Автор: Босенко Анна Сергеевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ Городищенский детский сад "Сказка"
Населённый пункт: Волгоградская область, р.п. Городище
Наименование материала: Статья
Тема: "Метод наглядного моделирования как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром"
Раздел: дошкольное образование
Статья
«
Метод
наглядного
моделирования
как
средство
ознакомления
дошкольников
с
окружающим
миром
»
Одним
из
наиболее
перспективных
методов
обучения
детей
дошкольного
возраста
является моделирование
.
Метод
наглядного
моделирования
открывает
у
ребёнка
ряд
дополнительных
возможностей
для
развития
его
умственной
активности
,
в
том
числе
и
при
ознакомлении
с
окружающим
миром
.
В дошкольном
возрасте
преобладает наглядно
-
образная
память
,
и
запоминание
носит
,
в
основном
,
непроизвольный
характер
:
дети
лучше
запоминают
события
,
предметы
,
факты
,
явления
,
близкие
их
жизненному
опыту
.
К
.
Д
.
Ушинский
писал
по
этому поводу
: «
Учите
ребёнка
каким
-
нибудь
неизвестным
ему
пяти
словам
-
он
будет
долго
и
напрасно
мучиться
,
но
свяжите
двадцать
таких
слов
с
картинками
,
и
он
их
усвоит
на
лету
».
В
процессе
дошкольного
образования
ребёнку
предстоит
усвоить
много
информации
,
и
именно
моделирование
помогает
ему
в
этом
.
В
исследованиях
многих
психологов
(
Л
.
А
.
Венгер
,
Д
.
Б
.
Эльконин
и
др
.)
отмечается
доступность
метода
моделирования
детям
дошкольного
возраста
.
Она
определяется
тем
,
что
в основе
моделирования
лежит
принцип
замещения
–
реальный
предмет
может
быть
замещен
в
деятельности
детей
определённым
символом
или
предметом
.
По
мнению
Л
.
А
.
Венгера
,
«
Моделирование
-
это
вид
знаково
-
символической
деятельности
,
который
предлагает
исследование
не
конкретного
объекта
,
а
его
модели
;
источником
данного
процесса
служит
моделирующий
характер
детской
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
и
»
.
Цель
моделирования
–
обеспечить
успешное
усвоение
детьми
знаний
об
особенностях
объектов
окружающего
мира
и
мира
природы
,
их
структуре
,
связях
и
отношениях
существующих
между
ними
,
знаний
об
окружающем
мире
,
эффективное
запоминание
структуры
рассказа
,
сохранение
и
воспроизведение
информации
,
и
,
конечно
,
развитие
речи
.
Моделирование
в
детском
саду
–
это
совместная
деятельность
воспитателя
и
дошкольника
,
направленная
на
создание
и
использование
моделей
.
Моделирование
основано
на
принципе
замещения
реальных
объектов
предметами
,
схематическими
изображениями
,
знаками
.
Модель
–
система
символов
,
воспроизводящая
некоторые
существенные
свойства
объекта
.
Она
используется
в
качестве
заместителя
изучаемой
системы
и
упрощает
структуру
оригинала
,
отвлекается
от
несущественного
.
Она
служит
обобщённым
отражением
явления
.
Виды
моделей
:
1.
Предметные
–
моделью
служат
предметы
,
которые
наглядно
воспроизводят
конструктивные
особенности
,
пропорции
,
взаимосвязь
частей
каких
-
либо
объектов
.
2.
Предметно
-
схематические
модели
.
в
качестве
моделей
используются
предметы
–
макеты
и
графические
знаки
,
которые
отражают
существенные
признаки
,
связи
и
отношения
рассматриваемого
объекта
.
.
3.
Графические
модели
(
графики
,
схемы
и
т
.
д
.)
передают
обобщённо
(
условно
)
признаки
,
связи
и
отношения
явлений
.
В
качестве
дидактического
материала
в
работе
с
детьми
часто
применяются
мнемотаблицы
.
Мнемотаблица
–
это
схема
,
в
которую
заложена
определенная
информация
.
Применение
мнемотаблиц
значительно
сокращает
время
обучения
и
одновременно
способствует
развитию
основных
психических
процессов
–
памяти
,
внимания
,
образного
мышления
.
Можно
выделить
несколько
этапов
работы
с
таблицами
:
Этап
1:
Рассматривание
таблицы
и
разбор
,
что
в
ней
изображено
.
Этап
2:
Перекодирование
информации
,
т
.
е
.
преобразование
из
абстрактных
символов
в
образы
.
Этап
3:
Пересказ
,
т
.
е
.
происходит
отработка
метода
заполнения
.
Этап
4:
Графическая
зарисовка
мнемотаблицы
.
Этап
5:
Воспроизведение
ребёнком
информации
по
схеме
.
Использование
наглядного
моделирования
предполагает
соблюдение
определенных
требований
:
Модель
вводится
в
обиход
дошкольников
при
условии
сформированности
представлений
о
свойствах
и
признаках
объекта
;
Дети
должны
принимать
непосредственное
участие
в
моделировании
данного
объекта
или
явления
;
Модель
должна
быть
наглядна
и
доступна
детям
в
повседневной
жизни
;
Модель
должна
отражать
только
основные
качества
предмета
или
явления
;
Одновременно
можно
использовать
модели
только
одного
вида
.
Метод
наглядного
моделирования
можно
с
успехом
применять
при
ознакомлении
детей
с
животным
и
растительным
миром
,
с
природными
явлениями
,
а
также
при
организации
различных
дидактических
игр
познавательно
-
речевой
направленности
.
Условные
обозначения
явлений
природы
,
признаков
сезона
помогают
сформировать
у
ребенка
обобщенное
представление
об
основных
характеристиках
времён
года
..
В
качестве предметных
моделей
на
занятиях
по
ознакомлению
с
окружающим
миром
можно
использовать
глобус
(
модель
Земли
),
аквариум
(
модель
водоёма
),
макеты
природных
зон
.
Данный
вид
моделей
наглядно
отражает
основные
характеристики
природного
объекта
,
упрощает
процесс
усвоения
пройденного
материала
.
Для
обобщения
и
закрепления
знаний
о
животном
мире
можно
применять
мнемотаблицы
,
отражающие
характерные
особенности классов
животных
(
рыбы
,
птицы
,
насекомые
,
пресмыкающиеся
,
млекопитающие
и
т
.
д
.)
,
а
также
условные
обозначения
хищных
,
травоядных
,
всеядных
животных
.
При
ознакомлении
с природными
зонами
России
можно
использовать
мнемотаблицы
,
содержащие
информацию
об
особенностях
животного
,
растительного
мира
,
климатических
условий
данной
местности
.
Модельные
схемы
служат
своеобразным
зрительным
планом
,
помогающим
детям
выстроить
последовательный
рассказ
,
который
отражает
структуру
,
связи
и
отношения
данного
объекта
природы
.
Символическое
изображение
природных
зон
на
карте
помогает
сформировать
у
детей
представление
об
их
последовательном
расположении
по
территории
Земли
.
На
основе
моделей
можно
создать
разнообразные
дидактические
игры
.
Для
закрепления
знаний
о
животном
мире
природных
зон
можно
провести
игры
«
Рассели
животных
»,
«
Пищевые
цепочки
»;
«
Дикие
и
домашние
животные
»,
«
Хищники
,
травоядные
,
всеядные
» ,
«
Среда
обитания
» ,
«
Животные
»(
классификация
животных
) .
Дидактические
игры
на
занятиях
по
ознакомлению
с
окружающим
миром
с
элементами
технологии
моделирования
.
Дидактическая
игра
«
Рассели
животных
»
Используются
карточки
с
изображением
животных
и
условные
обозначения
природных
зон
Цель
:
Обобщить
знания
детей
о
зонах
обитания
животных
Условия
игры
:
дети
,
получив
карточку
с
изображением
животного
,
должны
занять
место
,
соответствующее
условному
обозначению
природной
зоны
Дидактическая
игра
«
Пищевые
цепочки
»
Цель
:
Обобщить
знания
детей
о
взаимосвязях
и
взаимодействии
животных
данной
природной
зоны
Условия
игры
:
детям
предлагается
составить
цепи
питания
животных
определённой
природной
зоны
.
Дидактическая
игра
«
Животные
»
Используются
карточки
с
силуэтным
изображением
представителей
классов
животного
мира
Цель
:
обобщить
и
закрепить
знания
детей
о
классах
животного
мира
,
учить
классифицировать
их
по
характерных
признакам
.
Условия
игры
:
дети
,
получив
карточку
с
изображением
животного
,
должны
занять
место
,
соответствующее
классу
этого
животного
Дидактическая
игра
«
Хищники
,
травоядные
,
всеядные
»
Используются
условные
обозначения
хищных
,
травоядных
и
всеядных
животных
Цель
:
Учить
классифицировать
животных
по
типу
питания
Условия
игры
:
получив
карточку
с
изображением
животного
,
дети
помещают
ее
рядом
с
символом
определенного
типа
питания
животных
Словесная
игра
«
Расскажи
о
животном
»
Цель
:
Учить
детей
составлять
описательные
рассказы
о
представителях
классов
животного
мира
по
опорной
схеме
(
мнемотаблице
),
учить
выделять
их
характерные
особенности
(
внешний
вид
,
образ
жизни
,
размножение
,
среда
обитания
и
т
.
д
.)
Словесная
игра
«
Расскажи
о
природной
зоне
»
Используются
мнемотаблицы
,
в
которых
содержится
информация
об
особенностях
животного
и
растительного
мира
,
климатических
условий
природной
зоны
Цель
:
Учить
составлять
описательный
рассказ
о
природных
зонах
России
,
опираясь
на
мнемотаблицу
.
Закрепить
и
обобщить
знания
детей
по
данной
теме
.
Дидактическая
игра
«
Найди
место
на
карте
»
Цель
:
закрепить
названия
и
порядок
распространения
природных
зон
России
.
Условия
игры
:
сначала
детям
предлагается
выбрать
карточку
с
символом
заданной
природной
зоны
,
затем
поместить
ее
на
карту
России
,
соблюдая
последовательность
расположения
по
территории
страны
.
Таким
образом
,
метод
наглядного
моделирования
обеспечивает
успешное
усвоение
детьми
знаний
об
особенностях
объектов
природы
,
их
структуре
,
связях
и
отношениях
,
существующих
между
ними
,
способствует
развитию
речевых
навыков
,
психических
процессов
и
в
целом
интеллектуальному
развитию
дошкольника
.