Автор: Гулакова Эльвира Витальевна
Должность: воспитатель работы в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 3 – 4 лет
Учебное заведение: ДОУ ЦРР Десткий сад №3 "Снежинка"
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: "МИНИ МУЗЕЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
МИНИ МУЗЕЙ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Гулакова Эльвира Витальевна
Воспитатель.
ДОУ ЦРР детский сад «Снежинка» №3, г.Нерюнгри Саха (Якутия)
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса,
переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых
ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения
с
обществом,
историей,
культурой
человечества
–
является
одной
из
основных
задач
воспитательного процесса. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщении к
культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Реализуя государственный
образовательный стандарт в дошкольных учреждениях по разделу: «Развитие представлений о
человеке
в
истории
и
культуре»,
а
также
работая
над
нравственно
-
патриотическим
воспитанием дошкольников, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Дети дошкольного
возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами.
В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения
данного раздела, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения и
именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет
познавательные и образовательные потребности детей.
Фундаментом
педагогики
музея
является
погружение
ребенка
в
специально
организованную
среду,
которая
может
включать
в
себя
элементы
искусства,
старины,
памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования
интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического
воспитания.
Особо
следует
подчеркнуть
воспитательную
функцию
музеев,
их
значимость
в
становлении
умственного,
нравственного,
трудового,
эстетического
и
экологического
воспитания
подрастающего
поколения.
Нередко,
именно
музей,
становится
источником
формирования
познавательного
интереса,
на
основе
которого
у
детей
закладываются
экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к
ней.
В условиях нашего города не так много музеев и ориентированы они в основном на
школьников.
Проблему
решает
создание
мини
музеев
в
ДОУ
т.к.
они
являются
наиболее
оптимальным средством передачи информации, и происходит
внедрение в воспитательно-
образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики, создание в
МДОУ музейно-образовательного пространства центром которого является мини музей.
В
условиях
детского
сада
невозможно
создать
экспозиции,
соответствующие
требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями».
Название
нашего
мини-музея
«Теремок
сказок»,
создан
он
был
в
2016
на
базе
группы
общеразвивающей
направленности
№2,
ДОУ
ЦРР
Д/с
«Снежинка»,
г.Нерюнгри,
Саха
(Якутия).
Основная
идея
создания
мини-музея
«Теремок
сказок»,
была
продиктована
желанием познакомить, заинтересовать, помочь понять и полюбить Русские народные сказки,
детей младшего дошкольного возраста.
Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с
окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам.
Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство
прекрасного.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему
основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских
народных
сказок
в
воспитании,
становлении
духовного
и
нравственного
мира
ребенка
неоценима.
Строятся
эти
сказки
по
определенному
ритму,
тому
самому,
который
организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными
и з м е н е н и я м и
в
ж и з н и
и
г о д о в ы м
ц е р к о в н ы м
к р у г о м .
Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих
героев,
оставляя
при
этом
простор
воображению.
Через
сказку
старшее
поколение
учит
детство строить жизнь по законам добра и красоты.
Цель:
Формирование духовной культуры
эстетическое развитие личности ребенка введения их в духовный мир русской народной
и авторской сказки.
Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа,
трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие,
умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие,
потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от
плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным
героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог,
беседу,
обобщать,
содействовать
развитию
речи
детей,
дать
им
навыки
кукловождения,
сцениче ского
мастерства,
участия
в
организации
выставок
и
с п е кт а к л е й .
Осознать духовный мир русских народных и авторских сказок детям помогает использование
на занятиях таких современных форм и методов как:
Беседа-диалог;
Сюжетно-ролевые игры;
Театрализация;
Музейные экскурсии.
Мини - музей состоит из трех разделов:
Волшебные предметы; волшебные сказки; театральный.
Цель проекта:
1.
Обогащение
воспитательно-образовательного
пространства
новыми
формами
работы с детьми и их родителями.
2.
Воспитывать интерес к сказкам.
Задачи проекта:
1.
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
2.
Формирование у дошкольников представления о музее.
3.
Расширение кругозора дошкольников.
4.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
5.
Формирование
умения
самостоятельно
анализировать
и
систематизировать
полученные знания.
6.
Развитие творческого и логического мышления, воображения.
7.
Создание условий для инсценировки и драматизации небольших отрывков из
народных сказок при помощи воспитателей.
8.
Способствовать формированию интереса к сказкам.
9.
Развитие
навыков
выразительной
и
эмоциональной
передачи
игровых
и
сказочных образов.
10.
Вовлечение родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.
Ожидаемые результаты:
1.
Создается пространство мини-музея "Теремок сказок".
2.
У детей сформируется представление о народных сказках; они понимают смысл
слова "народные" сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ.
3.
Ребенок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает
содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания.
Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и
его образы.
4.
Дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить
интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать
одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев.
5.
Бережно относятся к экспонатам мини-музея, принимают участие в оформлении
экспозиций.
Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает
у
детей
наглядно-действенное
мышление,
формирует
представление
о
предметном
мире,
созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному
описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что
создание
музея
также
способствует
установлению
эмоциональной
близости
в
детско-
родительских отношениях.
Важная
особенность
мини-музеев
—
участие
в
их
создании
детей
и
родителей.
Дошкольники
чувствуют
свою
причастность
к
мини-музею.
Они
могут:
участвовать
в
обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить
экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
Литература
1. Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л,2005.– 184 с.
2. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.
3. Технология музейной педагогики в дошкольном учреждении.
4. .Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Дом “Карапуз”, 2000. – 253 с.
5. Петров Г.Ф. Идём по Русскому музею. – Л.: Лениздат,1982. -192 с.
6. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.
7. Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс,
2008.
8. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.: Высш. шк., 2004. -216
с.
9. Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы. / Дошкольное воспитание. –
2006. – N 4. – С. 38–42.