Напоминание

"МИНИ МУЗЕЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Гулакова Эльвира Витальевна
Должность: воспитатель работы в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 3 – 4 лет
Учебное заведение: ДОУ ЦРР Десткий сад №3 "Снежинка"
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: "МИНИ МУЗЕЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МИНИ МУЗЕЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Гулакова Эльвира Витальевна

Воспитатель.

ДОУ ЦРР детский сад «Снежинка» №3, г.Нерюнгри Саха (Якутия)

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса,

переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых

ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения

с

обществом,

историей,

культурой

человечества

является

одной

из

основных

задач

воспитательного процесса. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщении к

культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Реализуя государственный

образовательный стандарт в дошкольных учреждениях по разделу: «Развитие представлений о

человеке

в

истории

и

культуре»,

а

также

работая

над

нравственно

-

патриотическим

воспитанием дошкольников, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Дети дошкольного

возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами.

В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения

данного раздела, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения и

именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет

познавательные и образовательные потребности детей.

Фундаментом

педагогики

музея

является

погружение

ребенка

в

специально

организованную

среду,

которая

может

включать

в

себя

элементы

искусства,

старины,

памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования

интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического

воспитания.

Особо

следует

подчеркнуть

воспитательную

функцию

музеев,

их

значимость

в

становлении

умственного,

нравственного,

трудового,

эстетического

и

экологического

воспитания

подрастающего

поколения.

Нередко,

именно

музей,

становится

источником

формирования

познавательного

интереса,

на

основе

которого

у

детей

закладываются

экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к

ней.

В условиях нашего города не так много музеев и ориентированы они в основном на

школьников.

Проблему

решает

создание

мини

музеев

в

ДОУ

т.к.

они

являются

наиболее

оптимальным средством передачи информации, и происходит

внедрение в воспитательно-

образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики, создание в

МДОУ музейно-образовательного пространства центром которого является мини музей.

В

условиях

детского

сада

невозможно

создать

экспозиции,

соответствующие

требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями».

Название

нашего

мини-музея

«Теремок

сказок»,

создан

он

был

в

2016

на

базе

группы

общеразвивающей

направленности

№2,

ДОУ

ЦРР

Д/с

«Снежинка»,

г.Нерюнгри,

Саха

(Якутия).

Основная

идея

создания

мини-музея

«Теремок

сказок»,

была

продиктована

желанием познакомить, заинтересовать, помочь понять и полюбить Русские народные сказки,

детей младшего дошкольного возраста.

Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с

окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам.

Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство

прекрасного.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему

основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских

народных

сказок

в

воспитании,

становлении

духовного

и

нравственного

мира

ребенка

неоценима.

Строятся

эти

сказки

по

определенному

ритму,

тому

самому,

который

организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными

и з м е н е н и я м и

в

ж и з н и

и

г о д о в ы м

ц е р к о в н ы м

к р у г о м .

Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих

героев,

оставляя

при

этом

простор

воображению.

Через

сказку

старшее

поколение

учит

детство строить жизнь по законам добра и красоты.

Цель:

Формирование духовной культуры

эстетическое развитие личности ребенка введения их в духовный мир русской народной

и авторской сказки.

Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа,

трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие,

умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие,

потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от

плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным

героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог,

беседу,

обобщать,

содействовать

развитию

речи

детей,

дать

им

навыки

кукловождения,

сцениче ского

мастерства,

участия

в

организации

выставок

и

с п е кт а к л е й .

Осознать духовный мир русских народных и авторских сказок детям помогает использование

на занятиях таких современных форм и методов как:

Беседа-диалог;

Сюжетно-ролевые игры;

Театрализация;

Музейные экскурсии.

Мини - музей состоит из трех разделов:

Волшебные предметы; волшебные сказки; театральный.

Цель проекта:

1.

Обогащение

воспитательно-образовательного

пространства

новыми

формами

работы с детьми и их родителями.

2.

Воспитывать интерес к сказкам.

Задачи проекта:

1.

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

2.

Формирование у дошкольников представления о музее.

3.

Расширение кругозора дошкольников.

4.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

5.

Формирование

умения

самостоятельно

анализировать

и

систематизировать

полученные знания.

6.

Развитие творческого и логического мышления, воображения.

7.

Создание условий для инсценировки и драматизации небольших отрывков из

народных сказок при помощи воспитателей.

8.

Способствовать формированию интереса к сказкам.

9.

Развитие

навыков

выразительной

и

эмоциональной

передачи

игровых

и

сказочных образов.

10.

Вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.

Ожидаемые результаты:

1.

Создается пространство мини-музея "Теремок сказок".

2.

У детей сформируется представление о народных сказках; они понимают смысл

слова "народные" сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ.

3.

Ребенок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает

содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания.

Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и

его образы.

4.

Дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить

интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать

одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев.

5.

Бережно относятся к экспонатам мини-музея, принимают участие в оформлении

экспозиций.

Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает

у

детей

наглядно-действенное

мышление,

формирует

представление

о

предметном

мире,

созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному

описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что

создание

музея

также

способствует

установлению

эмоциональной

близости

в

детско-

родительских отношениях.

Важная

особенность

мини-музеев

участие

в

их

создании

детей

и

родителей.

Дошкольники

чувствуют

свою

причастность

к

мини-музею.

Они

могут:

участвовать

в

обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить

экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

Литература

1. Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л,2005.– 184 с.

2. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.

3. Технология музейной педагогики в дошкольном учреждении.

4. .Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Дом “Карапуз”, 2000. – 253 с.

5. Петров Г.Ф. Идём по Русскому музею. – Л.: Лениздат,1982. -192 с.

6. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.

7. Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс,

2008.

8. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.: Высш. шк., 2004. -216

с.

9. Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы. / Дошкольное воспитание. –

2006. – N 4. – С. 38–42.



В раздел образования