Напоминание

Использование технологии "Путешествие по реке времени" Н.А.Коротковой при организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников.


Авторы: Разуева Наталья Васильевна, Суровцева Надежда Александровна
Должность: воспитатели детского сада
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Росинка" Детский сад № 6 "Дельфин"
Населённый пункт: город Новоуральск Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии "Путешествие по реке времени" Н.А.Коротковой при организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование технологии «Путешествие по реке времени» Н.А.Коротковой

при организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

«Не зная прошлого, невозможно понять

смысл настоящего и цели будущего…»

М.Горький

Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов живет в сознании

наших людей как самое многотрудное и длительное испытание. Целые

поколения родились и выросли с тех пор. Каждое поколение хранит память о

зловещих жестоких боях войны, больших утратах и победах.

Великая Отечественная война 1941-1945 г – это подвиг отцов и матерей,

дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, многие из которых продолжают

еще жить рядом с нами, подвиг, без которого не было бы ни нас, ни России…

Гордость за Родину, любовь и уважение к ее историческому прошлому,

понимание культуры своего народа, почитание героев – это все входит в понятие

«патриотизм». Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у

детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Поэтому так

важно еще в дошкольном возрасте сформировать у детей первоначальное

представление о подвиге нашего народа в Великой Отечественной Войне в 1941-

1945г., гордость за Россию.

Мы формируем патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста

через ознакомление их с событиями Великой Отечественной Войны с

использованием технологии Н.А.Коротковой «Путешествие по реке времени».

Технология «путешествие по «реке времени» направлена на освоение

временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого

к настоящему); развивает целостное восприятие мира, логическое мышление,

устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития

мира по каждому направлению.

Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных

игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она

позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно

находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации

этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.

Дидактическое пособие «река времени» – это длинный лист, на котором полосой

синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются

несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям

названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». Работая с

детьми с ТНР, мы немного упростили метки времени, сделали их более

доступными для понимания. Это может быть: прошлое, настоящее, будущее;

вчера, сегодня, завтра; утро, день, вечер…и так далее.

В нашем детском саду определена система работы по патриотическому

воспитанию, в которой важное место занимает клуб «Победа», организованный

с целью не просто дать информацию, сведения о Великой Отечественной Войне,

но и пробудить их чувства, понимать героизм и величие происшедшего.

Клуб «Победа» организуется для детей подготовительных групп и

«Путешествие по реке времени» сопровождает все занятия.

На «Реке времени» отражены все важные событии Великой Отечественной

Войны, с которыми мы знакомим детей в течение учебного года: в сентябре –

битва на Курской дуге, в декабре – начало наступления в битве под Москвой, в

январе – снятие блокады Ленинграда, в февраля – победа в Сталинградской

битве, в мае – День Победы. Материал дает возможность детям думать,

формулировать, рассуждать, подводить эмоциональные итоги.

Тематика занятий включена в Основную общеобразовательную программу – в часть,

формируемую участниками образовательных отношений.

Месяц

Содержание коррекционно-образовательной деятельности

июнь

В ходе Пушкинианы в июне мы рассказываем детям истории о втором

рождении Пушкинской усадьбы в Михайловском. В годы ВОВ фашисты

сожгли и разорили дом Пушкина и зимой 1946 года по чертежам

реставраторов поставили дом, каким он был при Пушкине

сентябрь

октябрь

Истории про Курскую битву.

История о детях – участниках Великой Отечественной войны.

Чтение произведений о войне.

ноябрь

декабрь

Начало наступления в битве под Москвой.

История о новоуральцах – участниках Великой Отечественной войны.

Чтение произведений о войне.

январь

Истории про город-герой на Неве и его жителей.

История про наш город и Великую Отечественную войну.

Чтение произведений о войне.

февраль

Истории про Мамаев Курган и Сталинградскую битву.

Истории про Мусу Джалиля, татарского поэта, Героя Советского Союза.

Чтение произведений о войне.

март

апрель

Создание групповых книг «Победа».

Выставка книг, открыток, плакатов.

История про то, как А.Л. Барто работала на радио.

Чтение произведений о войне.

май

Итоговое занятие Клуба «Победа».

Путешествуем по реке времени по важным событиям Великой

Отечественной войны.

Чтение произведений о войне.

В своей работе мы используем приемы, которые считаем наиболее

эффективными, интересными и доступными для понимания детьми.

-«Истории про…» - это прием, обеспечивающий возможность педагогу

адаптировать исторический материал из разных источников информации для

чтения и рассказывания детям дошкольного возраста. Группой педагогов нашего

детского сада разработано методическое пособие «Ознакомление детей

старшего возраста с важными событиями Великой Отечественной войны».

Данное пособие

стало лауреатом

Всероссийского конкурса на лучшую разработку комплекса занятий и

мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников, посвященного 65-

летию Победы в Великой Отечественной войне.

-Следующий прием - чтение худ литературы и подбор стихов к событиям

Великой Отечественной Войны. Мы отдаем предпочтение рассказыванию

произведений о войне с зачитыванием отдельных фрагментов. Этот прием

помогает нам отслеживать эмоциональную включенность детей и выполнить

совет советского писателя, летчика, участника Великой Отечественной войны

Анатолия Маркуши: «Речь педагога должна быть интересна, занимательна и

неожиданна. Вот тогда он будет слушать со вниманием».

-Просмотр фрагментов документальных и художественных фильмов о

Великой Отечественной Войне, помогают детям узнавать о жизни своих

сверстников и всей страны в годы войны, о героических сражениях, о мужестве

и стойкости русского народа.

-Речевые игры: «Дерево родственных слов», игра « вопрос – ответ»;

расширение словаря новыми военными словами; работа над семантикой слов,

которые дети узнают из книг и « Историй про..»;

- составление и разгадывание кроссвордов; работа с пословицами. Эти

приемы обеспечили качество решение речевых задач.

- Одна из задач познавательного развития - обогащать сознание ребенка новым

содержание и готовить его к элементарному осмыслению символов. Поэтому

обсуждая все важные даты в истории Великой Отечественной Войны,

мы использовали прием «подбор и обсуждение картинок - символов и слов -

символов». По каждому важному событию дети придумывают или выбирают

нужную картинку - символ и объясняют свой выбор.

Картинки – символы можно изменять исходя из интересов и возможностей

детей.

Правильный

подбор

картинок-символов

к

событиям

Великой

Отечественной Войны один из показателей сформированности представлений

об этом событии

- Путешествия по карте – это поиск городов, городов - героев, определение

местности, рассматривание планов военных действий.

- Для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания

произведений изобразительного искусства мы включили в образовательный

процесс рассматривание репродукций картин о ВОВ.

- Один из результатов работы - использование в играх полученной

информации, внесение детьми по их инициативе новых тем в сюжетно - ролевые

игры «Армия», «Партизаны», «Пограничники». Ребята стремятся подражать

героям, стремятся быть похожими на них, в речи используют военные слова.

- Одним из показателей воздействия какого-либо события на чувства детей -

желание детей рисовать. Анализ рисунков детей, составление рассказа «Что я

чувствовал, когда слушал рассказы, стихи, песни о войне» показал, что дети

являются благодарными слушателями, им близки и понятны героические

образы.

- Слушание «Ленинградской симфонии» Д.Д. Шостаковича, песен военных лет

и современных песен о войне, военных маршей способствовало развитию

эмоциональной отзывчивости, сопереживанию к людям, прошедшим и

пережившим войну.

Данные формы работы интересны детям. Материал дает возможность детям

думать, формулировать, рассуждать, подводить эмоциональные итоги.

Все, что мы используем, направлено на глубокое, осмысленное восприятие.

Нельзя не согласиться с Евгением Ямбургом «Лишь глубоко воспринятая мысль

может заставлять не только иначе думать, но и иначе жить».

Великая Отечественная война – это страница нашей истории, о которой

дошкольники практически ничего не знают, а школьники зачастую имеют

искаженное представление. Как бы ни старались взрослые оградить своих детей

от всего негативного, страшного, рано или поздно им придется рассказать о том,

что такое война, почему в России отмечают 9 мая, 23 февраля, дни воинской

славы. Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно

воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи

взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное,

расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже

неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике,

погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой

под фашистский танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка,

они являются началом патриотических чувств. И при грамотном руководстве

взрослого к ребенку придет понимание, осознание ребёнком своей

принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков

и стремление быть достойным их.

Желаем вам интересных идей, находок, мыслей в патриотическом воспитании

детей.

Список литературы

1.

Гризик Т.И. Познаю мир: метод. Рекомендации для воспитателей,

работающих по программе «Радуга» - М.: Просвещение, 2004 г. –

160 с.

2.

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации

Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. –

М.: АРКТИ, 2005. – 72 с.

3.

Методическое пособие «Ознакомление детей старшего дошкольного

возраста с важными датами в истории России – с событиями

Великой Отечественной войны» / авт.-сост. Невенчаная Н.И. и др. –

Новоуральск: 2010. – 57 с.

4.

Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование,

педагогические проекты, разработки тематических занятий и

сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др. –

Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.

5.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период

до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации

от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва



В раздел образования