Напоминание

"Роль ИКТ в развитии творческого воображения обучающихся на уроках изобразительного искусства"


Автор: Балакина Юлия Алексеевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ Арефинская СОШ
Населённый пункт: село Арефино, Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль ИКТ в развитии творческого воображения обучающихся на уроках изобразительного искусства"
Раздел: среднее образование





Назад




Роль ИКТ в развитии творческого воображения обучающихся на

уроках изобразительного искусства

Цель:

систематизировать

использование приемов

развития

воображения

обучающихся пятого класса на уроках изобразительного искусства с применением ИКТ.

Практическая значимость состоит в том, что в работе представлены приёмы,

которые могут быть использованы на уроках изобразительного искусства для развития

творческого воображения обучающихся.

Актуальность Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение

их

в

России

нашли

отражение

в

стандартах

второго

поколения,

согласно

которым,

обучающиеся

должны

владеть

ИКТ

технологиями,

иметь

доступ

к

электронным

образовательным ресурсам во всех предметных областях.

Социально-экономические

преобразования

в

обществе

диктуют

необходимость

формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартных

решений, обеспечить которые может развитое творческое воображение.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных

методов

обучения

и

современных

информационных

технологий,

в

том

числе

и

компьютерных.

Использование ИКТ на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным,

индивидуальным, направленным на развитие творческого воображения обучающихся.

Приёмы,

которые

я

использую

в

практике

для

развития

творческого

воображения

учащихся

с

применением

ИКТ

можно

систематизировать

на

три

группы:

1.

Приемы на накопление зрительных образов обучающихся:

Мультимедиа презентации;

Web-страницы на уроках;

виртуальная экскурсия;

с о зд а н и е

ц и ф р ов о й

кол л е к ц и и

ш ед е в р ов

м и р ов о г о

изобразительного искусства;

2.

Творческая практическая работа обучающихся:

подготовка сообщений;

творческий мультимедийный проект;

графический редактор Paint;

создание компьютерного коллажа;

рисуем музыку;

3.

В отдельную группу целесообразно выделить тесты.

Приемы на накопление зрительных образов путем эстетического переживания

помогают

обогатить

внутренний

мир

ребенка,

воспитать

чувство

прекрасного,

гармонию, что положительно сказывается на развитии творческого воображения и

качестве творческих работ.

Мультимедиа

презентации

электронные

диафильмы,

включающие

в

себя

анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия

пользователя)

наиболее

распространённый

вид

представления

демонстрационных

материалов.

Для того чтобы после просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в

практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли

сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в

конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме

урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана

работу.

Web-страницы

на

уроках представляют

собой

разработанный

учителем

набор

страниц,

объединённых

между

собой

общим

замыслом

или

темой

и

переход

между

которыми

осуществляется

с

помощью

гиперссылок.

Они

содержат

в

себе

тексты,

портреты, репродукции с картин и их краткое описание, музыкальные фрагменты для

звукового восприятия. Кроме того, могут включать тестовые задания, благодаря которым

обучающиеся имеют возможность проверить свои знания.

Такие страницы удобно использовать как для фронтальной работы с детьми, так и

для их индивидуальной самостоятельной работы.

Виртуальная

экскурсия —

В

основе

виртуальных

туров

лежат

фотопанорамы,

которые от обычных фотографий отличаются интерактивным характером просмотра. Это

означает, что при просмотре панорамной фотографии пользователь видит только ту часть

изображения, которая его интересует в данный момент, и что при желании он может

оглядеться по сторонам, посмотреть вверх и вниз, а также приблизить или отдалить

отдельные детали изображения. Еще интереснее, если пользователь виртуального тура

может перемещаться между панорамами через активные зоны или руководствуясь картой

тура.

В течение одного виртуального урока можно посетить знаменитейшие музеи мира,

школьники

могут

не

только

прогуляться

по

залам

с

помощью

карты

или

используя

навигатор, но и просмотреть экспонаты с близкого расстояния, оценить грандиозность

экспозиций, в полной мере насладиться шедеврами искусства.

Создание

цифровой

коллекции

шедевров

мирового

изобразительного

искусства

позволяет собрать в одном месте весь иллюстративный материал по пройденным темам,

что способствует восприятию зрительных образов и закреплению полученных знаний.

Совместно с учащимися ведется работа по созданию цифровой коллекции шедевров

мирового

изобразительного

искусства,

которая

постоянно

пополняется.

Коллекция

произведений искусства позволяет знакомить на уроках детей с шедеврами живописи без

использования сети Интернет.

Подготовка сообщений. При подготовке сообщений и докладов на различные темы

учащиеся применяют электронные энциклопедии и работу в Интернет – библиотеке,

используя

при

этом

поисковые

системы.

На

основе

полученной

информации

дети

воображают

итоговую

структуру

сообщения,

обрабатывают

информацию

в

текстовом

редакторе, таким образом, учатся находить и выделять главное, а также располагать текст

и изображение на странице и сохранять созданный документ.

Творческий мультимедийный проект. Тема творческого мультимедийного проекта

должна вызывать живой интерес участников проекта.

Создание

творческого

мультимедийного

проекта

учащимися

позволяет

формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать

творческое

воображение,

способствуя

тем

самым

развитию

мотивационного

и

процессуального

компонентов

познавательной

самостоятельности.

И

в

этом

дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.

Графический редактор “Paint”. Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в

качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор

“Paint”. Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом,

активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом.

Занятия

с

использованием

программы

“Paint”

вырабатывают

усидчиво сть,

внимательность, аккуратность, развивают творческое воображение, моторику пальцев, что

может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к

выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея

достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной

деятельности.

Создание

компьютерного

коллажа.

Коллаж

техниче ский

прием

в

изобразительном

искусстве,

заключающийся

в

наклеивании

на

какую-либо

основу

материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре, и позволяющий добиться большего

эмоционального впечатления от неожиданного сочетания разнородных материалов.

Компьютерные коллажи используются при создании информационной (листовки,

буклеты, проспекты), презентационной (юбилейные буклеты, пригласительные билеты) и

сувенирной (настенные и настольные календари и календарики) рекламы. Кроме того,

коллажи применяются при создании такой печатной продукции, как дипломы, грамоты,

открытки и т.п.

Рисуем

музыку.

Прием

направлен

на

развитие

творческого

воображения

и

повышения мотивации обучающихся. Иногда, чтобы начать рисовать, ребенку нужен

дополнительный импульс-опора на звучащую музыку. Музыка даёт волю творческому

воображению, дети очень эмоционально на нее откликаются и их работы приобретают

глубокое содержание и креативные формы. Рисование музыки – это перевод музыкального

образа на язык живописи. Результат видят все, и это особенно нравится детям.

Тесты. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в

интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-

line

(используется

электронный

или

печатный

вариант

теста;

оценку

результатов

осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).

Таким образом, использование ИКТ позволяет менять виды деятельности, урок

становится

более

ярким

и

эмоциональным,

а

работы,

выполненные

учащимися,

творческими и полностью раскрывающими тему. При использовании компьютера на уроке

информация представляется динамичными видео- и звукорядом, что стимулирует работу

воображения.



В раздел образования