучившись катанию на самокате, дети легко и быстро обучаются

езде на двухколесном велосипеде.

Велосипед. Начинаю обучение езде на двухколесном велосипеде с широкими

шинами после того, как ребенок научился ездить на самокате. Важно следить за

правильной осанкой ребенка.

Бадминтон, хоккей, футбол и другие спортивные игры использую для

спортивных развлечений детей в дошкольном возрасте, начиная с 5-6 лет. В

этом возрасте осваивают лишь отдельные элементы игр с эпизодическим при-

влечением элемента соревнования.

Игры. Подвижные игры детей дошкольного возраста являются обязатель-

ным элементом свободного и научно организованного воспитания детей. Игры -

важный

процесс

коллективного

общения

детей,

социальной

их

адаптации.

Помимо физической тренировки, они дисциплинируют детей, вырабатывают

черты подчинения своих интересов интересам коллектива. Задача воспитателя

-правильно организовать игру, руководить действиями детей, контролировать

физическое их состояние, предупреждать утомление.



В раздел образования