Автор: Габдрахимова Лариса Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Субханкулово
Населённый пункт: РБ, Туймазинский район, с. Субханкулово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Грибы"
Раздел: начальное образование
Тема урока: Грибы
Образовательная программа «Начальная школа XXI века»
Цели: продолжить знакомство учащихся с царством грибов, выявить отличие
грибов от растений.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
приводить 2-3 примера грибов растущих в данной местности.
Характеризовать
грибы
как
особое
царство
живых
организмов.
Определять
значение грибов в природе. Выявлять особенности внешнего строения гриба.
Метапредметные:
воспринимать
другие
мнения
и
позицию;
формулировать
собственные
мнения
и
позицию,
анализировать
объекты
с
выделением
существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;
воспринимать
смысл
познавательного
текста;
устанавливать
причинно-
следственные связи; принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно
адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в
исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Личностные:
сформировать
внутреннюю
позицию
школьника
на
уровне
положительного
отношения
к
занятиям
по
предмету;
интерес
к
предметно-
исследовательской
деятельности;
понимание
нравственного
содержания
поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира.
1.
Орг. момент.
2.
Постановка цели урока
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в необычное
царство. А что это за царство, вы узнаете, отгадав загадку.
В лесу под берёзкой крошка, только шляпка да ножка. (гриб)
- Я думаю, вы догадались, о каком царстве мы будем вести разговор. Тема
нашего урока…
- Сформулируйте цель урока.
3. Изучение нового материала
- Ребята, почему грибы выделены в отдельное царство живой природы?
- Зачем надо знакомиться с этим царством?
(ученики пытаются ответить на поставленный вопрос)
- Искать ответы на эти и многие другие вопросы мы будем на нашем уроке. В
конце урока вы должны будете ответить мне на следующие вопросы:
- Нужен ли нам был этот урок?
- Почему?
- Что вызвало затруднение?
- Где мы можем использовать полученные знания?
А) Строение гриба.
- Назовите грибы, которые вы знаете?
- Все грибы, которые вы назвали, имеют одинаковое строение.
- Ребята, а кто из вас знает, из каких частей состоит гриб?
- Давайте проверим по учебнику. Откройте учебники на стр.40 и рабочие
тетради на стр.23, подпишите рисунок схему. ( индивидуальная работа)
- Что забыли назвать? (плодовое тело)
- Что относится к плодовому телу? ( шляпка и пенёк)
-А кто знает, почему оно называется плодовое тело?
-
Названо
оно
так,
потому
что
именно
там
созревают
споры;
а
ещё
это
съедобная часть гриба. А как называется часть, которая прячется под землёй?
- Грибница, по научному – Мицелий. Он сильно ветвится и похож на белую,
серую
и
жёлтую
паутину.
Через
неё
гриб
получает
воду
и
питательные
вещества.
- Посмотрите внимательно на слайд. ( ведьмины круги)
- Кто знает, что изображено на нём?
- Это ведьмины круги. А почему они так называются, нам сейчас расскажет
Полина. (Люди верили, что в лесу при свете луны волшебные феи, маленькие
гномы вели хороводы и утаптывали кругами землю, а к утру по краям этого
круга вырастали грибы. На самом деле грибница разрастается в почве по
кругу, отмирая в середине. По краям молодой грибницы вырастают молодые
грибы.)
- Учёные утверждают, что на земле около 100000 видов грибов. Большинство
из них микроскопические, они размещаются вокруг нас, но мы их не замечаем.
Это прежде всего возбудители различных болезней у растений, животных,
людей.
Посмотрите на слайды: всё это грибы. Грибы помогают нам в кулинарии,
могут даже расти на человеке, но вас они не обрадуют.
Есть грибы, которые светятся в темноте, вы сможете даже читать книги; есть
грибы похожие на гнёзда, птицы в них выкладывают яйца.
А кто знает, какой из грибов самый дорогой в мире?
- Да, это трюфель.
- О них нам расскажет Эмма. (Обнаружить трюфели весьма сложно, об их
местонахождении можно лишь догадываться по еле заметным бугоркам. В 19
веке крестьяне из подмосковных сёл свозили в Москву около 5 тонн белых
трюфелей.
Для
поиска
этих
подземных
деликатесов
использовали
четвероногих помощников, обладающих тонким чутьём, которые по запаху
определяли эти грибы. В России их искали с помощью бурых медведей.)
- Представляете, в начале 2007 года три магната вскладчину купили 750 гр
гриба за 209 тыс.долларов. а потом приготовили его и съели.
- Я хочу рассказать вам об одном интересном грибе, который нашли у нас в
Туймазинском районе. Это гриб - дождевик.
Его диаметр был 1,5м. О нём я узнала в нашей газете
« Туймазинский вестник» (показать). В Стерлитамаке отыскали гриб-дождевик
весом 5 килограмм. Гриб дождевик может образовать столько спор, что если
бы из них выросли грибы, они несколько тысяч раз обвили кольцом наш
земной шар. (слайд)
4 Физминутка.
5. Отличие грибов от растений.
- Ребята, грибы растут из земли, они не животные, я делаю вывод – это
растение.
(высказывают своё мнение)
6. Работа в парах.
- Сейчас вы поработаете в парах. Откройте страницу 41 и найдите ответ на
вопрос: « чем грибы отличаются от растений?»
( работа в парах)
- Сколько отличий вы нашли?
- Назовите первое? ( Грибы не имеют зелёной окраски)
- Да, у них нет Хлорофилла. Назовите второе?(грибы не могут, как растения
создавать питательные вещества)
- Да, они питаются мёртвым или разлагающимся органическим веществом,
как например отмершие растения. Если бы их не было, вся Земля была бы
покрыта мёртвой органикой. Например, гриб трутовик.
- Его грибница, проникая внутрь растений -в корни, ствол начинает его
разрушать.
У
дерева
отваливается
кора,
затем
желтеют
листья,
дерево
погибает. Но во время войны им заменяли вату. А как же гриб попал на
дерево, он же не умеет ходить? ( Споры разносятся ветром.)
- А что же такое споры? (Зачаток растительного организма)
- Величина грибных спор составляет тысячные доли мм. Они очень живучи,
могут остаться живыми до 20 и более лет. О где же образуются споры?
7 Работа в группах
Сейчас нам предстоит ответить на этот и многие другие вопросы. Работаем в
группах.
1 группа.– Где образуются споры?
- Что нужно, чтобы грибница росла?
2 группа. – Назовите ядовитые грибы?
- Назовите правила сбора грибов?
Проверка. Да, споры образуются на нижней стороне шляпки. Шляпочные
грибы
бывают
разными: трубчатыми(в шляпке есть мелкие трубочки) и
пластинчатыми (на нижней стороне шляпки есть пластинки)
( Рассмотреть на слайде, перед ребятами лежат образцы грибов)
-
Проверяем
вторую
группу.
Самым
ядовитым
грибом
является бледная
поганка. Одного гриба бывает достаточно, чтобы убить 3-4 человека.
-
Первое
и
основное
правило
–
если
есть
хоть
малейшее
сомнение
в
съедобности не брать его. Различные грибы и собирать надо по-разному.
Трубчатые выкручивать, а пластинчатые грибы – срезать ножом. Собирать
грибы надо ранним утром, так они лучше хранятся. Собирать их лучше в
плетеные корзины, в них они дышат. Не стоит съедать сразу слишком много
грибов,
это
не
лёгкая
пища,
хоть
и
полезная.
Недаром
их
называют
растительным мясом. И самоё главное не забывайте, что все грибы являются
украшением леса. Вызывает недоумение поступок человека, который прошёл
и варварски растоптал гриб. Он не только уничтожил красоту, но и нанёс
вред природе. Не забывайте, всё в природе взаимосвязано.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Вот и подходит наш урок к концу. Ответьте мне на поставленные в начале
урока вопросы:
- Нужен ли нам был этот урок?
- Почему?
- Что вызвало затруднение?
- Где мы можем использовать полученные знания?
-Оцените свою работу.
9. Домашнее задание.
-
Кто
хочет
узнать
о
грибах
больше,
сделайте
сообщение
об
одном
из
представителей этого царства. Остальные готовят пересказ стр. 42-44.