Автор: Балакина Юлия Алексеевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ Арефинская СОШ
Населённый пункт: село Арефино, Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль ИКТ в развитии творческого воображения обучающихся на уроках изобразительного искусства"
Раздел: среднее образование
Роль ИКТ в развитии творческого воображения обучающихся на
уроках изобразительного искусства
Цель:
систематизировать
использование приемов
развития
воображения
обучающихся пятого класса на уроках изобразительного искусства с применением ИКТ.
Практическая значимость состоит в том, что в работе представлены приёмы,
которые могут быть использованы на уроках изобразительного искусства для развития
творческого воображения обучающихся.
Актуальность Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение
их
в
России
нашли
отражение
в
стандартах
второго
поколения,
согласно
которым,
обучающиеся
должны
владеть
ИКТ
технологиями,
иметь
доступ
к
электронным
образовательным ресурсам во всех предметных областях.
Социально-экономические
преобразования
в
обществе
диктуют
необходимость
формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартных
решений, обеспечить которые может развитое творческое воображение.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных
методов
обучения
и
современных
информационных
технологий,
в
том
числе
и
компьютерных.
Использование ИКТ на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным,
индивидуальным, направленным на развитие творческого воображения обучающихся.
Приёмы,
которые
я
использую
в
практике
для
развития
творческого
воображения
учащихся
с
применением
ИКТ
можно
систематизировать
на
три
группы:
1.
Приемы на накопление зрительных образов обучающихся:
Мультимедиа презентации;
Web-страницы на уроках;
виртуальная экскурсия;
с о зд а н и е
ц и ф р ов о й
кол л е к ц и и
ш ед е в р ов
м и р ов о г о
изобразительного искусства;
2.
Творческая практическая работа обучающихся:
подготовка сообщений;
творческий мультимедийный проект;
графический редактор Paint;
создание компьютерного коллажа;
рисуем музыку;
3.
В отдельную группу целесообразно выделить тесты.
Приемы на накопление зрительных образов путем эстетического переживания
помогают
обогатить
внутренний
мир
ребенка,
воспитать
чувство
прекрасного,
гармонию, что положительно сказывается на развитии творческого воображения и
качестве творческих работ.
Мультимедиа
презентации
–
электронные
диафильмы,
включающие
в
себя
анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия
пользователя)
–
наиболее
распространённый
вид
представления
демонстрационных
материалов.
Для того чтобы после просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в
практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли
сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в
конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме
урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана
работу.
Web-страницы
на
уроках представляют
собой
разработанный
учителем
набор
страниц,
объединённых
между
собой
общим
замыслом
или
темой
и
переход
между
которыми
осуществляется
с
помощью
гиперссылок.
Они
содержат
в
себе
тексты,
портреты, репродукции с картин и их краткое описание, музыкальные фрагменты для
звукового восприятия. Кроме того, могут включать тестовые задания, благодаря которым
обучающиеся имеют возможность проверить свои знания.
Такие страницы удобно использовать как для фронтальной работы с детьми, так и
для их индивидуальной самостоятельной работы.
Виртуальная
экскурсия —
В
основе
виртуальных
туров
лежат
фотопанорамы,
которые от обычных фотографий отличаются интерактивным характером просмотра. Это
означает, что при просмотре панорамной фотографии пользователь видит только ту часть
изображения, которая его интересует в данный момент, и что при желании он может
оглядеться по сторонам, посмотреть вверх и вниз, а также приблизить или отдалить
отдельные детали изображения. Еще интереснее, если пользователь виртуального тура
может перемещаться между панорамами через активные зоны или руководствуясь картой
тура.
В течение одного виртуального урока можно посетить знаменитейшие музеи мира,
школьники
могут
не
только
прогуляться
по
залам
с
помощью
карты
или
используя
навигатор, но и просмотреть экспонаты с близкого расстояния, оценить грандиозность
экспозиций, в полной мере насладиться шедеврами искусства.
Создание
цифровой
коллекции
шедевров
мирового
изобразительного
искусства
позволяет собрать в одном месте весь иллюстративный материал по пройденным темам,
что способствует восприятию зрительных образов и закреплению полученных знаний.
Совместно с учащимися ведется работа по созданию цифровой коллекции шедевров
мирового
изобразительного
искусства,
которая
постоянно
пополняется.
Коллекция
произведений искусства позволяет знакомить на уроках детей с шедеврами живописи без
использования сети Интернет.
Подготовка сообщений. При подготовке сообщений и докладов на различные темы
учащиеся применяют электронные энциклопедии и работу в Интернет – библиотеке,
используя
при
этом
поисковые
системы.
На
основе
полученной
информации
дети
воображают
итоговую
структуру
сообщения,
обрабатывают
информацию
в
текстовом
редакторе, таким образом, учатся находить и выделять главное, а также располагать текст
и изображение на странице и сохранять созданный документ.
Творческий мультимедийный проект. Тема творческого мультимедийного проекта
должна вызывать живой интерес участников проекта.
Создание
творческого
мультимедийного
проекта
учащимися
позволяет
формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать
творческое
воображение,
способствуя
тем
самым
развитию
мотивационного
и
процессуального
компонентов
познавательной
самостоятельности.
И
в
этом
дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.
Графический редактор “Paint”. Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в
качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор
“Paint”. Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом,
активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом.
Занятия
с
использованием
программы
“Paint”
вырабатывают
усидчиво сть,
внимательность, аккуратность, развивают творческое воображение, моторику пальцев, что
может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к
выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея
достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной
деятельности.
Создание
компьютерного
коллажа.
Коллаж
—
техниче ский
прием
в
изобразительном
искусстве,
заключающийся
в
наклеивании
на
какую-либо
основу
материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре, и позволяющий добиться большего
эмоционального впечатления от неожиданного сочетания разнородных материалов.
Компьютерные коллажи используются при создании информационной (листовки,
буклеты, проспекты), презентационной (юбилейные буклеты, пригласительные билеты) и
сувенирной (настенные и настольные календари и календарики) рекламы. Кроме того,
коллажи применяются при создании такой печатной продукции, как дипломы, грамоты,
открытки и т.п.
Рисуем
музыку.
Прием
направлен
на
развитие
творческого
воображения
и
повышения мотивации обучающихся. Иногда, чтобы начать рисовать, ребенку нужен
дополнительный импульс-опора на звучащую музыку. Музыка даёт волю творческому
воображению, дети очень эмоционально на нее откликаются и их работы приобретают
глубокое содержание и креативные формы. Рисование музыки – это перевод музыкального
образа на язык живописи. Результат видят все, и это особенно нравится детям.
Тесты. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в
интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-
line
(используется
электронный
или
печатный
вариант
теста;
оценку
результатов
осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).
Таким образом, использование ИКТ позволяет менять виды деятельности, урок
становится
более
ярким
и
эмоциональным,
а
работы,
выполненные
учащимися,
творческими и полностью раскрывающими тему. При использовании компьютера на уроке
информация представляется динамичными видео- и звукорядом, что стимулирует работу
воображения.