Напоминание

"Преемственность между дошкольным и школьным образованием"


Автор: Грудина Наталья Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Шеговарская СШ" структурное подразделение детский сад "Ладушки"
Населённый пункт: с. Шеговары
Наименование материала: статья
Тема: "Преемственность между дошкольным и школьным образованием"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема «Преемственность между дошкольным и школьным

образованием».

В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими

качествами личности становятся инициативность, способность

творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность

обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов

сходятся, что эти навыки формируются с детства.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями

образования рассматривается на современном этапе как одно из

условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное

образование понимается как связь, согласованность и

перспективность всех компонентов системы (целей, задач,

содержания, методов, средств, форм организации воспитания и

обучения) на каждой ступени образования для обеспечения

преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность

− двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень,

которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует

фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой

успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н.

Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как

преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит

действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства)

и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Таким образом, преемственность — это не только подготовка к

новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и

развитие необходимого и целесообразного старого, связь между

новым и старым как основа поступательного развития процесса. На

практике же мы часто сталкиваемся с тем, что преемственность

сводится именно к подготовке и не просто к новому, а именно к

новым требованиям следующей ступени образования.

В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной

школе и с появлением федеральных государственных требований в

дошкольном образовании обозначился переход от парадигмы

«знаний, умений, навыков» к культурно-исторической системно-

деятельностной парадигме образования (на всех ступенях).

Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что

акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование

общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок

учебной деятельности, обеспечивающих социальную

успешность»[1]. Утверждается необходимость построения

образовательного процесса в соответствии с комплексно-

тематическим принципом и принципом интеграции образовательных

областей и т.п. Итогом освоения образовательной программы

дошкольного образования будут интегративные качества ребенка.

Такие как любознательность, активность, эмоциональная

отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные

задачи и др.

Отличительной особенностью ФГОС НОО [2] является его

деятельностный характер, ставящий главной целью развитие

личности учащегося. Система образования также отказывается от

традиционного представления результатов обучения в виде знаний,

умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные

виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу

начального обучения. Требования к результатам обучения

сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных

результатов. Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются

универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются

«общеучебные умения», «общие способы деятельности»,

«надпредметные действия» и т.п.

Таким образом, важнейшая задача современной системы

образования– формирование совокупности «универсальных учебных

действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться»,

способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию

путем сознательного и активного присвоения нового социального

опыта на основе компетентностного подхода.

Исходя из положений новых требований и стандартов, в дошкольном

и начальном образовании появились дополнительные основания для

обеспечения преемственности. Однако анализ педагогического опыта

позволяет говорить о том, что ключевые моменты преемственности

остаются декларативными и требуют перехода из концептуальных

положений в практическую плоскость. Более того, вместе с ростом

вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением

различных моделей обучения стали нарастать признаки

рассогласования и ослабления преемственности на различных

ступенях образования. И если на уровне целей и задач

согласованность представлена (а на деле чаще всего просто

заявлена), то на уровне методов , средств и форм она практически

отсутствует.

Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в

условиях непрерывного образования, рассматривается

компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере

отношений,в системе современного образования преемственность

целей и задач должна получать логическое продолжение в

согласовании педагогических подходов и технологий, которые будут

способствовать формированию заявленных компетенций

воспитанников и учащихся начальной школы.

Исследования, а также многолетний опыт применения разработок в

сфере образования показывают, что наличие знаний само по себе не

определяет успешность, гораздо важнее, чтобы ребенок умел

самостоятельно их добывать и применять. Поэтому при организации

педагогического процесса важен особый акцент на усвоении

ребенком в процессе образования культурно выработанных

средств,которые организуют и нормируют весь процесс детского

развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих

средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен

быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают

такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод

проектов, технология портфолио, ИКТи т.п.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что

взаимосвязь педагогических подходов и технологий, используемых в

ДОУ и школе 1 ступени может выступить условием формирования

УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ при соблюдении

определённых требований к выбору технологий и организации

педагогического процесса:

создание образовательной среды, способствующей эмоционально

ценностному, социально личностному, познавательному,

эстетическому развитию ребенка и сохранению его

индивидуальности;

личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности,

партнера, средств и пр.;

ориентировка педагогической оценки на относительные показатели

детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с

его собственными вчерашними достижениями);

формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора

развития ребенка;

опора на игру при формировании учебной деятельности;

сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый

образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных

и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;

самостоятельный, творческий характер освоения ребенком культурно

выработанных средств, которые организуют и нормируют весь

процесс детского развития;

предоставление ребенку возможности самостоятельно добывать и

применять свои знания;

обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых

знаний;

организация конструктивного взаимодействия с семьями

воспитанников.

Работу в данном направлении начали с выявления основных

пробелов в существующей системе использования технологий в

работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного

возраста.

На данном (начальном) этапе педагоги используют в практике такие

технологии как портфолио, проектная деятельность, ИКТ.

Но уровень использования недостаточен, так как в большинстве

случаев имеет место нарушение этапов, отсутствие необходимой

системности, существенная недооценка возможностей детей и

воспитательно-образовательного потенциала семьи и чрезмерная

(иногда даже подавляющая других участников) активность педагогов.

Кроме того, еще только предстоит в процессе именно совместной

деятельности прийти не только к декларируемому, но действительно

конструктивному взаимодействию педагогов дошкольного и

начального образования.

В ближайшей перспективе планируется разработка гибкой системы

методической работы в образовательных учреждениях (и в школе и в

детском саду), способствующей повышению профессиональной

компетентности педагогов в вопросах использования педагогических

подходов и технологий, способствующих формированию УУД и

компетенций воспитанников и учащихся ОУ, в условиях

предшкольного и начального образования. Особое внимание решено

уделять организации конструктивного взаимодействия между

детским садом школой и семьей по вопросам использования

педагогических подходов и технологий, способствующих

формированию УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ, в

условиях предшкольного и начального образования.

Список литературы

1.Федеральные государственные требования к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования.

Утверждены

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 23 ноября 2009 г. N 655

2.Федеральный образовательный государственный стандарт

начального общего образования. Приказ зарегистрирован Минюстом

России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373Об

утверждении и введении в действие ФГОС НОО



В раздел образования