Автор: Грудина Наталья Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Шеговарская СШ" структурное подразделение детский сад "Ладушки"
Населённый пункт: с. Шеговары
Наименование материала: статья
Тема: "Преемственность между дошкольным и школьным образованием"
Раздел: дошкольное образование
Тема «Преемственность между дошкольным и школьным
образованием».
В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими
качествами личности становятся инициативность, способность
творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность
обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов
сходятся, что эти навыки формируются с детства.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями
образования рассматривается на современном этапе как одно из
условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное
образование понимается как связь, согласованность и
перспективность всех компонентов системы (целей, задач,
содержания, методов, средств, форм организации воспитания и
обучения) на каждой ступени образования для обеспечения
преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность
− двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень,
которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует
фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой
успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н.
Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как
преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит
действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства)
и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.
Таким образом, преемственность — это не только подготовка к
новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и
развитие необходимого и целесообразного старого, связь между
новым и старым как основа поступательного развития процесса. На
практике же мы часто сталкиваемся с тем, что преемственность
сводится именно к подготовке и не просто к новому, а именно к
новым требованиям следующей ступени образования.
В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной
школе и с появлением федеральных государственных требований в
дошкольном образовании обозначился переход от парадигмы
«знаний, умений, навыков» к культурно-исторической системно-
деятельностной парадигме образования (на всех ступенях).
Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что
акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование
общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, обеспечивающих социальную
успешность»[1]. Утверждается необходимость построения
образовательного процесса в соответствии с комплексно-
тематическим принципом и принципом интеграции образовательных
областей и т.п. Итогом освоения образовательной программы
дошкольного образования будут интегративные качества ребенка.
Такие как любознательность, активность, эмоциональная
отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные
задачи и др.
Отличительной особенностью ФГОС НОО [2] является его
деятельностный характер, ставящий главной целью развитие
личности учащегося. Система образования также отказывается от
традиционного представления результатов обучения в виде знаний,
умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные
виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу
начального обучения. Требования к результатам обучения
сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных
результатов. Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются
универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются
«общеучебные умения», «общие способы деятельности»,
«надпредметные действия» и т.п.
Таким образом, важнейшая задача современной системы
образования– формирование совокупности «универсальных учебных
действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться»,
способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и активного присвоения нового социального
опыта на основе компетентностного подхода.
Исходя из положений новых требований и стандартов, в дошкольном
и начальном образовании появились дополнительные основания для
обеспечения преемственности. Однако анализ педагогического опыта
позволяет говорить о том, что ключевые моменты преемственности
остаются декларативными и требуют перехода из концептуальных
положений в практическую плоскость. Более того, вместе с ростом
вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением
различных моделей обучения стали нарастать признаки
рассогласования и ослабления преемственности на различных
ступенях образования. И если на уровне целей и задач
согласованность представлена (а на деле чаще всего просто
заявлена), то на уровне методов , средств и форм она практически
отсутствует.
Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в
условиях непрерывного образования, рассматривается
компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере
отношений,в системе современного образования преемственность
целей и задач должна получать логическое продолжение в
согласовании педагогических подходов и технологий, которые будут
способствовать формированию заявленных компетенций
воспитанников и учащихся начальной школы.
Исследования, а также многолетний опыт применения разработок в
сфере образования показывают, что наличие знаний само по себе не
определяет успешность, гораздо важнее, чтобы ребенок умел
самостоятельно их добывать и применять. Поэтому при организации
педагогического процесса важен особый акцент на усвоении
ребенком в процессе образования культурно выработанных
средств,которые организуют и нормируют весь процесс детского
развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих
средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен
быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают
такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод
проектов, технология портфолио, ИКТи т.п.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что
взаимосвязь педагогических подходов и технологий, используемых в
ДОУ и школе 1 ступени может выступить условием формирования
УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ при соблюдении
определённых требований к выбору технологий и организации
педагогического процесса:
создание образовательной среды, способствующей эмоционально
ценностному, социально личностному, познавательному,
эстетическому развитию ребенка и сохранению его
индивидуальности;
личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности,
партнера, средств и пр.;
ориентировка педагогической оценки на относительные показатели
детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с
его собственными вчерашними достижениями);
формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора
развития ребенка;
опора на игру при формировании учебной деятельности;
сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый
образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных
и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
самостоятельный, творческий характер освоения ребенком культурно
выработанных средств, которые организуют и нормируют весь
процесс детского развития;
предоставление ребенку возможности самостоятельно добывать и
применять свои знания;
обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых
знаний;
организация конструктивного взаимодействия с семьями
воспитанников.
Работу в данном направлении начали с выявления основных
пробелов в существующей системе использования технологий в
работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного
возраста.
На данном (начальном) этапе педагоги используют в практике такие
технологии как портфолио, проектная деятельность, ИКТ.
Но уровень использования недостаточен, так как в большинстве
случаев имеет место нарушение этапов, отсутствие необходимой
системности, существенная недооценка возможностей детей и
воспитательно-образовательного потенциала семьи и чрезмерная
(иногда даже подавляющая других участников) активность педагогов.
Кроме того, еще только предстоит в процессе именно совместной
деятельности прийти не только к декларируемому, но действительно
конструктивному взаимодействию педагогов дошкольного и
начального образования.
В ближайшей перспективе планируется разработка гибкой системы
методической работы в образовательных учреждениях (и в школе и в
детском саду), способствующей повышению профессиональной
компетентности педагогов в вопросах использования педагогических
подходов и технологий, способствующих формированию УУД и
компетенций воспитанников и учащихся ОУ, в условиях
предшкольного и начального образования. Особое внимание решено
уделять организации конструктивного взаимодействия между
детским садом школой и семьей по вопросам использования
педагогических подходов и технологий, способствующих
формированию УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ, в
условиях предшкольного и начального образования.
Список литературы
1.Федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Утверждены
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23 ноября 2009 г. N 655
2.Федеральный образовательный государственный стандарт
начального общего образования. Приказ зарегистрирован Минюстом
России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373Об
утверждении и введении в действие ФГОС НОО