Напоминание

"Метод наглядного моделирования как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром"


Автор: Босенко Анна Сергеевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ Городищенский детский сад "Сказка"
Населённый пункт: Волгоградская область, р.п. Городище
Наименование материала: Статья
Тема: "Метод наглядного моделирования как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«

Метод

наглядного

моделирования

как

средство

ознакомления

дошкольников

с

окружающим

миром

»

Одним

из

наиболее

перспективных

методов

обучения

детей

дошкольного

возраста

является моделирование

.

Метод

наглядного

моделирования

открывает

у

ребёнка

ряд

дополнительных

возможностей

для

развития

его

умственной

активности

,

в

том

числе

и

при

ознакомлении

с

окружающим

миром

.

В дошкольном

возрасте

преобладает наглядно

-

образная

память

,

и

запоминание

носит

,

в

основном

,

непроизвольный

характер

:

дети

лучше

запоминают

события

,

предметы

,

факты

,

явления

,

близкие

их

жизненному

опыту

.

К

.

Д

.

Ушинский

писал

по

этому поводу

: «

Учите

ребёнка

каким

-

нибудь

неизвестным

ему

пяти

словам

-

он

будет

долго

и

напрасно

мучиться

,

но

свяжите

двадцать

таких

слов

с

картинками

,

и

он

их

усвоит

на

лету

».

В

процессе

дошкольного

образования

ребёнку

предстоит

усвоить

много

информации

,

и

именно

моделирование

помогает

ему

в

этом

.

В

исследованиях

многих

психологов

(

Л

.

А

.

Венгер

,

Д

.

Б

.

Эльконин

и

др

.)

отмечается

доступность

метода

моделирования

детям

дошкольного

возраста

.

Она

определяется

тем

,

что

в основе

моделирования

лежит

принцип

замещения

реальный

предмет

может

быть

замещен

в

деятельности

детей

определённым

символом

или

предметом

.

По

мнению

Л

.

А

.

Венгера

,

«

Моделирование

-

это

вид

знаково

-

символической

деятельности

,

который

предлагает

исследование

не

конкретного

объекта

,

а

его

модели

;

источником

данного

процесса

служит

моделирующий

характер

детской

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

и

»

.

Цель

моделирования

обеспечить

успешное

усвоение

детьми

знаний

об

особенностях

объектов

окружающего

мира

и

мира

природы

,

их

структуре

,

связях

и

отношениях

существующих

между

ними

,

знаний

об

окружающем

мире

,

эффективное

запоминание

структуры

рассказа

,

сохранение

и

воспроизведение

информации

,

и

,

конечно

,

развитие

речи

.

Моделирование

в

детском

саду

это

совместная

деятельность

воспитателя

и

дошкольника

,

направленная

на

создание

и

использование

моделей

.

Моделирование

основано

на

принципе

замещения

реальных

объектов

предметами

,

схематическими

изображениями

,

знаками

.

Модель

система

символов

,

воспроизводящая

некоторые

существенные

свойства

объекта

.

Она

используется

в

качестве

заместителя

изучаемой

системы

и

упрощает

структуру

оригинала

,

отвлекается

от

несущественного

.

Она

служит

обобщённым

отражением

явления

.

Виды

моделей

:

1.

Предметные

моделью

служат

предметы

,

которые

наглядно

воспроизводят

конструктивные

особенности

,

пропорции

,

взаимосвязь

частей

каких

-

либо

объектов

.

2.

Предметно

-

схематические

модели

.

в

качестве

моделей

используются

предметы

макеты

и

графические

знаки

,

которые

отражают

существенные

признаки

,

связи

и

отношения

рассматриваемого

объекта

.

.

3.

Графические

модели

(

графики

,

схемы

и

т

.

д

.)

передают

обобщённо

(

условно

)

признаки

,

связи

и

отношения

явлений

.

В

качестве

дидактического

материала

в

работе

с

детьми

часто

применяются

мнемотаблицы

.

Мнемотаблица

это

схема

,

в

которую

заложена

определенная

информация

.

Применение

мнемотаблиц

значительно

сокращает

время

обучения

и

одновременно

способствует

развитию

основных

психических

процессов

памяти

,

внимания

,

образного

мышления

.

Можно

выделить

несколько

этапов

работы

с

таблицами

:

Этап

1:

Рассматривание

таблицы

и

разбор

,

что

в

ней

изображено

.

Этап

2:

Перекодирование

информации

,

т

.

е

.

преобразование

из

абстрактных

символов

в

образы

.

Этап

3:

Пересказ

,

т

.

е

.

происходит

отработка

метода

заполнения

.

Этап

4:

Графическая

зарисовка

мнемотаблицы

.

Этап

5:

Воспроизведение

ребёнком

информации

по

схеме

.

Использование

наглядного

моделирования

предполагает

соблюдение

определенных

требований

:

Модель

вводится

в

обиход

дошкольников

при

условии

сформированности

представлений

о

свойствах

и

признаках

объекта

;

Дети

должны

принимать

непосредственное

участие

в

моделировании

данного

объекта

или

явления

;

Модель

должна

быть

наглядна

и

доступна

детям

в

повседневной

жизни

;

Модель

должна

отражать

только

основные

качества

предмета

или

явления

;

Одновременно

можно

использовать

модели

только

одного

вида

.

Метод

наглядного

моделирования

можно

с

успехом

применять

при

ознакомлении

детей

с

животным

и

растительным

миром

,

с

природными

явлениями

,

а

также

при

организации

различных

дидактических

игр

познавательно

-

речевой

направленности

.

Условные

обозначения

явлений

природы

,

признаков

сезона

помогают

сформировать

у

ребенка

обобщенное

представление

об

основных

характеристиках

времён

года

..

В

качестве предметных

моделей

на

занятиях

по

ознакомлению

с

окружающим

миром

можно

использовать

глобус

(

модель

Земли

),

аквариум

(

модель

водоёма

),

макеты

природных

зон

.

Данный

вид

моделей

наглядно

отражает

основные

характеристики

природного

объекта

,

упрощает

процесс

усвоения

пройденного

материала

.

Для

обобщения

и

закрепления

знаний

о

животном

мире

можно

применять

мнемотаблицы

,

отражающие

характерные

особенности классов

животных

(

рыбы

,

птицы

,

насекомые

,

пресмыкающиеся

,

млекопитающие

и

т

.

д

.)

,

а

также

условные

обозначения

хищных

,

травоядных

,

всеядных

животных

.

При

ознакомлении

с природными

зонами

России

можно

использовать

мнемотаблицы

,

содержащие

информацию

об

особенностях

животного

,

растительного

мира

,

климатических

условий

данной

местности

.

Модельные

схемы

служат

своеобразным

зрительным

планом

,

помогающим

детям

выстроить

последовательный

рассказ

,

который

отражает

структуру

,

связи

и

отношения

данного

объекта

природы

.

Символическое

изображение

природных

зон

на

карте

помогает

сформировать

у

детей

представление

об

их

последовательном

расположении

по

территории

Земли

.

На

основе

моделей

можно

создать

разнообразные

дидактические

игры

.

Для

закрепления

знаний

о

животном

мире

природных

зон

можно

провести

игры

«

Рассели

животных

»,

«

Пищевые

цепочки

»;

«

Дикие

и

домашние

животные

»,

«

Хищники

,

травоядные

,

всеядные

» ,

«

Среда

обитания

» ,

«

Животные

»(

классификация

животных

) .

Дидактические

игры

на

занятиях

по

ознакомлению

с

окружающим

миром

с

элементами

технологии

моделирования

.

Дидактическая

игра

«

Рассели

животных

»

Используются

карточки

с

изображением

животных

и

условные

обозначения

природных

зон

Цель

:

Обобщить

знания

детей

о

зонах

обитания

животных

Условия

игры

:

дети

,

получив

карточку

с

изображением

животного

,

должны

занять

место

,

соответствующее

условному

обозначению

природной

зоны

Дидактическая

игра

«

Пищевые

цепочки

»

Цель

:

Обобщить

знания

детей

о

взаимосвязях

и

взаимодействии

животных

данной

природной

зоны

Условия

игры

:

детям

предлагается

составить

цепи

питания

животных

определённой

природной

зоны

.

Дидактическая

игра

«

Животные

»

Используются

карточки

с

силуэтным

изображением

представителей

классов

животного

мира

Цель

:

обобщить

и

закрепить

знания

детей

о

классах

животного

мира

,

учить

классифицировать

их

по

характерных

признакам

.

Условия

игры

:

дети

,

получив

карточку

с

изображением

животного

,

должны

занять

место

,

соответствующее

классу

этого

животного

Дидактическая

игра

«

Хищники

,

травоядные

,

всеядные

»

Используются

условные

обозначения

хищных

,

травоядных

и

всеядных

животных

Цель

:

Учить

классифицировать

животных

по

типу

питания

Условия

игры

:

получив

карточку

с

изображением

животного

,

дети

помещают

ее

рядом

с

символом

определенного

типа

питания

животных

Словесная

игра

«

Расскажи

о

животном

»

Цель

:

Учить

детей

составлять

описательные

рассказы

о

представителях

классов

животного

мира

по

опорной

схеме

(

мнемотаблице

),

учить

выделять

их

характерные

особенности

(

внешний

вид

,

образ

жизни

,

размножение

,

среда

обитания

и

т

.

д

.)

Словесная

игра

«

Расскажи

о

природной

зоне

»

Используются

мнемотаблицы

,

в

которых

содержится

информация

об

особенностях

животного

и

растительного

мира

,

климатических

условий

природной

зоны

Цель

:

Учить

составлять

описательный

рассказ

о

природных

зонах

России

,

опираясь

на

мнемотаблицу

.

Закрепить

и

обобщить

знания

детей

по

данной

теме

.

Дидактическая

игра

«

Найди

место

на

карте

»

Цель

:

закрепить

названия

и

порядок

распространения

природных

зон

России

.

Условия

игры

:

сначала

детям

предлагается

выбрать

карточку

с

символом

заданной

природной

зоны

,

затем

поместить

ее

на

карту

России

,

соблюдая

последовательность

расположения

по

территории

страны

.

Таким

образом

,

метод

наглядного

моделирования

обеспечивает

успешное

усвоение

детьми

знаний

об

особенностях

объектов

природы

,

их

структуре

,

связях

и

отношениях

,

существующих

между

ними

,

способствует

развитию

речевых

навыков

,

психических

процессов

и

в

целом

интеллектуальному

развитию

дошкольника

.



В раздел образования