Автор: Орлова Оксана Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ №10 ОВ
Населённый пункт: г.о. Орехово-Зуево, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие графо-моторных навыков дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Развитие графо-моторных навыков дошкольников
Уровень
развития
мелкой
моторики
ребёнка
6-7
лет
один
из
показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Письмо
-
сложный
навык,
включающий
выполнение
тонких
координированных
движений
руки.
Техника
письма
требует
слаженной
работы
мелких
мышц
кисти
и
всей
руки,
а
также
хорошо
развитого
зрительного восприятия и произвольного внимания. Многие из необходимых
навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет
задача
-
учиться
писать.
И
тогда
обучение
письму
будет
значительно
облегчено. Процесс письма требует непрерывного напряжения и контроля.
Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры
головного мозга.
Таким
образом,
дошкольный
возраст
является
синзитивным
для
развития механизмов, необходимых для овладения письмом. Именно важен
для
создания
условий
для
накопления
ребёнком
двигательного
опыта,
развития ручной умелости.
Согласно
данным
психологов
и
физиологов,
у
детей
5-7
летнего
возраста
слабо
развиты
мелкие
мышцы
рук,
не
закончено
окостенение
запястий и фаланг пальцев. Ещё не совершенна нервная регуляция движений,
чем во многом объясняются недостаточная точность и быстрота движений,
трудность завершения их по сигналу. При выполнении движений основной
контроль в этом возрасте принадлежит зрению, причём в процессе движений
не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается всё движение от
начала до конца. Поэтому отмечает М.М. Безруких(1), дети так тщательно, с
таким старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, так трудно им бывает
провести даже несколько параллельных линий, трудно на глаз определить
величину букв. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие
фигуры, чем пытаться писать в узкой строке. Зрительные и двигательные
анализаторы,
которые
непосредственно
участвуют
в
восприятии
и
воспроизведении букв и их элементов, находятся в разной стадии развития.
Вне всяких сомнений, именно период с 4 до 7 лет важно развитие
графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот
период очень цепкая. Развитию ручной умелости и графомоторных навыков
способствуют
такие
виды
работ,
как
рисование,
аппликация,
лепка,
изготовление поделок из бумаги , проволоки и др. материалов.
Способствуют развитию моторики пальчиковые игры с музыкальным
сопровождением , со стихами и без них.
Например, такие игры:
«Пальчики здороваются»-соприкосновение подушечек пальцев с большим
пальцем.
«Ножницы»- разведение пальцев в стороны.
« Дельфинчики»- пальчики выныривают из кулачка.
« Солнышко-тучка»- сжимают и разжимают кулачки.
«Футбол»- забивание шариков пальцами.
«Пальчики приклеились»- пальцы поочерёдно отклеиваются от стола.
«Кулак-ребро-ладонь»-поочерёдная смена положения рук.
«Лесенка»- к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик
указательного пальца правой руки, а затем наоборот.
Развитию тонких движений рук помогают упражнения, основанные на
хватательных движениях, и упражнения, развивающие силу кисти.
Например:
Конструирование из кубиков , в том числе ЛЕГО.
Собирание пазлов, мозаики.
Наматывание ниток на катушку, сматывание клубков.
Игра «Кто быстрее».(Наматывание верёвки на палочку.)
Складывание из счётных палочек или пуговиц фигур, букв, цифр.
Работа с прищепками, тестом.
Игра с палочками Кюизенера.
Разбор мелких предметов, круп.
Оригами.
Игра с юлой, мячами.
Игра «Танграм».
Составление бус.
Непосредственное
развитие
графо-моторных
навыков
происходит
благодаря следующим упражнениям.
Работа с трафаретами.
Штриховки, раскрашивание.
Графические диктанты.
С помощью этого упражнения можно предотвратить такие типичные
ошибки
в
школе,
как
неразвитость
орфографической
зорко сти,
неусидчивость, невнимательность и рассеянность, неумение ориентироваться
в тетради.
Все
выше
перечисленное
поможет
дошкольнику
совершенствовать
графо-моторные
умения,
развивать
зрительное
и
кинестетическое
восприятие,
зрительно-двигательную
координацию,
произвольность
путём
копирования графических рисунков-образцов разной степени сложности.
Работа по подготовке ребёнка к письму должна начинаться задолго до
поступления в школу. Огромная роль в выполнении этой задачи принадлежит
семье.
Поэтому
так
необходимы
консультации
родителей
и
беседы
с
родителями о значимости систематической работы по формированию этого
навыка в семье.
Педагог-психолог
Муниципального дошкольного
образовательного учреждения
г.о. Орехово-Зуево
детский сад №10
Орлова Оксана Юрьевна