Авторы: Разуева Наталья Васильевна, Суровцева Надежда Александровна
Должность: воспитатели детского сада
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Росинка" Детский сад № 6 "Дельфин"
Населённый пункт: город Новоуральск Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии "Путешествие по реке времени" Н.А.Коротковой при организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Использование технологии «Путешествие по реке времени» Н.А.Коротковой
при организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
«Не зная прошлого, невозможно понять
смысл настоящего и цели будущего…»
М.Горький
Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов живет в сознании
наших людей как самое многотрудное и длительное испытание. Целые
поколения родились и выросли с тех пор. Каждое поколение хранит память о
зловещих жестоких боях войны, больших утратах и победах.
Великая Отечественная война 1941-1945 г – это подвиг отцов и матерей,
дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, многие из которых продолжают
еще жить рядом с нами, подвиг, без которого не было бы ни нас, ни России…
Гордость за Родину, любовь и уважение к ее историческому прошлому,
понимание культуры своего народа, почитание героев – это все входит в понятие
«патриотизм». Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у
детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Поэтому так
важно еще в дошкольном возрасте сформировать у детей первоначальное
представление о подвиге нашего народа в Великой Отечественной Войне в 1941-
1945г., гордость за Россию.
Мы формируем патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста
через ознакомление их с событиями Великой Отечественной Войны с
использованием технологии Н.А.Коротковой «Путешествие по реке времени».
Технология «путешествие по «реке времени» направлена на освоение
временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого
к настоящему); развивает целостное восприятие мира, логическое мышление,
устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития
мира по каждому направлению.
Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных
игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она
позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно
находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации
этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.
Дидактическое пособие «река времени» – это длинный лист, на котором полосой
синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются
несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям
названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». Работая с
детьми с ТНР, мы немного упростили метки времени, сделали их более
доступными для понимания. Это может быть: прошлое, настоящее, будущее;
вчера, сегодня, завтра; утро, день, вечер…и так далее.
В нашем детском саду определена система работы по патриотическому
воспитанию, в которой важное место занимает клуб «Победа», организованный
с целью не просто дать информацию, сведения о Великой Отечественной Войне,
но и пробудить их чувства, понимать героизм и величие происшедшего.
Клуб «Победа» организуется для детей подготовительных групп и
«Путешествие по реке времени» сопровождает все занятия.
На «Реке времени» отражены все важные событии Великой Отечественной
Войны, с которыми мы знакомим детей в течение учебного года: в сентябре –
битва на Курской дуге, в декабре – начало наступления в битве под Москвой, в
январе – снятие блокады Ленинграда, в февраля – победа в Сталинградской
битве, в мае – День Победы. Материал дает возможность детям думать,
формулировать, рассуждать, подводить эмоциональные итоги.
Тематика занятий включена в Основную общеобразовательную программу – в часть,
формируемую участниками образовательных отношений.
Месяц
Содержание коррекционно-образовательной деятельности
июнь
В ходе Пушкинианы в июне мы рассказываем детям истории о втором
рождении Пушкинской усадьбы в Михайловском. В годы ВОВ фашисты
сожгли и разорили дом Пушкина и зимой 1946 года по чертежам
реставраторов поставили дом, каким он был при Пушкине
сентябрь
октябрь
Истории про Курскую битву.
История о детях – участниках Великой Отечественной войны.
Чтение произведений о войне.
ноябрь
декабрь
Начало наступления в битве под Москвой.
История о новоуральцах – участниках Великой Отечественной войны.
Чтение произведений о войне.
январь
Истории про город-герой на Неве и его жителей.
История про наш город и Великую Отечественную войну.
Чтение произведений о войне.
февраль
Истории про Мамаев Курган и Сталинградскую битву.
Истории про Мусу Джалиля, татарского поэта, Героя Советского Союза.
Чтение произведений о войне.
март
апрель
Создание групповых книг «Победа».
Выставка книг, открыток, плакатов.
История про то, как А.Л. Барто работала на радио.
Чтение произведений о войне.
май
Итоговое занятие Клуба «Победа».
Путешествуем по реке времени по важным событиям Великой
Отечественной войны.
Чтение произведений о войне.
В своей работе мы используем приемы, которые считаем наиболее
эффективными, интересными и доступными для понимания детьми.
-«Истории про…» - это прием, обеспечивающий возможность педагогу
адаптировать исторический материал из разных источников информации для
чтения и рассказывания детям дошкольного возраста. Группой педагогов нашего
детского сада разработано методическое пособие «Ознакомление детей
старшего возраста с важными событиями Великой Отечественной войны».
Данное пособие
стало лауреатом
Всероссийского конкурса на лучшую разработку комплекса занятий и
мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников, посвященного 65-
летию Победы в Великой Отечественной войне.
-Следующий прием - чтение худ литературы и подбор стихов к событиям
Великой Отечественной Войны. Мы отдаем предпочтение рассказыванию
произведений о войне с зачитыванием отдельных фрагментов. Этот прием
помогает нам отслеживать эмоциональную включенность детей и выполнить
совет советского писателя, летчика, участника Великой Отечественной войны
Анатолия Маркуши: «Речь педагога должна быть интересна, занимательна и
неожиданна. Вот тогда он будет слушать со вниманием».
-Просмотр фрагментов документальных и художественных фильмов о
Великой Отечественной Войне, помогают детям узнавать о жизни своих
сверстников и всей страны в годы войны, о героических сражениях, о мужестве
и стойкости русского народа.
-Речевые игры: «Дерево родственных слов», игра « вопрос – ответ»;
расширение словаря новыми военными словами; работа над семантикой слов,
которые дети узнают из книг и « Историй про..»;
- составление и разгадывание кроссвордов; работа с пословицами. Эти
приемы обеспечили качество решение речевых задач.
- Одна из задач познавательного развития - обогащать сознание ребенка новым
содержание и готовить его к элементарному осмыслению символов. Поэтому
обсуждая все важные даты в истории Великой Отечественной Войны,
мы использовали прием «подбор и обсуждение картинок - символов и слов -
символов». По каждому важному событию дети придумывают или выбирают
нужную картинку - символ и объясняют свой выбор.
Картинки – символы можно изменять исходя из интересов и возможностей
детей.
Правильный
подбор
картинок-символов
к
событиям
Великой
Отечественной Войны один из показателей сформированности представлений
об этом событии
- Путешествия по карте – это поиск городов, городов - героев, определение
местности, рассматривание планов военных действий.
- Для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений изобразительного искусства мы включили в образовательный
процесс рассматривание репродукций картин о ВОВ.
- Один из результатов работы - использование в играх полученной
информации, внесение детьми по их инициативе новых тем в сюжетно - ролевые
игры «Армия», «Партизаны», «Пограничники». Ребята стремятся подражать
героям, стремятся быть похожими на них, в речи используют военные слова.
- Одним из показателей воздействия какого-либо события на чувства детей -
желание детей рисовать. Анализ рисунков детей, составление рассказа «Что я
чувствовал, когда слушал рассказы, стихи, песни о войне» показал, что дети
являются благодарными слушателями, им близки и понятны героические
образы.
- Слушание «Ленинградской симфонии» Д.Д. Шостаковича, песен военных лет
и современных песен о войне, военных маршей способствовало развитию
эмоциональной отзывчивости, сопереживанию к людям, прошедшим и
пережившим войну.
Данные формы работы интересны детям. Материал дает возможность детям
думать, формулировать, рассуждать, подводить эмоциональные итоги.
Все, что мы используем, направлено на глубокое, осмысленное восприятие.
Нельзя не согласиться с Евгением Ямбургом «Лишь глубоко воспринятая мысль
может заставлять не только иначе думать, но и иначе жить».
Великая Отечественная война – это страница нашей истории, о которой
дошкольники практически ничего не знают, а школьники зачастую имеют
искаженное представление. Как бы ни старались взрослые оградить своих детей
от всего негативного, страшного, рано или поздно им придется рассказать о том,
что такое война, почему в России отмечают 9 мая, 23 февраля, дни воинской
славы. Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно
воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи
взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное,
расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже
неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике,
погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой
под фашистский танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка,
они являются началом патриотических чувств. И при грамотном руководстве
взрослого к ребенку придет понимание, осознание ребёнком своей
принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков
и стремление быть достойным их.
Желаем вам интересных идей, находок, мыслей в патриотическом воспитании
детей.
Список литературы
1.
Гризик Т.И. Познаю мир: метод. Рекомендации для воспитателей,
работающих по программе «Радуга» - М.: Просвещение, 2004 г. –
160 с.
2.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации
Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. –
М.: АРКТИ, 2005. – 72 с.
3.
Методическое пособие «Ознакомление детей старшего дошкольного
возраста с важными датами в истории России – с событиями
Великой Отечественной войны» / авт.-сост. Невенчаная Н.И. и др. –
Новоуральск: 2010. – 57 с.
4.
Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование,
педагогические проекты, разработки тематических занятий и
сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др. –
Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва